Индекс УДК 338.43
Дата публикации: 12.08.2016

АВС – анализ товарного ассортимента организации птицепродуктовой сферы

ABC- analysis product range organization birds product scope

Позубенкова Эльвира Исмаиловна
ФГБОУ ВО Пензенская государственная
сельскохозяйственная
академия, г. Пенза
Pozubenkova Elvira Ismailovn
VPO Penza State Agriculture
Academy, Penza
Аннотация: Ядром товарной политики любого коммерческого предприятия является управление товарным ассортиментом. Данный процесс тесным образом связан с маркетинговым анализом, одним из элементов которого является АВС-анализ. На примере конкретного предприятия птицепродуктовой сферы рассмотрен вариант АВС-анализа, определено абсолютное и относительное значение групп продуктов, включаемых в производственную программу предприятия в перспективе.

Abstract: The core of the product policy of any commercial enterprise is to manage the product portfolio. This process is closely linked with the marketing analysis, one element of which is the ABC analysis. On the example of a particular company ptitceproduktovogo scope of the variant of the ABC analysis to determine the absolute and relative importance of groups of products included in the production program of the enterprise in the long term.
Ключевые слова: Маркетинг, АВС-анализ, ассортимент, управление

Keywords: Marketing, ABC analysis, assortment management


В современных условиях импортозамещения одним из главных направлений работы организации птицепродуктовой сферы является совершенствование ассортимента как средства удовлетворения запросов различных групп населения. Товарная политика представляет собой маркетинговую деятельность организации АПК, связанную с планированием и организацией мероприятий и стратегий по формированию конкурентных преимуществ продукта и созданию таких его характеристик, которые сделают его ценным для потребителя и обеспечат прибыль. [1]

Поэтому маркетинговая служба должна постоянно контролировать, на каких стадиях своих жизненных циклов находятся товары из ассортиментного перечня в процессе реализации и одновременно принимать корректирующие решения в отношении их производства.

ОАО ПТФ «Васильевская» Бессоновского района Пензенской области имеет товарный ассортимент перерабатывающего производства, который представлен продуктами первичной и вторичной переработки.

Таблица 1

Реализованная продукция переработки мяса птицы и её структура в ОАО ПТФ «Васильевская»

Вид продукции

2013 г.

2014 г.

2015 г.

В среднем за 2013 -2015 гг.

млн. руб.

% к итогу

млн. руб.

% к итогу

млн. руб.

% к итогу

млн. руб.

% к итогу

Бедро688,710,2195,32,31498,218,4794,110,3
Крыло317,54,7947,211,15887,510,9717,38,9
Филе310,94,6942,911,1879,410,8711,08,8
Печень317,34,7942,911,1855,010,5705,18,7
Грудка229,53,41248,814,7855,010,5777,79,5
Голень3551,752,6985,411,6846,810,41794,624,8
Окорочок «Особый»263,33,9951,411,2798,09,8670,98,3
Желудки87,71,3322,83,8195,42,4202,02,5
Сердце70,21,04220,82,6171,02,1154,01,9
Грудка копченая81,01,2220,82,6154,71,9152,21,9
Ветчина куриная70,91,05195,32,3146,51,8137,61,7
Колбаса»Крестьянская»60,70,9173,32,04122,11,5118,71,48
Сосиски47,20,7144,41,7114,01,4101,81,2
Рулет «Васильевский»60,70,9170,72,01114,01,4115,11,4
Колбаса «Находка»60,70,9161,41,9114,01,4112,01,4
Колбаса»Васильевская»47,20,7144,41,7114,01,4101,81,2
Цыплята копченые40,50,693,41,157,00,763,60,8
Крылья копченые40,50,688,31,0457,00,761,90,78
Шашлык27,00,467,90,848,80,647,90,6
Сардельки272,74,0467,90,832,50,4124,41,7
Набор для супа20,20,342,40,524,40,329,00,3
Тушка цыплят бройлеров 1 сорт8,10,1216,90,216,20,213793,06270,17
Шпикачки «Васильевские»10,10,1519,80,216,20,215,40,18
Фарш домашний22,20,3319,70,416,20,219,40,31
Шашлык в маринаде1,30,0219,80,053,20,048,10,03
Тушки кур 2 сорт1,30,0219,80,052,40,037,80,03
Шеи фасованные0,670,0119,80,041,60,027,30,02
Головы0,330,00519,80,010,8140,017,00,008
Итого6752,31008495,21008142,81007796,8100,0

После введения в эксплуатацию консервно-колбасного цеха ассортимент производимой продукции расширился до 28 наименований. При этом одной из стратегических задач совершенствования углубленной переработки птицеводческой продукции является выпуск конкурентоспособной продукции.

Анализ таблицы показывает, что ассортимент предназначенной к реализации продукции в организации представлен традиционными видами, реализуемыми в Пензенской области. Наибольший удельный вес в структуре продаж продукции за анализируемый период приходится на части тушки птиц (бедро -18,4 %, голень -24,8 % общего объема продаж). Наименьший объем выручки приходится на тушки цыплят бройлеров 1 сорта, фарш домашний, шашлык в маринаде, тушки кур 2 сорта, шеи фасованные, головы. Производство данных видов продукции необходимо диверсифицировать или использовать маркетинговые аспекты улучшения продукции, с целью увеличения продаж. [2]

Совершенствование ассортимента продуктов переработки мяса птицы базируется на АВС–анализе, или функционально – стоимостном анализе. Данный вид анализа относится к методам структурного анализа и основан на ранжировании объектов (отдельные товары, группы товаров, заказы, клиенты, регионы и каналы сбыта) по выбранным показателям (объем сбыта, прибыль, покрытие затрат). Достоинством метода «АВС» – анализа является количественное измерение доли отдельных видов продукции в сбыте и прибыли. С его помощью можно четко показать абсолютное и относительное значение групп продуктов, включаемых в производственную программу предприятия в перспективе. Недостатком этого метода является его сравнительно высокая трудоемкость. [3]

В его основе лежит принцип Парето — 20 % всех продуктов дают 80 % оборота. Поэтому надёжный контроль 20 % позиций позволяет на 80 % контролировать продуктовый ряд предприятия.

