Индекс УДК 339.56
Дата публикации: 30.10.2023

Перспективы нефтяного экспорта Венесуэлы в свете текущих геополитических процессов

Outlook for Venezuela's oil exports with regard to current geopolitical processes

Львова Алла Олеговна
старший преподаватель
Дипломатическая академия МИД России
Москва, Россия

Lvova Alla Olegovna
Senior lecturer
Diplomatic Academy of Russia’s Foreign Ministry
Moscow, Russia
Аннотация: Венесуэла, один из ключевых союзников России в Латинской Америке, является страной с крупнейшими в мире доказанными запасами нефти. Тем не менее, несмотря на эти ресурсы, Венесуэла десятилетиями переживает серьезный экономический кризис. Однако, новая экономическая и политическая реальность в мире, сложившаяся в результате глобальных событий 2022 года, создала возможности для возобновления экспорта нефти в США, не теряя и китайский рынок.

Abstract: Venezuela, one of Russia's key allies in Latin America, is the country with the world's largest proven oil reserves. Nevertheless, despite these resources, Venezuela has experienced decades of serious economic crisis. However, the new economic and political reality around the world, resulting from the global events of 2022, has created opportunities to resume oil exports to the United States without losing the Chinese market as well.
Ключевые слова: Венесуэла, экономика, геополитика, энергетическая отрасль, нефть, нефтедобыча

Keywords: Venezuela, economy, geopolitics, energy industry, oil, petroleum production


Венесуэла, один из ключевых союзников России в Латинской Америке, является страной с крупнейшими в мире доказанными запасами нефти, которые, по данным ОПЕК, одним из основателей которой является эта страна, составляли более 303 миллиардов баррелей в 2021 году [2]. Более того, помимо нефти, природные ресурсы страны включают природный газ (более 23 триллиона кубометров), железную руду, золото, бокситы, алмазы и другие полезные ископаемые [3].

Тем не менее, несмотря на все эти ресурсы, Венесуэла десятилетиями переживает серьезный экономический кризис. Инфляция с 2000 года достигала, по некоторым оценкам, вплоть до миллиона процентов, деноминация проводилась дважды всего за последние три года, а более 90% населения живут за чертой бедности [4]. Таким образом, Венесуэлу можно, как и Боливию, в значительной степени назвать «нищим на золотом троне».

Венесуэльский экономический кризис был в значительной степени усугублен санкциями США. С 2017 года правительством Дональда Трампа против латиноамериканской страны были применены жесткие секторальные ограничения, которые в значительной степени затронули как нефтяную, так и финансовую сферу. Каракасу фактически был перекрыт доступ к американским финансовым рынкам и к доллару, как к международной валюте [1].

Санкции привели, в том числе к тому, что PDVSA (государственная нефтегазовая компания страны) была лишена возможности осуществлять свою деятельность в США. Более того, санкции были в дальнейшем распространены и на компании, не расположенные в Штатах, но помогавших Венесуэле транспортировать нефть, что спровоцировало использование латиноамериканской страной различных серых схем для продолжения нефтяного экспорта и переориентировать его на Китай [5].

Тем не менее, 2022 год в целом стал достаточно удачным для венесуэльской экономики. По словам президента страны Николаса Мадуро, рост ВВП страны за год превысил 15%, что является большим достижением на фоне кризисов предыдущих лет [6]. Вследствие этого стоит задать вопрос: имеется ли у Венесуэлы возможность стабилизировать свою экономику в период текущего геополитического противостояния между Россией и Западом? Ответ на этот вопрос заключается в том, что у страны есть возможность по крайней мере улучшить свое положение.

