Abstract: The article analyzes the financial results of the transport budgetary institution and suggests ways to increase profits (reduce losses) by reducing the costs of commercial activities.
Keywords: financial result, analysis, cost, revenue, transport
Финансовые результаты – это итоги работы, которые равны сумме прибыли. Грамотное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов является способом достижения высоких и эффективных финансовых результатов. Прибыль – показатель, характеризующий финансовый результат деятельности организации, рост которого повышает не только потенциальные возможности предприятия, но и степень его деловой активности.
Вопросами анализа прибыли занимаются большое количество ученых: Г.В. Савицкая [4], О.В. Ефимова [2], А.Д. Шеремет [6], и каждый имеет свою точку видения. Методика анализа финансовых результатов включает изучение структуры прибыли; определение факторов, влияющих на нее; выявление резервов роста, выявление возможности их повышения.
Бюджетное учреждение – это некоммерческая организация, и получение прибыли не является ее первоочередной задачей. Прибыль бюджетные учреждения могут получать от реализации коммерческой деятельности.
Нижегородский район водный путей и судоходства (Нижегородский РВПиС) является филиалом Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей». «Для обеспечения безопасности судоходства Администрация в границах бассейна осуществляет: содержание внутренних водных путей; пропуск судов и плавучих объектов через судоходные гидротехнические сооружения; диспетчерское регулирование движения судов; государственный портовый контроль; государственную регистрацию судов в Государственном судовом реестре, реестре арендованных иностранных судов, реестре строящихся судов; дипломирование лиц командного состава судов и членов экипажей спортивных парусных судов; выдачу удостоверений личности моряка в установленных случаях; выдачу лоцманских удостоверений о праве лоцманской проводки судов в бассейне внутренних водных путей, а также иные функции, определенные законодательством» [7]. Нижегородский РВПиС вправе осуществлять за плату виды деятельности, относящиеся к основным сверх установленного государственного задания — обеспечение безопасности плавания судов по внутренним водным путям [7].
В работе представлен анализ финансовых результатов коммерческой деятельности Нижегородского РВПиС. Источником информации послужила бухгалтерская отчетность учреждения [7]/
Анализ формирования финансовых результатов представлен в таблице 1.
Таблица 1
Анализ финансовых результатов Нижегородского РВПиС
Показатели | 2017 год, тыс. руб. | 2018 год, тыс. руб. | Изменения | |
Абсолютное, тыс. руб. | Темп изменения, % | |||
Выручка от реализации услуг | 63029,5 | 63993,8 | 964,3 | 1,5 |
Себестоимость реализованных услуг | 91977,2 | 72832,2 | -19145,0 | -20,8 |
Убыток (до налогообложения) | -28947,7 | -8838,4 | 20109,3 | -30,5 |
Текущий налог на прибыль | 803,4 | 1605,5 | 802,1 | 99,8 |
Чистый убыток отчетного периода | -29815,0 | -9656,6 | 20158,5 | -67,6 |
Финансовый результат в 2018 году по сравнению с 2017 годом увеличился на 20109,3 тыс. руб. – уменьшен убыток на 30,5%, чистый убыток снизился на 20158,5 тыс. руб. Предприятие стало выходить из убыточного состояния. На предприятии с 2017 по 2018 г. наблюдается повышение выручки на 964,3 тыс. руб. или 1,5 %. При этом в период с 2017-2018г. себестоимость реализованных услуг снизилась на 20,8 %, что и повлияло на уменьшение убытка.
В себестоимости реализованных услуг наибольший удельный вес занимают эксплуатационные расходы, анализ которых приведен в таблице 2.
Таблица 2
Анализ эксплуатационных расходов коммерческой деятельности по статьям калькуляции Нижегородского РВПиС за 2017-2018 года, руб.
