Индекс УДК 332.145
Дата публикации: 29.09.2023

Экономические препятствия и устойчивое развитие в Ираке

Economic obstacles and sustainable development in Iraq

Мзедави С.К.А.,, Мингалева Ж.А.
1. Аспирант
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Пермь, Россия
2. Профессор, доктор экономических наук
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Пермь, Россия

Mzedavi S.K.A., Mingaleva Zh.A.

1. Graduate student
Perm National Research Polytechnic University
Perm, Russia
2. Professor, Doctor of Economic Sciences
Perm National Research Polytechnic University
Perm, Russia
Аннотация: За последние два десятилетия интерес к достижению устойчивого развития в Ираке возрос в результате заметного ухудшения экономической ситуации, а также международных экономических изменений, которые заставили Ирак не полагаться на доходы от нефти как на основной источник национального дохода. Несомненно, что такие обстоятельства повлекли за собой серьезные последствия, препятствующие выработке в ней эффективных стратегий достижения устойчивого развития. Цель данной научной статьи состоит в том, чтобы изучить наиболее важные проблемы, стоящие перед реальностью устойчивого развития в Ираке, а также изложить предложения по устранению этих препятствий.

Abstract: Over the past two decades, interest in achieving sustainable development in Iraq has increased as a result of a marked deterioration in the economic situation, as well as international economic changes that have forced Iraq not to rely on oil revenues as the main source of national income. Undoubtedly, such circumstances have created serious obstacles to the development of effective strategies for achieving sustainable development in it. The purpose of this scholarly article is to explore the most important challenges facing the reality of sustainable development in Iraq and to provide suggestions for removing these obstacles.
Ключевые слова: устойчивое развитие, информационные технологии, экономические реформы, образовательная база, либеральная экономика

Keywords: sustainable development, information technology, economic reforms, educational base, liberal economy


  1. Введение

Ирак – одна из древнейших цивилизаций в мире. Именно в Ираке возникли такие цивилизации, как аккадская, шумерская, ассирийская и вавилонская. Более того, в Ираке сформировались первые модели социальных, экономических и политических организаций. Также Ирак является первым государством, где появилась первая историческая модель государства. Основой данной модели служили устоявшиеся гражданские отношения, модель стабильного управления и официальные институты. Соответственно, мы можем перейти непосредственно к анализу экономической ситуации, а также реалиям устойчивого развития в Ираке. Стоит начать с ситуации относительно экономически активного населения страны.

  1. Реалии занятости и безработицы экономически активного населения Ирака

С 2003 года население Ирака в целом значительно увеличилось. Так, в 2003 показатели были равны 26 миллионам. В 2008 году численность населения составила 30,5 миллионов человек. В 2014 году эта цифра достигла уже 35 миллионов. В 2023 году население Ирака составляет уже 44 890 455 человек. Прирост населения остается на уровне 3 %. На рисунке 1 можно увидеть приблизительный прогноз.

рис.1 Прогноз роста населения Ирака

 

Подобные показатели позволяют сделать вывод о росте экономически активного населения, что, несомненно, является плюсом.

Однако стоит перейти к статистике занятости и безработицы этой категории населения.

Проблема новых рабочих мест в Республике Ирак в настоящее время остается достаточно важным для экономически активного населения, а соответственно, и для экономического развития страны. Так, на рисунке 2 можно заметить, что в целом процент занятости остается стабильным, радикального спада за последние несколько не наблюдается. Согласно данным Центра статистики Ирака на декабрь 2022 года процент безработных граждан составил 15.55 %. Процент занятых – приблизительно 36 %.

рис.2 Процент занятости экономически активного населения (2014-2020 гг.)

Если же посмотреть на более свежие данные, то на 2021 год процент занятости среди граждан в возрасте от 15 до 65 лет составил около 34 %. Стоит отметить, что процент работающих женщин равен 10.6%, в то время как процент работающего мужского населения равен 68 %. Среди категории молодежи от 15 до 24 лет процент занятости составляет 26.5 %, а среди категории от 25 и старше – 45.8 %.  Далее стоит перейти к проценту безработицы. В 2021 году он составил 16.5 %. Из этих 16.5% повысился процент безработицы среди женщин (28.2%), а также выросли показатели безработицы среди молодежи до 24 лет (35.8%) по сравнению с категорией от 25 лет (11.2%).[6]