Одним из ключевых источников дохода для Венесуэлы является экспорт нефти, следовательно, говоря о перспективах экономики данной латиноамериканской страны, следует затрагивать в первую очередь именно нефтяной рынок. Санкции, введенные против России в 2022 году, в особенности вступивший в силу в декабре данного года потолок цен, привели к тому, что мировой рынок нефти в значительной степени изменился. Российские поставки энергоносителей в значительной степени переориентировались на страны Азии. Так Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в Индию, третьего по величине потребителя нефти в мире, заняв долю в 27% от ее нефтяного рынка [7]. Китай также превратился в одного из наиболее крупных покупателей российских энергоносителей, а количество поставляемой на его рынок сырой нефти в 2023 году превысило показатели Саудовской Аравии, считавшегося ранее самым большим поставщиком [8].

С одной стороны, все это привело к тому, что китайский спрос в более значительной степени удовлетворяется российскими поставками, а венесуэльский нефтяной экспорт в эту страну падает (согласно данным компании Kpler, которые цитирует агентство Bloomberg) [9]. С другой стороны, Запад в лице Европы и США на данный момент нуждается в энергоносителях.

В Европейском Союзе в наибольшей степени ощущается отсутствие дешевого российского трубопроводного газа, который частично заменяется поставками СПГ из все той же России, а также из Ближнего Востока. К сожалению, отсутствие у Венесуэлы собственных мощностей по сжижению природного газа помешают ей занять данный рынок в ближайшие годы, а отсутствие крупных инвестиций в нефтегазовую отрасль, связанное с ожиданием «зелёного» энергетического перехода помешает ей оперативно создать необходимую инфраструктуру.

Стоит отметить, что рассматривается возможный вариант экспорта Венесуэльского газа через Тринидад, в котором имеется инфраструктура, необходимая для сжижения газа. С помощью подобного проекта Венесуэла могла бы экспортировать до 30 миллионов кубометров природного газа в день. Тем не менее, данный проект скорее является долгосрочным и не может заработать немедленно, а за длительное время его реализации политическая конъюнктура может измениться еще раз.

Следовательно, для Венесуэлы было бы логично сконцентрироваться на проекте, который можно реализовать в более краткие сроки и для которого у страны уже существует вся необходимая инфраструктура, то есть на потенциальном восстановлении поставок своей нефти к бывшему крупнейшему ее потребителю – США. Этому мешают санкции, связанные с политическими факторами, такими как, к примеру, союз Каракаса с Россией.

Тем не менее, США сейчас как никогда ранее нуждаются в энергоносителях. Общее повышение цен на нефть на фоне конфликта на Украине и антироссийских санкций, дефицит российских поставок (составлявших ранее около 8% от общего потребления Штатов) ввиду эмбарго на нефть из нашей страны, объявленного Вашингтоном, — все это привело к значительному повышению цен на бензин в первой половине 2022 года.

Данный рост цен на автомобильное топливо, которое впервые с 2008 года стоило больше 4 долларов за галлон (3,78 литров), стал одним из факторов высокой инфляции, захлестнувшей Соединенные Штаты в 2022 году[10]. Для того, чтобы стабилизировать ситуацию, президент США Джо Байден приказал начать расходовать нефть из стратегического резерва. Из-за данной политики заполненность данных резервов ко второй половине 2022 года снизилась до уровня 1983 года, упав приблизительно на 40% от своих значений от предыдущего 2021 года. Более того, даже на фоне снижения цен на нефть в 2023 году США продолжили продажу сырья из своих резервов [11].

Источник: Составлено автором на основе данных Американского Управления Энергетической Информации (US Energy Information Administration, https://www.eia.gov/)

Поскольку данный резерв предназначен для чрезвычайных ситуаций, и его расходование является временной мерой, США будут стремиться пополнить свои запасы. Более того, в свете текущего восстановления спроса на энергоресурсы со стороны Китая, который в 2022 году все еще находился под влиянием локдаунов в связи с продолжавшейся в стране эпидемией COVID-19, разумно ожидать дальнейшего повышения цен на нефть. В этих условиях Соединенным Штатам необходимо будет либо продолжать тратить собственные резервы, либо обеспечить себе стабильные поставки энергоносителей из-за рубежа, способные удовлетворить внутренний спрос.

