Abstract: To identify problems in the regional labor market during the pandemic, using the example of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra. The normative legal acts of the Russian Federation, scientific literature, as well as official statistical data are analyzed. The article used the method of content analysis of scientific literature on the subject of the study, a comparative analysis of data on the labor market of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug. As a result, we came to the following conclusions: during the pandemic, there were problems with the employment of graduates, persons of pre-retirement age, applicants had to receive additional education due to changes in employment conditions in the labor market, there were also problems with the employment of persons who do not have a vaccination certificate, the salary payment schedule for some categories of workers changed, while In these circumstances, the availability of the labor market has also changed due to remote employment. We came to the following conclusions: in KhMAO-Yugra, it is necessary to organize a number of measures that would mitigate the impact of the next pandemic, but at the same time, the district is now taking possible measures to reduce tension in the labor market, including it is important to note that the region receives funding from the federal budget for the implementation of measures to neutralize the impact on the market labor and employment structure of the population of covid restrictions.
Keywords: labor market, pandemic, crisis, remote work, labor market of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra.
Введение. Разразившаяся в начале 2020 года пандемия коронавирусной инфекции продемонстрировала уязвимые сферы деятельности человека. Хотя стоит отметить, что пандемия проходила в период развития информационно-компьютерных технологий и тренда цифровизации экономики. Принимаемые правительством России и субъектами РФ ответные меры на вызовы времени привели к изменениям в социально-экономическом, технологическом, научном и других укладах жизни.
Методология исследования. Проанализированы нормативно-правовые акты Российской Федерации, научная литература, а также официальные статистические данные. В статье использовался метод контент-анализа научной литературы по теме исследования, сравнительный анализ данных о рынке труда ХМАО-Югры.
Результаты и их обсуждение. В период кризисных явлений происходят колоссальные изменения, в том числе и на рынке труда в регионах России. Согласно многочисленным исследованиям, стоит выделить следующие проблемы рынка труда в регионах России.
Во-первых, начались проблемы трудоустройства выпускников и лиц предпенсионного возраста, не обладающего навыками необходимыми для перевода на дистанционную занятость. Невозможно отрицать, что в более выгодном положении для трудоустройства, конечно, остаются сотрудники, которые обладают «soft skills», в том числе работников креативного труда.
В Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» был проведен эксперимент по выявлению взаимосвязи между уровнем сформированности гибких социальных навыков (soft skills) и уровнем заработной платы. В результатах исследования приводятся данные о том, что у тех студентов, у которых на более высоком уровне сформированы данные навыки, становятся более успешными, так как для работодателей такие навыки являются более значимыми. Но выпускники не имеют большого опыта, что не устраивает работодателей, а лица предпенсионного возраста не всегда готовы быть мобильными и быстро обучаться, тем более с применением средств ИКТ [1];
Чтобы перейти к новому этапу экономического развития нужно привлекать работников креативного труда. Значение креативного труда в социально-экономическом развитии выделяют уже давно, особенно в контексте поиска альтернатив сырьевой экономики. В сложившейся на сегодняшний момент ситуации на рынке труда один из важнейших качеств работника нового типа нами становится креативность. А выпускники и лица предпенсионного возраста, не обладают вышеуказанными качествами и навыками.
Во-вторых, возникла необходимость переквалифицироваться работникам или повышать квалификации сотрудникам из-за изменений условий трудоустройства на рынке труда. Многие соискатели, наблюдая изменения на рынке труда, прекрасно понимают, что им нужно обучаться, сейчас рынок труда нуждается в работниках с техническим образованием. Получить техническое образование быстро не у всех получится достаточно «быстро», используя возможности рынка труда. Соискатели переквалифицируются, но без опыта работы многие предприятия не берут сотрудников, из-за этого возникает ряд проблем, а также рынок образовательных услуг не всегда реагирует на быстрые изменения рынка труда [1];
В-третьих, начались сокращения рабочих мест из-за прекращения производства во время пандемии. В апреле 2020 года Министерство экономического развития РФ опубликовало список наиболее пострадавших отраслей экономики, куда вошли: культура, общепит, туризм, гостиничное дело и другие. Исходя из исследований опубликованных РБК, в период пандемии были уволены 36% работников, некоторые говорили, что их день сократили, остальные 50 % утверждают, что для них ничего не поменялось, а оставшиеся 14 % говорят об увеличении нагрузки на работе [2].
