Индекс УДК 33
Дата публикации: 31.01.2024

Перспективы развития системы государственной поддержки деятельности малого и среднего бизнеса в мировой практике

Харакоз Ю.К.

Харакоз Ю.К.
канд. экон. наук, доцент Дипломатическая академия МИД России,
г. Москва
Kharakoz J.K.
сandidate of economic sciences, Docent, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow
Аннотация: Государственная поддержка развития деятельности в области малого и среднего предпринимательства в мировой практике является важным направлением экономической стратегии мирового сообщества.
Статья посвящена изучению степени влияния малого и среднего предпринимательства на развитие российской и международной экономики, анализу основных источников финансирования предприятий, сравнительной оценке эффективности государственных программ поддержки результативной деятельности компаний данного сектора, а также исследованию основополагающих факторов, влияющих на развитие государственной поддержки малых и средних субъектов бизнеса.


Abstract: State support for the development of financial and economic activities in the field of small and medium-sized businesses in world practice is an important direction of the economic strategy of the world community.
The article is devoted to the study of the degree of influence of small and medium-sized businesses on the development of the Russian and international economy, analysis of the main sources of financing for enterprises, comparative assessment of the effectiveness of government programs to support the productive activities of companies in this sector, as well as the study of fundamental factors influencing the development of government support for small and medium-sized businesses.
Ключевые слова: малые и средние предприятия, государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, внешнеэкономическая деятельность.

Keywords: small and medium-sized enterprises, state support for small and medium-sized enterprises, foreign economic activity, export activity.


Введение

Важным элементом экономического развития государства является эффективная деятельность сферы малого и среднего бизнеса. Благодаря тому, что малые и средние бизнес-единицы быстро реагируют на экономические изменения, а также являются довольно гибкими, на их основе создаются новые рабочие места, внедряются современные технологии производства и бизнес- процессов. [4] Также необходимо отметить, что малые и средние предприятия имеют особое значение в такой области, как международные экономические отношения.

Методологическая основа исследования

В данном исследовании использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы системного анализа и исследования операций, метод сравнений и аналогий, метод обобщений, а также методы формально-логические, моделирования, перехода от общего к частному, от абстрактного к конкретному.

Программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в мировой практике

Для результативного функционирования малого и среднего бизнеса в сфере международных экономических отношений необходимо создавать и совершенствовать институциональные программы, способствующие формированию основополагающих базисных факторов развития экспортной деятельности.

Например, в Ирландии государство поддерживает малые и средние предприятия с помощью предоставления таких налоговых послаблений, как упрощенные правила расчета и перечисления в бюджет НДС, использования льгот в области администрирования бизнес-единиц, внедрения в практическую деятельность специальных инструментов привлечения и обслуживания заемного капитала.

Также институциональные объединения страны формируют специальные программы и мероприятия, направленные на изучение внешних рынков сбыта, например, проведение маркетингового анализа, организация выставок-продаж, предоставление консультационных услуг через представительства.

В Аргентине в составе Министерства иностранных отношений и международной торговли создано Агентство по продвижению экспорта, которое разрабатывает и осуществляет программы и обучающие мероприятия, направленные на развитие экспортной деятельности в сфере малого и среднего бизнеса.

Программы продвижения экспертной деятельности можно классифицировать по следующим категориям: [3]

— предоставление экономико-статистических информационных данных о внешних рынках, а также финансово-правовое сопровождение;

— проведение маркетинговых исследований и организации планирования бизнес-процессов;

— предоставление экспортных гарантий, субсидий, а также льгот в области налогообложения.

