Индекс УДК 33
Дата публикации: 27.04.2020

Специфика субъект-объектных отношений в процессе оказания услуг инновационной инфраструктуры

The specifics of subject-object relations in the process of providing innovative infrastructure services

Клименко Т.И.
кандидат экономических наук, Казанский национальный исследовательский технологический университет
Klimenko T.I.
PhD in Economics, Kazan National Research Technological University
Аннотация: Цель статьи заключается в изучении субъект-объектных отношений, формируемых по группе основных и вспомогательных бизнес-процессов при оказании услуг инновационной инфраструктуры. Объектом исследования в статье является сфера услуг инновационной инфраструктуры. В качестве методов используются описание, сравнительный анализ, системный анализ, морфологический анализ, позволяющие раскрыть цель и объект исследования. Представленный в статье подход к формируемым субъект-объектным отношениям в процессе оказания услуг инновационной инфраструктуры основан на системном и процессном подходах к управлению и является первичной ступенью для исследования специфики и разработки методологических принципов и моделей управления сферой услуг инновационной инфраструктуры.

Abstract: The purpose of the article is to study the subject-object relations formed by a group of main and auxiliary business processes in the provision of innovative infrastructure services. The object of research in the article is the sphere of innovative infrastructure services. As methods, description, comparative analysis, system analysis, morphological analysis are used to reveal the purpose and object of study. The approach to the formed subject-object relations in the process of providing innovative infrastructure services presented in the article is based on the system and process approaches to management and is the primary step for studying the specifics and developing methodological principles and models for managing the innovative infrastructure services sector.
Ключевые слова: услуги инновационной инфраструктуры, субъект, объект, промышленный комплекс, бизнес-процессы.

Keywords: innovation infrastructure services, subject, object, industrial complex, business processes.


Введение. В модели инновационной экономики, которая заявлена как приоритетная в российской экономической системе, одним из факторов инновационного развития является сфера услуг инновационной инфраструктуры, призванная обеспечить промышленный комплекс перечнем стандартных и инновационных услуг для повышения его конкурентоспособности, роста инновационной активности и ускорения процессов диффузии инноваций. Проблематика управления сферой услуг инновационной инфраструктуры в настоящее время еще только начинается изучаться в научных кругах и остается множество нерешенных вопросов, которые требуют глубинного исследования. Несмотря на то, что вопросы инновационного развития промышленных предприятий, формат их бизнес-процессов анализируются в работах российских и зарубежных авторов, например, публикации [1-6], данная предметная область имеет широкий потенциал для дальнейшего исследования. В этой связи цель данной статьи, заключающаяся в изучении субъект-объектных отношений, формируемых по группе основных и вспомогательных бизнес-процессов при оказании услуг инновационной инфраструктуры, видится как актуальная и дискуссионная.

Объект и методы исследования. Объектом исследования в статье является сфера услуг инновационной инфраструктуры. В качестве методов используются описание, сравнительный анализ, системный анализ, морфологический анализ, позволяющие раскрыть цель и объект исследования.

Результаты исследования. Классическая модель бизнес-процессов любого промышленного предприятия содержит такие компоненты, как система материально-технического снабжения и прочего обеспечения производства, собственно производство, распределение готовой продукции по каналам продаж и проведение маркетинговых мероприятий, послепродажное обслуживание, которое в условиях формирования циклической экономики предполагает проведение ремонта, гарантийного обслуживания, утилизации, возврат использованных товаров для повторной переработки и т.п. Аналогичные бизнес-процессы характерны и для производства инновационных товаров, которые в дополнение к основным процессам требуют использования услуг инновационной инфраструктуры в части ускорения процессов разработки инновационных товаров и их коммерциализации. К таковым вспомогательным бизнес-процессам оказываемыми услугами инновационной инфраструктуры для промышленного производства, по-нашему мнению, относятся следующие: производственно-технологические, связанные с проведение работ по инжинирингу, технологическому проектированию, дизайну и т.п.; консалтинговые в части инженерных, маркетинговых, управленческих консультаций; кадровые – повышение квалификации персонала промышленных предприятий, развитие профессиональных компетенций, аутстаффинг; информационные – предоставление аналитической отчетности, разработка программ промышленного и инновационного развития, проведение стратегических сессий и т.п.; финансовые – венчурное финансирование, инвестиционные вложения в инновационные проекты и др. Указанные основные и вспомогательные  бизнес-процессы призваны обеспечить прирост формируемой валовой добавленной стоимости за счет ускорения инновационного развития. Схема формирования добавленной стоимости с учетом основных и вспомогательных бизнес-процессов услуг инновационной инфраструктуры отражена на рисунке 1.

