Индекс УДК 339.13
Дата публикации: 01.03.2021

Особенности проведения исследований спроса и конъюнктуры рынка в сфере гостиничного бизнеса

Features of conducting research on demand and market conditions in the field of hotel business

Веряскин Павел Геннадьевич
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва»
Veryaskin Pavel Gennadievich
«Mordovia state University. N. P. Ogareva»
Аннотация: Статья посвящена важности организации и проведения исследований спроса и конъюнктуры рынка гостиничных услуг в условиях жесткой конкуренции и неопределённости. Раскрываются особенности, присущие исследованию рынка гостиничных услуг. Описываются, задачи исследования спроса и конъюнктуры, показатели конъюнктуры рынка гостиничных услуг, а также факторы, воздействующие на конъюнктуры рынка отельного бизнеса.

Abstract: The article is devoted to the importance of organizing and conducting research on the demand and market conditions of hotel services in conditions of fierce competition and uncertainty. The features inherent in the research of the hotel services market are revealed. The article describes the tasks of research of demand and market conditions, indicators of the market conditions of hotel services, as well as factors affecting the market conditions of the hotel business.
Ключевые слова: рыночная экономика, индустрия гостеприимства, гостиничный бизнес, маркетинг, спрос, конъюнктура, исследование рынка гостиничных услуг.

Keywords: market economy, hospitality industry, hotel business, marketing, demand, market conditions, hotel services market research.


Сегодня в условиях сложной экономической ситуации, обострившейся под влиянием пандемии COVID-2019, специалисты всё чётче понимают необходимость организации и проведения исследований спроса и конъюнктуры рынка, дабы подстроить бизнес под новые условия и потребности клиентов.

Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что влияние маркетинговых исследований на функционирование гостиниц с каждым годом повышается, так как с их помощью можно здраво оценить свои возможности на данном рынке, достигать больших преимуществ по сравнению с конкурентами, привлекать новые сегменты потребителей и, наконец, увеличивать прибыльность бизнеса. К тому же для лучшей ориентации на рынке и лидерства в конкурентной схватке как раз необходимы знания конъюнктуры рынка.

Самая главная задача, лежащая перед исследованиями рынка – это определение того, чего желают получить клиенты, каковы их настроения, предпочтения, финансовые возможности, выявление основных тенденций обслуживания, взаимодействий с внешним миром и так далее. Важно начать с того, что одним из главных этапов любого маркетингового исследования является именно анализ спроса и конъюнктуры рынка. Если говорить о гостиничном бизнесе, то такой анализ является точным и объективным способом изучения тех групп потребителей, которые уже являются клиентами или могут ими стать в перспективе.

Итак, рыночная конъюнктура представляет собой конкретную экономическую ситуацию на рынке в определенный момент времени, представляющую результат взаимодействия факторов и условий, определяющих состояние спроса и предложения на гостиничные услуги, а также уровень цен на них [1, с. 110]. Главными целями исследования конъюнктуры рынка гостиничных услуг является выявление закономерностей и тенденций развития аспектов анализируемого рынка и определение комплекса мер, необходимых для полного удовлетворения спроса клиентуры на производимые услуги и более продуманного использования имеющихся ресурсов отеля.

Обратившись к рисунку 1. можно наблюдать, что в основном выделяют 3 вида факторов, воздействующих на конюнктуру рынка гостиничных услуг

Рисунок 1. Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка гостиничных услуг

Следует отметить, что к задачам исследования конъюнктуры рынка гостиничных услуг относят следующее:

  • определение объективных показателей, позволяющих оценить текущее состояние конъюнктуры рынка;
  • исследование, анализ и оценка текущего состояния спроса и конъюнктуры рынка, а также прогнозирование и анализ их динамики и тенденций развития;
  • установление стабильности и устойчивости его развития при различных изменениях внешней среды гостиничного предприятия;
  • выявление периодичности и цикличности развития рынка гостиничных услуг в целом;
  • анализ рыночного потенциала анализируемой гостиницы и определение её доли на рынке;
  • оценка деловой активности на рынке.

Важно, что информация при исследовании конъюнктуры рынка гостиничных услуг, как и в любом маркетинговом исследовании, является главной ценностью, на основе которой менеджеры и будут делать выводы, поэтому она должна быть всегда актуальной и правдивой. Примечательно, что в соответствии с таблицей 1. при осуществлении самого маркетингового исследования специалистами может быть использована информация 3 видов.

Таблица 1

Виды информации, задействованной в исследовании спроса и конъюнктуры рынка гостиничных услуг

Вид информацииХарактерные отличия
1.Общая информацияОписывает рыночную конъюнктуру в целом. Источниками такой информации могут быть: государственная и отраслевая статистика, официальные сайты учёта и отчётности.
2.Коммерческая информацияВ основном данные о производстве и сбыте услуг. Источники: деловая документация, корреспонденция гостиницы, возможно от деловых партнёров.
3.Специальная информацияНепосредственно представлена данными полевых исследований. Это могут быть результаты опроса клиентов, наблюдение за поведением групп потребителей и т.д.

