Индекс УДК 311.3
Дата публикации: 30.03.2023

Статистика автомобильного транспорт за период 2005 – 2021г.г. (на примере Алтайского края)

Statistics of motor transport for the period 2005 - 2021 (by the example of the Altai Territory)

Вологдин Е. В.
доцент, к.э.н., ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», Россия, г. Барнаул

Vologdin E. V.
assistant professor, Candidate of Economic Sciences
Altai State University, Russia, Barnaul

Аннотация: В статье приводится анализ статистики автомобильного транспорта, его грузоперевозок. Дается анализ ряда показателей по Алтайскому краю как на фоне Российской Федерации, так и на фоне Сибирского федерального округа. Предлагается в статье использовать показатель грузооборот на душу населения.

Abstract: The article analyzes the statistics of automobile transport and its cargo transportation. The analysis of a number of indicators for Altai Territory against the background of the Russian Federation and against the background of the Siberian Federal District is given. It is suggested to use the index of cargo turnover per capita in the article.
Ключевые слова: Алтайский край, грузовые перевозки, темп роста грузооборота, плотность автомобильных дорог, автомобильный транспорт.

Keywords: Altai Territory, freight traffic, growth rate of freight turnover, density of roads, road transport.


Сегодня транспорт имеет решающее значение для развития и нормального функционирования общественного производства, «…характеризуется  маневренностью..»[7], определяет уровень развития её цивилизованности, поэтому недооценка значения транспорта может весьма отрицательно сказаться на экономике страны. Транспорт играет экономическую роль, т.е. удовлетворяет потребности народного хозяйства в перевозках грузов и потребности населения в перевозках пассажиров; способствует расширению специализации и кооперированию производства по отраслям и районам страны; играет огромную роль при освоении новых районов, включая в экономический оборот стран́ новые природные ресурсы и трудно спорить с тем, что «…оказывает большое влияние на сокращение производственных запасов и ускорение оборачиваемости средств, поэтому важное значение имеет увеличение скорости доставки грузов» [2].

Показателей, характеризующих работу транспорта вообще и  автомобильного в частности, достаточно много. Рассмотреть и их проанализировать в рамках одной статьи не представляется возможным. Поэтому будут рассмотрены наиболее, по мнению автора, важные из них. Для того, чтобы функционировал автомобильный транспорт нужны, естественно, автомобильные дороги. Соответственно, первым из таких показателей – это протяженность автомобильных дорог общего пользования. Ниже представлена динамика ее изменения по России, субъектам Сибирского федерального округа (СФО) и ее субъектам с 2005г. (табл.1).

Таблица 1

Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального и местного значения, тыс. км[2,3,4,5]

200520172018201920202021
Российская Федерация701,11507,81531,61542,21553,71566,1
СФО95,4224,66224,7225,2226,0225,5
Республика Алтай3,76,26,36,46,46,4
Республика Тыва4,98,58,68,99,09,0
Республика Хакассия2,77,57,67,67,87,8
Алтайский край16,655,654,854,354,353,4
Красноярский край13,632,632,732,832,632,6
Иркутская область14,130,931,231,231,231,6
Кемеровская область8,020,320,420,620,321,0
Новосибирская область13,528,228,228,228,328,3
Омская область13,123,923,924,024,224,2
Томская область5,211,111,111,111,211,2
Республика Бурятия7,11)1)1)1)1)
Забайкальский край24,61)1)1)1)1)

1) Указом Президента РФ от 03 ноября 2018г. №632 «О внесении изменений в перечне федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000г. №849» Республика Бурятия и Забайкальский край исключены из состава Сибирского федерально округа, поэтому их данные не приводятся

Данные таблицы показывают, что и по Российской Федерации, и по СФО, и по ее регионам за 15 рассматриваемых лет заметен существенный рост протяженности автомобильных дорог. Темпы роста составили от 180% до 320%.

Относительно Алтайского края необходимо отметить, что он стал лидером по увеличению протяженности автомобильных дорог (рост в 3,2 раза) за рассматриваемый период. Его темп роста заметно превысил показатель как по Российской Федерации (рост в 2,2 раза), так и по СФО (в 2,4 раза). Такая интенсивность строительства привела к тому, что край стал безоговорочным лидером по их протяженности не только в СФО (почти четверть по округу), но и по России в целом. У ближайших «преследователей» Республики Башкортостан – 49,8 тыс. км, Краснодарского края – 43,0 тыс. км, Республики Татарстан – 40,3 тыс. км. Можно спрогнозировать, что по данному показателю край ещё долго будет занимать самую верхнюю строчку в рейтинге.

Стоит отметить, что, безусловно, на протяженность автомобильного сообщения влияет площадь территории субъектов. Площадь Алтайского края 168 тыс. кв. км, что составляет около 1% территории Российской Федерации и соответствует 30-му месту. Вполне очевидно, что более объективным показателем, характеризующим дорожное хозяйство и по стране и по ее субъектам, является густота (плотность) автомобильных дорог. Далее представлен ряд динамики изменения плотности автомобильных дорог (табл.2).