Таблица 2

АВС- анализ товарного ассортимента продукции переработки в ОАО ПТФ «Васильевская»

Продукт

Выручка, тыс. руб.

Доля выручки,%

Доля нарастающим итогом%

Группа АВС

1

Бедро

1498288,82

18,4

18,4

А

2

Крыло

887573,266

10,9

29,3

А

3

Филе

879430,392

10,8

40,1

А

4

Печень

855001,77

10,5

50,6

А

5

Грудка

855001,77

10,5

61,1

А

6

Голень

846858,896

10,4

71,5

А

7

Окорочок «Особый»

798001,652

9,8

81,3

А

8

Желудки

195428,976

2,4

83,7

В

9

Сердце

171000,354

2,1

85,8

В

10

Грудка копченая

154714,606

1,9

87,7

В

11

Ветчина куриная

146571,732

1,8

89,5

В

12

Колбаса»Крестьянская»

122143,11

1,5

91

В

13

Сосиски

114000,236

1,4

92,4

В

14

Рулет «Васильевский»

114000,236

1,4

93,8

В

15

Колбаса «Находка»

114000,236

1,4

95,2

В

16

Колбаса»Васильевская»

114000,236

1,4

96,6

В

17

Цыплята копченые

57000,118

0,7

97,3

С

18

Крылья копченые

57000,118

0,7

98

С

19

Шашлык

48857,244

0,6

98,6

С

20

Сардельки

32571,496

0,4

99

С

21

Набор для супа

24428,622

0,3

99,3

С

22

Тушка цыплят бройлеров 1 сорт

16285,748

0,2

99,5

С

23

Шпикачки «Васильевские»

16285,748

0,2

99,7

С

24

Фарш домашний

16285,748

0,2

99,9

С

25

Шашлык в маринаде

3257,1496

0,04

99,94

С

26

Тушки кур 2 сорт

2442,8622

0,03

99,97

С

27

Шеи фасованные

1628,5748

0,02

99,99

С

28

Головы

814,2874

0,01

100,0

С

Итого

8142874

100,0

В результате АВС – анализа, нами сделан вывод, что к группе «С» относятся замороженные и охлажденные тушки цельные 1 и 2 категории, головы, шеи, копчености и др. полуфабрикаты. Как показали расчеты, в данном предприятии эффективно производить переработку продукции птицеводства и наиболее выгодно реализовывать филе, грудку и бедро и др. продукты разделки (группа «А»), что обеспечивает более высокую рентабельность. К группе «В» относят, колбасы и полуфабрикаты, желудки, сердечки.

Таблица 3

Сводная таблица результатов АВС- анализа товарного ассортимента продукции переработки в ОАО ПТФ «Васильевская»

 

Группа Количество Доход
А 25% 81%
В 33% 16,3%
С 42% 2,7%

 

Сводная таблица АВС- анализа показывает что 25 % продуктов дают 81 % оборота, 33 % ассортимента дают 16,3 % оборота и 42% ассортимента обеспечивают 2,7 % выручки .

Как видим в группе «С» 11 позиций перерабатывающего производства. Среди них тушки цельные, которые следует реализовывать либо в разделанном виде для пополнения группы «А», либо производить углубленную вторичную переработку для пополнения ассортимента группы «В».

Для повышения эффективности управления структурой ассортимента предприятия необходимо систематически решать следующие задачи:

вести постоянные наблюдения за реализацией производимой продукции и обобщать полученные результаты, определяя при этом степень удовлетворения потребностей населения;

проводить маркетинговые исследования покупательских предпочтений и выявлять мнения покупателей об ассортименте выпускаемой продукции, об уровне оптимальной цены и качестве продукции; [4]

производить сбор, обработку, анализ и накопление информации о конъюнктуре рынка, потребностях торгующих организаций и об изменениях требований населения к ассортименту и качеству вырабатываемой продукции;

определять потребности покупателей в новых видах продукции, например, улучшенных по питательной ценности или с использованием новых компонентов;

создавать условия для эффективного ввода новинок на рынок, обеспечивая при этом необходимую конкурентоспособность и рентабельность;

определять содержание, время и формы проведения рекламных мероприятий, а также экономических мер по стимулированию и регулированию спроса. [5]

Разнообразие ассортимента позволит предприятию не только увеличить объемы производства, но и привлечь новых покупателей на эти виды продукции.

Библиографический список

1. Маркетинг: учебник для магистров, аспирантов и специалистов, осуществляющих маркетинговую деятельность / [И. М. Синяева и др.]. - Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2013. - 383 с.-
2. Позубенкова Э.И. Экономический анализ в системе управления организацией / Э. И. Позубенкова // Международный научный журнал «Инновационная наука».- 2015. - №5. – С.226-228.
3. Сак А.В. Журавлев В.А. Оптимизация маркетинговых решений / А.В. Сак В.А. Журавлев. – М.: Гревцов, 2010. – 302 с.
4. Токарев, Б.Е. Маркетинговые исследования: учебник / Б.Е.Токарев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 508 с.
5. Управление маркетингом: [учебник для вузов: перевод с английского] / Н. Капон, В. Колчанов, Дж. Макхалберт. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2013. – 832 с.