Abstract: The article emphasizes that in the context of the transformation of the modern economy and the labor market, a successful career and the possibilities of self-realization of an individual strongly depend on supra-professional competencies. It is precisely such competencies that allow a specialist to be more adaptive, flexible, mobile and in demand as a professional. As the key supra-professional competencies of a young specialist, the article considers the ability to self-guided learning, leadership competencies, the ability to work in a team and critical thinking.
Keywords: young specialist, competencies, ability, individual, development, self-guided learning, teamwork, leadership, critical thinking.
В динамично изменяющихся условиях современной экономики, в контексте научно-технологической трансформация рынка труда распространяются различные виды нестандартной занятости, появляются новые специальности и профессии, происходят изменения требований к ключевым компетенциям специалистов.
Высокая скорость научно-технологических и социально-экономических нововведений способствует тому, что современный человек за весь период своей трудовой активности может неоднократно сменить род деятельности, сферу профессиональных интересов, организацию и работодателя.
Сегодня молодым специалистам для успешного личностно-профессионального развития и карьерного роста недостаточно обладать набором конкретных профессиональных компетенций. Важно иметь достаточный уровень надпрофессиональных компетенций, обеспечивающих гибкость, готовность к постоянному обучению и способность адаптироваться к стремительно меняющимся условиям [1].
Как подчеркивают исследователи, на смену установок «образование на всю жизнь» и «одна жизнь – одна организация – одна профессия – одна карьера» пришли установка «образование через всю жизнь», идеи поливариантности и многовекторности карьеры [2].
В данных условиях молодой специалист для эффективного личностно-профессионального развития на протяжении всей жизни должен обладать рядом универсальных надпрофессиональных компетенций. К таким компетенциям относится неспециализированный, но фундаментальный комплекс знаний, умений и навыков, который напрямую влияет на успешность индивида в профессиональной деятельности и масштабы личностной самореализации вне зависимости от рода деятельности. Исследователи подчеркивают, что надпрофессиональные компетенции обеспечивают быстрое включение в профессиональную деятельность, отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, т. е. пронизывающими всю профессиональную деятельность вне зависимости от ее сферы [2].
Набор востребованных надпрофессиональных компетенций не является устойчивым и неизменным. Разные исследователи к ключевым надпрофессиональным компетенциям относят несколько отличающиеся перечни способностей и навыков, например, системное мышление, адаптивность, саморефлексию, умение работать в условиях неопределенности и другие. В рамках данной статьи в качестве основополагающих надпрофессиональных компетенций молодого специалиста обозначены способность к самоуправляемому обучению, лидерские компетенции, умение работать в команде и критическое мышление.
Способность молодого специалиста к самоуправляемому обучению выражается в умении определять значимые целевые ориентиры в вопросах самостоятельного приобретения нового знания или развития требуемых навыков; в умении планировать и организовывать собственную деятельность по достижению поставленных целей, а также управлять ее и регулировать ее.
В контексте данного направления некоторыми зарубежными исследователями определен ряд ведущих факторов, способствующих самоуправляемому обучению на индивидуальном уровне. S.L Stockdale и R.G. Brockett определили в качестве таковых инициативу, контроль, самоэффективность, мотивацию, ориентацию личной ответственности на самоуправление [3]. Другие исследователи включали уровень автономии, саморегуляции, управления временем, самоконтроля, личной и социальной ответственности как ключевые факторы в реализации самоуправляемого обучения индивидом (Li, Wright, Rukavina & Pickering, Pajares) [4]. Исходя из вышесказанного следует, что принцип самоуправляемости в процессах обучения означает, что человек занимает активную, автономную и ответственную позицию, а также проявляет умение к саморегулированию процесса собственного обучения в целях достижения значимых для него результатов.