При этом важно отметить, что при увеличении нагрузки, дистанционной работе и многих других изменениях, произошедших в период пандемии, работники нуждаются в психологической помощи, замере уровня стресса. Но многие организации не могут держать в штате психолога, поэтому обращаются к психологическим службам, которые готовы предоставить свои услуги по договору.
В-четвертых, возникли ограничения трудоустройства граждан, не имеющих сертификата о вакцинации против C0VID-2019 в период пандемии [3].
Важное значение в период пандемии предавали безопасности самих работников, поэтому проходить вакцинацию необходимо было всем, из числа допущенных к ней по состоянию здоровья. Ограничения по трудоустройству вызвали ряд обсуждений, даже протестов, но в скором времени данные возмущения работников утихли, так как ситуация поменялась, уже к 2021 году отстраненные от работы лица и не допущенные к трудоустройству преступили к ней.
В-пятых, произошли изменения в графиках выплат заработной платы. По данным отечественных СМИ, в период пандемии выплаты заработной платы на отечественных предприятиях у 36 % работников организаций и предприятий происходили с задержками [4].
Данные задержки в выплатах заработных плат, несомненно, отразились в потреблении населения, а затем и в основных показателях покупательной способности населения, потребление многих групп товаров снизилось в период с 2020 по 2021 гг.
В-шестых, изменилась доступность рынка труда за счет дистанционной занятости — лицам с ОВЗ; женщинам, которые находятся на данный момент в отпуске по уходу за ребенком, матерям-одиночкам; пенсионерам; жителям отдаленных регионов страны, а также жителям из сельской местности.
Вакансий с дистанционной занятостью стало больше, что заметно отразилось на возможностях дополнительного или основного заработка для тех соискателей, которые ранее не могли позволить себе выбирать из нескольких мест, оценивая условия занятости.
В-седьмых, требования к соискателям (требования к коммуникативным навыкам, образованию, готовность работать в гибких условиях, быть мобильными, постоянно обучаться, особенно по применению средств ИКТ). Таким образом, произошла трансформация среднестатистического портрета работника на рынке труда: изменились требования к возрасту, физической мобильности, наличию компетенций онлайн работы, полу и пр.
На рынке труда исследуемого нами региона ситуация считается менее напряженной, чем в остальных регионах РФ. Так, например, по данным официальной статистики в период с января по июнь 2022 года коэффициент напряженности на рынке труда в ХМАО-Югре составил 0,27 безработных на 1 свободное рабочее место, что ниже на 0,4, чем показатели, регистрируемые с января по июнь 2021 года [5].
На рынке труда в ХМАО-Югре востребованы следующие профессии, представленные в таблице 1 [5]. Необходимость в данных работниках обусловлена спецификой региона.
Таблица 1.
Востребованные профессии по данным за 2022 год в ХМАО-Югре
Рабочие профессии | Неквалифицированные работники | Служащие |
водитель автомобиля | подсобные рабочие | специалисты |
охранник | рабочие по благоустройству населенных пунктов | мастера по ремонту скважин (капитальному, подземному) |
помощник бурильщика капитального ремонта скважин | уборщики территорий | мастера |
машинист подъемника | уборщики производственных и служебных помещений | инженеры |
бурильщик капитального ремонта скважин | дворники | консультанты |
электрогазосварщик | кухонный рабочий | делопроизводитель |
электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования | разнорабочий | бухгалтер |
Каменщик | рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий | кладовщик |
Слесарь по ремонту автомобилей | грузчик | экономист |
Электрогазосварщик | сторож (вахтер) | медицинская сестра |
Машинист экскаватора | контролер (контролер-посадчик аттракциона, контрольно-пропускного пункта) | воспитатель |
Стропальщик | менеджер |
Самыми высокооплачиваемыми и востребованными работниками остаются: бурильщик эксплуатационного и разведочного бурения (максимальный размер заработной платы — 227 430 руб.), а также инженер-электроник (максимальный размер заработной платы — 261 000 руб.) [5].
