Индекс УДК 33
Дата публикации: 30.05.2025

Стратегическое управление в сфере туризма в Евразийском экономическом союзе. проблемы и перспективы правового и административного регулирования

Strategic management in the field of tourism in the Eurasian economic union. problems and prospects of legal and administrative regulation

Дощатов Антон Александрович


Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Doshchatov Anton Alexandrovich

National Research University
«Higher School of Economics»
Аннотация: Научная статья посвящена исследованию стратегического управления в сфере туризма в рамках Евразийского экономического союза. Проанализированы текущее состояние, проблемы и перспективы правового и административного регулирования туристической деятельности на уровне Евразийского экономического союза. В работе рассматриваются основные нормативно-правовые акты, определяющие основы регулирования туризма в евразийском объединении, выявляются существующие пробелы и противоречия в законодательстве, а также анализируются механизмы координации и сотрудничества между государствами-членами.

Abstract: The scientific article is devoted to the study of strategic management in the field of tourism within the framework of the Eurasian Economic Union. The current state, problems and prospects of legal and administrative regulation of tourism activities at the level of the Eurasian Economic Union are analyzed. The paper examines the main regulatory legal acts defining the foundations of tourism regulation in the Eurasian union, identifies existing gaps and contradictions in legislation, and analyzes the mechanisms of coordination and cooperation between the member states.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, туризм, стратегическое управление, инвестиции, интеграция.

Keywords: Eurasian Economic Union, tourism, strategic management, investments, integration,


Имплементация национальных экономических систем в рамках какого — либо регионального интеграционного института во многом способствует процессу формирования единого экономического пространства, который в своем развитии проходит определенные стадии становления, процесс развития, а также процессы преодоления всевозможных барьеров[1].

Туризм является важнейшей составляющий национальных экономических систем и интеграционных объединений, включая Евразийский экономический союз. Развитие туризма способствует росту валового внутреннего (ВВП)
и валового национального продукта (ВНП), созданию рабочих мест, развитию
и укреплению международной кооперации в сфере стратегического управления евразийским туризмом.

Стратегическое управление в сфере туристской деятельности требует учета множества внутренних и внешних факторов, таких как политическая конъюнктура, международная конкуренция и уровень развития существующей туристической системы.

Исследование проблем и перспектив развития туризма на евразийском экономическом пространстве позволит выявить возможные точки роста
и разработать эффективные рекомендации по совершенствованию управления в данной сфере.

Туризм выступает одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики, оказывающей значительное влияние на экономический рост, создание рабочих мест, сохранение культурного наследия развитие межкультурного диалога и развитие интеграционных объединений.

 В условиях глобализации и интеграции особую актуальность приобретает стратегическое управление в сфере туризма на уровне региональных экономических объединений. Евразийский экономический союз представляет собой перспективный экономический макрорегион для развития туристической отрасли, обладающий необходимыми ресурсами для повышения динамики развития евразийского туристического пространства. Однако, для реализации этого потенциала необходимо эффективное и системной стратегическое управление, направленное на решение существующего спектра проблем и создание благоприятных условий для развития указанной экономической отрасли[2].

Стратегическое управление в сфере туристической деятельности представляет собой системный подход к планированию, реализации и контролю туристических услуг и продуктов, направленный на достижение поставленных целей и эффективное использование туристических ресурсов.

Следует также выделить некоторые составляющие элементы стратегического управления в сфере туризма:

  1. PESTEL-анализ, включающий в себя правовые (национальное законодательство политические, экономические, социальные, технологические, экологические факторы, которые помогают выявит внешние условия, влияющие на туристическую сферу;
  2. SWOT-анализ, позволяющие оценить сильные и слабые возможности существующего стратегического управления в сфере туристической деятельности;

3.Формулирование долгосрочной стратегии, состоящий из: определение видения и задач осуществления стратегического управления в указанной сфере, разработки краткосрочных и долгосрочных процессных и программных мероприятий, основанных на анализе рынка и конкурентноспособности;

