Индекс УДК 33
Дата публикации: 29.09.2022

Взаимодействие правоохранительных органов с банковскими учреждениями

Law enforcement cooperation with banking institutions

Бутко Сергей Петрович
преподаватель кафедры ТСП
Волгоградской академии МВД России,
майор полиции

Butko Sergey Petrovich
teacher of the Department of TSP
Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
police Major
Аннотация: В настоящее время органам власти приходится сталкиваться со сложностями и проблемами, возникающими в ходе внедрения информационного пространства в финансовые операции. Это привело к тому, что появились преступления нового рода, которые способствовали совершению дистанционных краж с банковских счетов путем использования новых технологических и информационных возможностей. Данная ситуация подтолкнула на создание новых коммуникационно-цифровых степеней защиты, введение в штатную численность МВД специалистов, создание отделов и управлений, занимающихся киберпреступлениями, развитие в данном направлении взаимодействия со службами безопасности банков с целью борьбы с новой угрозой. Однако в ходе таких взаимодействий возникли ряд препятствий. В работе обращено внимание на отсутствие отлаженной методики взаимодействия и наличие односторонности взаимоотношений служб безопасности банков и МВД РФ при выявлении преступлений, связанных с легализацией и обналичиванием денежных средств.

Abstract: Currently, the authorities have to deal with the difficulties and problems that arise during the implementation of the information space in financial transactions. This led to the emergence of a new kind of crime that contributed to the commission of remote thefts from bank accounts through the use of new technological and information capabilities. This situation prompted the creation of new communication-digital levels of protection, the introduction of specialists into the staff of the Ministry of Internal Affairs, the creation of departments and departments dealing with cybercrime, the development of interaction with bank security services in this direction in order to combat the new threat. However, in the course of such interactions, a number of obstacles arose. The paper draws attention to the lack of a well-established methodology of interaction and the presence of one-sided relations between the security services of banks and the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in identifying crimes related to the legalization and cashing of funds.
Ключевые слова: интернет, банковские операции, служба безопасности, преступление, правоохранительные органы, проблемы.

Keywords: Internet, banking operations, security service, crime, law enforcement agencies, problems.


Развитие экономики и общества в целом на современном этапе происходит в ускоренном темпе, подстегиваемая технологическим прогрессом, позволяющим решать за более короткое время большое количество задач. Активными темпами внедряются цифровые технологии, интегрируемые на различные носители и устройства, в нынешнее время никого не удивишь многофункциональностью телефона, по которому можно не только звонить, но и вести переписку, отправлять различного рода информацию, при установке специальных приложений осуществлять различные банковские операции: перевод денежных средств, пополнение счета, оплата товаров и услуг, получение кредитных средств, что с одной стороны, безусловно, упростило ряд операций, а с другой стороны создало ряд новых угроз. Однако с упрощением данных действий, с введением информационного пространства возникли проблемы на региональном и государственном уровне: появились преступления нового рода, то есть теперь можно совершать общественно опасные деяния на достаточно дальних расстояниях от места правонарушения (на 32% возросло дистанционных краж в 2021 году по сравнению с 2019 и 2020 гг.), возникли внешние угрозы (атаки) с других стран[1]. Работники частных кредитных организаций стали обналичивать и растрачивать крупные суммы денежных средств (Например, в начале июля сотрудниками ОЭБ и ПК по г. Москва пресечена деятельность участников орг. группы, подозреваемых в незаконной банковской деятельности, налаживании схемы обналичивания крупных денежных средств с последующим получением комиссионных вознаграждений в размере от 9 до 12%). Причиной такого поведения было отсутствие четкого законодательства, а также ограничение деятельности правоохранительных органов (кроме Федеральной службы судебных приставов). По истечении времени ситуация стала еще сильнее обостряться, что привело к разработке и созданию нового законодательства, к наделению дополнительными полномочиями подразделений МВД, СК РФ в области расследования и раскрытия преступлений в сфере экономической безопасности.

В результате уменьшения совершаемых преступлений в информационной среде, связанной с финансовыми средствами, специалистами были предложены решения, к примеру, научные изыскания деятелей О.П. Бущан, А.Ф. Волобуев, А.Л. Дудников, с целью закрепления специфических превентивных мер, более оперативного их выявления и ускоренного предварительного расследования, и законопроекты, которые будут нести карательный характер, содержать справедливую санкционную базу.

