Abstract: In the article, the authors consider the features of the internal control system by distributing the functions of internal control between the Bataysk distance of the signaling system and the Bataysk department of the SSC.
Keywords: signaling, SSC, economic processes, documentation, inventory.
Важной задачей любого экономического субъекта является улучшение процесса управления в целях рационального использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Управление экономическими процессами основывается на информации, одним из источников — бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет в хозяйственной деятельности организации выполняет функции, например, такую как контрольная. Главные задачи учета материалов заключаются в: сохранности и мониторинге за передвижением и оптимальным применением всех материальных ценностей; выполнение утвержденных нормативных объемов запасов и расходов, заблаговременное обнаружение незадействованных материалов, получение точных сведений об остатках, размещающихся на складах предприятия.
Механизм управления бухгалтерским и налоговым учетом, формирование отчётности ОАО «РЖД» выведено в единое самостоятельное подразделение — Общий центр обслуживания (далее ОЦО), поэтому внутренний контроль следует рассматривать как независимую функцию управления, другими словами деятельность, имеющую целевую и системную направленность, определённое содержание и методы ее выполнения.
Централизация учетного процесса должна обеспечивать ряд функций (рисунок 1):
В ходе текущей хозяйственной деятельности применяется Регламент взаимодействия [2]. Регламент утвержден во время передачи функций по ведению бухгалтерского и налогового учета Центру корпоративного учета и отчетности «Желдоручет» — филиалу ОАО «РЖД» и является единым для применения всеми структурными подразделениями ОАО «РЖД».
Процесс формирования ОЦО завершен, физически работники Батайского отдела ОЦО остались на прежнем месте в Батайской дистанции СЦБ, функционально подчиняются непосредственно руководству бухгалтерского блока. Бухгалтерский процесс состоит из: формирование первичного документа, контроль качества, кодирование документов, ведение бухгалтерского учета (обработка в автоматизированной системе учета) и составление отчетности. На основе такого бизнес-процесса был разработан весь методологический комплекс, создана автоматизированная система учета. Составлен график документооборота, в котором указано как документ передается, кто отвечает на запросы по нему.
Рисунок 1. Функции учетного процесса
В качестве контроля за использованием материальных запасов утвержденным Регламентом взаимодействия на ОЦО возложены следующие функции:
— контролируется правильность формирования первичных учетных документов и иных документов, предоставляемых структурным подразделением. В случае обнаружения ошибок в оформлении первичных и прочих документов, ОЦО возвращает документы, с указанием причины возврата документов;
— участвует в инвентаризации активов и пассивов заказчика. ОЦО вносит предложения по составу бухгалтерских кадров для включения в состав инвентаризационной комиссии;
— отвечает за полноту и достоверность отражения в регистрах бухгалтерского и налогового учета хозяйственных операций, связанных с материальными запасами.
До появления ОЦО, бухгалтерия выполняла такие функции как: формирование первичных документов; участие в договорной работе; участие в финансовом и бюджетном планировании; подготовка и проведение инвентаризации.
Следует отметить, что распределение функций по ведению бухгалтерского и налогового учета и создание ОЦО, организация работы по обеспечению контроля за использованием материальных запасов переносится на руководителя предприятия. В частности это касается организации и контроля за оформлением первичных документов, инвентаризации. Бухгалтерия ОЦО в случаи возникновения трудностей при заполнении первичного документа консультирует причастных сотрудников Батайской дистанции СЦБ, фиксировать и отображать объективную картину деятельности предприятия в отчетности. При проведении инвентаризации материальных запасов в Батайской дистанции СЦБ бухгалтерии поручается регистрация ее результатов. От того, насколько грамотны специалисты организации в вопросе проведения инвентаризации, зависит достоверность ее выполнения.
Инвентаризация это трудоемкий процесс. Для незамедлительного и качественного проведения необходима слаженная и грамотная работа всех участников. Инвентаризация, в условиях контрольных мероприятий, указывает на отсутствие между ОЦО и обслуживающим предприятием налаженного и систематического обмена сведениями о практически приобретенных материалах, их замене и списании. Несоблюдение условий документооборота работниками предприятия приведет к несвоевременному заполнению хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учёта, работниками ОЦО. В связи с этим образовывается необходимость систематических проверок качественного подхода к проведению инвентаризации. Чтобы объективно увидеть финансово-экономическое состояние предприятия, целесообразно владеть актуальными данными о материальных запасах, находящихся в ее распоряжении: совпадают ли реальные остатки материалов сведениям бухгалтерского учета, в каком состоянии они находятся.
Любая организация не имеет гарантий отсутствия недостач, воровства, порчи имущества. В итоге инвентаризации отражаются сходства или расхождения фактического наличия ценностей от учетных данных в виде излишек и недостач.