  1. Маркетинговое управление в сфере туризма, которое позволяет провести исследование рынка и предпочтений клиентов, создать бренд
    и позиционирование туристического продукта и разработать эффективную маркетинговую туристическую коммуникацию (имиджевую политику евразийского туристического пространства);
  2. Управление публичными ресурсами: эффективное использование человеческих, финансовых и материальных ресурсов, инвестиций в современные технологии, создание и развитие туристической инфраструктуры;
  3. Инновации и устойчивое развитие, которые помогают внедрить новые цифровые технологии, оценить влияние туристического бизнеса на достижение целевых индикаторов Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года (Цель в области устойчивого развития 8 «Достойный труд и экономический рост», 11 «Устойчивые города и сообщества» и 17 «Партнерство в интересах устойчивого развития»);
  4. Мониторинг и оценка достигнутых результатов: создание ключевых показателей эффективности для мониторинга исполнения долгосрочной стратегии управления в сфере туризма, регулярная переоценка стратегии на основе изменяющихся внешних глобальных условий и внутренней эффективности;
  5. Глобализация и международные отношения, позволяющие понимать глобальные тенденции в сфере мирового туризма, участвовать в работе международных ассоциаций и осуществлять сотрудничество с зарубежными партнерами.

В настоящий момент теоретические вопросы стратегического управления в сфере развития туризма в Евразийском экономическом союзе не разработаны (данная инициатива находится на рассмотрении в Евразийской экономической комиссии).

Евразийское стратегическое управление развитием туристической сферы имеет определенную специфику, содержание которой определяется необходимостью интеграции в систему управления государств-членов Евразийского экономического союза, формирования развивающего, проактивного поведения субъектов стратегического управления в нестабильной и неоднородной внешней и внутренней мировой среде, требует создания новых институтов управления развитием евразийской туристической системы, основанных на стратегическом поведении, интеграции долгосрочного целеполагания, генерировании конкурентных преимуществ перед другими интеграционными объединениями[3].

В соответствии со статьей 27 Договора об Евразийском экономическом союзе на территории государств-членов Евразийского экономического союза могут создаваться свободные экономические зоны в области туризма. Но к большому сожалению, не все участники интеграционного объединения сформировали подобные национальные преференционные режимы[4].

На территории Российской Федерации создано 10 особых экономических зон туристско-рекреационного типа в субъектах Российской Федерации, функционирующих в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах». Данные объекты сформированы
с целью привлечения внебюджетных инвестиций для создания и развития туристической инфраструктуры, необходимой для повышения динамики развития внутреннего и внешнего туризма[5].

В соответствии со Стратегическими направлениями развития евразийской интеграции до 2025 года приоритетной задачей интеграционных процессов является реализация потенциала туристической привлекательности государств-членов Евразийского экономического союза. Также в числе основных направлений интеграционных процессов на евразийской экономической площадке выделяется расширение экономического сотрудничества в области туризма[6].

  В рамках деятельности различных евразийских институтов (Высший Евразийский экономический совет, Евразийская экономическая комиссия) рассматривается вопрос развития туристической сферы с учетом «евразийской» составляющей. В настоящий момент Евразийской экономической комиссией проводится работа по актуализации карт совместных евразийских туристических маршрутов[7] в рамках реализации Стратегических направлений развития евразийской экономического интеграции до 2025 года.

На данный момент туристический рынок Евразийского экономического союза выглядит следующим образом:

  1. Внутренний туризм – выступает ключевым драйвером роста туристической отрасли на евразийском экономическом пространстве;
  2. Въездной туризм – демонстрирует положительную динамику, однако его доля в общем объеме туристической активности остается относительно невысокой.

Наиболее популярными видами туризма на евразийском пространстве являются культурно-познавательный, оздоровительный, экологический
и деловой туризм (проведение конгрессно-выставочный мероприятий способствует повышению динамики развития делового туризма).

          Анализируя действующее евразийское законодательство о регулировании деятельности туристической отрасли, был сделан вывод об отсутствии единого нормативного правового акта в рамках евразийского экономического пространства, а правовое обеспечение развития системы туризма осуществляется на национальном уровне: Закон Республики Армения от 12 января 2024 г. № ЗР-4 «О туризме»[8], Закон Республики Беларусь от 11 ноября 2021 г. № 129-3 «О туризме»[9], Закон Республики Казахстан от 13 июня 2001 г. № 211-П «О туристской деятельности в Республике Казахстан»[10], Закон Кыргызской Республики от 25 марта 1999 г.
№ 34 «О туризме»[11] и Федеральный закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»[12].

В рамках реализации стратегических направлений Евразийского экономического союза ведется работа по созданию концепции развития туризма в Евразийском экономическом союзе, которая будет включать в себя следующие инструменты стратегического управления: разработка карт евразийских туристических маршрутов (объединяет информацию о культурных и туристических объектах государств-членов интеграционного объединения), внедрение единого стандарта сервиса и классификации отелей в евразийском экономическом пространстве и продвижение национальных туристических продуктов на международный рынок[13].

