Abstract: The article analyzes the statistics of automobile transport and its cargo transportation. The analysis of a number of indicators for Altai Territory against the background of the Russian Federation and against the background of the Siberian Federal District is given. It is suggested to use the index of cargo turnover per capita in the article.
Keywords: Altai Territory, freight traffic, growth rate of freight turnover, density of roads, road transport.
Сегодня транспорт имеет решающее значение для развития и нормального функционирования общественного производства, «…характеризуется маневренностью..»[7], определяет уровень развития её цивилизованности, поэтому недооценка значения транспорта может весьма отрицательно сказаться на экономике страны. Транспорт играет экономическую роль, т.е. удовлетворяет потребности народного хозяйства в перевозках грузов и потребности населения в перевозках пассажиров; способствует расширению специализации и кооперированию производства по отраслям и районам страны; играет огромную роль при освоении новых районов, включая в экономический оборот стран́ новые природные ресурсы и трудно спорить с тем, что «…оказывает большое влияние на сокращение производственных запасов и ускорение оборачиваемости средств, поэтому важное значение имеет увеличение скорости доставки грузов» [2].
Показателей, характеризующих работу транспорта вообще и автомобильного в частности, достаточно много. Рассмотреть и их проанализировать в рамках одной статьи не представляется возможным. Поэтому будут рассмотрены наиболее, по мнению автора, важные из них. Для того, чтобы функционировал автомобильный транспорт нужны, естественно, автомобильные дороги. Соответственно, первым из таких показателей – это протяженность автомобильных дорог общего пользования. Ниже представлена динамика ее изменения по России, субъектам Сибирского федерального округа (СФО) и ее субъектам с 2005г. (табл.1).
Таблица 1
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального и местного значения, тыс. км[2,3,4,5]
2005 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |
Российская Федерация | 701,1 | 1507,8 | 1531,6 | 1542,2 | 1553,7 | 1566,1 |
СФО | 95,4 | 224,66 | 224,7 | 225,2 | 226,0 | 225,5 |
Республика Алтай | 3,7 | 6,2 | 6,3 | 6,4 | 6,4 | 6,4 |
Республика Тыва | 4,9 | 8,5 | 8,6 | 8,9 | 9,0 | 9,0 |
Республика Хакассия | 2,7 | 7,5 | 7,6 | 7,6 | 7,8 | 7,8 |
Алтайский край | 16,6 | 55,6 | 54,8 | 54,3 | 54,3 | 53,4 |
Красноярский край | 13,6 | 32,6 | 32,7 | 32,8 | 32,6 | 32,6 |
Иркутская область | 14,1 | 30,9 | 31,2 | 31,2 | 31,2 | 31,6 |
Кемеровская область | 8,0 | 20,3 | 20,4 | 20,6 | 20,3 | 21,0 |
Новосибирская область | 13,5 | 28,2 | 28,2 | 28,2 | 28,3 | 28,3 |
Омская область | 13,1 | 23,9 | 23,9 | 24,0 | 24,2 | 24,2 |
Томская область | 5,2 | 11,1 | 11,1 | 11,1 | 11,2 | 11,2 |
Республика Бурятия | 7,1 | …1) | …1) | …1) | …1) | …1) |
Забайкальский край | 24,6 | …1) | …1) | …1) | …1) | …1) |
1) Указом Президента РФ от 03 ноября 2018г. №632 «О внесении изменений в перечне федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000г. №849» Республика Бурятия и Забайкальский край исключены из состава Сибирского федерально округа, поэтому их данные не приводятся
Данные таблицы показывают, что и по Российской Федерации, и по СФО, и по ее регионам за 15 рассматриваемых лет заметен существенный рост протяженности автомобильных дорог. Темпы роста составили от 180% до 320%.
Относительно Алтайского края необходимо отметить, что он стал лидером по увеличению протяженности автомобильных дорог (рост в 3,2 раза) за рассматриваемый период. Его темп роста заметно превысил показатель как по Российской Федерации (рост в 2,2 раза), так и по СФО (в 2,4 раза). Такая интенсивность строительства привела к тому, что край стал безоговорочным лидером по их протяженности не только в СФО (почти четверть по округу), но и по России в целом. У ближайших «преследователей» Республики Башкортостан – 49,8 тыс. км, Краснодарского края – 43,0 тыс. км, Республики Татарстан – 40,3 тыс. км. Можно спрогнозировать, что по данному показателю край ещё долго будет занимать самую верхнюю строчку в рейтинге.
