Индекс УДК 33
Дата публикации: 29.04.2019

Установление ключевых задач управления малыми научно-образовательными организациями

Establishment of key tasks of management of the small scientific and educational organizations

Хлопина О.В.
Старший преподаватель кафедры экономической теории
Кубанского государственного аграрного университета
Россия, г. Краснодар
Hlopina O.V.
The teacher of department of the economic theory
Kuban state agricultural university
Russia, Krasnodar
Аннотация: В статье рассматриваются ключевые задачи управления малыми научно-образовательными организациями. Данный вид организаций можно рассматривать как своеобразную «платформу» для инновационных разработок, создаваемых в процессе реализации научно-образовательных проектов. Определено, что для исследуемых организаций присуще переплетение научного и образовательного процессов, которое позволяет им генерировать уникальные инновационные продукты и услуги. Выявлено, что интеллектуальный капитал представляет собой один из главных видов капитала малых научно-образовательных организаций, поэтому процесс его воспроизводства является одним из наиболее важных процессов для данного типа организаций.

Abstract: In article key tasks of management of the small scientific and educational organizations are considered. This type of the organizations can be considered as peculiar "platform" for the innovative developments created during implementation of scientific and educational projects. It is defined that for the studied organizations the interlacing of scientific and educational processes which allows them to generate unique innovative products and services is inherent. It is revealed that the intellectual capital represents one of the main types of the capital of the small scientific and educational organizations therefore process of its reproduction is one of the most important processes for this type of the organizations.
Ключевые слова: малые научно-образовательные организации, ключевые задачи управления, научные исследования и разработки, технологический прорыв, научно-образовательный проект

Keywords: small scientific and educational organizations, key tasks of management, research and development, technological break, scientific and educational project


Каждая из социально-экономических систем любой степени сложности предполагает разработку ключевых задач управления, не являются исключением и исследуемые нами малые научно-образовательные организации. На рисунке 1 представлены разработанные нами ключевые задачи управления малыми научно-образовательными организациями.

Рисунок 1. Ключевые задачи управления малыми научно-образовательными организациями

Далее рассмотрим каждую из представленных на рисунке 1 задач.

А. Раскрывая первую ключевую задачу управления отметим, рост числа компаний, выполняющих научные разработки и исследования (рис. 2).

Рисунок 2. Организации, выполнявшие научные исследования и разработки в Российской Федерации [1]

Как показывают данные рисунка 2 отмечается приращение как общего числа исследуемых организаций, так и числа образовательных учреждений, работающих в системе высшего образования, что говорит о благоприятных тенденциях развития.

В нашей стране в рамках Научной технологической инициативы создаются новые технологические рынки, призванные обеспечить конкурентоспособность Российской Федерации на мировом рынке. Именно малые научно-образовательные организации могут выступать в качестве «платформы» роста инновационных разработок.

Тогда можно говорить о том, что активно развиваться исследуемые организации будут только при инвестировании в них специальных вложений, направленных на воспроизводство интеллектуального капитала, который ориентирован на стратегический вектор экономики знаний.

Б. Исследуемым организациям присуще переплетение научного и образовательного процессов [2, 3, 4]. Специфика данного процесса в нашей стране представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Особенность интеграционных научных и образовательных процессов в России (составлено автором по результатам исследования)

Вторая задача управления малыми научно-образовательными организациями предполагает:

— разработать стратегические контракты для участников исследуемых организаций, которые помогут привлекать в данные организации носителей интеллектуального капитала;

— организовать «площадку» для воспроизводства интеллектуального капитала, а также привлечения предпринимателей или научных работников, обладающих необходимыми компетенциями для реализации научно-образовательных проектов.

Реализация представленных выше направлений создаст условия для переплетения в исследуемых организациях научного и образовательного процессов, а также коммерциализации научно-образовательных разработок, которые ими создаются.

В. Как нами было определено интеллектуальный капитал представляет собой один из главных видов капитала малых научно-образовательных организаций, поэтому процесс его воспроизводства является одним из  наиболее важных процессов для данного типа организаций.

Статистические данные отражают динамику создания в нашей стране малых инновационных предприятий (рис. 4).

Рисунок 4. Создание хозяйственных обществ в рамках российских вузов, % [5]

Рассматривая рисунок 4, можно отметить планомерное сокращение числа инновационных хозяйственных обществ, что говорит о неблагоприятной тенденции, которая может со временем привести к трудностям, связанным с воспроизводством интеллектуального капитала и коммерциализацией научных разработок.

Проводимые нами исследования показывают востребованность интеллектуального капитала в малых научно-образовательных организациях [6], что позволяем нам говорить о необходимости наличия специального механизма управления данным видом капитала в исследуемых организациях.

Подводя итог отметим, что выявление ключевых задач управления малыми научно-образовательными организациями позволит нам в дальнейших исследованиях предложить функции управления данным типом организаций с учетом специфики их деятельности.

Библиографический список

1. Индикаторы науки: 2018: статистический сборник. – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – С. 36.
2. Клочко Е.Н., Межлумова В.Р. Раскрытие принципов оптимизации взаимодействия научного и образовательного процессов в условиях модернизации сферы образовательных услуг РФ // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2015. - № 1 (155). - С. 189-195.
3. Ермоленко А.А., Лазовская С.В. Сфера услуг: механизмы формирования конкурентных преимуществ // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2012. - № 1. - С. 227-231.
4. Лазовская С.В., Драчева Я.В. Отечественная практика формирования конкурентных преимуществ сферы услуг на примере Краснодарского края // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. - 2012. - № 3. - С. 154-158.
5. Электронный ресурс удаленного доступа. Официальный сайт ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ. – Режим доступа: https://mip.extech.ru/index.php/ (дата обращения 12.03.2019).
6. Ткачева Е.Н. Исследование человеческого капитала как актива виртуальных организаций Южного федерального округа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2011. - № 1. - С. 37-42.