Стратегией пространственного развития Российской Федерации Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года определены тенденции и планы пространственного развития Российской Федерации при взаимодействии со странами-партнерами в области развития международного туризма. Ключевым драйвером российской экономики выступает внутренний туризм. Также данной стратегией определены основные принципы пространственного развития туристской отрасли (как элемента экономики «предложения»)[14].

Национальные стратегии развития сферы туризма приняты во многих государствах. В Российской Федерации принята Стратегия развития туризма до 2035 года. Целью реализации данного документа стратегического планирования является системное развитие внутреннего и въездного туризма, создание и продвижение качественного и конкурентноспособного туристского продукта, а также достижение целевых показателей в туристической отрасли: 144 млн человек совершили туристические поездки до 2035 года, 5 млн человек работают в сфере туристской индустрии до 2035 года[15].

Во исполнение положений Стратегии развития туризма с 2025 года реализуется национальный проект «Туризм и гостеприимство», разработанный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г.
№ 309. Общественно-значимым результатом реализации указанного национального проекта станет комплексное развитие отрасли туризма в Российской Федерации и создание условий для удобных и безопасных путешествий по субъектам Российской Федерации[16].

На примере Российской Федерации можно прийти к выводу, что далеко не все государства-члены Евразийского экономического союза применяют инструменты стратегического планирования при реализации государственной политики в сфере туризма.

Государственная политика в сфере туристической отрасли является составной частью внутренней и внешней политики государства, которая включает в себя выбранный политический курс, осуществляемый органами публичной власти, политическими партиями, общественными движениями при участии институтов гражданского общества и туристской индустрии на основе комплекса мер правового, финансового, организационного и иного характера, направленных на поддержку и развитие туризма и туристской деятельности, совершенствование деятельности органов публичного управления в сфере туризма, а также на реализацию иных социальных, экономических, культурных, технологических целей, целей пространственного развития и обеспечения национальной безопасности.

Государства-члены Евразийского экономического союза наращивают свой потенциал в развитии туристической сферы в целях конкурентноспособности с участницами иных интеграционных объединений. По моему мнению, в данной сфере есть несколько важных проблем:

  1. Конкуренция на евразийском экономическом пространстве за привлечение иностранных туристов. Для решения данной проблемы государствами-участницами Евразийского экономического союза необходимо более активно содействовать развитию сотрудничества между государствами – членами в рамка реализации положений Договора об Евразийском экономическом союзе (разработка совместной стратегии развития туристической отрасли на евразийском пространстве), обмениваться национальным опытом и объединить усилия и действия, направленные на устойчивое развитие евразийского туризма, в том числе в целях достижения количественных и качественных показателей Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года.
  2. Снижение конкурентоспособности субъектов туристической деятельности и отрасли в целом из–за некачественного уровня обслуживания иностранных туристов в государствах-членах Евразийского экономического союза и явного завышения цен на предоставляемые услуги. Для решения проблемы необходимо обеспечить повышение качества туристических услуг создать евразийскую систему туристических услуг с учетом «таргетированости» на национальные приоритеты в области туризма.

Также следует отметить, что отсутствие единого органа стратегического управления в сфере туризма в Евразийском экономическом союзе несет ряд существенных проблем, что оказывает влияние на эффективное развитие евразийской туристической сферы:

1.Отсутствие единой стратегии и координации – каждое государство-член Евразийского экономического союза участвует в реализации собственных туристических стратегий, которые не всегда согласовываются с положениями Договора об Евразийском экономическом союзе, что приводит
к неэффективности реализации целевых инструментов в сфере туризма;

  1. Различные подходы к правовому регулированию туристической деятельности – разница в методах правового регулирования создает определенные юридические барьеры для трансграничного туризма.

В целях преодоления существующих проблем и обеспечения устойчивого развития туристической отрасли в Евразийском экономическом союзе необходимо внедрение эффективных инструментов стратегического управления, направленных на:

