Индекс УДК 336.1+334.02+351
Дата публикации: 31.05.2022

О механизме грантовой поддержки российской ИТ-сферы

About the mecanism of grant support of IT industry

Ганеев Алексей Рафисович
вице-президент, к.т.н., Союз участников отношений в сфере образования
Ganeev Aleksei Rafisovich
Vice-President, Candidate of Technical Sciences, Education Relations Participants Union
Аннотация: В статье рассматриваются особенности реализации механизма грантовой поддержки ИТ-сферы Российским фондом развития информационных технологий. Авторами рассмотрена ситуация финансирования затрат, связанных с реализацией гранта, за счет государственных средств, акцентируется внимание на размере софинансирования проектов за счет средств грантополучателей. Приведен тезис, что государственная поддержка стимулирует развитие бизнеса за счет сокращения времени разработки и внедрения ИТ-решения организации-грантополучателя.

Abstract: The article considers the peculiarities of the mechanism realization for grant support of IT industry by the Russian Information Technologies Development Fund. The authors consider the situation of financing the costs related the realization of the grant at the expense of state funds focusing on the amount of co-project financing by means of the grantees. The point is given that the state support promotes business development by means of reduction of the development time and implementation of IT-solution of the grantee organizatiom.
Ключевые слова: государственная грантовая поддержка, ИТ-сфера, софинансирование, компенсация расходов, разработка и внедрение ИТ-решений.

Keywords: state grant support, IT industry, co-financing, compensation of the costs, development and implementation of IT-solutions


Стратегией национальной безопасности Российской Федерации закреплены её национальные интересы и стратегические приоритеты, среди которых устойчивое развитие российской экономики на новой технологической основе и информационная безопасность [1]. Реализовать обозначенные приоритеты можно посредством опережающего развития российского ИТ-рынка, что невозможно без масштабной государственной поддержки.

Российский фонд развития информационных технологий в 2021–2023 годах проводит конкурсный отбор проектов по разработке и внедрению российских решений в сфере информационных технологий в рамках реализации федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [2].

Решение (российское решение в сфере информационных технологий) – отечественные продукты, сервисы и платформенные решения, созданные на базе цифровых технологий и направленные в том числе на импортозамещение иностранного программного обеспечения и (или) программно-аппаратных комплексов, разработка (доработка) которых осуществляется в рамках реализации проекта.

Для конкурсного отбора под отечественным решением понимается решение, включенное в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных или в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции, или в отношении которого Участником конкурсного отбора представлено обязательство включить решение в один из указанных реестров не позднее 6 (шести) месяцев с даты окончания последнего этапа проекта.

Ключевые требования к предлагаемым проектам:

  1. Объем софинансирования проекта за счет средств Получателя гранта составляет не менее 50% сметы реализации проекта. Объем софинансирования проекта за счет средств Получателя гранта по каждому этапу проекта также должен составлять не менее 50 % общего объема сметы реализации этапа проекта. Средства софинансирования могут предоставляться только российскими юридическими лицами.
  2. Российское решение в сфере информационных технологий должно соответствовать одному или нескольким приоритетным направлениям грантовой поддержки проектов по разработке и внедрению отечественных ИТ-решений припроведении конкурсных отборов в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 мая 2019 г. № 550, 554, 555 в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

В целях обеспечения объективности проведения конкурсного отбора предусмотрена внешняя экспертиза поступивших заявок, к проведению которой привлекаются эксперты, обладающие необходимыми опытом и квалификацией.

Авторы данной статьи также привлекались к проведению внешней экспертизы поступивших на конкурсный отбор заявок. По одному из проектов, в рамках которого планировалось внедрение комплексной системы управления бизнес-процессами предприятия по работе с маркетплейсом по продаже мебели в 113 пунктах выдачи заказов по всей России, другими экспертами было высказано мнение о том, что нельзя позволять «бизнесу решать свои задачи по развитию за счет федеральных средств».

Предлагаем проанализировать ситуацию и понять, так ли это на самом деле.

Как отмечалось выше, ключевым требованием для реализации проекта является привлечение софинансирования в объеме не менее 50 процентов от общей стоимости проекта.

Рассмотрим гипотетический проект со следующими характеристиками (при этом объем финансирования проекта, срок реализации соответствуют реальным проектам):

‑ стоимость проекта – 100 млн руб., в том числе 50 млн руб. – средства гранта (средства федерального бюджета), 50 млн руб. – средства софинансирования;

‑ срок реализации проекта – 2 года (например, с 01.01.2022 по 31.12.2023, что позволит объективно рассчитать расходы на социальные взносы и отчисления);

‑ допущение – все расходы по реализации проекта идут на оплату труда работников, связанных с реализацией проекта.