Несмотря на востребованные профессии, жители региона неохотно идут переобучаться на востребованные профессии, пришлось закрыть направления сферы ЖКХ. Так центр занятости населения предлагает обучаться на таргетологов, SMM-специалистов, UI-дизайнеров, тьюторов, коучеров в образовании, соцработников, специалистов по госзакупкам и цифровых педагогов.
Рынок труда переживает незначительный дисбаланс между спросом и предложением, его запросы не совпадают с предпочтениями жителей: нужны водители, персонал рабочих профессий, а среди людей, ищущих работу, их нет.
Развитие неформального сектора занятости может являться причиной невoстребованности некоторых профессий в статистике, исходя из официальных источников информации. В качестве критерия определения единиц неформального сектора принят критерий отсутствия государственной регистрации в качестве юридического лица.
Также на рынок труда влияет цифровизация многих областей, внедрение искусственного интеллекта, роботизация, которые могут изменить потребность в работниках многих сфер.
По словам Татьяны Голиковой, можно ожидать снижение количества работающих в различных сферах, например, в сферах транспорта, финансовой администрации, государственного управления и сельского хозяйства. Но вырастет численность работников в IТ-отрасли на 2 млн. к 2030 году [7]. Для этого нужны работники креативного труда. Северные регионы нуждаются в креативном труде, который даст возможность развитию науки и активному внедрению роботизации, а также экономическому развитию, но данные работники работают в развитой социальной инфраструктуре и деловой среде.
В ХМАО-Югре уже есть организации, которые проводят роботизацию рабочих мест. А в следующем году запланировано внедрение и использование роботов здоровья в детских садах округа, которые будут обследовать детей на симптомы простудных заболеваний [8].
Следует отметить, что для дальнейшего развития вышеупомянутых направлений нужно привлекать в регионы креативных работников, но на этот процесс влияют следующие негативные факторы: транспортные расходы по перевозкам по территории и другие проблемы, об этом говорилось в статье «Привлекательность регионов Крайнего Севера для креативного класса». Опираясь на исследование, проведенное в данной статье, мы можем утверждать, что решение вышеуказанных проблем даст значительный толчок к развитию регионального рынка [15].
При этом, например, заработная плата научных сотрудников в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра, в среднем составляет 142592,2 рублей по данным Росстата, что выше средней заработной платы в регионе в 2022 году. Но численность их не растет, мы связываем это с несоответствующими условиями занятости для работников креативного труда.
Влияние вышеуказанные проблем необходимо устранять для привлечения работников креативного труда в Ханты-Мансийский автономный округ-Югру, возможным выходом мы видим привлечение данных работников в дистанционной форме, а также дальнейшая реализация комплекса антикризисных мер господдержки в условиях санкций для малых и средних предпринимателей в округе.
Также такие кадры можно подготавливать в вузах на территории округа, используя цифровую образовательную среду, в которую также включены и федеральные вузы [17]. Такие выводы мы делаем, основываясь на исследовании содержания национального проекта «Образование» [16].
Для решения проблем, возникающих на рынке труда после пандемии, в ХМАО-Югре реализуют ряд мероприятий, которые должны привести к сглаживанию негативных последствий от их влияния. Уже сегодня видны результаты от данной работы, особенно для развития малого бизнеса на территории округа. Многие молодые предприниматели нацелены на реализацию своих проектов и получение средств по грантам, реализуемым в ХМАО-Югре, в том числе сейчас реализуется поддержка креативной деятельности жителей округа, креативных индустрий, а также разработку и внедрение российских цифровых решений, культурных инициатив [13].
В соответствие с реализации государственной программы «Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», выделят целевые значения к 2025 году — 809 человек, эти люди относятся к численности незанятых граждан предпенсионного возраста, пенсионного возраста, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, направленных на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование [9]. При этом рост данного показателя не запланирован до 2025 года. Обучение лиц предпенсионного возраста и пенсионного возраста ведется в Югре постоянно, при этом программы обучения постоянно обновляются, к их реализации привлечены образовательные учреждения на территории всего округа.