Наличие лидерских компетенций становится все более распространенным требованием к современным молодым специалистам, поскольку такие компетенции позволяют индивиду эффективно управлять, объединять вокруг себя людей и формировать команду, добиваться нужных целей и вести организацию к успеху. Зарубежными исследователями лидерство характеризуется во взаимосвязи с такими идеями, как открытость новому, обладание гибкостью (как когнитивной, так и поведенческой), вовлеченностью в командную работу, стремлением к долгосрочным целям и глобальным изменениям [5].
Лидерство проявляется в воздействии одного человека на других, в его способности объединять людей вокруг единой и важной цели, в способности консолидировать усилия и обеспечивать синергетический эффект во взаимодействии членов команды.
К важнейшим лидерским компетенциям относятся стратегическое мышление, коммуникативные навыки, ораторское искусство, развитый эмоциональный интеллект, умение мотивировать и принимать решения.
В качестве отдельной надпрофессиональной компетенции, которая необходима современному молодому специалисту, следует выделить способность работать в команде. По данным Forbes, умение сотрудничать с коллегами сегодня входит в пятерку самых востребованных навыков [6]. Работа в команде обеспечивает синергетический эффект, позволяет усиливать навыки и таланты друг друга, быстрее достигать организационных и индивидуальных целей, действовать более согласованно и эффективно.
Способность работать в команде включает в себя умение быть активным участником группы; умение выполнять возложенные на тебя функции, будучи частью общих процессов; умение работать на единую цель, совместно с членами команды решать возникающие проблемы и строить бесконфликтные отношения с участниками.
Критическое мышление предполагает способность человека объективно изучать имеющиеся точки зрения, теории, ситуации, представления, дистанцируясь от своей субъективной позиции, набирая нужный объем информации, анализируя и синтезируя ее, опровергая и доказывая, определяя истинное и ложное. Именно критическое мышление позволяет создавать сеть связей и взаимозависимостей процессов и явлений окружающего мира, причин и следствий, грамотно интерпретировать происходящее. Очевидно, что развитое критическое мышление определяет уровень интеллекта личности и потенциал творческого мышления.
Критическое мышление представляет собой «комплекс метакогнитивных (эвристических) стратегий, повышающих вероятность эффективного преодоления профессиональных проблемных ситуаций и являющихся составной частью профессиональной компетентности» [7, с. 49].
Итак, рассмотренные компетенции позволяют молодым специалистам решать нетипичные и нестандартные задачи, постоянно саморазвиваться, эффективно выстраивать карьерный путь и стратегию личностно-профессионального развития, а значит, оставаться востребованными в условиях высокой конкурентности на рынке труда.
Библиографический список
1. Камарова Т. А. Необходимые компетенции студентов и выпускников вузов для успешного трудоустройства // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. – 2021. – № 4. – С. 25-352. Мхеидзе Л. Р. Развитие надпрофессиональных компетенций как условие реализации карьерного потенциала молодых специалистов. Власть и управление на Востоке России. – 2020. – № 3 (92). – С. 185-192.
3. Stockdale S.L., & Brockett R.G. Development of the PRO-SDLS: A measure of self-direction in learning based on the Personal Responsibility Orientation Model // Adult Education Quarterly. – 2011. – V. 61(2). – P. 161–180.
4. Li W., Wright P.M., Rukavina P. B., & Pickering, M. Measuring students’ perceptions of personal and social responsibility and the relationship to intrinsic motivation in urban physical education // Journal of Teaching in Physical Education. – 2008. – V. 27(2). – P. 167–178.
5. Northouse, P.G. Leadership theory and practice (7th ed.). Thousand Oaks, CA: SAGE. – 2016. – 494 p.
6. The Top 5 Power Skills Employers Are Looking For In 2023 / Forbes // Режим доступа: https://www.forbes.com/sites/markcperna/2023/05/30/the-top-5-power-skills-employers-are-looking-for-in-2023/ (дата обращения: 22.11.2024).
7. Ольховая Т.А., Елисеев В.Н. Критическое мышление как основа развития информационно-познавательной самостоятельности студентов // Высшее образование сегодня. – 2013. – № 9. – С. 46-51.