Индекс УДК 339.56
Дата публикации: 08.02.2017

Анализ внешней торговли Российской Федерации услугами

Analysis of the Russian Federation’s foreign trade in services

Буценко И.Н., Махова М.А.
1. Институт экономики и управления «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Симферополь
2. Институт экономики и управления «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Симферополь

Butsenko I.N., Mahova M.A.
1. Institute of Economics and Management V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol
2. Institute of Economics and Management V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol

Аннотация: выделены и проанализированы основные тенденции состояния и развития внешней торговли Российской Федерации услугами. Особое внимание уделено специфике экспортно-импортных операций Российской Федерации в разрезе основных региональных объединений, стран-партнеров и видовой структуры.

Abstract: the main tendencies of development of the Russian Federation’s foreign trade in services are determined and analyzed. The special attention is spared to the specific character of the Russian Federation’s export-import operations in the context of main regional associations, countries-partners and specific structure
Ключевые слова: экспорт, импорт, сальдо внешней торговли, географическая структура, видовая структура

Keywords: exports, imports, balance of foreign trade, geographical structure, specific structure.


На современном этапе развития мировой экономики именно сфера услуг обеспечивает высокий уровень производительности экономики, играя важную роль на всех уровнях производственного процесса. Несмотря на некоторые положительные изменения в развитии отечественного сектора услуг, РФ имеет низкие позиции на мировом рынке, доля в мировом экспорте услуг по состоянию на 2015 г. составила 1,1 %, в мировом импорте – 1,9 %.

На протяжении последних трех лет экспорт услуг РФ имеет тенденцию к сокращению, так в 2014 г. уменьшился на 6,7 %, в 2015 г. – на 13,9 % до 51,8 млрд. долл. США. «На общее сокращение эпорта услуг оказали значительное влияние и экономические санкции, примененные за период 2014 — 2015 г. против России некоторыми из ее важнейших торговых партнеров. Во многом именно они стали катализатором негативных тенденций сформировавшихся в данном секторе» [2].

Значительное влияние на стоимостные объемы экспорта услуг РФ оказало снижение курса рубля. Цены в ряде секторов (поездки, транспортные услуги) номинированы преимущественно в рублях. В результате ослабление курса национальной валюты спровоцировало снижение цен экспорта услуг. Уменьшение стоимостных объемов экспорта услуг было столь существенным, что не могло быть компенсировано изменением спроса на услуги.

В географической структуре экспорта услуг РФ преобладают операции со странами дальнего зарубежья, доля которых в 2015 г. составила 83,7 %. За последние три года их удельный вес снизился на 1 процентный пункт (п.п.) (табл 1).

Таблица 1

Географическая структура экспорта и импорта услуг РФ, %

Группы странЭкспортИмпорт
2013 г.2014 г.2015 г.2013 г.2014 г.2015 г.
Страны СНГ, в т.ч.15,315,416,38,56,76,6
страны ЕАЭС6,66,88,22,83,13,3
прочие страны7,77,77,44,52,62,4
услуги, не распределенные по отдельным странам0,90,90,71,21,01,0
Страны дальнего зарубежья, в т.ч.84,784,683,791,593,393,4
страны ЕС39,841,338,044,246,546,1
страны АТЭС12,312,513,312,112,412,7
прочие страны21,519,421,021,921,221,4
услуги, не распределенные по отдельным странам11,211,311,413,313,313,2

Источник: рассчитано на основании [3]

Уменьшение экспорта услуг в страны дальнего зарубежья в 2013-2015 гг. на 37,2 % до 43,3 млрд. долл. США обусловлено главным образом снижением экспорта в страны ЕС на 41,6 % до 19,7 млрд. долл. США. Доля стран ЕС в общем экспорте РФ уменьшилась на 1,8 п.п. до 38 %. Снижение внешнеторговой активности с основным торговым партнером РФ – странами ЕС произошло в 2014 г. на фоне осложнения политических и экономических стран и ввода взаимных санкций.

Снижение экспорта услуг РФ произошло практически по всем страны ЕС, за исключением Люксембурга, Румынии, Франции и Хорватии. Примерно в 3 раза сократился оборот с Швецией и Мальтой, 2,3 раза – с Чешской Республикой, 2 раза – с Венгрией и Литвой.