Что касается трудоустройства выпускников, то для них разработана и реализуется система содействия трудоустройству, которая включает организацию ярмарок вакансий, проведение мастер-классов для старших курсов и т.п. [10]. Каждый вуз собирает информацию о трудоустройстве выпускников, некоторые вузы реализуют дополнительное сопровождение для эффективного процесса трудоустройства, обращая внимание на цифровые следы студентов. Например, в рамках электронного портфолио студента можно собирать всю информацию о его достижениях во время обучения в вузе, при открытом его доступе работодатели получат полную информацию о будущем работнике, что, возможно, позволит выпускникам трудоустраиваться быстрее.
На профессиональное обучение по направлению органов службы занятости количество желающих уменьшалось с 2020 по 2022 гг. с 1871 человека до 1104 человек соответственно [5]. Но это не говорит об уменьшении количества желающих проходить обучение, многие говорят о невостребованности программ профессиональной подготовки и переподготовки [11].
Численность работников, предполагаемых к увольнению к 2021 году в Югре, составляет 1 316 человек. Основными причинами запланированных высвобождений в период пандемии являлись организационно – штатные мероприятия, оптимизация штатного расписания, уменьшение объемов выполняемых работ, реорганизация. Численность уволенных граждан по причине ликвидации организации либо сокращения численности или штата работников – 4 820 человек, этот показатель в 2,2 раза больше показателя предыдущего года, но к 2022 году данные показатели снизились из-за реализуемых мер поддержки предприятий в Югре [6]. Как отмечают эксперты, на конец декабря 2021 года в центрах занятости региона было зафиксировано 4120 безработных, при этом свыше 18 000 вакансий было представлено на рынке труда.
Также проблемой и регионального характера в период пандемии являлось ограничение трудоустройства граждан, не имеющих сертификата о вакцинации против COVID-2019, но в 2022 году все ограничения были сняты [12].
Во избежание напряженности ХМАО-Югра получает финансирование из федерального бюджета на реализацию мер по нейтрализации влияния на рынок труда и структуру занятости населения ковидных ограничений.
В рамках реализации дополнительных мер, поддерживающих работодателей, в регионе действует система мотивации. Во-первых, на законодательном уровне предусмотрена компенсация затрат работодателей, создающих временные рабочие места, на заработную плату гражданам, принимающим участие во временных или общественных работах, во-вторых, предусмотрена компенсация и на частичное возмещение расходов работодателя по оплате труда при организации временной занятости работников, находящихся под риском увольнения.
Заключение. В заключении хотелось бы обратить внимание на тот факт, что возможно рынок труда будет работать опять в условиях пандемии, но важно понимать, как избежать ряда проблем. Для этого необходимо вовремя организовывать мероприятия, способствующие смягчению негативного влияния вышеупомянутых в статье проблем. Например, уже сейчас меняются программы переквалификации, реализуемые Центрами занятости населения, организуется взаимодействие между ссузами, вузами и предприятиями, которое позволит выработать единую стратегию подготовки востребованных кадров для региона, происходит роботизация рабочих мест, активно внедряется цифровая образовательная среда, с которой следует знакомить тех работников, которые еще не овладели навыками ее использования на предприятии.