В соответствии с требованиями по подготовке сметы расходов на реализацию Проекта по разработке российских решений в сфере информационных технологий (приложение 2.1 к конкурсной документации) максимальный размер заработной платы работника за счет сметы проекта не может превышать 240 000 (двести сорок тысяч) рублей в месяц (указанная сумма не включает расходы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда).

По опыту рассмотрения и экспертизы заявок, можно утверждать, что предельный размер заработной платы Участники конкурсного отбора редко выставляют. Как правило, устанавливается средний размер оплаты труда по ИТ-отрасли в районе 120–150 тыс. руб. в зависимости от субъекта Российской Федерации. Для обоснованности расчета предположим, что средний размер заработной платы работника, участвующего в реализации проекта, составляет 150 тыс. руб.

При расчете социальных взносов необходимо учитывать:

– требования Федерального закона от 06.12.2021 № 406-ФЗ (с 1 января 2022 года федеральный МРОТ, применяемый по всей России, составляет 13 890 рублей);

– требования постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2021 № 1951 (с 1 января 2022 года предельная величина базы по взносам на обязательное пенсионное страхование – 1 565 000 рублей, по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1 032 000 рублей).

Социальные взносы с заработной платы рассчитываются по следующим ставкам:

– на обязательное пенсионное страхование – 22 % (с сумм свыше предельной величины базы – по тарифу 10 %);

– на обязательное медицинское страхование – 5,1 %;

– на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 2,9 % (с сумм свыше предельной величины базы – по тарифу 0 %);

– на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний – 0,2 %.

Таким образом, получаем, что с одного работника, участвующего в реализации проекта, государство в виде страховых взносов получает обратно 493 128 рублей в год и в виде НДФЛ (13 %) еще 234 000 рублей.

На реализацию заявленного проекта может быть привлечена команда исполнителей в количестве 22 человек (с учетом округления), что соответствует реальным проектам, предоставляемым на конкурсный отбор.

Следовательно, суммарный размер страховых взносов, который государство получит по результатам реализации проекта, составляет 21 697 632 рубля. Также вернутся средства в виде НДФЛ: по результатам реализации проекта расходы по данному направлению составят 10 296 000 рублей. Следует отметить, что расходы на НДФЛ не включаются в смету проекта, и для их оплаты организация-грантополучатель должна привлекать дополнительные средства, не предусмотренные на реализацию предлагаемого проекта.

Для примера мы произвели расчет отчислений для юридических лиц, не имеющих специальных налоговых режимов: для организаций, включенных в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, используются пониженные тарифы, что примерно раза в 2 снижает размер страховых взносов, которые государство получит по результатам реализации проекта. При сделанных допущениях к проекту должна сократиться его суммарная стоимость, но доля социальных отчислений от стоимости проекта останется неизменной.

Следующий фактор, который следует учесть в расчетах: реализация проекта приводит к созданию рабочих мест – члены команды проекта будут трудоустроены. Конечно, в настоящее время хороший специалист в ИТ-области не долго будет безработным, можно даже сказать об обратном: на рынке огромный дефицит таких специалистов, но для полноты исследования это также стоит учесть при расчете экономического эффекта от реализации проекта.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2021 № 1940 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2022 год» минимальная величина пособия по безработице в 2022 году составит 1500 рублей, максимальная – 12 792 рубля (в первые три месяца периода безработицы), 5000 рублей (в следующие три месяца периода безработицы). По истечении 6 месяцев со дня регистрации в качестве безработного пособие по безработице выплачивается в размере минимальной величины пособия по безработице. При этом предусмотрены дополнительные выплаты к пособию, например в г. Москве предусмотрены следующие:

– доплата к пособию по безработице (в размере 850 рублей);

– компенсация расходов за пользование услугами городского общественного транспорта, включая метрополитен, Московскую монорельсовую транспортную систему и пригородное сообщение на Малом кольце Московской железной дороги (в размере половины стоимости единого месячного проездного билета – 1 500 рублей; предоставляется гражданам, не имеющим права бесплатного проезда на транспорте общего пользования);

– материальная помощь в период временной нетрудоспособности безработного, утратившего право на пособие по безработице;

– единовременная материальную помощь в случае смерти члена семьи безработного, а также одному из членов семьи безработного в случае смерти самого безработного.