Аналогично в 2015 г. (по сравнению с 2013 г.) снизились объемы экспорта РФ в другие страны — инициаторы санкционных мер, которые входят в АТЭС: США – на 54,1 %, Канаду – на 69 %, Австралию – на 45,3 %.

Доля ЕАЭС в экспорте услуг РФ увеличилась в 2015 г. по сравнению с 2013 г. на 1,6 п.п. до 8,2%, что произошло в основном из-за роста экспорта услуг в Казахстан на 13,7%.

Экспорт услуг РФ в Украину, которая по итогам 2013 г. была основным торговым партнером среди стран СНГ, снизился на 27,4% до 1,9 млрд. долл. США в 2015 г. В результате доля Украины уменьшилась до 3,6 %.

Из крупных стран АТЭС доля Китая возросла на 0,7 п.п. до 3 % от общего объема экспорта услуг РФ, «хотя объем двустороннего оборота услуг с Китаем снизился на 7 %»[4].

Объемы импорта РФ услуг за период 2011-2015 гг. сократились на 3,5 % до 88,4 млрд. долл. США, при этом в 2015 г. по сравнению с 2014 г. – на 36,9 %. Одновременно мировой импорт, по данным ЮНКТАД [5], за последние пять лет увеличился на 10,3 %.

В географической структуре импорта услуг РФ преобладают операции со странами дальнего зарубежья, доля которых в 2015 г. составила 93,4 %. За последние три года их удельный вес увеличился на 1,9 п.п. за счет ЕС. Сохранение высокой доли ЕС в отечественном импорте услуг связано с существенной зависимостью РФ от импорта высокотехнологических услуг, основными поставщиками которых являются развитые страны Запада. Одновременно доля СНГ снизилась с 8,5 % до 6,6 %.

Основными поставщиками услуг в РФ остаются: Турция (доля страны в 2015 г. — 7,5 %), Германия (6,3 %), Великобритания (5,8 %), США (5,6 %), Кипр (5 %). На фоне обострения взаимных отношений между РФ и Украиной доля последней снизилась на 2,4 п.п. до 1,1%.

В видовой структуре экспорта услуг РФ лидирующие позиции сохраняют транспортные услуги (в 2015 г. на них приходилось 32 %), прочие деловые услуги (24 %), поездки (16 %) (табл. 2).

Таблица 2

Структура экспорта и импорта РФ по видам услуг, % [1]

Виды услугЭкспортИмпорт
2013 г.2014 г.2015 г.2013 г.2014 г.2015 г.
Транспорт303132141313
Прочие деловые услуги262524181921
Поездки171816424240
Телекоммуникационные, компьютерные и информационные 

6

 

7

 

8

 

5

 

6

 

6

Строительство877766
Другие услуги767233
Услуги по техническому обслуживанию и ремонту товаров 

3

 

3

 

3

 

 

 

Услуги по переработке товаров, принадлежащих другим сторонам 

3

 

2

 

2

 

 

 

Плата за пользование интеллектуальной собственностью 

 

 

 

7

 

7

 

6

Финансовые услуги322

Примечание: «–» — значение менее 1 %.

Доля других видов услуг (телекоммуникационных, компьютерных и информационных, строительных) не превышает 10 %. Доля наукоемких и высокотехнологичных услуг (юридических услуг, услуг в области научных исследований и разработок, услуг по аудиту и бухгалтерскому учету) не превышает 5% экспорта прочих деловых услуг РФ, что свидетельствует о недостаточном развитии данного сектора и низкой конкурентоспособности российских предприятий.

Значимой статьей экспорта услуг РФ остаются поездки, однако за последние три года снизилась на 1 п.п. до 16 %. Экспорт услуг «поездки» осуществляется главным образом в страны дальнего зарубежья, однако за последние три года их доля снизилась на 10 п.п. до 54 %.

В импорте услуг РФ преобладают поездки, прочие деловые услуги и транспортные услуги. За период 2013-2015 гг. произошли изменения в структуре импорта услуг РФ, в частности выросла доля прочих деловых услуг с 18 % до 21 %, при этом снизился удельный вес поездок с 42 % до 40 %.

Сальдо внешней торговли России услугами имеет отрицательное значение, в 2015 г. оно составило -36,6 млрд. долл. США.

Перспективы участия России в международной торговле услугами нами определены на основе прогноза. На основе статистических данных об экспорте услуг России в течение 2005-2015 гг. построена полиномиальная линия тренда (рис. 1).

