Abstract: The article describes aspects of land management in the Russian Federation and the Tver region. The land resources of the region are characterized. Information on the availability of land in the ownership of the Tver region is presented. The normative legal acts on the regulation of land use are presented. The main problems of negative impact on the effective management of land resources are highlighted.
Keywords: legal regulation of land relations, state authorities, powers of regional executive authorities, land owned by property rights, problems that have a negative impact on land management.
Тверская область расположена в северо-западной части Центрального федерального округа Российской Федерации, является его крупнейшим регионами и граничит с Московской, Псковской, Новгородской, Ярославской, Вологодской и Смоленской областями.
В состав области входит 35 муниципальных образований (районы), 8 городских округов (в том числе 2 закрытых административных территориальных образования).
Общая площадь территории области в административных границах равна 8420,1 тыс. га.
Управление земельными ресурсами, а также правовое регулирование земельных отношений в регионе осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Земельного и Гражданского кодексов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов органов государственной власти Тверской области и органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции [1, 2, 3, 10]. При этом основная роль в управлении землями различных категорий принадлежит государственным органам власти, которые организуют и осуществляют землеустройство, территориальное планирование и градостроительное зонирование, ведение кадастра недвижимости, мониторинг земель, контроль за их охраной и использованием.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства [4].
В настоящее время в России сформирована следующая система органов управления земельными ресурсами.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) вырабатывает государственную политику и осуществляет нормативно-правовое регулирование земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), оказывает услуги в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, по государственному мониторингу земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и по геодезии и картографии [6].
Правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Среди полномочий Росимущества можно выделить [7]:
— обеспечение поступления в федеральный бюджет средств от продажи земельных участков и продажи права на заключение договора аренды земельного участка на торгах (аукционах, конкурсах);
— заключение договоров аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов;
— принятие решения о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами.
Министерство сельского хозяйства РФ осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере сельскохозяйственных земель, по государственному мониторингу таких земель. Контроль и надзор в сфере земельных отношений в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения [8].
Министерство природных ресурсов и экологии РФ осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения. Оно выполняет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, а также вопросы государственной экологической экспертизы [5].
Все вышеперечисленные структуры осуществляют свою деятельность через территориальные органы субъектов РФ.
Так, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (далее – Министерство) является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, вырабатывающим и реализующим государственную политику в сфере имущественных и земельных отношений, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Тверской области в указанной сфере.
При этом основными задачами Министерства являются [9]:
- осуществление полномочий собственника государственного имущества Тверской области;
- обеспечение эффективного управления, распоряжения государственным имуществом Тверской области и контроль за его рациональным использованием, в том числе земельных участков;
- координация деятельности областных исполнительных органов государственной власти Тверской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и взаимодействие с федеральными органами государственной власти.
Кроме этого, региональное Министерство [9]:
- осуществляет организацию учета и ведения реестра государственного имущества Тверской области, в том числе земельных участков;
- осуществляет учет договоров аренды земельных участков;
- заключает договоры, государственные контракты на проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Тверской области и т.д.
В муниципалитетах обеспечением проведения единой политики в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, муниципальными землями занимаются отраслевые органы администраций муниципальных образований.
Исходя из статьи 9 Конституции РФ, земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
На праве частной собственности земля принадлежит гражданам и юридическим лицам. Муниципальной собственностью являются земли, принадлежащие на праве собственности городским и сельским населенным пунктам. В государственной же собственности находятся земли, не переданные в собственность гражданам, юридическим лицам или муниципальным образованиям.
По данным статистики по состоянию на 1 января 2020 года в собственности граждан и юридических лиц находится 1852,7 тыс. га земель, что составляет 22 % от земельного фонда области. Доля земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, составляет 78 % или 6567,4 тыс. га [12, 13].
Из всех земель, находящихся в частной собственности, на долю граждан и их объединений приходится около 18 % земельного фонда области (1505,9 тыс. га). В собственности юридических лиц находится 346,8 тыс. га земель или 4 % земельного фонда области.
Земли, находящиеся в пределах РФ, составляют земельный фонд страны. Важным пунктом государственного управления земельными ресурсами является классификация земель по категориям в зависимости от их целевого назначения.
В связи с этим, в настоящее время, в регионе особое внимание уделяется вовлечению в оборот земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, зарегистрированных в государственную собственность Тверской области.
Землями сельскохозяйственного назначения являются земли за чертой населенных пунктов, предоставленных для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.
По состоянию на 01.01.2020 года, земли сельскохозяйственного назначения в структуре земельного фонда составляют 2634,4 тыс. га или 31 % от общей площади земель области [12, 13].
По сравнению с прошлым годом площадь земель сельскохозяйственного назначения увеличилась на 59,6 тыс. га.
Губернатор Тверской области Игорь Руденя считает очень актуальной задачу ввода в оборот земель сельскохозяйственного назначения. «По итогам текущего года нужно обеспечить рост площади обрабатываемых земель на всей территории Тверской области», – обозначил задачу глава региона. Для этого необходимо проанализировать реестр владельцев земель сельхозназначения, усилить земельный контроль, повысить качество администрирования этих территорий» [11].
