Abstract: The article discusses the problems of managers' behavior in case of unsuccessful decisions. It is shown that each situation in our life has its own points of no return, which we either go through and this is a guarantee that we will not roll back and the expected result will come, or we will return to the starting position without passing the test.
Keywords: reflection, communication, decision, behavior model, conflict, efficiency.
Мы живем в окружении людей, ежедневно происходит обмен информацией друг с другом, решая рабочие и личные задачи, и каждый из нас обладает набором собственных представлений о своей роли и значимости в определенных ситуациях.
Один считает себя великим по определению, а значит, ждет восхищения и поклонения. Другой представляет себя обаятельным, услужливым, душой компании…, соответственно, он неосознанно будет исходить из того, что он всем за счастье и будет ждать благодарности. Третий просто для себя решает – он лучше знает, что будет лучше и эффективнее в данной ситуации и делает то, что считает нужным, а не то, чего от него ждут другие люди.
Таких примеров может быть много, у каждого из нас свои представления о самом себе и самое интересное, что мы чаще всего и сами не до конца осознаем, что мыслим таким образом. Но на основании этого формируем свое видение о том, какой результат должен быть в итоге и соответствующую этому модель поведения. А насколько это верно и соответствует действительности и положению вещей – всегда показывает ответная реакция других людей [1].
В каждой истории обязательно есть проверочные точки, которые или дают нам возможность дойти до результата и это будет уже невозвратная история или, если мы не справляемся, мы возвращаемся назад, на исходную позицию. И зависит это от наших моделей поведения.
Верно вошли в ситуацию? Значит, пойдет отклик в виде согласия, дальнейшего взаимодействия, и дело будет продвигаться. Не верно? Тогда на нас начинает идти внешнее сопротивление в виде людей или ситуаций, которые мы не проходим и это возвращает нас назад или и вовсе выкидывает на обочину. Чаще всего мы выбираем неподходящую роль и действия, и нередко неосознанно обманываем сами себя или тех, с кем пытались выстроить взаимоотношения.
Каждый раз, когда мы что-то решаем, будь-то участие в новом бизнес-проекте, новая работа или личные отношения, мы так или иначе заявляем миру свою позицию и когда начинаем реализацию, рано или поздно обязательно появляются проверочные моменты, чтобы мы смогли подтвердить свои намерения. Поэтому каждая ситуация в нашей жизни имеет свои точки невозврата, которые мы или проходим и это гарантия того, что не откатимся назад и ожидаемый результат наступит, или мы возвращаемся на исходную, не пройдя проверку [2].
Чтобы понять, как это проявляется, давайте рассмотрим как пример профессиональную сервисную сферу. Это три основные модели поведения, которые не дают возможности пройти проверочные точки невозврата. Если применить этот классификатор на себе, то можно увидеть то, что нужно изменить. Если же через его призму посмотреть на тех сотрудников, которые работают с вами или в вашей компании, то можно понять, чего ожидать от них впоследствии.
Модель поведения: конфликт. При такой модели поведения человек постоянно пытается что-то доказать своим коллегам или партнерам. Его неосознанная форма жизни «я должен победить» и как проявленная часть такого повышенного сопротивления – он постоянно спорит или истерит, на что всегда встречает очень жесткое воздействие от других людей или системы, против которой пытается биться. Такие люди быстро сбегают, так как не выдерживают такого напряжения, за что нередко их называют трусами и предателями. Или ломаются и становятся на все согласными и их быстро встраивают. Как правило, именно «люди-конфликты» первыми покидают проекты, или оказываются уволенными, потому что их действия всегда слишком наглядно не стыкуются с их словами и заявленной изначально позицией [3].
Ожидающая модель поведения. При такой модели человек может достаточно долго идти до точки невозврата. Выбирая себе кого-то, обладающего определенным статусом в компании, начинает его «обслуживать»: делать незначительные вещи, не подразумевающие ответственности. К примеру, чай принести или вовремя подсуетиться, в надежде, что это оценят и обязательно в итоге финансово отблагодарят. «Ожидающие люди» чаще всего сами что-то делают, никого не спрашивая, не советуясь, принимают решения там, где не имеют на это никакого права и в итоге рано или поздно переходят границы своей услужливостью и «самостоятельностью». Как результат – с ними прощаются. Но тут нужно иметь в виду, что такой обиженный человек впоследствии может пытаться совершать какие-то негативные действия в адрес бывших работодателей, к примеру, пытаться распространять определенного рода информацию, в попытке распределить накопленные за время работы и нереализованные в итоге ожидания. Импульс будет давать обида. По сути, такого рода люди – это мины замедленного действия.