Стоит отметить, что, безусловно, на протяженность автомобильного сообщения влияет площадь территории субъектов. Площадь Алтайского края 168 тыс. кв. км, что составляет около 1% территории Российской Федерации и соответствует 30-му месту. Вполне очевидно, что более объективным показателем, характеризующим дорожное хозяйство и по стране и по ее субъектам, является густота (плотность) автомобильных дорог. Далее представлен ряд динамики изменения плотности автомобильных дорог (табл.2).
Таблица 2
Густота автомобильных дорог с твердым покрытием (на конец года, километров дорог на 1000 кв. км)
2005 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |
Российская Федерация | 42 | 68 | 69 | 70 | 70 | 71 |
СФО | 23 | 37 | 37 | 37 | 37 | 37 |
Республика Алтай | 31 | 48 | 49 | 49 | 50 | 50 |
Республика Тыва | 16 | 21 | 21 | 21 | 22 | 22 |
Республика Хакассия | 55 | 97 | 98 | 98 | 97 | 98 |
Алтайский край | 117 | 226 | 220 | 221 | 215 | 206 |
Красноярский край | 7 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
Иркутская область | 21 | 30 | 31 | 31 | 32 | 32 |
Кемеровская область | 89 | 200 | 200 | 199 | 206 | 204 |
Новосибирская область | 73 | 117 | 118 | 120 | 122 | 121 |
Омская область | 75 | 98 | 99 | 99 | 100 | 101 |
Томская область | 20 | 45 | 45 | 45 | 45 | 45 |
Республика Бурятия | 19 | …1) | …1) | …1) | …1) | …1) |
Забайкальский край | 25 | …1) | …1) | …1) | …1) | …1) |
1) Указом Президента РФ от 03 ноября 2018г. №632 «О внесении изменений в перечне федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000г. №849» Республика Бурятия и Забайкальский край исключены из состава Сибирского федерально округа, поэтому их данные не приводятся
Данные таблицы показывают, что по данному показателю для Алтайского края ситуация сложилась менее оптимистично. Относительно СФО позиции края остаются практически незыблемыми: рост на 76% хотя и не самый высокий, но оставляют край на верхней строчке. А вот на фоне Российской Федерации место края в пятом десятке среди всех субъектов. Тем не менее, краевой показатель выше российского почти в 3 раза, а по СФО – в 5,5 раз. Остается добавить, что, несмотря на все положительные стороны наличия автомобильных дорог, их качество, протяженность, плотность, комфортность передвижения и т.д., нельзя забывать о том, что строительство любой дороги, в том числе и автомобильной, – это вмешательство в окружающую нас природную среду. Оно неизбежно сопряжено с изменениями земляной поверхности, животного мира, «…природного равновесия…» [1]. Поэтому, вопросы улучшения дорожной инфраструктуры с минимальным ущербом для природы будут стоять всегда остро.
Другим показателем, характеризующим работу автомобильного транспорта – грузовые перевозки, динамика которого представлена ниже (табл. 3).