Таблица 2

Густота автомобильных дорог с твердым покрытием (на конец года, километров дорог на 1000 кв. км)

200520172018201920202021
Российская Федерация426869707071
СФО233737373737
Республика Алтай314849495050
Республика Тыва162121212222
Республика Хакассия559798989798
Алтайский край117226220221215206
Красноярский край71212121212
Иркутская область213031313232
Кемеровская область89200200199206204
Новосибирская область73117118120122121
Омская область75989999100101
Томская область204545454545
Республика Бурятия191)1)1)1)1)
Забайкальский край251)1)1)1)1)

1) Указом Президента РФ от 03 ноября 2018г. №632 «О внесении изменений в перечне федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000г. №849» Республика Бурятия и Забайкальский край исключены из состава Сибирского федерально округа, поэтому их данные не приводятся

Данные таблицы показывают, что по данному показателю для Алтайского края ситуация сложилась менее оптимистично. Относительно СФО позиции края остаются практически незыблемыми: рост на 76% хотя и не самый высокий, но оставляют край на верхней строчке. А вот на фоне Российской Федерации место края в пятом десятке среди всех субъектов. Тем не менее, краевой показатель выше российского почти в 3 раза, а по СФО – в 5,5 раз. Остается добавить, что, несмотря на все положительные стороны наличия автомобильных дорог, их качество, протяженность, плотность, комфортность передвижения и т.д., нельзя забывать о том, что строительство любой дороги, в том числе и автомобильной, – это вмешательство в окружающую нас природную среду. Оно неизбежно сопряжено с изменениями земляной поверхности, животного мира, «…природного равновесия…» [1]. Поэтому, вопросы улучшения дорожной инфраструктуры с минимальным ущербом для природы будут стоять всегда остро.

Другим показателем, характеризующим работу автомобильного транспорта – грузовые перевозки, динамика которого представлена ниже (табл. 3).

Таблица 3

Грузовые перевозки автомобильным транспортом, млн. т [2,3,4,5]

200520172018201920202021
Российская Федерация6685,05404,05544,05735,75404,75490,5
СФО630,4624,1281,2290,0275,1242,1
Республика Алтай5,32,12,61,51,61,4
Республика Тыва1,38,212,916,07,36,0
Республика Хакассия15,35,34,46,07,17,4
Алтайский край30,629,631,729,027,831,7
Красноярский край85,778,269,778,188,178,5
Иркутская область105,050,436,735,735,134,2
Кемеровская область282,2366,337,040,243,323,5
Новосибирская область36,628,631,032,026,830,9
Омская область30,816,114,914,412,811,6
Томская область16,139,340,337,125,216,9
Республика Бурятия7,31)1)1)1)1)
Забайкальский край13,61)1)1)1)1)

1) Указом Президента РФ от 03 ноября 2018г. №632 «О внесении изменений в перечне федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000г. №849» Республика Бурятия и Забайкальский край исключены из состава Сибирского федерально округа, поэтому их данные не приводятся

Данные таблицы показывают, что динамика грузовых перевозок в СФО за рассматриваемы период по субъектам сложилась неоднозначно. В целом по России наблюдается снижение этого показателя почти на 19%. По СФО темп снижения составил ещё больше – более, чем на 60%. И даже исключенные Республика Бурятия и Забайкальский край в 2018г. из состава СФО сильно не повлияли на результат. В Республике Алтай грузоперевозки сократились почти в 4 раза, в Республике Хакассия – более, чем в 2 раза, в Кемеровской области – в 12 раз, в Омской области – сокращение почти в 3 раза и т.д. Несколько особняком выглядит результат в Республике Тыва – рост более, чем в 4 раза. Что касается Алтайского края, то на фоне значительного падения грузоперевозок в СФО краю удается удерживать позиции и даже снижение их  в отдельные годы по сравнению с 2005г. можно считать не существенными.

Интерес представляет, по мнению автора, такой показатель как уровень экономического развития в части автомобильных грузоперевозок (сфера оказания услуг) на одного постоянного жителя. Это связано с тем, что численность постоянного населения по регионам резко дифференцирована. Например, сегодня в Красноярском крае проживает в 5,5 раз больше, чем в Республике Хакассия или в Новосибирской области – в 12 раз больше, чем в Республике Алтай. Соответственно, просто прямой абсолютный показатель грузовых перевозок, где население в разы, а то и в десятки раз, отличается от региона к региону, явно будет в пользу регионов с большим населением. Поэтому, более объективным представляется показатель, в данном случае грузоперевозки автомобильным транспортом, на душу населения.

