Индекс УДК 332.132
Дата публикации: 03.02.2021

Современные проблемы и перспективные направления развития угольной промышленности Республики Тыва

Modern problems and promising directions of development of the coal industry of the Republic of Tuva

Хаваа Айдыс Александрович
Тумен Ай-Сурен Антонович
Сарыглар Анна Александровна

1, 2: Студенты экономического факультета
ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»
3: Научный руководитель, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента
ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»

Khavaa Aidys Aleksandrovich
Tumen Ai-Suren Antonovich
Saryglar Anna Aleksandrovna

1, 2: Students of the Faculty of Economics
FGBOU VO «Tuvan State University»
3: Research Supervisor, Senior Lecturer of the Department of Economics and Management
FGBOU VO «Tuvan State University»
Аннотация: В данной статье рассматривается положение угольной промышленности Республики Тувы. Исследуется его область эффективного применения и продуктивность для экономики, а также проблемы его реализации в другие регионы. На основании имеющихся запасов угля и степени его использования в хозяйстве региона, сделаны выводы о недостаточном использовании ископаемого. Изучены перспективные направления реализации угля в таких сферах как химическая и топливная промышленность, металлургия. Для полного извлечения экономического эффекта от углевых ресурсов препятствует такая проблема как закрытость региона от внешнего мира географическим рельефом и слабой транспортной связью, отсутствие производственной инфраструктуры.

Abstract: This article examines the situation of the coal industry of the Republic of Tuva. The article examines its effective application and productivity for the economy, as well as the problems of its implementation in other regions. Based on the available coal reserves and the degree of its use in the economy of the region, conclusions drawn about the insufficient use of the fossil fuel. Promising areas of coal sales in such areas as the chemical and fuel industry, metallurgy studied. Fully extract the economic benefits from coal resources, such problems as the region's closeness from the outside world by geographical terrain and weak transport links, and the lack of production infrastructure hindered.
Ключевые слова: угольная промышленность, Тыва, энергетика, черное «золото», полезные ископаемые, транспорт.

Keywords: coal industry, Tuva, energy, black "gold", minerals, transport


Тува располагает разнообразными и большими запасами полезных ископаемых. Прежде всего каменного угля. Проблема в том, что его запасы в настоящее время используется только как топливо для отопления помещений. Прогнозные запасы угля на всей территории Республики оцениваются более 24 млрд. тонн [3]. Данные представленные на следующей таблице показывают запасы известных месторождений:

Таблица 1.

Месторождения каменного угля в Туве и их запасы

МесторождениеМесторасположениеЗапасы
1. Каа-ХемскийКызылский кожуун305 млн. т.
2 МежегейскоеТандинский кожуун2,3 млрд. т.
3 ЭлегестинскоеКызылский кожуун1 млрд. т.
4 ЭэрбекскоеКызылский кожуун97 млн. т.
5 ЧаданскоеДзун-Хемчикский кожуун15 млн. т.
6 Ак-ТальскоеЧеди-Хольский кожуун1,7 млрд. т.
7 Ийи-ТальскоеУлуг-Хемский кожуун
8 Чангыс-ХадынскоеДзун-Хемчикский кожуун
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Улуг-Хемский_угольный_бассейн

Большие запасы угля можно использовать не только для отопления помещений, но и для выплавки различных металлов. Здесь уголь в большинстве своём коксующийся, т.е. высокого качества и предназначенного для металлургических комбинатов. Использовать такой уголь для отопления, по нашему мнению, нецелесообразно, т.к. отапливать можно и другими видами топлива, например, при помощи электроэнергии или биотоплива, а для выплавки металлов нужен только качественный, коксующийся уголь.