С учетом действующего порядка регистрации и получения выплат по безработице будем считать, что команда проекта в течение 2 лет работает в следующем режиме: 6 месяцев без работы, 6 месяцев временно трудоустроены, 6 месяцев без работы, 6 месяцев временно трудоустроены. Это гипотетическая картина, необходимая для расчета предельного размера затрат государства на пособие по безработице. С учетом дополнительных выплат (подпункты 1 и 2, указанные выше) выплаты на одного члена команды проекта составят 67 476 рублей в год.

Получаем, что реализация проекта экономит минимум 2 968 944 рубля для государства на выплату пособий по безработице для членов команды проекта.

В расчетах также необходимо предусмотреть расходы на получение займа, кредита на привлечение средств софинансирования для реализации проекта. В зависимости от условий кредитования процентная ставка может находиться в диапазоне от 8,9 % (при наличии залога) до 18,9 % (без залога) и больше. Таким образом, организация-грантополучатель потратит за срок реализации проекта от 8 887 808 рублей 22 коп. до 18 874 109 рублей 59 коп. на оплату процентов за привлечение средств софинансирования. Естественно, что каждый участник конкурсного отбора стремится сократить указанные расходы, но при оценке экономических эффектов можно взять среднее значение суммы, которое составит примерно 13 880 000 рублей. Данную сумму можно в полном объеме включить в стоимостное выражение экономического эффекта от реализации проекта, поскольку она направлена на развитие (поддержание) банковской системы Российской Федерации (одно из приоритетных направлений государственной поддержки), и значительная часть данных средств будет возвращена в бюджет в форме налогов и отчислений.

По результатам сделанного расчета можно сделать вывод: государственная поддержка в размере 50,0 млн руб., представленная на реализацию проекта, приводит к тому, что 31 993 632 рубля будут возвращены в бюджет в форме налогов и отчислений; государство сохранит как минимум 2 968 944 рубля на выплату пособий по безработице для членов команды проекта, а также примерно 13 880 000 рублей будут направлены на развитие (поддержание) банковской системы Российской Федерации. Следовательно, по результатам реализации проекта государственные средства практически в полном объеме будут возвращены в бюджет.

Таким образом, правильней будет утверждать, что государственная поддержка стимулирует развитие бизнеса за счет сокращения времени разработки и внедрения ИТ-решения организации-грантополучателя.

Рассмотренный в рамках данной статьи гипотетический проект соответствует приоритетным направлениям грантовой поддержки проектов по разработке и внедрению отечественных ИТ-решений при проведении конкурсных отборов в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 мая 2019 г. № 550, 554, 555 в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденным протоколом президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 30 июня 2021 г. № 21. Согласно условиям конкурного отбора проект направлен, в первую очередь, на повышение качества жизни граждан Российской Федерации, что соответствует основным направлениям Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»).

Следует также отметить, что данный проект решает другие важные задачи государственного уровня:

– предоставление платформы для представителей малого и среднего бизнеса для продвижения собственных товаров с целью обеспечения их развития;

– в какой-то мере создает конкуренцию существующим лидерам рынка.

К сожалению, на практике перечисленные выше факторы зачастую не учитываются экспертами при оценивании аналогичных проектов.

Стоит помнить, что реализация проекта позволила бы открыть 44 новых пункта выдачи заказов по всей России, что привело бы к появлению сотни новых рабочих мест в субъектах Российской Федерации.

Напрямую в денежной форме оценить эффекты реализации рассмотренного проекта затруднительно, необходимо проведение детальных исследований как функционирования аналогичных платформ (маркетплейсов), так и рынка по продаже мебели в субъектах Российской Федерации, в которых планировались автоматизация деятельности существующих пунктов или открытие новых.

Возвращаясь к вопросу, поставленному авторами в начале статьи: можно обоснованно не согласиться с высказыванием «бизнес решает свои задачи по развитию за счет федеральных средств». Федеральные средства стимулируют бизнес, а существующий механизм грантовой поддержки способствует эффективному развитию и использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001. – Дата обращения: 30.03.2022.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 3.05.2019 г. № 550 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета Российскому фонду развития информационных технологий на поддержку проектов по разработке и внедрению российских решений в сфере информационных технологий». – URL: https://рфрит.рф/support-measure/grants/grant-na-razrabotku-otechestvennykh-it-reshenii/. – Дата обращения: 30.03.2022.