Таблица 3
Грузовые перевозки автомобильным транспортом, млн. т [2,3,4,5]
2005 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |
Российская Федерация | 6685,0 | 5404,0 | 5544,0 | 5735,7 | 5404,7 | 5490,5 |
СФО | 630,4 | 624,1 | 281,2 | 290,0 | 275,1 | 242,1 |
Республика Алтай | 5,3 | 2,1 | 2,6 | 1,5 | 1,6 | 1,4 |
Республика Тыва | 1,3 | 8,2 | 12,9 | 16,0 | 7,3 | 6,0 |
Республика Хакассия | 15,3 | 5,3 | 4,4 | 6,0 | 7,1 | 7,4 |
Алтайский край | 30,6 | 29,6 | 31,7 | 29,0 | 27,8 | 31,7 |
Красноярский край | 85,7 | 78,2 | 69,7 | 78,1 | 88,1 | 78,5 |
Иркутская область | 105,0 | 50,4 | 36,7 | 35,7 | 35,1 | 34,2 |
Кемеровская область | 282,2 | 366,3 | 37,0 | 40,2 | 43,3 | 23,5 |
Новосибирская область | 36,6 | 28,6 | 31,0 | 32,0 | 26,8 | 30,9 |
Омская область | 30,8 | 16,1 | 14,9 | 14,4 | 12,8 | 11,6 |
Томская область | 16,1 | 39,3 | 40,3 | 37,1 | 25,2 | 16,9 |
Республика Бурятия | 7,3 | …1) | …1) | …1) | …1) | …1) |
Забайкальский край | 13,6 | …1) | …1) | …1) | …1) | …1) |
1) Указом Президента РФ от 03 ноября 2018г. №632 «О внесении изменений в перечне федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000г. №849» Республика Бурятия и Забайкальский край исключены из состава Сибирского федерально округа, поэтому их данные не приводятся
Данные таблицы показывают, что динамика грузовых перевозок в СФО за рассматриваемы период по субъектам сложилась неоднозначно. В целом по России наблюдается снижение этого показателя почти на 19%. По СФО темп снижения составил ещё больше – более, чем на 60%. И даже исключенные Республика Бурятия и Забайкальский край в 2018г. из состава СФО сильно не повлияли на результат. В Республике Алтай грузоперевозки сократились почти в 4 раза, в Республике Хакассия – более, чем в 2 раза, в Кемеровской области – в 12 раз, в Омской области – сокращение почти в 3 раза и т.д. Несколько особняком выглядит результат в Республике Тыва – рост более, чем в 4 раза. Что касается Алтайского края, то на фоне значительного падения грузоперевозок в СФО краю удается удерживать позиции и даже снижение их в отдельные годы по сравнению с 2005г. можно считать не существенными.
Интерес представляет, по мнению автора, такой показатель как уровень экономического развития в части автомобильных грузоперевозок (сфера оказания услуг) на одного постоянного жителя. Это связано с тем, что численность постоянного населения по регионам резко дифференцирована. Например, сегодня в Красноярском крае проживает в 5,5 раз больше, чем в Республике Хакассия или в Новосибирской области – в 12 раз больше, чем в Республике Алтай. Соответственно, просто прямой абсолютный показатель грузовых перевозок, где население в разы, а то и в десятки раз, отличается от региона к региону, явно будет в пользу регионов с большим населением. Поэтому, более объективным представляется показатель, в данном случае грузоперевозки автомобильным транспортом, на душу населения.
Соответствующие расчеты показывают, что, например, если в Омской области в 2021г. грузоперевозки превысили показатель по Республике Тыва почти в 2 раза, то на душу населения в Тыве перевозили грузы больше (18 тонн), чем в Омской области в 3 раза (6 тонн). Алтайский край оказал таких услуг больше, чем в Республике Хакассия более, чем в 4 раза, а в перерасчете на душу населения соответствующий показатель оказался равным – по 14 тонн. Исходя из вышесказанного можно сказать, что лидерами в 2021г. по СФО по перевозке грузов автомобильным транспортом оказались Красноярский край (27 тонн на душу населения), Республика Тыва (18 тонн на душу населения), Томская область (около 16 тонн), меньше всех – Республика Алтай и Омская область (по 6 тонн). Остается добавить, что практически во всех регионах по СФО данный показатель с 2005г. снизился, а в ряде случаев существенно. Например, в Кемеровской области – со 100 тонн до 9 тонн (более, чем в 10 раз), в Иркутской области с 41 тонны до 14,3 тонны (почти в 3 раза), в Хакассии – в 2 раза и т.д. Основными причинами являются – это снижение численности населения и, в большей степени, снижение объемов данной услуги. Единственный субъект, у которого наблюдается рост – это Алтайский край (с 12 тонн до 14 тонн).
Ещё одним показателем в рамках статьи, характеризующим функционирование грузового автотранспорта, является его грузооборот. Далее представлен ряд динамики его изменения по России, СФО, субъектам СФО (табл. 4).