В Европейском Союзе развитие МСП в наибольшей степени наблюдается в таких странах, как Германия, Великобритания и Франция. [7]

По данным делового статистического ведомства Великобритании, в 2022 году в стране было зарегистрировано 5,5 миллионов малых и средних предприятий, что составляло 99% предприятий частного сектора. К категории «малых» компаний относились 5,47 миллионов бизнес-единиц, а остальные компании вошли в категорию «средних». Данная сфера бизнеса обеспечивали занятость для 16,4 миллиона человек, что составляло порядка 61% от общего числа населения, занятого в компаниях частного сектора. В соответствии со статистическим обзором, оборот британских МСП в 2022 году был равен 2,1 триллиона фунтов стерлингов, что составило 51% от общего оборота частного бизнеса.

К институциональным ведомствам Великобритании, занимающихся поддержкой МСП, относятся Государственный департамент международной торговли, Департамент бизнеса, энергетики и промышленной стратегии, а также Департамент экспортного финансирования, которые реализуют две гарантийные программы.

С помощью первой программы, — гарантийной схемы национального займа, компании могут получить внешнее финансирование за счет кредитов с пониженными (льготными) ставками. Для получения займа компания должна иметь годовой оборот менее 250 миллионов фунтов стерлингов, а также осуществлять деятельность на территории государства.

Департамент международной торговли разработал комплекс специальных мероприятий «Паспорт экспортной деятельности», направленный на предоставление практической поддержки малого и среднего бизнеса, который впервые выходит на международные рынки. В рамках формирования «паспорта экспортной деятельности» бизнес-единицы осуществляется оценка экспортного потенциала, формируется алгоритм осуществления бизнес-процессов, а также проводится обучение сотрудников компании.

Для малого и среднего бизнеса, осуществляющих свою деятельность на международных рынках более двух лет, действует направление «Путь к росту», которое обеспечивает доступ к международной базе департамента и исследованиям в области маркетинга.

 Деятельность малых и средних предприятий Франции в основном ориентирована на внутренний рынок. Всего в стране насчитывалось около 3,9 миллионов МСП в 2022 году, на долю которых приходится 99% от общего числа предпринимателей. Согласно статистическим данным, предприятия частного сектора Франции экспортируют свою продукцию в меньшей степени, чем в Германии, однако в большей степени, чем в Великобритании. Например, около 70% товаров реализуются на рынках стран Европейского Союза. [5]

В рамках деятельности Агентства по международному развитию бизнеса Франции реализуются два основных направления поддержки развития сферы малого и среднего бизнеса.  В рамках первого направления осуществляется заемное финансирование до восьмидесяти тысяч евро на срок до шести лет для покрытия затрат на приобретение товаров для реализации на международном рынке. В рамках второй программы предприятиям предоставляется краткосрочная финансовая помощь в размере до восьми тысяч евро для сопровождения экспортных проектов.

Правительство Китая после столкновения с проблемой COVID-19 активно развивает новые меры и направления поддержки малого и среднего предпринимательства.  В 2020 году была упрощена опция администрирования процессов оформления, получения долгосрочного и краткосрочного заемного финансирования. [8] Крупные коммерческие банки выдали льготные кредиты на сумму 1,5 трлн юаней для поддержки сферы малого и среднего бизнеса. Предприятиям данной сферы были предоставлены субсидии на расходы по арендной плате и коммунальным услугам. Для компаний, чей доход за год составил менее тридцати тысяч юаней была снижена ставка по подоходному налогу. Кроме того, с 2020 года Народным банком Китая была понижена ставка рефинансирования, а также были созданы специальные фонды рефинансирования для поддержки результативной деятельности малых и средних компаний. (Рис. 1)

Рисунок 1 – Изменение ставки рефинансирования Народного банка КНР за 2018-2023 годы.

Источник: составлено на основе данных Народного банка КНР

Также в Китае существуют специализированные центры помощи МСП, которые оказывают консультации в области юриспруденции и экономки, организуют обучение и повышение квалификации персонала и осуществляют техническую поддержку компаниям. Необходимо отметить, что тысяча из тысячи восьмисот специализированных центров являются государственными.

