Индекс УДК 640.41
Дата публикации: 01.10.2019

Формирование организационной структуры управления гостиничным предприятием

Feature of formation of organizational structure of management of the hotel enterprise

Веряскин Павел Геннадьевич
Комлева Наталья Станиславовна

студент
2 курс, факультет «Экономический»
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва»
доцент кафедры менеджмента
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва»

Veryaskin Pavel Gennadievich
Komleva Natalia Stanislavovna

student, 2nd year, faculty of Economics
«Mordovia state University. N. P. Ogareva»
Ph. D. in Economics, assistant professor of management
«Mordovia state University. N. P. Ogareva»
Аннотация: В данной статье раскрыты особенности формирования управленческой структуры в гостиничном бизнесе. Описаны основные принципы и факторы формирования системы управления в гостинице. Рассмотрены часто встречающиеся виды структур управления отелем. Определены задачи основных служб отеля.

Abstract: This article reveals the features of the formation of the management structure in the hotel business. The basic principles and factors of formation of management system in hotel are described. The most common types of hotel management structures are considered. The tasks of the main services of the hotel are defined.
Ключевые слова: индустрия гостеприимства, развитие, факторы, принципы, гостиничный бизнес, организационная структура, управленческая структура гостиницы.

Keywords: hospitality industry, development, factors, principles, hotel business, organizational structure, hotel management structure.


Сегодня в современных рыночных условиях и под воздействием процессов глобализации организационная структура управления является важнейшим фактором формирования эффективной системы управления любого предприятия, и гостиничный бизнес не является исключением.

Сфера гостеприимства с каждым годом интенсивней наращивает свои обороты, поэтому возникает много вопросов,связанных  в первую очередь с организацией, ведением, поддержанием конкурентоспособности отелей и привлечением к ним новых аудиторий потребителей.

Целью данной статьи является рассмотрение основных принципов, факторов формирования управленческой структуры в гостинице, описание часто встречающихся организационных структур и определение задач основных служб отеля.

Пережде чем исследовать принципы и факторы формирования управленческой структуры гостиницы, необходимо отметить, что её процесс проектирования должен реализовываться строго сверху вниз в соответствии со следующими этапами [2, с. 195–196]:

  1. гостиничное предприятие делится на блоки по направлениям деятельности;
  2. блоки в свою очередь подразделяются на более мелкие функциональные подразделения;
  3. между ними налаживается процесс коммуникаций для устойчивости всей управленческой системы;
  4. распределяются должностные полномочия и ответственность.

При соблюдении данного принципа организуется слаженная система взаимосвязанных блоков различных подразделений отеля, что значительно ускоряет достижение стратегических целей компании. Также проектирование структуры сопровождается следующими процессами:

  • выбирается ее тип;
  • назначается количество и состав блоков;
  • оговаривается численность персонала для каждого блока;
  • определяется характера взаимодействия;
  • проводятся необходимые расчеты эффективности функционирования разработанной структуры отеля.

При формировании управленческой структуры гостиницы специалисты должны соблюдать такие принципы, как адекватность целей, гибкость системы, простота, минимизации персонала, устойчивость к внешним и внутренним отрицательным факторам, экономичность и способность к развитию[3, с. 40].

Также на формирование организационной структуры гостиницы оказывают влияние ее характеристики:

  1. Категория гостиницы, чем выше звёздность или класс отеля, тем разнообразней ассортимент услуг, а количество услуг влияет на состав и количество подразделений.
  2. Номерной фонд гостиницы, так как размер гостиницы определяет численность персонала необходимого для оптимальной работы функционального блока.
  3. Специализация гостиницы – ориентация средства размещения на определенные виды туризма (деловой туризм, экскурсионный туризм, лечебный туризм и т.д.).
  4. Форма организации и управления гостиничным бизнесом (например, в гостиничных цепях стратегию развития принимает головной офис, занимающийся координацией работ входящих гостиниц и осуществлением контроля над качествомпроизводимых услуг).
  5. Степень централизации (децентрализации) управления: в централизованных отелях разработкой управленческих решений занимаются преимущественно вышестоящий менеджмент организации, а в децентрализованных наоборот — полномочия распределены по нижестоящим уровням управления.