Таблица 4
Грузооборот автомобильного транспорта, млн. т×км [2,3,4,5]
2005 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |
Российская Федерация | 194000 | 255000 | 259000 | 275400 | 271800 | 285300 |
СФО | 13652,0 | 16311,6 | 17441,6 | 20383,1 | 20916,0 | 22610,7 |
Республика Алтай | 126,0 | 165,9 | 188,4 | 122,1 | 145,3 | 133,3 |
Республика Тыва | 184,0 | 181,8 | 240,9 | 295,5 | 125,3 | 99,0 |
Республика Хакассия | 364,0 | 298,0 | 278,2 | 389,3 | 449,6 | 541,9 |
Алтайский край | 1151,0 | 2358,0 | 2729,0 | 2797,0 | 3048,0 | 3268,0 |
Красноярский край | 1649,0 | 3100,0 | 3000,0 | 3400,0 | 4000,0 | 4300,0 |
Иркутская область | 2674,0 | 2400,0 | 2400,0 | 2400,0 | 2300,0 | 2400,0 |
Кемеровская область | 1528,0 | 1237,0 | 1169,0 | 1183,0 | 1221,0 | 990,0 |
Новосибирская область | 2285,0 | 2698,0 | 3541,0 | 5364,0 | 5725,0 | 8133,0 |
Омская область | 1195,0 | 810,7 | 831,7 | 1511,4 | 1447,8 | 595,5 |
Томская область | 1526,0 | 3062,2 | 3063,4 | 2920,8 | 2454,0 | 2150,0 |
Республика Бурятия | 322,0 | …1) | …1) | …1) | …1) | …1) |
Забайкальский край | 647,0 | …1) | …1) | …1) | …1) | …1) |
1) Указом Президента РФ от 03 ноября 2018г. №632 «О внесении изменений в перечне федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000г. №849» Республика Бурятия и Забайкальский край исключены из состава Сибирского федерально округа, поэтому их данные не приводятся
Данный показатель имеет определенную специфику. С одной стороны, можно проанализировать сколько тонн перевезли на 1 км, с другой – на сколько километров в среднем перевозили одну тонну. В данном случае, с точки зрения экономики транспорта, это имеет значение только техническая составляющая — наличие автопарка, его эксплуатация, износ ресурсов, расход ГСМ и т.д. С позиции экономики региона данный показатель имеет больше познавательный, а точнее информационный, характер в связи с тем, что площадь территории субъектов разнится; в одном случае до определенных пунктов в регионе возможно добраться только автомобильным транспортом, в другом – есть возможность использования воздушного и железнодорожного (как особый случай – трубопроводный во внимание не принимается) или иного. Поэтому, автор оставляет за собой право не ранжировать данный показатель, т.к. считает это не корректным, не углубляться в анализ сквозь призму «лучше – хуже», а оставляет это право всем тем, кого заинтересовало данное исследование.
Библиографический список
1. Лукашевич В.Н., Лукашевич О.Д., Цветкова Л.Н., Филичев С.А. Экологизация строительства автомобильных дорог / В сборнике: Инвестиции, строительство, недвижимость как материальный базис модернизации и инновационного развития экономики. Материалы VIII Международной научно – практической конференции. В 2-х частях. Под редакцией Т.Ю. Овсянниковой, И.Р. Салагор. 2018. С.571-575.2. Статистический ежегодник. Алтайский край. 2017-2021: Стат. сборник./ Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. – Б., 2022. – 318 с.
3. Статистический ежегодник Республики Тыва 2022: Стат.сб./Красноярскстат. – Красноярск, 2022. – 443 с.
4. Томская область в цифрах. 2022: Крат. стат. сб./Томскстат-Т., 2022- 227 с.
5.Транспорт в России. 2022: Стат.сб./Росстат. – М., 2022 – 101 с.
6. Экономика железнодорожного транспорта : учеб. пособие / О. Г. Быченко, А. Ф. Сыцко; М-во трансп. и коммуникаций Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель : БелГУТ, 2017. – 223 с.
7. Экономика транспорта: Учебное пособие / Терешина Н.П., Потапова Е.В., Терёшина Н.В., Епишкин И.А. – М.: РУТ (МИИТ), 2018. – 142 с. 4