В Индии малые и средние предприятия обеспечивают около 50% национального экспорта. В 2022 году в стране было зарегистрировано около 63 миллионов МСП, на которые приходится 30% валового внутреннего продукта. В начале 2022 года был принят Союзный бюджет на 2022-2023 годы для того, чтобы отрасль смогла восстановиться после волны COVID-19.

Основными институциональными структурами Индии, которые разрабатывают и внедряют в практическую деятельность различные инструменты поддержки МСП, являются Министерство торговли и Министерство МСП. В Индии активно развиваются производственные кластеры, получающие льготное финансирование для участия в международных ярмарках и выставках-продажах. Также проводится единая политика в области заемного финансирования для компаний, которые осуществляют свою деятельность в инновационной сфере. [6]

В России бизнес-единицы малого и среднего предпринимательства получают активную государственную поддержку в различных областях администрирования финансового-хозяйственной деятельности.

В Российской Федерации в 2018 году был утвержден Национальный проект по развитию малого и среднего предпринимательства. В рамках данного проекта был принят нормативно-законодательный акт №422 -ФЗ, который вводил в четырех регионах России (Москва, Московская область, Калужская область и Республика Татарстан) специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». В 2020 году его действие распространилось на более 20 регионов РФ. Согласно данному закону самозанятыми являются физические лица и индивидуальные предприниматели, у которых нет работников. Они вправе заниматься любой финансово-хозяйственной деятельностью, кроме указанных в нормативно-правовом акте исключений. По итогам 2019 года, по данным ФНС России, количество самозанятого населения, включая ИП, которые перешли на специальный налоговый режим, составило более трехсот тысяч человек.

Перспективы развития системы государственной поддержки деятельности малого и среднего бизнеса

Основополагающими задачами в области осуществления государственной поддержки сферы малого и среднего предпринимательства является реализация следующих инициатив:

  1. Интеграция функциональной поддержки.
  2. Стимулирование спроса на товары, работы и услуги малого и среднего бизнеса.
  3. Повышение качества государственного регулирования и администрирования в данной сфере.
  4. Снижение налоговой нагрузки на основе внедрения субсидий и льгот.
  5. Разработка отдельных программ по развитию финансово-хозяйственной деятельности МСП в отдельных регионах.
  6. Организация обучения и повышения квалификации сотрудников МСП.

В настоящее время в Российской Федерации проводятся мероприятия, которые способствуют достижению поставленных задач. [2]

Во-первых, внедряются стандарты развития конкуренции, которые направлены на освоение локальных рынков сбыта продукции, работ и услуг. Применяются дополнительные механизмы в области развития МСП. Кроме того, разрабатываются правила осуществления закупок у предприятий, а также даются методические рекомендации для МСП по участию в закупках.

Более того, государство способствует развитию торговли и потребительского рынка. Например, активно развивается ярмарочная торговля, на различных площадках организуются выставки-продажи, на которых особое внимание уделяется продукции МСП сельскохозяйственного и продовольственного характера. Распространяется многоформатная торгово-сбытовая инфраструктура, включающая несетевые объекты сбытовой деятельности для малого и среднего бизнеса.

Министерство экономического развития России утвердило Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в соответствии с Указом Президента РФ от 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». В данный проект входят четыре направления развития малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне. [2]

Во-первых, развитие сферы «самозанятости». В рамках данного направления оказываются информационно-консультационные, а также образовательные услуги самозанятому населению в специальных центрах «Мой бизнес». Предоставляются микрозаймы по льготным ставкам специализированными государственными микрофинансовыми организациями. Кроме того, предоставляется льготный доступ к сервисам, которые позволяют размещать информацию о реализуемых продуктах на различных электронных площадках. Также предоставляются в аренду производственные и офисные помещения, которые имеют необходимое оборудование для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Вторым направлением является «Предакселерация». В рамках данного направления создаются комфортные условия налогообложения для предприятий, которые используют упрощенную систему налогообложения и другие системы налогообложения. Также у МСП появилась возможность осуществлять торговую деятельность с комиссией менее 1% при использовании системы быстрых платежей.