 Соответствующие расчеты показывают, что, например, если в Омской области в 2021г. грузоперевозки превысили показатель по Республике Тыва почти в 2 раза, то на душу населения в Тыве перевозили грузы больше (18 тонн), чем в Омской области в 3 раза (6 тонн). Алтайский край оказал таких услуг больше, чем в Республике Хакассия более, чем в 4 раза, а в перерасчете на душу населения соответствующий показатель оказался равным – по 14 тонн. Исходя из вышесказанного можно сказать, что лидерами в 2021г. по СФО по перевозке грузов автомобильным транспортом оказались Красноярский край (27 тонн на душу населения), Республика Тыва (18 тонн на душу населения), Томская область (около 16 тонн), меньше всех – Республика Алтай и Омская область (по 6 тонн). Остается добавить, что практически во всех регионах по СФО данный показатель с 2005г. снизился, а в ряде случаев существенно. Например, в Кемеровской области – со 100 тонн до 9 тонн (более, чем в 10 раз), в Иркутской области с 41 тонны до 14,3 тонны (почти в 3 раза), в Хакассии – в 2 раза и т.д. Основными причинами являются – это снижение численности населения и, в большей степени, снижение объемов данной услуги. Единственный субъект, у которого наблюдается рост – это Алтайский край (с 12 тонн до 14 тонн).

Ещё одним показателем в рамках статьи, характеризующим функционирование грузового автотранспорта, является его грузооборот. Далее представлен ряд динамики его изменения по России, СФО, субъектам СФО (табл. 4).

Таблица 4

Грузооборот автомобильного транспорта, млн. т×км [2,3,4,5]

200520172018201920202021
Российская Федерация194000255000259000275400271800285300
СФО13652,016311,617441,620383,120916,022610,7
Республика Алтай126,0165,9188,4122,1145,3133,3
Республика Тыва184,0181,8240,9295,5125,399,0
Республика Хакассия364,0298,0278,2389,3449,6541,9
Алтайский край1151,02358,02729,02797,03048,03268,0
Красноярский край1649,03100,03000,03400,04000,04300,0
Иркутская область2674,02400,02400,02400,02300,02400,0
Кемеровская область1528,01237,01169,01183,01221,0990,0
Новосибирская область2285,02698,03541,05364,05725,08133,0
Омская область1195,0810,7831,71511,41447,8595,5
Томская область1526,03062,23063,42920,82454,02150,0
Республика Бурятия322,01)1)1)1)1)
Забайкальский край647,01)1)1)1)1)

1) Указом Президента РФ от 03 ноября 2018г. №632 «О внесении изменений в перечне федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000г. №849» Республика Бурятия и Забайкальский край исключены из состава Сибирского федерально округа, поэтому их данные не приводятся

Данный показатель имеет определенную специфику. С одной стороны, можно проанализировать сколько тонн перевезли на 1 км, с другой – на сколько километров в среднем перевозили одну тонну. В данном случае, с точки зрения экономики транспорта, это имеет значение только техническая составляющая —  наличие автопарка, его эксплуатация, износ ресурсов, расход ГСМ и т.д. С позиции экономики региона данный показатель имеет больше познавательный, а точнее информационный, характер в связи с тем, что площадь территории субъектов разнится; в одном случае до определенных пунктов в регионе возможно добраться только автомобильным транспортом, в другом – есть возможность использования воздушного и железнодорожного (как особый случай – трубопроводный во внимание не принимается) или иного. Поэтому, автор оставляет за собой право не ранжировать данный показатель, т.к. считает это не корректным, не углубляться в анализ сквозь призму «лучше – хуже», а оставляет это право всем тем, кого заинтересовало данное исследование.

Библиографический список

1. Лукашевич В.Н., Лукашевич О.Д., Цветкова Л.Н., Филичев С.А. Экологизация строительства автомобильных дорог / В сборнике: Инвестиции, строительство, недвижимость как материальный базис модернизации и инновационного развития экономики. Материалы VIII Международной научно – практической конференции. В 2-х частях. Под редакцией Т.Ю. Овсянниковой, И.Р. Салагор. 2018. С.571-575.
2. Статистический ежегодник. Алтайский край. 2017-2021: Стат. сборник./ Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. – Б., 2022. – 318 с.
3. Статистический ежегодник Республики Тыва 2022: Стат.сб./Красноярскстат. – Красноярск, 2022. – 443 с.
4. Томская область в цифрах. 2022: Крат. стат. сб./Томскстат-Т., 2022- 227 с.
5.Транспорт в России. 2022: Стат.сб./Росстат. – М., 2022 – 101 с.
6. Экономика железнодорожного транспорта : учеб. пособие / О. Г. Быченко, А. Ф. Сыцко; М-во трансп. и коммуникаций Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель : БелГУТ, 2017. – 223 с.
7. Экономика транспорта: Учебное пособие / Терешина Н.П., Потапова Е.В., Терёшина Н.В., Епишкин И.А. – М.: РУТ (МИИТ), 2018. – 142 с. 4