  1. Формирование единой евразийской туристической политики — разработка и реализация единой евразийской политики развития туризма в Евразийском экономическом союзе, учитывающей интересы всех государств-членов евразийского экономического пространства при применении институтов стратегического планирования;
  2. Развитие туристической инфраструктуры – оказание мер государственной поддержки при создании и развитии существующей туристической инфраструктуры, модернизации транспортной системы в целях предоставления комплексных туристических услуг;
  3. Гармонизация законодательства в области туризма – необходимо устранение правовых и административных барьеров для развития евразийского туризма (стандарт единого правового регулирования функционирования туристической системы), упрощение процедуры выдачи специального разрешения на въезд в государство-член Евразийского экономического союза;
  4. Создание единого межгосударственного органа по осуществлению стратегического управления в Евразийском экономическом союзе – возможность сформировать Департамент управления туристической отраслью Евразийской экономической комиссии. Создание наднационального органа позволит решить многие из вышеперечисленных проблем в области стратегического туристического управления. Важно, чтобы этот орган обладал достаточными полномочиями и ресурсами для эффективной координации действий государств-членов Евразийского экономического союза в сфере туризма и реализации совместных трансграничных проектов.

Выстраивание эффективной системы управления туристической сферой должно также опираться на различные факторы: политическая «турбулентность», состояние мировой экономики, модернизация международных инструментов стратегического планирования (трансформация механизма устойчивого развития: из целей развития тысячелетия в цели в области устойчивого развития, как это произошло в сентябре 2015 г.).

Запуск развития перечисленных направлений позволит евразийскому экономическому пространству стать конкурентоспособным туристическим пространством и привлечь значительные инвестиции в развитие наднациональной экономической системы. Однако, положительная динамика указанных инициатив будет зависеть от слаженных совместных усилий всех государств-членов Евразийского экономического союза и эффективной координации стратегического управления в сфере евразийского туризма.

Проведенное научное исследование было посвящено комплексному анализу стратегического управления в сфере туризма на евразийском экономическом пространстве. В ходе работы были выявлены основные правовые и административные проблемы, препятствующие полноценному развитию туристической отрасли в евразийском регионе, а также определены перспективные направления совершенствования стратегического управления для повышения конкурентоспособности туристического продукта Евразийского экономического союза на международной арене.

Результаты научного исследования показали, что, несмотря на значительный потенциал, обусловленный богатым культурным и природным наследием, развитие стратегического управления в области туризма сдерживается рядом факторов.

Ключевые проблемы включают:

  1. Недостаточный уровень развития туристической инфраструктуры:отсутствие современных отелей, гостиниц, автомобильных
    и железнодорожных дорог, аэропортов и других транспортных объектов, необходимых для комфортного пребывания национальных и международных туристов;
  2. Недостаточная информированность о туристическом продукте Евразийского экономического союза:невысокая осведомленность потенциальных туристов о туристических возможностях евразийского экономического региона, что обусловлено недостаточной эффективностью маркетинговых кампаний, которые являются составляющей стратегического управления в определенной области экономики;
  3. Правовые барьеры:различное законодательство, регулирующие вопросы управления туристической отраслью в государствах-членах стран Евразийского экономического союза, затрудняющие развитие трансграничных туристических маршрутов внутри евразийского экономического пространства;
  4. Нехватка квалифицированных кадров в сфере туристической отрасли:недостаточное количество специалистов в сфере туризма, обладающих необходимыми знаниями и навыками для предоставления качественных услуг на пространстве интеграционного объединения.

На основании проведенного научного исследования можно сделать вывод о том, что стратегическое управление в сфере туризма в Евразийском экономическом союзе имеет значительный потенциал для своего развития. Реализация предложенных направлений позволит создать конкурентоспособный туристический продукт, привлечь иностранных туристов и увеличить доходы от туризма. Однако, для достижения этой цели необходимо эффективное сотрудничество между государствами-членами евразийского экономического пространства, четкое определение приоритетов, выделение достаточного финансирования из наднационального бюджета и привлечение квалифицированных специалистов в данную отрасль.

Результаты данного научного исследования могут быть использованы органами публичной власти, субъектами туристической индустрии для разработки и реализации эффективных стратегий развития туризма на евразийском экономическом пространстве.

Дальнейшие научные исследования в данной отрасли могут быть направлены на более детальное изучение отдельных аспектов стратегического евразийского управления в сфере туризма, а также на разработку конкретных целевых проектов и программ, направленных на развитие туристической отрасли в евразийском экономическом макрорегионе.

Евразийский экономический союз имеет уникальные возможности (специфика регионального экономического пространства) для позиционирования в качестве одного из макрорегионов в многополярной мировой системе, что обеспечивает стратегические преимущества в условиях изменения мирового порядка на пути к многополярности.

Главное помнить, что деятельность различных по уровню региональных экономических интеграционных пространств должна быть направлена
на удовлетворение различных потребностей участников данных интеграционных пространств. Ведь устойчивое развитие – это развитие, направленное на удовлетворение потребностей настоящего и будущего времени[17].