Программа «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» направлена на осуществление помощи компаниям для выхода на международные рынки сбыта. Также в рамках данного направления предоставляется возможность получить доступ к финансированию деятельности, включая льготное кредитование по ставке 7%. Необходимо отметить, что институциональная программа направлена на создание упрощенных правил участия в государственных закупках для компаний, входящих в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

В результате реализации направлений развития МСП увеличилось количество занятых на одного субъекта малого и среднего бизнеса. В 2021 году данный показатель составлял 3,08 человек, а к 2024 он должен достичь 3,18 человек.

Важным показателем эффективности деятельности МСП является показатель — объем закупок наиболее крупных компаний у малых и средних предприятий. На основе статистических данных в 2021 году он составлял около 4 триллионов рублей, а к 2024 году должен увеличиться до 5 триллионов рублей.

Консолидированная финансовая поддержка предприятиям в общем объеме в 2021 году составила порядка 882 миллиарда рублей, а за 2024 год она должна достичь 921 миллиарда рублей.

Заключительным направлением государственной стратегии развития МСП является «Цифровая платформа малого и среднего предпринимательства», которое направлено реализацию дистанционных процессов оформления необходимых мер государственной поддержки субъектов бизнеса.

Заключение

Таким образом, государственные программы по поддержке малого и среднего предпринимательства представляют собой единую систему по различным направлениям администрирования финансово-хозяйственной деятельности, которые включают возможность получения заемного финансирования всех инструментов развития в данной сфере.

Перспективы и направления развития деятельности малых и средних предприятий во многом связаны с расширением оказываемой им государственной поддержки. Для страны данный сектор играет важную роль, поскольку он обеспечивает развитие промышленности и инновационной сферы, за счет него насыщаются рынки, а также поддерживается конкурентная среда.

Библиографический список

1. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/?ysclid=lpbe3a2n3k918932144 (дата обращения: 15.01.2024).
2. Аналитический центр МСП Банк. Режим доступа: https://www.mspbank.ru/analiticheskiy_tsentr/issledovaniya_i_analitika/ (дата обращения: 15.01.2024).
3. Организация Объединенных Наций. Режим доступа: un.org/ru/observances/micro-small-medium-businesses-day/ (дата обращения: 20.01.2024).
4. Программа глобальных премий ВОИС 2023 года для МСП за использование ИС в целях коммерциализации. Режим доступа: https://www.wipo.int/export/sites/www/global-awards/ru/docs/wipo-global-awards-rules.pdf/ (дата обращения: 18.01.2024).
5. Мировое экономическое положение и перспективы, 2021 // Доклад ООН. Режим доступа: http://www.unic.ru/activity/doklad-oon-mirovoe-ekonomicheskoe-polozhenie-i-perspektivy-2021-predstavlen-v-moskve/ (дата обращения: 15.01.2024).
6. Business World // Wrap-Up 2022: MSME Sector— India's Economic Backbone. Режим доступа: https://www.businessworld.in/article/Wrap-up-2022-MSME-Sector-India-s-Economic-Backbone-/27-12-2022-459446/ (дата обращения 21.01.2024).
7. Number of small and medium-sized enterprises (SMEs) in Germany from 2008 to 2022, by size. Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/818691/small-and-medium-sized-enterprises-germany/ (дата обращения: 11.01.2024).
8. Zhu Y., Wittmann X., Peng M. W. Institution-based barriers to innovation in SMEs in China / Asia Pacific Journal of Management. – Т. 29. – №. 4. – pp. 1131-1142. Режим доступа: https://pdfs.semanticscholar.org/71a4/8ffb464f18fdcd2d51bab009b5bf5ece7a8f.pdf?_ ga=2.206191507.1657255077.1531224733-1855809262.1531224733 (дата обращения: 11.01.2024).