Здесь на помощь США и может прийти Венесуэла – разумеется, не в ущерб собственным интересам. В складывающихся экстренных обстоятельствах Штаты вполне могут пойти ради дешевой венесуэльской нефти на отмену или, по крайней мере, на смягчение санкций в отношении нефтяной и финансовой отраслей экономики латиноамериканской страны.

Подобный вариант уже рассматривается Штатами. В марте этого года Байден направил в Каракас правительственную делегацию, что стало первым дипломатическим контактом между странами с момента разрыва дипотношений в 2019 году [12]. Более того, Chevron, крупнейшая энергетическая корпорация США, получила разрешение на ведение переговоров о лицензиях на нефтедобычу с PDVSA [13]. Вашингтон также разрешил европейским энергетическим компаниям, принимать на борт грузы венесуэльской нефти в счет выплаты страной внешнего долга.

Все это свидетельствует о постепенном потеплении отношений между Соединенными Штатами и Венесуэлой. В целом, противостояние с Россией и Китаем может привести к тому, что Вашингтону будут стремиться заморозить или прекратить конфликты с другими своими соперниками на международной арене, включая и Венесуэлу.

Тем не менее, стоит также отметить, что США не торопятся с восполнением стратегического резерва, ожидая, по всей видимости, более благоприятной цены на энергоносители на мировом рынке. В ноябре Вашингтон указывал на свои планы пополнить резервы нефтью по цене 70 долларов за баррель или ниже. Старший советник президента США Джо Байдена по вопросам энергетической безопасности Амос Хохштейн также заявил в марте, что США намерены пополнить Стратегический нефтяной резерв, но не будут торопиться с этим [14]. Вместе с тем, стоит отметить, что нефтяные резервы Соединенных Штатов не бесконечны, и темпы их снижения являются достаточно быстрыми. Можно ожидать, что при сохранении текущих темпов забора нефти оттуда Вашингтону придется рано или поздно (вероятнее всего в 2024 году, после президентских выборов) прекратить продажу нефти из резервов и начать их заполнение.

Вдобавок к американскому фактору, стоит в то же самое время отметить упомянутое выше восстановление экономики Китая после отмены ограничений, введенных во время пандемии, которое играет однозначно позитивную роль для Каракаса. Повышение спроса на энергоносители со стороны Пекина означает, что венесуэльская нефть все еще может поставляться в Поднебесную в больших объемах несмотря на то, что часть китайского рынка в 2022 году перешла к России, которая, по всей видимости, намерена и дальше переориентировать на Восток свои нефтяные поставки.

Потенциальное снятие санкций США с Каракаса также может вернуть Венесуэле доступ к доллару, как к международной валюте, что позволит стране нарастить инвестиции из Запада, в том числе и в нефтяную отрасль, которая, в целом, страдает от нехватки инвестиций во всем мире.

Тем не менее, перспективы текущего мирового геополитического противостояния не ведут лишь к потенциальным положительным последствиям для Венесуэлы. К примеру, возможный финансовый кризис в США, симптомом которого может являться недавний коллапс банка Silicon Valley Bank, может привести к снижению промышленного производства в данной стране, что не только может обрушить цены на энергоносители, но и привести к краху возможных перспектив Каракаса по экспорту нефти в данную страну. Потенциальный кризис также мог бы привести к снижению спроса на китайские товары, что еще больше обрушило бы цену на нефть и снизило бы экспортные возможности Венесуэлы.

В целом, пока что трудно точно сказать, что именно готовит как для венесуэльской экономики, так и для ее нефтяной отрасли текущий 2023 год. В настоящее время международная политическая и экономическая конъюнктура нестабильна и переменчива. Тем не менее, страна обладает перспективами для возможного восстановления своего нефтяного экспорта, а, следовательно, и экономики.