Итак, если судить по приведенной статистике, то можно сделать вывод, что рост населения, в особенности экономически активного, является однозначным плюсом, но тем не менее, статистика занятости довольно неоднозначна. Доля занятого населения равна всего лишь одной трети экономически активного населения. Тем самым данная категория представляет собой хороший потенциал, который может помочь государству инвестировать за счет хорошей рабочей силы. Правительство Ирака должно активизировать меры по вовлечению молодежи в работу, как мужчин, так и женщин, особенно в условиях «зеленой» экономики. Соответственно, проблема занятости является первым препятствием на пути к устойчивому развитию. Перейдем к другим аспектам. Следующее препятствие непосредственно имеет отношение к вышесказанному.

  1. Образование

Ирак, столь сильно пострадавший от вооруженных конфликтов и террористических нападений, испытал в том числе последствия дестабилизации уровня образования. Число школ после 2003 года сократилось на 4000. Также 80 % высших учебных заведений были разрушены с начала американской оккупации. Однако за 20 лет ситуация изменилась и продолжает меняться в данный момент.

Продолжается процесс реконструкции учебных заведений. Процент обучающихся также вырос. Тем не менее правительству Ирака стоит прилагать еще больше усилий для повышения уровня образования молодежи, в особенности в возрасте от 15 до 24 лет. В настоящее время около 80 % молодежи являются грамотными. Соответственно, стоит особенно сфокусироваться на среднем общем образовании. Подготовка в школе окажет положительный эффект на последующие шаги экономически активного населения. Отметим, что велик разрыв в показателях получения начального и среднего образования между бедными и богатыми регионами достаточно велик. Окончание средней общеобразовательной школы составляет 54 % для бедных, в то время как для более состоятельных этот показатель составляет 93 %. Также в этом плане существенной является разница между городским и сельским населением. Хотя начальное образование заканчивает больше мальчиков, для старшей школы, где образование завершают больше девочек, этот показатель обратный. Стоит также отметить, что все же процент поступающий в школы и ВУЗы растет. Если мы обратимся к статистике за 20 лет, то можно заметить, что в 2003 году процент поступивших студентов составлял 88 %. В 2006 году можно было снова наблюдать рост до 90 %. В настоящее время Ирак так же не сбавляет темпы. Однако процент от общей численности населения трудоспособного возраста, окончивших бакалавриат составил около 80 % по данным на 2021 год.

рис.3 Процент получивших высшее образование среди трудоспособного населения

  1. Проблема уровня благосостояния населения

Стоит начать с уровня бедности граждан. До пандемии COVID-19 этот показатель составлял 22.5%. В настоящее время цифра колеблется между 23 и 25 %. Отсюда возникает логичный вопрос. Какие меры предпринимаются государством для снижения уровня бедности иракцев?

Искоренение нищеты требует объединения усилий правительственных и неправительственных учреждений в рамках контроля за достижениями намеченных результатов. Многие иракцы живут за чертой бедности, что делает их самой уязвимой категорией во время экономических кризисов. Однако уровень бедности сказывается и на здравоохранении, уровне жизни, образовании и как следствие, приводит к безработице.

Итак, перейдем к инструментам достижения цели искоренения бедности.

Во-первых, правительство приняло ряд мер по решению дефицита некоторых товаров. Также выделяются средства для сдерживания роста цен на продовольственные товары. Кроме того, был принят законопроект о продовольственной безопасности. Данный закон поможет обеспечить должное финансирование субсидирования бытовых товаров и реализации проектов, необходимых для повышения уровня жизни. Также оказывается поддержка Фонда социального развития и активизация его деятельности. Еще одной мерой является расширение малых и микропредприятий. Помимо этого, расширяются программы обучения, чтобы расширить возможности малоимущих граждан. Более того, развивается система социальной защиты и безопасности [8].

  1. Коррупция

Исследуя препятствия, стоящие перед устойчивым развитием, нельзя не упомянуть коррупцию. Коррупция остается одной из главных проблем, с которыми сталкивается Ирак. По данным за 2022 год коррупция в государственном секторе достигла показателя 77 баллов(рис.4).

рис.4 Индекс восприятия коррупции в Ираке за 2003-2022 гг.