В соответствии со статьей 11 ФЗ № 402 , учетной политикой [3], и в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Батайской дистанции СЦБ проводится инвентаризация. Руководитель организации издает распоряжение о проведении инвентаризации. В регламенте взаимодействия между Батайским отделом ОЦО и Батайской дистанцией СЦБ утвержден порядок проведения инвентаризации, который доводится до всех работников, участвующих в ней. А для проведения инвентаризации прописаны действия работников на каждом этапе работ: ответственного за подготовительные мероприятия к инвентаризации, заполняющего инвентаризационные описи, акты инвентаризации, оформляющего результаты. В должностных инструкциях сотрудников, участвующих в проведении инвентаризации, необходимо прописывать ответственность за действия, осуществляемые ими в ходе инвентаризации
В состав комиссии включаются: представители аппарата управления дистанции (главный инженер, начальник технического сектора, экономист) и работники ОЦО. Отталкиваясь только на данные бухгалтерского учета, при составлении инвентаризационных ведомостей, приведет к невыполнению контрольной функции инвентаризации запасов. Низкокачественный метод к инвентаризации искажает действительное состояние организации. В итоге под подозрение встает не только результат инвентаризации, но и вся отчетность ОАО «РЖД».
Снижение контроля управления за инвентаризацией в условиях распределения функций по ведению бухгалтерского и налогового учета в ОЦО приведет к выполнению инвентаризации независимыми специалистами сторонних организаций с профессиональным опытом. Это повлечет за собой увеличение издержек на предприятии. Для обеспечения достоверного отражения хозяйственных операций связанных с учетом материальных запасов и контроля за их использованием необходимо разработать и утвердить регламент взаимодействия непосредственно Батайской дистанции СЦБ и Батайского отдела Ростовского территориального ОЦОУ-1 с указанием конкретных должностей причастных работников с момента поступления материалов на склад, до момента списания. Регламент взаимодействия в части контроля за операциями связанными с учетом материальных запасов дополнен следующими основными функциями (таблица 1.):
Таблица 1
Необходимые функции контроля использования материальных запасов
Подразделение | Основные функции | Примечание |
Батайская дистанция СЦБ | 1.Определение круга лиц, ответственных за передачу первичных документов в Батайский отдел ОЦО; 2.Закрепление в должностных обязанностях полномочий ответственности специалистов Батайской дистанции СЦБ при проведении инвентаризации. | Обеспечение профессионального подхода и обучение ответственных специалистов. Строгое соблюдение графика документооборота. |
Батайский отдел ОЦОУ-1 | 1.Приемка первичных документов от Батайской дистанции СЦБ; 2.Выявление соответствий первичных документов требованиям нормативных документов РФ и Альбому форм первичной учетной документации ОАО «РЖД». Контроль сроков представления первичной документации; 3.Определение круга лиц из работников ОЦО и непосредственное участие в проведении инвентаризации материальных запасов. | В целях повышения качества оформления Батайской дистанции СЦБ первичных документов, ОЦО обеспечивает необходимое консультирование и обучение сотрудников дистанции в рамках своей компетенции. |
В заключении сделаем выводы:
— при проведении инвентаризации, прежде всего, заинтересована Батайская дистанция СЦБ, в частности руководитель для того, чтобы иметь достоверную информацию о фактическом положении дел. Отсутствие реальной информации о состоянии имущества и обязательств не позволяет руководителю дистанции принимать правильные решения;
— чтобы обеспечить качественную первичную документацию, достоверную и своевременную проведенную инвентаризацию, руководству дистанции необходимо не нарушать профессиональный подход и подготавливать этому ответственных специалистов;
— обязанности сотрудников дистанции при проведении инвентаризации необходимо отражать в должностных обязанностях: ответственность за выполнение подготовительных мероприятий, оформление инвентаризационных описей, актов, составление итогов инвентаризации;
— в целях обеспечения своевременного оформления хозяйственных операций по счетам бухгалтерского учета работниками Батайского отдела ОЦО, со стороны Батайской дистанции СЦБ требуется строгое соблюдение графика документооборота.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402–ФЗ «О бухгалтерском учете».2. Методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №49.
3. Регламент взаимодействия Центра расчетов за международные железнодорожные перевозки «Желдоррасчет» - филиала ОАО «РЖД» и других подразделений ОАО «РЖД» по вопросам ведения бухгалтерского и налогового учета и формирования бухгалтерской и налоговой отчетности, утвержденный распоряжением № 2504р ОАО «РЖД» от 29.12.2007 г.
4. Учетная политика открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденная приказом ОАО «РЖД» от 31.12.2010 г. № 235.
5. Ковалева В. Д. Учет, анализ и аудит операций с ценными бумагами: учеб. пособие / В. Д. Ковалева, В. В. Хисамудинов. М.: КноРус, 2010.
6. Козлова Е. П., Бабченко Т. Н., Галанина Е. Н. Бухгалтерский учет в организациях. – 2–е изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2012.