Библиографический список

1. Львова А.О. Особенности торговой политики и основные направления развития внешнеторговых связей Боливарианской Республики Венесуэла // Экономические исследования и разработки. 2023. № 3-2. С. 30-38.
2. Venezuela facts and figures; OPEC [Электронный ресурс] // URL: https://www.opec.org/opec_web/en/about_us/171.htm (дата обращения 10.06.2023)
3. Economía y comercio [de Venezuela]; Ministerio del Poder Popular para Relaciones Exteriores de Venezuela [Электронный ресурс] // URL: https://www.austria.gob.ve/economia-y-comercio/ (дата обращения 25.06.2023);
4. La inflación en Venezuela supera 1 millón por ciento en el año: Parlamento [Электронный ресурс] // URL: https://www.reuters.com/article/economia-venezuela-inflacion-idLTAKBN1O920G (дата обращения 27.06.2023);
5. Venezuela: Overview of U.S. Sanctions; US Congress [Электронный ресурс] // URL: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/IF/IF10715 (дата обращения 10.06.2023);
6. Venezuela tuvo un 15% de crecimiento de su PIB en este año, aseguró Maduro [Электронный ресурс] // URL: https://www.eluniversal.com/politica/146942/venezuela-tuvo-un-15-de-crecimiento-de-su-pib-en-este-ano-aseguro-maduro (дата обращения 27.06.2023);
7. India's Russian oil imports surge to a record in January; Nidhi Verma [Электронный ресурс] // URL: https://www.reuters.com/markets/commodities/indias-russian-oil-imports-surge-record-january-trade-2023-02-17/ (дата обращения 11.06.2023);
8. Rusia supera a Arabia Saudí y ya es el principal proveedor de petróleo de China [Электронный ресурс] // URL: https://www.elconfidencial.com/economia/2022-06-20/rusia-supera-arabia-saudi-proveedor-petroleo-china_3446855/ (дата обращения 21.06.2023);
9. China’s binge on Russian oil hits African, South American producers; Sharon Cho [Электронный ресурс] // URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-02-21/china-s-binge-on-russian-oil-co1-hits-african-south-american-producers (дата обращения 17.06.2022);
10. Why gas prices are so high? [Электронный ресурс] // URL: https://www.nytimes.com/interactive/2022/06/14/business/gas-prices.html (дата обращения 18.06.2023);
11. Estados Unidos venderá 26 millones de barriles de la Reserva Estratégica de Petróleo; Timothy Gardner [Электронный ресурс] // URL: https://www.larepublica.co/globoeconomia/estados-unidos-vendera-26-millones-de-barriles-de-la-reserva-estrategica-de-petroleo-3544279 (дата обращения 18.06.2023);
12. Готов ли Байден ослабить санкции против Венесуэлы? [Электронный ресурс] // URL: https://oilcapital.ru/news/2022-07-27/gotov-li-bayden-oslabit-sanktsii-protiv-venesuely-1034542 (дата обращения 18.06.2023);
13. Chevron y Venezuela firma un contrato para la producción conjunta de petróleo [Электронный ресурс] // URL: https://www.lainformacion.com/mercados-y-bolsas/chevron-venezuela-contrato-produccion-petroleo/2877812/ (дата обращения 27.06.2023);
14. Zarpa a EEUU primer cargamento de crudo venezolano de Chevron tras licencia [Электронный ресурс] // URL: https://www.vozdeamerica.com/a/zarpa-eeuu-primer-cargamento-crudo-venezolano-chevron-licencia/6912570.html (дата обращения 22.06.2023);
15. Top Biden Adviser Says US Won’t Rush to Fill Petroleum Reserve; Courtney McBride [Электронный ресурс] // URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-03-17/top-biden-adviser-says-us-won-t-rush-to-fill-petroleum-reserve (дата обращения 27.06.2023);
16. US Energy Information Administration [Электронный ресурс] // URL: https://www.eia.gov/ (дата обращения 20.06.2023).