Индекс УДК 338.984
Дата публикации: 27.03.2018

Факторный анализ финансовых результатов деятельности организаций АПК

Factor analysis of financial performance of agribusiness organizations

Бочарова Ольга Федоровна
Кобозева Дарья Сергеевна

1. канд.экон.наук, доцент кафедры финансов ФГБОУ ВО "Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина"
2. бакалавр 4 курса, направления подготовки 38.03.01 Экономика профиль «Финансы и кредит»
ФГБОУ ВО "Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина"
г. Краснодар

Bocharova Olga Fedorovna
Kobozeva Daria Sergeevna

1. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance FGBOU VO
"The Kuban state agrarian University of I.T. Trubilina"
2. Bachelor 4 courses, directions of training 38.03.01 Economics, profile «Finance and credit»
FGBOU VO "The Kuban state agrarian University of I.T. Trubilina"
Krasnodar
Аннотация: Статья отображает особенности проведения факторного анализа финансовых результатов деятельности организаций АПК. Факторами влияющим на прибыль от продаж определены объем реализации, себестоимость и цена реализации.

Abstract: The article reflects the features of the factor analysis of the financial performance of agricultural organizations. Factors affecting the profit from sales are the volume of sales, cost and sales price.
Ключевые слова: финансовые результаты, объем реализации, себестоимость, цена реализации.

Keywords: financial results, sales volume, cost price, selling price.


В условиях рыночной экономики основным результатом хозяйственной деятельности организации является прибыль. Каждая организация, прежде чем начать производство продукции, определяет для себя, какую прибыль, какой доход она может получить.

В.Н. Дорман отмечает, что: «Прибыль характеризует конечные результаты деятельности организации. Поскольку она поступает лишь в результате реализации продукции, то в ней выражена связь между производством и обращением. Для работающей в условиях РФ организации различают следующие показатели прибыли:

  • валовая прибыль;
  • прибыль (убыток) от продажи;
  • прибыль (убыток) до налогообложения;

чистая прибыль (нераспределенная прибыль)» [1].

Для организаций АПК наиболее показательной, с точки зрения результативности деятельности, является прибыль от продаж.

Прибыль от продаж — это финансовый результат, определяемый как разница между выручкой от продажи товаров и суммой затрат, включаемых в себестоимость продукции, коммерческих и управленческих расходов.

Прибыль от продажи продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли организации. Ее величина формируется под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются: себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен.

Важнейшим из них является себестоимость. Под себестоимостью продукции понимают все затраты организации на производство и реализацию продукции. Количественно в структуре цены себестоимость занимает значительный удельный вес, поэтому она заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях [2].

Еще одним фактором, влияющим на величину прибыли от продаж, является изменение объема производства и реализации продукции. Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли.

Размер выручки от реализации продукции и, соответственно, прибыли от продаж зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и уровня применяемых цен. Цены на продукцию в условиях рыночной конкуренции устанавливаются организациями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями. Поэтому уровень цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от организации [3].

Для оценки факторов, повлиявших на прибыль от продаж ПАО «Родина» построим вспомогательную таблицу 1.

Таблица 1

Данные по реализации продукции ПАО «Родина»

Наименование

продукции

Количество реализованной

продукции т.

Цена реализации

1 т.

Себестоимость 1 т. проданной продукции
2014 г.
Пшеница524462103998
Подсолнечник1678116823209
Молоко45351543414583
Говядина, ж. в.4068134490450
2015 г.
Пшеница706474704408
Подсолнечник1573161704428
Молоко44791855316767
Говядина, ж.в.36174524108757
2016 г.
Пшеница1221770704055
Подсолнечник1410131545658
Молоко49242356616434
Говядина, ж.в.35986664120490

В таблице 2 оценим влияние изменений объема реализованной продукции на прибыль от продаж.

Таблица 2

Оценка влияния изменений объема реализованной продукции на  прибыль от продаж в ПАО «Родина»

ПродукцияОбъем реализации, цИзменение прибыли

от продаж в 2016 г.

относительно объема, тыс.руб.

2014 г.2015 г.2016 г.2014 г.2015 г.
Пшеница524470641221721021554
Подсолнечник167815731410-201-122
КРС (в живой массе)4063613591597
Молоко цельное453544794924277317

Проведя расчеты методом цепных подстановок было выявлено, что по причине увеличения объема реализации пшеницы прибыль от продаж увеличилась на 2102 тыс.руб. относительно объема 2014 г. и на 1554 тыс.руб. относительно объема 2015 г.

Сокращение объемов реализации подсолнечника повлекло сокращение прибыль от продаж на 201 тыс.руб. относительно объема 2014 г. и на 122 тыс.руб. относительно объема 2015 г.

Увеличение объемов реализации КРС (в живой массе) привело к увеличению прибыль от продаж на 159 тыс.руб. относительно объема 2014 г. и 7 тыс.руб. относительно объема 2015 г.

Увеличение объемов реализации цельного молока позволило увеличить прибыль от продаж на 277 тыс.руб. относительно объема 2014 г. и на 317 тыс.руб. относительно объема 2015 г.

Влияния изменения полной себестоимости 1ц реализованной продукции на прибыль от продаж в ПАО «Родина» рассчитаем в таблице 3.

Увеличение себестоимости производства пшеницы (в 2016 г. по сравнению с 2014 г.) повлияло на сокращение прибыли от продаж на 70 тыс.руб., а её сокращение (в 2016 г. по сравнению с 2015 г.) позволило дополнительно получить 431 тыс.руб.