Если же затрагивать все проблемы по отдельности, то самые насущные возникают из-за двоякого отношения со стороны банковского сектора, так как банк- это коммерческая организация, осуществляющая коммерческую деятельность для получения максимальной прибыли. В связи с этим любая утечка информации или чрезмерная открытость будет прямо влиять на финансовые потоки, поступаемые через данный банк, а, следовательно, любые негативные факты будут пропорционально уменьшать доходность банка(по данным ЦБ, в I квартале 2022 г. злоумышленники украли у клиентов банков 3,3 млрд руб., что на 14% аналогично прошлому году)[2]. При этом, часто возникают ситуации, когда кредитные организации сами затягивают процесс рассмотрения и уточнения информации при возбуждении уголовного дела, ссылаясь на сроки, что создает проблему в проведении срочных ОРМ по решению суда в возбуждении уголовного дела (на 3-4 месяца). Примером тому является ситуация, сложившаяся в 2018-2019 годах, когда банк РФ несвоевременно проинформировал МВД об утекании за рубеж крупных сумм денежных средств, не предоставил необходимые документы и сведения для возбуждения уголовного дела, ссылаясь на утерю личных данных клиентов и на возникновение угрозы существующей системы личной безопасности, которая выявляет преступления. При этом, расширение возможностей правоохранительных органов в получении банковской тайны, о чем неоднократно поднимало МВД, ЦБ не считает необходимым, так как вопросы насчет эффективности привлечения к ответственности виновных лиц и возвращения активов лежит не только в плоскости межведомственного взаимодействия. Но такая безответственность сотрудников служб безопасности Банка сказалась на возможности утери личных данных, изобличении виновных лиц (например, в 2016-2017 году совершались ряд преступлений с угрозой утери банковских счетов, похищением денежных средств из онлайн-порталов), привлечению их к уголовной ответственности, а также привела к затягиванию досудебного и судебного производства и невозможности возвращения похищенных денежных сумм[3].

Как говорилось раннее, сотрудники финансовых организаций совершают преступные деяние(75-80%), которые выражаются в похищении денежных средств, обналичивании их и под предлогом коммерческой тайны руководство частных кредитных организаций не заявляют о фактах правонарушения в правоохранительные органы, старается сама «сыскать» субъект преступления и пресечь его дальнейшие возможные противоправные действия[4]. С одной стороны, данная ситуация является понятной, так как не одна организация не захочет «подорвать» свой авторитет и тем самым лишиться крупных источников дохода. При этом, Банки РФ, по согласованию с частными финансовыми организациями, стараются всячески оправдать свое отклонение (хотя они осведомлены о своевольстве своего персонала) о предоставлении дополнительных полномочий на досудебной стадии сотрудникам правоохранительных органов, трактуя и используя гражданское законодательство в свою пользу. С другой стороны, не стоит забывать, что остальные 20% преступных посягательств совершаются извне, то есть внешними пользователями, обладающими определенными знаниями в сфере финансов и новейших технологий. В случае, если они все-таки достигают своей цели, преступного результата, то служба безопасности банка предотвращает только 7-8% таких правонарушений из общего числа, а остальные остаются безнаказанными. Это еще раз подтверждает неэффективность защитной системы банка РФ[5].

Для того, чтобы решить данные проблемы руководителям правоохранительных органов приходится договариваться, вести более тесное сотрудничество с банками России, вводить инициативные предложения на федеральном уровне о совершенствовании оперативного обмена необходимыми данными по соглашению с банками РФ, позволяющие быстрее и эффективнее вести досудебное производство, бороться с мошенничеством (вследствие чего они потеряют экономическую целесообразность).

Говоря же о серьезной значимости ПО, то в первую очередь направление деятельности в данной сфере (области) основывается на конституционных принципах, ФЗ «О полиции», ФЗ «Об ОРД», различных соглашениях банков в области обеспечения безопасности.

Различаются 3 основополагающих направления подразделений МВД с банком РФ: во-первых, это обмен информации о фактах совершения хищений денежных средств в коммерческих банках, о физических и юридических лицах, подозреваемых в противоправных действиях; во-вторых, разработка совместных мер по предупреждению и пресечению данных правонарушений, формированию технической укрепленности средствами защиты; и в-третьих, это работа по подбору, расстановке и профессиональной подготовке кадров служб банковской деятельности, привлечению сотрудников правоохранительных органов для обучения граждан, персонала кредитных организаций порядку действия при обнаружении нарушений законодательства[6].

Существенные изменения в регулировании направлений деятельности коммерческих банков с правоохранительными органами вводились в середине 2019 года, когда преступления в информационной сфере достигли высоких показателей. Именно в тот момент премьер-министр Д.А. Медведев поддержал предложение о получении необходимой информации о банковской картотеке вкладчиков, кредиторов прокурорами и оперативными сотрудниками ФСБ без какого-либо на то разрешения, а также о проведении ряда законодательных процессов, позволяющих решить некоторые наиболее актуальные вопросы.