С данным результатом Ирак находится на 159 месте в мире. По сравнению с другими странами подобный результат, конечно же, значительно выше среднего. Так, например, США находятся на 24 месте с результатом 31 балл. Дания достигла показателя всего лишь в 10 баллов. Какие же меры необходимо принять в плане сохранения денежных средств для граждан Ирака? Борьба с коррупцией является и превентивной, и реактивной. Многие эксперты призывают к удвоению усилий по противодействии коррупции. В качестве одной из необходимых мер можно назвать создание антикоррупционной сети членов гражданского общества и политиков. Но именно понимание коррупционных схем, так укоренившихся за последние годы, является основой оказания помощи Ираку в проведении одной из важнейших реформ государственного сектора. Примером может служить схема коррупции в сфере госзакупок и заключения контрактов. Еще один широко известный пример – кража государственных средств с последующей растратой. Реформистам стоит разработать настоящую широкомасштабную стратегию. Должна поддерживаться работа активистов, журналистов и организаций по обеспечению прозрачности, продвигая актуальную информацию в массы. Другие элементы стратегии должны включать законодательные меры, активное сотрудничество с международными организациями с требованиями обеспечения прозрачности и сокращения бумажной бюрократии. Результатом антикоррупционной деятельности станет создание максимально прозрачно функционирующих государственных учреждений.

  1. Инфраструктура

Одной из важнейших составляющих устойчивого развития является инфраструктура. Более того, инфраструктура достаточно сильно влияет на экономический рост, например, на такие аспекты как инвестиции, долговечность частного капитала, а также спрос и предложение. В данный момент Республика Ирак испытывает некоторый дефицит касательно инфраструктуры. После вывода войск США стало понятно, что стране необходимо восстановить электросети, водоснабжение, дороги, порты, здравоохранение, образовательные и общественные учреждения. И стоит отметить, что правительство действительно уделяет достаточно много внимания инвестициям, вкладываемым в эту область. Очевидно, что устойчивая система инфраструктуры позволит осуществить экономическое и социальное развитие. Кроме инфраструктуры, еще одной экономически проблемной отраслью является сельское хозяйство.

  1. Сельскохозяйственная отрасль

Стоит начать с небольшой статистики. Около 44 миллионов гектар земли (т.е. 27%) являются пригодными для возделывания. Из них 4.4. млн га относятся к высоко пригодным [5]. Сельское хозяйство является одним из важнейших факторов сокращения уровня бедности, так как большинство малоимущих граждан проживает в сельской местности. В последние годы растет риск сокращения сельскохозяйственного производства. На местный рынок поступают новые виды продуктов питания, в том числе органические и западные продукты. Годовой спрос на продовольствие в Ираке увеличивается с каждым годом, однако местная продукция пока что не может удовлетворить спрос местного рынка на 100 %.

В 2018 году экспорт товаров из Ирака составлял 95.3 млрд долларов США. Для сравнения в 2014 году показатель составлял 88.1 млрд. В 2017 году и вовсе 63.6 млрд. долларов. Последние несколько лет доля товаров, приобретаемых за рубежом, составляет значительный показатель. Например, 23.9 % товаров закупалось в Индии, 8.6% в США, 7.1 % в Италии.

Соответственно, правительству необходимо поощрять местное сельскохозяйственное производство и пищевую промышленность в целом.

Очень важным фактором является модернизация сельскохозяйственной техники. Данный элемент не менее важен для эффективности фермерских хозяйств, в частности при подготовке почвы и уборке урожая. В настоящее время значительная доля работ по посадке и сбору урожая уже механизирована. По большей части это обеспечивается за счет правительства. Там, где поддержка правительства недоступна, на помощь приходит частный сектор. Однако проблема заключается в неудовлетворенности поддержкой правительства . Так, на рис. 5 показано, насколько фермеров устраивают меры, предпринимаемые государством. Желтым цветом обозначена степнь недовольства, зеленым цветом – относительное удовлетворение и голубым – полное удовлетворение. Как мы можем видеть, ни в области производства фиников, ни в сфере производства томатов, винограда и пшеницы практически нет тех, кого бы устраивала поддержка государства.

рис.5 Степень удовлетворенности политикой правительства в области с/х

Это значит, что необходимо применить технологии, которые будут соответствовать местным условиям, например, технологии для улучшения инфраструктуры водоснабжения. Также следует разработать план создания благоприятных условий для сельскохозяйственного рынка и ценовой конъюнктуры, что даст производителям мощный стимул для увеличения роста сельскохозяйственной продукции. По мере восстановления сельскохозяйственного сектора Ирак должен продолжать внедрять устойчивые системы и методы работы.