Рисунок 1. Схема формирования добавленной стоимости с учетом основных и вспомогательных бизнес-процессов услуг инновационной инфраструктуры [предложено автором]

Основные и вспомогательные бизнес-процессы, оказываемые услугами инновационной инфраструктуры, порождают субъект-объектные отношения, где субъектами выступают субъекты хозяйствования, индивидуальные предприниматели или частные лица, предоставляющие услуги технологического, финансового, кадрового, информационного и консультационного характера. При этом услуги могут быть как стандартные, так и инновационные для предприятий промышленного комплекса. В перечень субъектов услуг инновационной инфраструктуры нами предлагается относить научно-исследовательские организации, инжиниринговые центры, инвестиционно-венчурные фонды, проектные институты и т.п. Среди объектов инновационной инфраструктуры следует выделять материальные и нематериальные активы, финансовые потоки субъектов инновационной инфраструктуры, которые используются ими в процессе оказания услуг для промышленного комплекса.

Исходя из субъект-объектных отношений процесс оказания услуг инновационной инфраструктуры может быть описан в виде логической цепочки. Входной поток представляет собой заказ на услуги инновационной инфраструктуры со стороны промышленного предприятия. Он адресован субъектам инновационной инфраструктуры, которые исходя из потребности промышленного предприятия, определяют виды и объем требуемых объектов инновационной инфраструктуры для оказания услуг. При этом системный подход к данному процессу накладывает определенные виды ограничений – временные, финансовые, кадровые, логистические, производственные, которые должны быть учтены субъектами сферы услуг инновационной инфраструктуры (рис. 2).

Рисунок 2. Субъект-объектные отношения в процессе оказания услуг инновационной инфраструктуры [предложено автором]

Заключение. Таким образом, представленный в статье подход к формируемым субъект-объектным отношениям в процессе оказания услуг инновационной инфраструктуры основан на системном и процессном подходах к управлению и является первичной ступенью для исследования специфики и разработки методологических принципов и моделей управления сферой услуг инновационной инфраструктуры.

Библиографический список

1. Giovanis A. Tsoukatos E. An integrated model of the effects of service evaluation, corporate image, and switching barriers on customer loyalty // Journal of Transnational Management. – 2017. – Т. 22. – №. 1.– P. 4-24.
2. Godin B. Innovation: A Conceptual History of an Anonymous Concept, Project on the Intellectual History of Innovation // Summer School and Graduate Conference on Innovation. – 2015. – №1. – Р. 19-23.
3. Kudryavtseva S.S., Shinkevich A.I., Ostanina S.S., Vodolazhskaya E.L., Khairullina E.R., Chikisheva N.M., Lushchik I.V., Shirokova L.V. The methods of national innovation systems assessing // International Review of Management and Marketing. – 2016. – Т. 6. – № 2. – С. 225-230.
4. Tucker R. Driving Growth Through Innovation: How Leading Firms Are Transforming Their Futures (Business) / R. Tucker. – San Francisco, CA: Berrett-Koehler Publishers. 2008. – 263 p.
5. Вайкок М. А. Особенности влияния бизнес-процессов на эффективность деятельности предприятия // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. – 2014. – № 4. – С. 172-176.
6. Кудрявцева С.С. Экономический рост и интеллектуальный капитал: институциональные аспекты взаимосвязи // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. – Т. 15. – № 6. – С. 222-226.