Модель поведения: неожиданный результат. Это всегда изначально не проговоренные условия, у человека уже была похожая ситуация, похожий проект и он решает для себя, что получит за него вознаграждение, как и в прошлый раз. Он работает, не замечая, что ситуация вокруг и внешние условия меняются, проект движется вперед и в конце его неожиданно провожают, кидают или просто ломают, говоря, что «мы разочарованы, ожидали от тебя большего и скажи спасибо, что издержки на тебя не повесили. Так что теперь будешь работать на таких условиях, с такой зарплатой и не выступать». Как правило, последствия такого удара очень сильно сказываются на здоровье, потому что человек все это время жил и работал в своих собственных ожиданиях и представлениях и его накрывает вся масса накопленных ожиданий и разочарование. Отсюда болезни, страх и патологическое состояние «надо что-то придумать», при котором он нагружает на себя массу чужого, чтобы хоть как-то выслужиться.
Такие модели поведения – наши привычные сценарии с поражением, и мы нередко даже не замечаем, что делаем одно и то же, а значит, получаем один и тот же результат. Так работает наша автоматика, наша память [4]. И пока человек не осознает, что он делает что-то не так и не разберется с тем, что нужно исправить, мир каждый раз будет подсовывать ему повторяющиеся ситуации. Как говорится: лица разные, а ситуации, если разобраться, одни и те же. Так мир обучает нас на наших же ошибках. Прошел урок, отлично, пойдет следующий, потому что без этого мы перестаем развиваться, меняться, самосовершенствоваться, а жизнь без изменений – это вечный день сурка, без возможностей и перспектив.
Когда что-то не получается, нас откатывает назад и приходится начинать все сначала, но мы опять делаем то же самое, потому что не успеваем проанализировать – что произошло, сделать верные выводы. Или не всегда честно готовы принять ситуацию и увидеть свои собственные замыслы в ней. К примеру, если мы каждый раз заходим в компанию, начинаем в ней работать и, сами того не понимая, делаем то же самое, что и на предыдущем месте работы – пытаемся понравиться и ждем, что это оценят, то рано или поздно мы опять не пройдем эту пресловутую точку невозврата. Очередное увольнение, разочарование, несбывшиеся ожидания… И мы опять в итоге решим для себя, что это они все сволочи, что никто меня не ценит и будем возмущаться, что мир такой несправедливый и люди не стоят моего хорошего к ним расположения.
И с каждым разом мы все больше будем взращивать в себе негативное отношение к людям, нам все сложнее будет коммуницировать. Но истинная причина в том, что мы сами заходим в неверную роль и начинаем подменять понятия, забывая, что в этой системе есть свои правила, что мы на них согласились изначально и взяли на себя определенные обязательства [5]. Вместо этого мы будем себя оправдывать, называя их предателями, а себя жертвой. Это происходит бессознательно, потому что мы вытесняем самое неприятное в дальние ящики нашей памяти, переигрываем свое представление о том, что произошло, и начинаем заново, опять спотыкаясь и падая на точках невозврата. Это называется цикл, и у каждого из нас он свой.
Но все можно исправить, для этого и дается жизнь, и в ней нет ничего такого, с чем бы мы при желании не могли разобраться. Такие неэффективные модели поведения можно и нужно изменять, но сделать это можно только осознанно разбираясь с тем, что мы делаем на самом деле, почему и какие последствия имеют такие действия [6]. Ответы на вопросы нужно искать в нашей памяти, именно там скрыты причины тех ошибок, которые мешают нам жить. И самый простой способ, с которого можно начать – это взять ручку, бумагу и расписать свои действия и их последствия во всех ситуациях, которые вы не смогли пройти. Никто это не увидит, не осудит, это нужно только для вас. И если все будет написано действительно честно, то вы увидите повторяющиеся ситуации, ваши действия в них и их последствия. Это и будет ваш цикл – то, что нужно изменить. Без понимания, что происходит, вы просто это не увидите, потому что мы воспринимаем только то, что знаем, все остальное просто остается за кадром.
Библиографический список
1. Карич Л.В., Бородай В.А. Репутация сервисной компании как потенциал развития и социальный запас прочности // В сборнике: ТУРИЗМ И ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Материалы III-й Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Донской государственный технический университет, Министерство культуры Ростовской области, Национальная академия туризма. 2017. С. 236-243.2. Бородай В.А. Маркетизация потребительских стандартов в современном обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 2. С. 153-155.
3. Минасян Л.А., Казьмина Л.Н., Дудкина О.В., Бородай В.А. Интенциональность потоков коллективной коммуникации в ивент-индустрии // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. № 6 (112). С. 34.
4. Бородай В.А. Имплицитный характер функций организационного развития сервисных компаний // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 4 (98). С. 42.
5. Дудкина О.В., Бородай В.А. Альтернативы традиционным бизнес-решениям в выставочных форумах // Экономические исследования и разработки. 2018. № 4. С. 111-115.
6. Бородай В.А. Торговля как социально-инновационный процесс и фактор социальной трансформации // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 4. С. 181-184.