Страна должна восстановить инфраструктуру сельского хозяйства так, чтобы это только повышало устойчивость иракской экономики. Соответственно, необходимо найти баланс между действиями правительства и рыночными производителями. Все заинтересованные стороны, а именно поставщики, фермеры, торговцы должны также активно участвовать в планировании, внедрении и мониторинге. Если все участники будут действовать в одном ключе, то вполне может быть достигнуто устойчивое развитие сельского хозяйства. Так, можно включить в стратегию внедрения инклюзивного развития следующие элементы.

  • Министерствам планирования, сельского хозяйства, окружающей среды и водных ресурсов нужно создать многосекторальное партнерство с целью улучшения координации действий фермеров
  • Важно создать координационную группу по с/х и водным ресурсам – т.е. комитет, где могут рассматриваться совместные действия по поддержке инвестиционных возможностей. Разумеется, комитет должен тесно сотрудничать с правительством Ирака.

Так как мы исследовали проблему сельского хозяйства и водных ресурсов, перейдем к следующему препятствию – нехватке воды.

  1. Нехватка воды

Именно нехватка водных ресурсов является причиной риска упадка сельского хозяйства в Ираке. Данная проблема влияет не только на сельскохозяйственный сектор, но также и сокращает поставки электроэнергии, особенно на юг страны.

Экономика Ирака, как и экономика любого государства, сталкивается со множеством иных экономических препятствий на пути к устойчивому развитию. В качестве одного из наиболее заметных из них стоит упомянуть, например, препятствие рантье, характерное для иракской экономики, которое проистекает из приобретения нефтяным сектором наибольшей части состава валового внутреннего продукта по сравнению с другими секторами, что привело к углублению структурных диспропорций в иракской экономике. Этот факт очевиден и отражает реальность этой экономики даже для широкой общественности. Стоит заметить, что это также является одной из причин снижения производительности промышленного и сельскохозяйственного секторов [4].

Данное обстоятельство привело к крупному коллапсу в структуре экономики, а также к дезинтеграции и развалу ее инфраструктуры. В том же направлении экономические препятствия углубили путь устойчивого развития в результате отсутствия четкой политики планирования для рациональных инвестиций в экономические ресурсы и нерационального использования человеческих технических компетенций. Рост уровня безработицы, слабость частного сектора и сокращение накопления капитала, неэффективность и результативность принятой макроэкономической политики, а также перекосы на рынке и неэффективность конкурентных возможностей на мировом рынке породили в совокупности неэффективность и неспособность иракской экономики к активизации. Очевидно, адаптация переменных этих экономических политик поможет достичь положительного влияния на экономический рост в целом и для удовлетворения требований развития в частности. [4]

Наиболее важным из вышеперечисленного является то, что проводимая экономическая и социальная политика по-прежнему ниже уровня экономических амбиций, что приводит к снижению уровня доходов и неравенству в их распределении, а также к увеличению прироста населения и ухудшению жилищных условий. Условия, снижение процента образования, неграмотность, плохое состояние здоровья и основных услуг, отсутствие защиты и систем социального страхования, ведущие к проблемам социальной дезинтеграции, — все это свидетельствует о продолжающемся провале вышеупомянутой политики.

Для достижения устойчивого развития в его комплексной концепции и подходе необходима политическая воля государства и стремление сообществ и отдельных лиц. Устойчивое развитие — это общественный процесс, в который должны вносить скоординированный вклад все сектора и сообщества. Тем не менее он не должен зависеть от нескольких категорий и одного ресурса. Без участия в эконмической и политической жизни и основных свобод общество не может принять адекватную приверженность целям развития, его бремени и жертвам, необходимым на его пути, или представить, что оно может воспользоваться плодами и достижениями развития должным образом [7].

Из-за довольно непростого характера рамок работы иракской экономической системы государству необходимо заниматься ей серьезно и в соответствии с методами бесконечной точности и комплексного подхода. С этой точки зрения необходимо внести ряд изменений, чтобы приблизить экономику страны к устойчивому развитию. Итак, перейдем к необходимым мерам.