Рост себестоимости подсолнечника повлияло на сокращение прибыли на 345 тыс.руб. относительно уровня 2014 г. и на 173 тыс.руб. относительно уровня 2015 г.

Увеличение себестоимости выращивания КРС повлияло на сокращение прибыли на 1078 тыс.руб. относительно уровня 2014 г. и на 421 тыс.руб. относительно уровня 2015 г.

Таблица 3

Оценка влияния изменения полной себестоимости 1ц реализованной продукции на прибыль от продаж в ПАО «Родина»

ПродукцияПолная себестоимость

1 ц, руб.

Изменение прибыли

от продаж в 2016 г. относительно себестоимости 1 ц., тыс.руб.

2014 г.2015 г.2016 г.2014 г.2015 г.
Озимая пшеница399,8440,8405,5-70431
Подсолнечник320,9442,8565,8-345-173
КРС (в живой массе)9045,010875,712049,0-1078-421
Молоко цельное1458,31676,71643,4-911164

Увеличение себестоимости производства цельного молока (в 2016 г. по сравнению с 2014 г.) повлияло на сокращение прибыли от продаж на 911 тыс.руб., а её сокращение ( в 2016 г. по сравнению с 2015 г.) позволило дополнительно получить 164 тыс.руб.

Влияния изменения средней цены 1ц реализованной продукции на прибыль от продаж в ПАО «Родина» рассчитаем в таблице 4.

Таблица 4

Оценка влияния изменения средней цены реализации 1 ц продукции на прибыль от продаж в ПАО «Родина»

ПродукцияСредняя цена реализации

1ц, руб.

Изменение прибыли

от продаж в 2016 г. относительно цены 1 ц., тыс.руб.

2014 г.2015 г.2016 г.2014 г.2015 г.
Озимая пшеница621,0747,0707,01051-489
Подсолнечник1168,21617,01315,4208-425
КРС (в живой массе)8134,47452,48666,4191436
Молоко цельное1543,41855,32356,640042468

Рост цены реализации пшеницы повлиял на увеличение прибыли от продаж на 1051 тыс.руб. относительно уровня цены 2014 г., а её сокращение повлекло сокращение прибыль на 489 тыс.руб. относительно уровня цены 2015 г.

Рост цены реализации подсолнечника относительно уровня 2014 г. повлияло на увеличение прибыли от продаж на 208 тыс.руб. и наоборот сокращение цены реализации относительно уровня 2015 г. повлекло сокращение прибыли от продажи на 425 тыс.руб.

Увеличение цены реализации КРС повлияло на увеличение прибыли от продаж на 191 тыс.руб. относительно уровня 2014 г. и на 436 тыс.руб. относительно уровня 2015 г.

Увеличение цены реализации цельного молока повлияло на увеличение прибыли от продаж на 4004 тыс.руб. относительно уровня 2014 г. и  на 2468 тыс.руб. относительно уровня 2015  г.

Произведенные расчеты показали, что самым эффективным видом производимой и реализуемой продукции является молоко, так как все исследуемые факторы дали положительный эффект на увеличение прибыли от продаж (увеличение объема, снижение себестоимости и увеличение цены реализации).

Оценка совокупности факторов, влияющих на прибыль оп продаж позволяют принимать решения, позволяющие оптимизировать объем реализации или затраты реализуемой продукции. Цены оптимизации на прямую не подлежат так как это весьма зависимый фактор от внешних условий хозяйственной жизни организации.

В качестве рекомендации по повышению эффективности управления финансовыми ризалитами деятельности ПАО «Родина» можно предложить:

1) рассмотреть возможность выращивать овощи (лук, огурцы, перец, баклажаны, томаты, капусту), так как для этого имеются все условия — густая и разветвленная оросительная система, которая в настоящее время используется достаточно мало, благоприятный климат. Данная вид продукция является высокорентабельным;

2) реализация предложения по выращиванию овощей позволит расширить рынок сбыта. В рамках государственной поддержки с/х организаций в связи с применением санкций, участвовать в тендерах на поставку овощей в бюджетные учреждения (детские сады, больницы, дома престарелых и т.п);

3) для повышения рентабельность молочного животноводства необходимо осуществление таких мероприятий, как улучшение селекционной работы, реализация программы по оздоровлению стада, реконструкции молочно-товарных ферм с переходом на беспривязное содержание поголовья;

4) с целью сокращения расходов на внеплановый ремонт при вводе в эксплуатацию нового оборудования уделять достаточно внимания обучению и подготовке кадров, повышению их квалификации для эффективного использования оборудования и недопущения его поломки из-за низкой квалификации обслуживающего персонала;

5) для повышения производительности труда разработать и ввести эффективную систему материального стимулирования персонала, тесно увязанную с основными результатами хозяйственной деятельности организации и экономией ресурсов.

Библиографический список

1. Дорман В.Н. Коммерческая организация. Доходы и расходы, финансовый результат: учеб. пособие / В.Н. Дорман. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2016. – 108 c.
2. Герасименко О.А. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / Герасименко О.А. Герасименко О.В. – Казань: ООО «Бук». – 2017. – 172 с.
3. Бочарова О.Ф. Доходный подход к оценки недвижимости в современных условиях / Т.В. Богданова, О.Ф. Бочарова //
Единство и идентичность науки: проблемы и пути решения: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. - 2017. - С. 19-23.