На современном этапе управления земельными ресурсами и развития практической деятельности в области совершенствования земельных отношений важным представляется наделение широкими полномочиями региональных органов исполнительной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Эффективность управления во многом зависит от того, насколько при этом учтен муниципальный вопрос, согласованы и нацелены на достижение общих экономических результатов интересы региона и муниципалитетов.
В соответствии с федеральным законодательством органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в сфере регулирования земельных отношений на территории Тверской области принято более двадцати соответствующих законодательных и иных правовых актов.
Вместе с тем существует ряд проблем, которые в среднесрочной перспективе способны оказать негативное влияние на реализацию эффективного управления имуществом и земельными ресурсами Тверской области.
- Государственная регистрация недвижимости.
Федеральное законодательство устанавливает, что необходимым условием для передачи объекта недвижимости в пользование является его государственная регистрация. Значительная часть объектов, содержащихся в реестре государственного имущества, принята в собственность Тверской области до введения процедуры государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, и права на данные объекты в установленном порядке не зарегистрированы.
- Вопрос увеличения и своевременности поступления денежных средств по доходным источникам областного бюджета Тверской области.
- Защита имущественных прав Тверской области.
Одной из основных задач, возникающих при управлении государственным имуществом Тверской области, является контроль за сохранностью и использованием государственного имущества Тверской области, а также контроль за поступлением доходов от использования государственного имущества Тверской области.
Указанный контроль обеспечивается посредством направления соответствующих предписаний, а в случае невыполнения требований, изложенных в предписаниях, защита имущественных прав Тверской области осуществляется в судебном порядке.
- Неэффективное использование земель сельскохозяйственного назначения.
Земли сельскохозяйственного назначения используются экономически неэффективно. С учетом сложившейся ситуации на продовольственном рынке можно сделать вывод о том, что с каждым годом значимость сельскохозяйственных угодий будет возрастать.
Для решения вышеназванных проблем региональным правительством утверждена государственная программа Тверской области «Управление имуществом и земельными ресурсами Тверской области» на 2021 — 2026 годы» целями которой являются: повышение эффективности использования государственного имущества, повышение эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в государственной собственности Тверской области.
В завершение следует отметить, что стратегической целью государственной политики, реализуемой как Российской Федерацией, так и ее субъектами в области регулирования и реформирования земельных отношений, является обеспечение условий для эффективного развития рынка земли как одного из ключевых условий экономического развития. Современная система управления позволяет государственным органам власти при комплексном, системном подходе рационально использовать земельные ресурсы в пределах региона, воздействовать на рынок земли, привлекать инвестиции, создавать необходимые условия для устойчивого развития субъекта.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.03.2020), ст. 72. Доступ из информационно-правовой системы «КонсультантПлюс». Источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/c6e42f15d1b028b04b556f3f9ca32433ae2cc969/.2. Гражданский кодекс Российской Федерации (в ред. от 08.12.2020), гл. 17. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант». Источник:http://base.garant.ru/10164072/15cfb84fe473ee48d0069a40379cfd33/.
3. Земельный кодекс Российская Федерации (в ред. от 30.12.2020), ст. 2. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант». Источник:http://base.garant.ru/12124624/741609f9002bd54a24e5c49cb5af953b/#friends.
4. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (в ред. 20.11.2020). Доступ из информационно-правовой системы «КонсультантПлюс». Источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46892/.
5. «О функциях Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации» Указ Президента РФ от 27.06.2012 № 906. Доступ из официальных сетевых ресурсов президента России. Источник: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35620.
6. «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 (в ред. 28.12.2020). Доступ из информационно-правовой системы «КонсультантПлюс». Источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_88583/.
7. «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 (в ред. 28.12.2020). Доступ из информационно-правовой системы «КонсультантПлюс». Источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77490/.
8. «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 № 450 (в ред. 28.12.2020). Доступ из информационно-правовой системы «КонсультантПлюс». Источник:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77705/59fda115f0a4b4783374b803207d9014b20aeb04/.
9. «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области» Постановление Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 73-пп (в ред. от 25.02.2021). Доступ из справочно-правовой системы «Гарант». Источник: https://base.garant.ru/16341959/.
10. «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области» Закон Тверской области от 09.04.2008 № 43-ЗО (в ред. от 06.11.2019). Доступ из электронного фонда правовых и нормативно-технических документов. Источник: https://docs.cntd.ru/document/499307196.
11. «Тверской край: время собирать земли» Российский региональный еженедельник «Московский комсомолец» выпуск 25.11.2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tver.mk.ru/social/2020/11/25/tverskoy-kray-vremya-sobirat-zemli.html, свободный (дата обращения 16.03.2021).
12. Региональный доклад о состоянии и использовании земель в Тверской области за 2018 год. Доступ из официального сайта Росреестра. Источник: https://rosreestr.gov.ru/site/open-service/statistika-i-analitika/regionalny.
13. Сведения о наличии и распределении земель в Российской Федерации. Доступ из официального сайта Росреестра. Источник: https://rosreestr.gov.ru/site/activity/sostoyame-zemerrossii/gosudarstvennyy.