В свете тенденций, требующих правильного перехода иракской экономики от планового центрального правительства к либеральной экономике, это должно сопровождаться серьезными усилиями по ускорению выполнения показателей устойчивого развития [1]. Подобная мера осуществляется путем принятия конкретной стратегии, соответствующей реалиям иракской экономики с целью повышения уровня жизни гражданина и общества в свете условий, в которых живет экономика государства, с большой заботой о серьезности данного предприятия.

Более того, требуются средства и наличие политической, социальной и экономической воли для достижения подобной цели. В дополнение к акценту на создании сети социального обеспечения и предоставлении экономических пособий в случае безработицы, нетрудоспособности и выхода на пенсию, чтобы обеспечить достаточный доход и заботу, улучшающую качество жизни в стране [3, 73-83]. Выплата пособий безработным (пусть и символическая) необходима и даже обязательна, так как эти пособия безработные неизбежно потратят на товары народного потребления. В таком случае возрастет спрос на продукцию первой необходимости, что приведет к увеличению поглощающих безработицу инвестиций. Для этих целей нормы безработицы должно быть открыто бюро по трудоустройству, присутствие которого в данном случае будет существенным облегчением для граждан Ирака.

Кроме того, стоит приложить все усилия, чтобы вывести иракскую экономику из затруднительного положения рантье и предпринять серьезные шаги в направлении диверсификации, чтобы обеспечить необходимые денежные ресурсы для финансирования потребностей развития, а этот процесс в целом требует больших усилий и занимает много времени.

Оказание финансовой, технической и технической поддержки частным предпринимателям необходимо для развития и личной инициативы [6].

В дополнение к этому должна быть разработана социально-экономическая стратегия для иракского общества, посредством которой развивается социально-экономическая среда и степень ее влияния на процесс развития сообщества.

Кроме усилий, прилагаемых государством, стоит упомянуть и вклад зарубежных партнеров. Так, правительство Ирака сотрудничает с ООН и другими иностранными партнерами общих стратегических рамок ООН под эгидой программы Иракского видения устойчивого развития до 2030 года и национальных программ преобразований. Данные меры необходимы для поддержания достижений целей устойчивого развития. Кроме того, это поможет решить проблемы и возможности развития в государстве. Разберемся, что конкретно входит в план программы Иракского видения. На рисунке 6 представлены главные аспекты.

рис.6 Основные аспекты программы Иракского видения развития

Как можно заметить, такая концепция предусматривает своего рода контракт между государством и гражданами. Подобная программа направлена на повышение доверия к правительству Ирака, а также предоставление возможностей для саморазвития, роста числа рабочих мест и получения приличного дохода. Тем самым государство стремится развивать и повышать уровень экономической деятельности, проложить дорогу реформам, которые обеспечат необходимые стратегии развития в условиях внешних и внутренних вызовов и национальных возможностей.

Отметим, что данное видение основано именно на аспектах устойчивого развития, отвечающим стремлению к расширению возможностей граждан Ирака, а также экономической системе с диверсифицированной социальной рыночной ориентацией и стабильными показателями в плане макроэкономики. Таким образом, цель программы заключается в том, чтобы добиться улучшения благосостояния иракцев, обеспечить устойчивость моделей производства и потребления. Более того, концепция предусматривает уважение политических и гражданских прав человека для достижения лучшего результата. Будет необходимым отметить тот факт, что с помощью данной концепции государство стремится достичь сбалансированного развития и ликвидации неравенства между мухафазами и регионами. Тем самым страна должна извлекать выгоду из конкурентных возможностей и особенностей иракской экономики. Этого можно достичь, сосредоточив внимание на высоком экономическом росте совместно с сильным и деятельным частным сектором (местным и иностранным), который поддержат сферы сельского хозяйства, инфраструктуры и услуг. То есть в перспективе должны подчеркиваться следующие цели:

  • Расширение источников роста с целью охвата других секторов, в том числе и сельское хозяйство
  • Внедрение устойчивого управления природными ресурсами страны

Далее стоит перейти к основным принципам видения устойчивого развития экономики.

Первый принцип заключается в социальной интеграции, экономическом развитии и экологической устойчивости с должным управлением на правительственном и местных уровнях. Кроме того, должны быть расширены права и возможности инвестиций в человеческий и социальный капиталы.

Следующий принцип основан на справедливости распределения ресурсов и доходов от развития.