[1] Алисенов А.С. Оценка налоговой конкурентоспособности стран ЕАЭС: монография. – Москва: Проспект, 2021. – 128 с.

[2] Еловая Е. М. Роль туризма в формировании единого рынка услуг ЕАЭС / Е. М. Еловая // Современные евразийские исследования. – 2018. – № 3. – С. 42 — 48.

[3] Кочкорбаева М. Д. Некоторые проблемы развития сферы туризма в странах ЕАЭС и пути их решения // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2023. № 6 — 2.

[4] Договор об Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 28.10.2021) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https://eec.eaeunion.org/ (дата обновления: 05.06.2014).

[5] Об особых экономических зонах в Российской Федерации. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ // Российская газета. 2005. № 162. 27 июля.

[6] О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 №12. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eaeunion.org/

[7] О картах совместных евразийских туристических маршрутов. Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2024 г. № 23 // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 15 ноября.

[8] О туризме. Закон Республики Армения от 12 января 2024 г. № 3Р-4 // Электронный ресурс: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=157051 (дата обращения: 22 февраля 2025 г.).

[9] О туризме. Закон Республики Беларусь от 11 ноября 2021 г. № 129-3 // Национальный правовой интернет – портал Республики Беларусь, 2021, № 2/2849, 13 ноября.

[10] О туристской деятельности в Республике Казахстан. Закон Республики Казахстан от 13 июня 2001 г. № 211-п // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2001 г. № 13-14. Ст. 175.

[11] О туризме. Закон Республики Кыргызстан от 25 марта 1999 г. № 34 // Эркин-Тоо. 1999. 7 апреля.

[12] Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ // Российская газета. 1996. № 231. 3 декабря.

[13] Об основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза. Решение Высшего Евразийского экономического союза от 16.10.2015 №28. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eaeunion.org/

[14] Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 г. № 4146-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2025. № 2. 13 января. Ст. 74.

[15] Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 39. 30 сентября. Ст. 5460.

[16] О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 // Российская газета. 2024. № 100. 13 мая.

[17] Дощатов А.А. Перспективы реализации Повестки дня в области устойчивого развития в Евразийском экономическом союзе // Научные записки молодых исследователей. 2023. №1.

Библиографический список

1. Алисенов А.С. Оценка налоговой конкурентоспособности стран ЕАЭС: монография. – Москва: Проспект, 2021. – 128 с.
2. Еловая Е. М. Роль туризма в формировании единого рынка услуг ЕАЭС / Е. М. Еловая // Современные евразийские исследования. – 2018. – № 3. – С. 42 - 48.
3. Кочкорбаева М. Д. Некоторые проблемы развития сферы туризма в странах ЕАЭС и пути их решения // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2023. № 6 - 2.
4. Договор об Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 28.10.2021) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https://eec.eaeunion.org/ (дата обновления: 05.06.2014).
5. Об особых экономических зонах в Российской Федерации. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ // Российская газета. 2005. № 162. 27 июля.
6. О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 №12. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eaeunion.org/
7. О картах совместных евразийских туристических маршрутов. Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2024 г. № 23 // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 15 ноября.
8. О туризме. Закон Республики Армения от 12 января 2024 г. № 3Р-4 // Электронный ресурс: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=157051 (дата обращения: 22 февраля 2025 г.).
9. О туризме. Закон Республики Беларусь от 11 ноября 2021 г. № 129-3 // Национальный правовой интернет – портал Республики Беларусь, 2021,
№ 2/2849, 13 ноября.
10. О туристской деятельности в Республике Казахстан. Закон Республики Казахстан от 13 июня 2001 г. № 211-п // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2001 г. № 13-14. Ст. 175.
11. О туризме. Закон Республики Кыргызстан от 25 марта 1999 г. № 34 // Эркин-Тоо. 1999. 7 апреля.
12. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ // Российская газета. 1996. № 231. 3 декабря.
13. Об основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза. Решение Высшего Евразийского экономического союза от 16.10.2015 №28. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eaeunion.org/
14. Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 г. № 4146-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2025. № 2. 13 января. Ст. 74.
15. Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 39. 30 сентября. Ст. 5460.
16. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 // Российская газета. 2024. № 100. 13 мая.
17. Дощатов А.А. Перспективы реализации Повестки дня в области устойчивого развития в Евразийском экономическом союзе // Научные записки молодых исследователей. 2023. №1.