Виды затрат и калькуляционные статьи | На 31.12.2017 г. | На 31.12.2018 г. | Изменения | Темп роста, % | |||
тыс. руб. | уд. вес, % | тыс. руб. | уд. вес, % | тыс. руб. | уд. вес, % | ||
Оплата труда | 35337,7 | 38,5 | 30044,6 | 41,7 | -5293,1 | 3,2 | 85,0 |
Начисления за оплату труда | 12878,1 | 14,0 | 11391,6 | 15,8 | -1486,5 | 1,8 | 88,5 |
Топливо и энергия | 5483,7 | 6,0 | 5137,3 | 7,1 | -346,4 | 1,2 | 93,7 |
Материалы | 28759,1 | 31,3 | 7053,4 | 9,8 | -21705,7 | -21,5 | 24,5 |
Амортизация ОС | 1226,5 | 1,3 | 1208,6 | 1,7 | -17,9 | 0,3 | 98,5 |
Затраты на ремонт | 1539,9 | 1,7 | 2701,6 | 3,7 | 1161,7 | 2,1 | 175,4 |
Платежи за КОФ и услуги сторонних организаций | 2291,7 | 2,5 | 10010,3 | 13,9 | 7718,6 | 11,4 | 436,8 |
Прочие прямые расходы | 1650,5 | 1,8 | 2332,8 | 3,2 | 682,3 | 1,4 | 141,3 |
Итого прямых расходов | 89167,0 | 97,0 | 69880,1 | 96,9 | -19286,9 | -0,2 | 78,4 |
Налоги, пошлины и сборы | 2727,1 | 3,0 | 2248,9 | 3,1 | -478,1 | 0,2 | 82,5 |
Итого расходов | 91894,0 | 100,0 | 72129,0 | 100,0 | -19765,0 | 0,0 | 78,5 |
По результатам анализа видно, что почти по всем статьям произошло снижение расходов. В 2018 году наибольшее снижение расходов произошло по статье «Материалы» — 21705 тыс. руб. или на 75,5%. Наибольший рост произошел по статье «Платежи за комплексное обслуживание флота (КОФ) и услуги сторонних организаций» — более чем в 4 раза, а удельный вес этих расходов увеличился на 11,4%. Следовательно, необходимо уделить пристальное внимание снижению расходов за комплексное обслуживание флота.
Предпосылками для успешного развития деятельности организации являются технологические инновации. Предлагается для снижения расходов по комплексному обслуживанию флота перевести суда с раздельным накоплением всех видов отходов для сдачи на берег на суда с переработкой отходов на борту при помощи специальных систем для очистки сточных и нефтесодержащих вод. Достоинства данного метода – сократятся простои, большая автономность плавания. Для этого необходимо приобрести станцию «СТС Диспозер», благодаря которой можно достичь одновременно снижения энергозатрат, расходных материалов, экономии топлива. Предлагается приобрести станцию на одно судно, чтобы убедиться будет ли эффективно данное мероприятие для дальнейшей установки станций на остальные суда.
Для этого рассчитаем основные экономические показатели на приобретение нового оборудования (станции) «СТС Диспозер», и рассчитаем годовой экономический эффект от его внедрения (таблица 3).
Таблица 3
Основные экономические показатели на приобретение нового оборудования
Годовой экономический эффект = 238,22 – 1 350 × 0,15 = 35,72 тыс.руб. (где 0,15 – нормативный коэффициент экономической эффективности затрат).
Таким образом, инвестиционные затраты на внедрение нового и более эффективного оборудования составят 1350 тыс. руб. Годовая экономия затрат – 238,22 тыс. руб. Годовой экономический эффект составил 25258 тыс. руб. Срок окупаемости составит 6 месяцев.
Внедрения станции «СТС Диспозер» окажется эффективным и будет способствовать увеличению финансовых результатов.
Библиографический список
1. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 280 с.2. Ефимова О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник / О. В. Ефимова. – М.: Омега-Л, 2014. – 348 с.
3. Козырев М. С. Методы принятия управленческих решений: учебник / Козырев М. С. – Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 157 с.
4. Савицкая Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: учеб. пособие для вузов / Г. В. Савицкая. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 408 с.
5. Хайруллин, А.Г. Управление финансовыми результатами деятельности организации // Экономический анализ: теория и практика- 2012. - № 10. - С.35 - 41.
6. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия — 2-е изд., доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 374 с.
7. ФБУ Администрайция Волжского басасейна внутренний водных путей [сайт]. Режим доступа: http://www.morflot.ru/administratsii_basseynov_vvp/fbu_administratsiya_voljskogo_basseyna_vnutrennih_vodnyih_putey.html (дата обращения 22 июля 2019).