1

Рисунок 1 – Объемы экспорта услуг России в 2005-2015 гг. (млн. долл. США) и полиномиальная регрессия

Источник: построено с помощью Excel на основе [5]

На основании полученного уравнения нелинейной регрессии определим объемы экспорта услуг России на краткосрочную перспективу, что обусловлено неопределенностью внешнеторгового сотрудничества в ближайшие годы, в частности, сохранения санкций. В 2018-2019 гг. прогнозируется снижение экспорта услуг России до 42,9 млрд. долл. США (рис. 2).

2

Рисунок 2 – Прогнозные объемы экспорта услуг России в 2017-2019 гг., млн. долл. США

Источник: рассчитано на основе [5]

 

Прогноз объема экспорта услуг пессимистический. Необходимо решение ряда проблем, которые сдерживают развитие внешней торговли РФ услугами, и  связаны они в первую очередь с нерешенностью ряда структурных проблем отечественного сектора услуг: техническое и технологическое отставанием транспортной системы России по сравнению с развитыми странами (износ основных производственных фондов — 55-70%); низкий уровень конкурентоспособности отечественных компаний; нехватка квалифицированных кадров; значительный разрыв по строительным технологиям с развитыми странами; недостаточный объем операционного капитала российских компаний; несовершенство процедур выделения средств на фундаментальную науку и НИОКР.

Существуют также проблемы в структуре и характере внешней торговли услугами, в частности:

— низкая доля услуг во внешней торговле России;

— низкий удельный вес России на международном рынке услуг;

— нерациональная структура экспорта (низкая доля наукоемких видов услуг в общем экспорте услуг);

— низкое развитие конкурентной среды на национальном рынке услуг;

— низкий уровень привлечения инвестиций в сферу услуг и др.

На основе метода конечных антагонистических игр мы определили, что все сферы услуг РФ практически в равной степени нуждаются в инвестиционных вложениях. В несколько большей мере требует инвестиций сектор путешествий (10,31% в общем итоге), прочих деловых услуг (10,29%) и транспорта (10,26%). Проблема связана с тем, что данные отрасли менее привлекательны для инвесторов. Наиболее выгодно вкладывать средства в сферу услуг частным лицам и услуг в сфере культуры и отдыха (привлекательность сектора — 14,67%), страхования (13,16%), финансовые услуги (11,32%). Мероприятия по развитию сферы услуг в России должны носить системный характер.

Подведем итог. В целом РФ является нетто-импортером услуг на мировом рынке, сальдо внешней торговли в 2015 г. составило -36,6 млрд. долл. США. При этом РФ имеет положительное сальдо во внешней торговле со странами СНГ (2,6 млрд. долл. США), в т.ч. странами ЕАЭС (1,3 млрд. долл. США). Страна выступает нетто-экспортером лишь в торговле транспортными услугами (положительное сальдо 5 млрд. долл. США), услугами по переработке товаров (886 млн. долл. США), техническому обслуживанию и ремонту (241 млн. долл. США).

Причины незначительного присутствия России на мировом рынке услуг заключаются в несогласованности механизмов стимулирования развития отдельных секторов сферы услуг, отсутствии эффективной стратегии развития сферы услуг. Вместе с тем проблема значительно шире. Вопрос касается не только сферы услуг России, а в целом путей вовлечения стран с переходной экономикой в мощные интеграционные процессы. Укрепление позиций России на мировом рынке услуг требует реализации ряда мероприятий: изменение структуры экспорта в пользу наукоемких видов услуг; развитие конкурентной среды на внутреннем рынке; наращивание притока иностранных инвестиций в инфраструктурные сектора сферы услуг; формирование собственного транснационального капитала для выхода на мировой рынок услуг путем коммерческого присутствия; поддержки выхода отечественных сервисных компаний на мировые фондовые биржи с целью повышения репутации на мировом рынке услуг.

Библиографический список

1. Внешняя торговля Российской Федерации услугами, 2015: статистический сборник / Центральный банк РФ. – М., 2016. – 319 с.
2. Крутова М.А., Слатвицкая И.И. Международная торговля услугами: значение и современное состояние [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/pdf/19699.pdf.
3. Статистика внешнего сектора Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs.
4. Фиранчук А. Динамика внешней торговли // Экономическое развитие России. – 2016. – № 6. – С. 37-41.
5. Statistics of UNCTAD [Electronic resource]: site. – Mode of access: http://unctadstat.unctad.org.