Также в процессе анализа конъюнктуры рынка организуется регулярные наблюдения за любыми экономическими показателями, провоцирующие сдвиги в соотношении спроса и предложения, соответственно выясняются и причины этих колебаний [2].

В соответствии с таблицей 2. состояние (конъюнктуру) рынка можно охарактеризовать через количественные и качественные показатели.

Таблица 2

Количественные и качественные показатели конъюнктуры рынка гостиничных услуг

Название показателяКраткая характеристика
1. Масштаб рынкаЕмкость рынка, число отелей различных категорий, количество операций на рынке и т.д.
2. Степень сбалансированности рынкаСоотношение спроса и предложения.
3. Тип рынкаМонополистический или конкурентный.
4. Степень деловой активностиЗаполненность хозяйственного портфеля фирмы, число и размер заказов, объем и динамика сделок и т.п.
5.Динамика рынкаИзменения основных параметров рынка, их вектор, скорость и интенсивность, основные тенденции.
6. Уровень устойчивостиКолебания основных параметров рынка в динамике  и пространстве
7. Уровень рыночного рискаОценка вероятности потерпеть поражение на рынке.
8. Сила конкуренцииЧисло конкурентов на рынке и их активность.
9. Средняя норма прибылиСумма валовой и чистой прибыли и показатели рентабельности.
10. Цикличность рынкаПоложение рынка в определенной точке (стадии) экономического или сезонного цикла.

Необходимо понимать, что исследование рыночной конъюнктуры представляет собой, с одной стороны, анализ рынка, а с другой — существенную часть маркетинга гостиничных услуг в целом. Интересно, что по конъюнктуре рынка можно косвенно установить: в каком состоянии находится анализируемое гостиничное предприятие в текущий момент времени. На основе исследования конъюнктуры рынка отель получает объективную информацию о ситуации на нем. В результате чего появляется возможность проведения прогнозов его развития, что позволяет более четко установить конкурентные преимущества гостиницы в настоящее время и в будущем.

Если говорить об исследовании спроса на гостиничные услуги, то в первую очередь под ним нужно понимать изучение платежеспособной потребности в гостиничных продуктах и услугах. При исследовании спроса выявляются такие показатели как, потребность в продукте, уровень покупательной способности, перспективы изменения структуры потребителей, анализируются демографические факторы (численность, уровень достатка, возраст и т.д.) [4].

Как правило, спрос на гостиничные услуги отличается высокой эластичностью, высокой степенью дифференциации и высокой замещаемостью. Также спрос на гостиничные услуги находится под влиянием разнообразных факторов, которые можно определить как ценовые и неценовые (рисунок 2.).

Рисунок 2. Факторы формирования спроса на гостиничные услуги

Однако все же цена — это основной фактор, влияющий на величину спроса на гостиничные услуги. Как правило, выбор средств размещения, продолжительность отдыха и условия проживания зависят именно от ценового фактора [5].

Интересно, что в соответствии с рисунком 3. движение спроса на гостиничные услуги представляет собой цикл, включающий 5 основных периодов.

Рисунок 3. Цикл спроса на гостиничные услуги

Исследование спроса является важным условием грамотной организации маркетинговой политики отеля. Полученная в ходе исследования спроса информация позволяет руководству и персоналу гостиничного предприятия глубже понять рыночные процессы, предугадать желания клиентов и обосновать те или иные коммерческие решения [3].

Подытожив, можно сказать, что проводя исследование спроса и конъюнктуры рынка, гостиничная организация снижает уровень коммерческого риска. На основе полученных и систематизированных данных о спросе менеджмент отеля может определить соответствующий сегмент обслуживания и соответствующую рыночную нишу, а также выбрать направление дифференциации услуг и устанавливать оптимальный уровень цен. Также знание спроса даёт возможность для улучшения качества и расширения ассортимента выпускаемых услуг в отеле. Гостиничные компании, игнорирующие маркетинговые исследования вряд ли добьются лидерства на рынке и признания потребителей. В конце концов, такая организация не будет представлять, как работать в современных условиях и будет вынуждена просто уйти с арены.

Библиографический список

1. Джанджугазова Е.А Маркетинг в индустрии гостеприимства, Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 224 с.
2. Дурович А.П. Маркетинговые исследования в туризме / А.П. Дурович, Л. Анаста¬сова. М.: Новое знание, .2002., с.93.
3. Зайцев А. Г. Маркетинговые исследования: Учебное пособие / А.Г.Зайцев, Е.В. Такмакова – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 88 с.
4. Скляр Е. Н. Маркетинговые исследования: практикум / Е. Н. Скляр, Г. И. Авдеенко, В. А. Алексунин. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. — 214 с.
5. Токарев Б. Е. Маркетинговые исследования рыночных ниш инновационных продуктов / Б.Е. Токарев. - Москва: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 272 с.