Затрагивая, же преобразования, то они также коснулись МВД.  Об этом свидетельствуют события, произошедшие 23 марта 2022 года, когда были внесены изменения в ФЗ № 395-1 от 12.02.1990 «О банках и банковской деятельности» и ФЗ № 144 от 12.08.1995 «Об ОРД», которые способствовали ведению более эффективной деятельности служб безопасности и правоохранительной системы, добавили некие уточнения в сроках предоставления информации о справках, документах по операциям ФЛ и ЮЛ, имеющих значение в уголовном судопроизводстве (в течение 3 суток). Также в ходе мартовского заседания начальником Следственного Департамента было предложено создать единую информационную платформу, которая будет содержать необходимые сведения об оконченных и неоконченных информационных преступлениях (атаках), о том, какие счета, номера и сайты были использованы злоумышленниками и в каких банковских операциях. Данные изменения в законодательстве и предложенные идеи на федеральном и региональном уровне способствуют более точному изобличению правонарушителей как внутри системы, так и за ее пределами, комплексному предупреждению и пресечению подготавливаемых криминальных событий, упрощенному и эффективному расследованию преступлений с использованием безналичных денежных средств и электронных средств платежа[7].

Таким образом, можно сказать, что определение основополагающих принципов, методик и способов борьбы с информационно-экономическими преступлениями (мошенничеством, махинациями, связанными с проведением валютных операций, взломом банковских счетов вкладчиков и т.д.), использование свежей нормативно-правовой базы, ведение тесных сотруднических отношений с персоналом частных финансовых организаций и банков РФ, а также проведение учебно-практических мероприятий и воссоздание схожих условий и обстановки при совершаемых правонарушениях в данной сфере, способствуют укреплению стабильности и безопасности, сохранению денежных средств, как в финансовых организациях и учреждениях, так и в государстве, обществе в целом.

[1] Электронный ресурс удаленного доступа. МВД может получить доступ к базам данных операторов связи. Sakhaday 2022 /06/04. – Режим доступа: URL: https://sakhaday.ru/news/mvd-mozhet-poluchit-dostup-k-bazam-dannyh-operatorov-svyazi (дата обращения: 23.07.2022).

[2] Электронный ресурс удаленного доступа. Банк России и МВД наладят опративный обмен информацией по мошенникам. Ведомости 2022/06/03. — Режим доступа: URL: https://www.vedomosti.ru/finance/news/2022/06/03/925072-bank-rossii-i-mvd-naladyatoperativnii-obmen-informatsiei-po-moshennikam (дата обращения: 28.07.2022).

[3]  Электронный ресурс удаленного доступа. В ЦБ выступили против идеи МВД расширить доступ полиции к банковской тайне.  Парламентская газета 2020/04/29. – Режим доступа: URL: //https://www.interfax.ru/russia/706589 (дата обращения: 28.07.2022).

[4] Анапольская А. И.  Порядок взаимодействия правоохранительных органов с банковскими учреждениями при расследовании мошенничеств, совершаемых в сфере функционирования электронных расчетов.// ЖУРНАЛ// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – С. 34.

[5]  См.: Там же.

[6] Внуков, А. А. Защита информации в банковских системах: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / А. А. Внуков. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 246 с. — Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс. – С. 56.

[7] Собянин А.А. Банковская тайна в России. // TAdviser / Государство. Бизнес. Технологии 2022/04/06.

Библиографический список

1. Анапольская А. И. Порядок взаимодействия правоохранительных органов с банковскими учреждениями при расследовании мошенничеств, совершаемых в сфере функционирования электронных расчетов.// ЖУРНАЛ// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. С. 34.
2. Внуков, А. А. Защита информации в банковских системах: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / А. А. Внуков. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 246 с. — Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс. С. 56.
3. Собянин А.А. Банковская тайна в России. // TAdviser / Государство. Бизнес. Технологии 2022/04/06.
4. Электронный ресурс удаленного доступа. Банк России и МВД наладят опративный обмен информацией по мошенникам. Ведомости 2022/06/03. - Режим доступа: URL: https://www.vedomosti.ru/finance/news/2022/06/03/925072-bank-rossii-i-mvd-naladyat-operativnii-obmen-informatsiei-po-moshennikam (дата обращения: 28.07.2022).
5. Электронный ресурс удаленного доступа. В ЦБ выступили против идеи МВД расширить доступ полиции к банковской тайне. Парламентская газета 2020/04/29. - Режим доступа: URL: //https://www.interfax.ru/russia/706589 (дата обращения: 28.07.2022).
Электронный ресурс удаленного доступа. МВД может получить доступ к базам данных операторов связи. Sakhaday 2022 /06/04. - Режим доступа: URL: https://sakhaday.ru/news/mvd-mozhet-poluchit-dostup-k-bazam-dannyh-operatorov-svyazi(дата обращения: 23.07.2022).