Уголь является не только топливом, но и сырьём для коксохимических предприятий. При коксовании угля – его нагревание без доступа к воздуху в коксовых печах – образуется два основных продукта: кокс (75% угля) и сырой коксовый газ (25% угля) [2]. Кокс отправляется в металлургические заводы как топливо для выплавки металлов. Сырой коксовый газ идёт на дальнейшую переработку и получают из него поочерёдно следующие вещества: аммиачную воду, каменноугольную смолу, аммиак, сероводород, бензол, фенол, пиридин, чистый коксовый газ. Из каменноугольной смолы получают более 500 разных веществ. На основании из вышеперечисленных веществ можно создать целую химическую промышленность, т.к. из продуктов сырого коксового газа можно изготовить множество других веществ, нужных для многих сфер деятельности человека. Чистый коксовый газ используется как топливо в коксовой печи или в других отраслях, где нужен горючий газ. Забегая вперёд, функционирование металлургических заводов в Туве не будет соответствовать факторам размещения производства. Поэтому, по нашему мнению, уголь следует подвергнуть коксовании на нашей территории и полученный кокс отправлять засаянским металлургическим комбинатам, а на основе коксового газа выстроить химическую промышленность.

Главной проблемой в использовании запасов угля является высокие транспортные тарифы на перевозку грузов. Сообщение с внешним миром ведётся, в основном, автомобильным транспортом. Автомобиль имеет как плюсы, так минусы. Из плюсов: большая манёвренность, возможность добраться до труднодоступных районов. Из минусов: низкая грузоподъёмность, высокая себестоимость перевозок. Из-за высоких транспортных тарифов вывезенная уголь из Тувы по ценовым характеристикам будет неконкурентоспособным на внешних рынках. Из данной ситуации есть только один выход: присоединение Тувы к общероссийской сети железных дорог. Железнодорожный транспорт в отличие от автомобильного имеет высокую грузоподъёмность и относительно низкую себестоимость перевозок, однако она передвигается только по железной дороге, вне неё не сможет и с места двинутся. Если соединить республику железной дорогой с внешним миром, то транспортные расходы сократятся во много раз, будет возможность перевезти большие объемы угля [5].

В настоящее время существует проект железной дороги Кызыл-Курагино, одобренная Правительством РФ. Предполагается, что данная дорога решит проблему освоения местных месторождений. Данный проект заморожен из-за нехватки финансирования [7].

Таким образом, нами было выяснено, что запасы угля можно использовать более рациональным и эффективным путём. В ходе исследования было выявлено, что уголь можно использовать не только как топливо, но и как сырьё для химической промышленности и металлургии. Однако, для использования природных ресурсов существует ряд проблем. Первая из них является закрытость от внешнего мира не только природными ограничениями, но и транспортными. Связь осуществляется, в основном, автомобильным транспортом, который отличается малой грузоподъёмностью и высокой себестоимостью перевозок. Решить данную проблему призвана железная дорога, проложенная в Туву.

Библиографический список

1. Минерально-сырьевой потенциал Республики Тыва и перспективы его освоения / под ред. В.И. Лебедева. – М.: Издательство: Ассоциация "Некоммерческое партнерство по содействию в проведении научных исследований "Институт нового индустриального развития им. С.Ю. Витте", 2009. – 72 с.
2. География Республики Тува: Учеб. пособие для 9-го кл. / под ред. К. О. Шактаржик. – М.: Тувин. кн. изд-во, 2006. - 127 с.
3. Улуг-Хемский угольный бассейн / [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Улуг-Хемский_угольный_бассейн (дата обращения 24.04.2020)
4. Полезные ископаемые республики Тыва / [Электронный ресурс]. - URL: http://www.protown.ru/russia/obl/articles/3410.html (дата обращения 24.04.2020)
5. Проблемы освоения минерально-сырьевого потенциала Тувы / [Электронный ресурс]. - URL: https://referat.co/ref/764814/read (дата обращения 25.04.2020)
6. МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВАЯ БАЗА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА / [Электронный ресурс]. - URL: https://studopedia.net/9_54589_II--mineralno-sirevaya-baza-respubliki-tiva.html (дата обращения 30.04.2020)
7. О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ДО 2020 ГОДА / [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/450273366 (дата обращения 27.04.2020)