Третий принцип состоит в соответствии национальных усилий в сфере развития приоритетам местного развития.

Далее необходимо упомянуть принцип увеличения активов и создания большего количества достойных рабочих мест в рамках диверсифицированной экономики.

Также не стоит забывать о международном партнерстве, а также партнерстве между правительством и частным сектором, НПО и СМИ для извлечения большей выгоды и соответственно, достижения целей устойчивого развития.

И наконец, последний принцип предусматривает экологическую устойчивость, что поспособствует развитию «зеленой» экономики.

Несмотря на довольно серьезные внешние и внутренние проблемы, Иракская экономика не рушится благодаря своим определенно сильным сторонам. К ним мы можем отнести следующие:

  1. Стремление общества к реформам
  2. Общенациональное стремление к прогрессу
  3. Институциональная приверженность развитию, несмотря на нехватку стабильности и безопасности
  4. Изобилие производственных элементов и ресурсов, в частности человеческих. Именно в этом аспекте заложены высокие производственные возможности.
  5.   Инвестиционные возможности со сравнительными преимуществами в области отраслевого и географического развития

Таким образом, приоритеты концепции развития Ирака до 2030 года направлены на то, чтобы:

  1. Выявить социальные группы, затронутые последствиями преобразований экономической реформы, и реализовать программу социальной защиты.
  2. Сосредоточиться на необходимости уделять приоритетное внимание регионам с наиболее низким доходом и соответственно, инициировать программы развития для жителей таких регионов.
  3. Разработать стратегию развития сельских территорий, привлечь к этому как можно больше женщин.
  4. Кроме того, необходимо бороться с административной и финансовой коррупцией.
  5. Разрабатывать социально и экономически устойчивые планы развития и постоянно пересматривать их с целью улучшения в свете изменений, происходящих в мировой и региональной экономике
  6. Инвестировать в человеческий капитал.
  7. Обеспечить реализацию национальных приоритетов посредством надлежащего управления. Тем самым будет гарантировано доверие граждан и международного сообщества.
  8. Предоставлять государственные услуги максимально прозрачным образом, в том числе и управление природными ресурсами и их устойчивое, эффективное развитие
  9. Активизировать частный сектор и создавать большее количество рабочих мест
  10. Предоставить возможности трудоустройства и обеспечение справедливой государственной политики для наиболее уязвимых категорий граждан (малоимущие, женщины, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями). Развитие должно оказывать динамичное и позитивное воздействие на рост экономики в долгосрочной перспективе
  11. Рационализировать и сократить истощение экологических ресурсов в целях обеспечения права граждан на чистую окружающую среду. Это становится особенно актуальным в условиях развития «зеленой» экономики.

Основываясь на вышеперечисленном, можно сделать следующий вывод.

Для достижения целей программы видения развития Ирака до 2030 года требуются постоянные усилия по повышению эффективности потенциала на всех уровнях правительства, а также в ходе осуществления государственной политики. Это является необходимым для создания основ работающей демократии и экономики, возглавляемой частным сектором.

Библиографический список

1. Al-Roubaie, A. (2013). Building knowledge capacity for sustainable development in the Arab world.
2. Agricultural value chain study in Iraq – Dates, grapes, tomatoes and wheat. Bagdad, 2021. https://doi.org/10.4060/cb2132en
3. Annan-Diab, F., & Molinari, C. (2017). Interdisciplinarity: Practical approach to advancing education for sustainability and for the Sustainable Development Goals. The International Journal of Management Education, 15(2), 73-83.
4. Assaf, N. and Shehab, M. (2018). The reality of sustainable development and the requirements for achieving it in Iraq. Kirkuk University Journal of Administrative and Economic Sciences, 2018.
5. Bolisetty, S., Peydayesh, M., & Mezzenga, R. (2019). Sustainable technologies for water purification from heavy metals: review and analysis. Chemical Society Reviews, 48(2), 463-487.
6. Iraqi Labour Force Survey 2021
7. Iqbal, I., & Pierson, C. (2017). A North-South Struggle: Political and Economic Obstacles to Sustainable Development. Sustainable Development Law & Policy, 16(2), 4.
8. Mobarak, A. (2019). Sustainable Development in the Arab World: Possibilities and Aspirations of Peoples (Doctoral dissertation, Menoufia University).