Библиографический список
1. Грин Д. Пора ли думать о переквалификации? Как рынок труда будет восстанавливаться после пандемии [Электронный ресурс] / Д. Грин//Издание о технологиях и бизнесе, организатор мероприятий и создатель сервисов для предпринимателей, инвесторов и корпораций «RB.RU».– Режим доступа: https://rb.ru/opinion/kak-rynok-truda-budet-vosstanavlivatsya-posle-pandemii/2. Лиснянская В. Учись или будешь уволен: как пандемия изменила рынок труда [Электронный ресурс] / В. Лиснянская // Кроссплатформенный проект о тенденциях в экономике, бизнесе, технологиях и обществе «РБК Тренды».– Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/education/60ae308e9a7947daf82dcdd9
3. Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ О возможности отстранения от работы не привитых от COVID-19 работников [Электронный ресурс] Информационно-правовой портал «Гарант.ру». – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401390063/
4. Савостьянов C. Опрос: каждый десятый россиянин перешел на «серую» зарплату из-за пандемии [Электронный ресурс] / С. Савостьянов // Информационное агентство ТАСС. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/9548293
5. Динамика основных показателей регистрируемого рынка труда
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
в январе-июне 2022 года [Электронный ресурс] Официальный сайт «Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» Режим доступа: https://deptrud.admhmao.ru/monitoring-situatsii-na-registriruemom-rynke-truda/pokazateli-ezhemesyachnogo-monitoringa-situatsii-na-registriruemom-rynke-truda/operativnaya-informatsiya-po-osnovnym-pokazatelyam-registriruemogo-rynka-truda-khanty-mansiyskogo-av/2022-god/7656415/dinamika-osnovnykh-pokazateley-registriruemogo-rynka-truda-kh/
6. Динамика основных показателей регистрируемого рынка труда
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
в январе - декабре 2021 года [Электронный ресурс] Официальный сайт «Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» Режим доступа: https://deptrud.admhmao.ru/monitoring-situatsii-na-registriruemom-rynke-truda/pokazateli-ezhemesyachnogo-monitoringa-situatsii-na-registriruemom-rynke-truda/operativnaya-informatsiya-po-osnovnym-pokazatelyam-registriruemogo-rynka-truda-khanty-mansiyskogo-av/2021-god/6817089/dinamika-osnovnykh-pokazateley-registriruemogo-rynka-truda-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yug/
7. Эксперт: около 500 тыс. рабочих мест в сельском хозяйстве могут сократить к 2030 году [Электронный ресурс] Информационное агентство ТАСС. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/12033951
8. Бестужева О. Комарова анонсировала появление роботов в детских садах ХМАО [Электронный ресурс] / О. Бестужева // Информационное агентство «Ura.ru». Режим доступа: https://ura.news/news/1052568851
9. Государственная программа «Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» [Электронный ресурс] Официальный сайт «Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Режим доступа: https://deptrud.admhmao.ru/gosudarstvennye-programmy/programmy-utrativshie-silu/gosprogramma-sodeystvie-zanyatosti-naseleniya-v-khanty-mansiyskom-avtonomnom-okruge-yugre-na-2016-20/1012447/aktualnaya-redaktsiya-gosudarstvennoy-programmy-sodeystvie-zanyatosti-naseleniya-v-khanty-mansiyskom/
10. Информация о трудоустройстве выпускников [Электронный ресурс] Официальный сайт «Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Режим доступа: https://depobr.admhmao.ru/obrazovanie-v-yugre/professionalnoe
11. obrazovanie/trudoustroystvo/1667201/informatsiya-o-trudoustroystve-vypusknikov/
12. В. Б. Русаев, Л. И. Воронина Проблемы в профессиональном обучении безработных граждан [Электронный ресурс] / Русаев В.Б., Воронина Л.И. // Информационное агентство «Ura.ru». Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/33138/1/st-2013-92.pdf
13. В Югре отменили необходимость отстранять от работы не привитых от ковида сотрудников [Электронный ресурс] Информационный портал «ugra-news.ru». Режим доступа: https://ugra-news.ru/article/v_yugre_otmenili_neobkhodimost_otstranyat_ot_raboty_ne_privitykh_ot_kovida_sotrudnikov/]
14. Грантовые конкурсы для креативных предпринимателей [Электронный ресурс] Портал малого и среднего предпринимательства Югры. Режим доступа: https://бизнесюгры.рф/support/informatsiya-dlya-subektov-kreativnykh-industriy/Grant-support/
15. Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь-март 2022 года [Электронный ресурс] Официальный сайт «Федеральная служба государственной статистики». Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/itog-monitor_05-22.htm
16. Лукиянчина Е.В. Привлекательность регионов Крайнего Севера для креативного класса [Электронный ресурс] / Е.В. Лукиянчина // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». – 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/privlekatelnost-regionov-kraynego-severa-dlya-kreativnogo-klassa
17. Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
18. Жадобина, Н. Н. Цифровая образовательная среда: проблемы и их решение в вузе [Электронный ресурс] / Н. Н. Жадобина. – DOI: https://doi.org/10.80019/IRJ.2021.112.1 // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 10. – Режим доступа: https://research-journal.org/pedagogy/cifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-problemy-i-ix-resheniya-v-vuze/