В гостиничном управлении часто встречаются общепринятые виды организационных структур [1]:

  1. Бюрократические:
  2. линейная структура – самая иерархическая система, применяемая малыми и средними гостиничными предприятиями, осуществляющими несложное производство. В чистом виде не встречается, поскольку отсутствие гибкости и адаптивности не позволяет ей решать комплексные задачи, связанные с изменением целей функционирования,
  3. функциональная структура — применяется на крупных предприятиях, позволяет ликвидировать дублирование действий службамигостиничного предприятия, наблюдается нарушение принципа единоначалия,
  4. линейно – функциональная структура–сочетание элементов линейной и функциональной систем, наиболее применима для малых и средних гостиничных предприятий, недостаточно гибкая,
  5. дивизиональная структура — гибкая и адаптивная; ориентированная на решение конкетных целей и задач.
  6. Адаптивные:
  7. проектная структура — создаются временные органы управления, целями которых является решение конкретных задач, формируются из числа сотрудников гостиничного предприятия.
  8. матричная структура –сложна в организации, усиливаются связи между проектными группами и структурными подразделениями.

Большую часть структуры гостиничного предприятия составляют подразделения, которые могут существовать только в данном виде бизнеса. Это обусловлено специфичностью гостиничных услуг.

Будет целесообразно описать функции нескольких таких подразделений.

Служба приёма и размещения, чаще всего контактирующая с клиентами отеля. К функциям службы относиться приветствие, регистрация и размещение гостя. Главная задача – произвести максимально приятное впечатление на потребителей. Сюда могут входить такие сотрудники, как руководитель службы, администратор, консьерж, ночные аудиторы и т.д.

Служба бронирования занимается регистрацией заявок на размещение клиентов гостиничного предприятия. Основная задача – составление карт движения номерного фонда отеля.

Задачей службы эксплуатации номерного фонда является поддержание в соответствии со стандартами обслуживания должного уровня комфорта и санитарно-гигиенического состояния номеров, общественных помещений гостиницы. Здесь работает больше всего служащих гостиницы (около 50%) [4, с.126].

Служба питания, в состав которой входят: ресторан и такие его подразделения, как кафе, бары, лаунж зоны. Важная функция службы — производство питания, напитков и последующая реализация их гостям гостиничной организации. [5, с. 154].

В ООО «Петролинк» Гостиница «Mercure Саранск» (Россия, республика Мордовия, г. Саранск) все службы гостиничной компании активно взаимодействуют друг с другом.

Например, в соответствии с рисунком 1 служба приёма и размещения ООО «Петролинк» Гостиница «Mercure Саранск» контактирует практически со всеми отделами гостиницы.

Рисунок 1. Взаимодействие службы приёма и размещения ООО «Петролинк» Гостиница «Mercure Саранск» с другими службами

Таким образом, необходимо отметить, что прибыльность и ликвидность предприятий сферы гостеприимства зависят от многих факторов, однако организационная структура управления играет здесь одну из главных ролей, поэтому при организации гостиничных компаний большое внимание необходимо уделять созданию эффективной структуры управления. Эффективная организационная структура гостиничного предприятия должна отражать стратегические цели фирмы, учитывать коммуникационные потребности современного общества и другие внешние факторы, влияющие на деятельность гостиницы.

Библиографический список

1. Барчуков И.С. Гостиничный бизнес и индустрия размещения туристов: учебное пособие / И.С. Барчуков, Л.В. Баумгартен, Ю.Б. Башин, А.В. Зайцев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС, 2013. – 168 с.
2. Елканова, Д.И. Основы индустрии гостеприимства: учебное пособие/ Д. И. Елканова [и др.]. – М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и К», 2011.– 248 с.
3. Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма : практикум / Н. И. Кабушкин, В. И. Малашенко. – Минск : БГЭУ, 2005. – 137 с.
4. Комлева Н.С., Солдатова Е.В. Оценка стратегического потенциала развития индустрии гостеприимства и туризма Республики Карелия. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2015. № 3 (34). С. 292-302.
5. Лойко, О. Т. Туризм и гостиничное хозяйство: учеб. пособие / О. Т. Лойко. — Томск: ТПУ, 2007. — 152 с.
6. Сорокина, А. В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах : учебное пособие / А.В. Сорокина. —М.: Аль-фа-М: ИНФРА-М, 2015. — 304 с