Abstract: The article presents an overview of the existing theoretical approaches to the definition of the essence of commercial activity. The analysis of the presented points of view allowed the author to reveal the main regularities and contradictions in the definition of the subject of research in different authors. The author examines the relationship between the concepts of "entrepreneurship" and "commercial activity", "trade" and "commercial activity", explores the role of " commercial activity in the process of commodity circulation.
Keywords: commercial activity, commercial work, Commerce, entrepreneurship, the process of sale, demand and profit.
Современное понимание предпринимательства неотделимо от понятия «коммерческая деятельность», которая выступает в качестве основы и, одновременно, служит воплощением предпринимательской деятельности. Большое число исследований, посвященных изучению сущности предпринимательства и коммерческой деятельности, не позволяют определить, как соотносятся эти категории, какова роль коммерческой деятельности в развитии торговли, и какое место она занимает в системе товарного обращения.
Исследование теоретических подходов к определению сущности коммерческой деятельности позволяет выделить позиции следующих авторов: Абчук В.А., Альбеков А.У., Богданова, Ю. Н., Балацкий Е.В., Брагин Л.А., Данько Т.П., Бросалин В.И., Крылова Н.Н., Бунеева, Р.И. , Василенко М.В., Ветцель К. Я., Виноградова С.Н, Воронкова О.В., Вылгина Ю.В., Демченко, Л.И., Каплина, С.А., Коротких И. Ю. , Левкин Г. Г., Молоткова Н.В., Соседов Г.А., Осипова Л.В., Синяева И.М., Памбухчиянц О.В., Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К., Самигуллин Э.В. [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21].
Большинство авторов рассматривает коммерческую деятельность или коммерцию как неотъемлемую часть экономических отношений. По мнению Ю.Н. Богдановой [3], коммерческая деятельность – это обширная сфера оперативно-организационной деятельности, в которой задействованы торговые организации и предприятия, преследующие цель совершенствования процессов купли-продажи товаров с целью удовлетворения спроса населения и получения выгоды.
Некоторые исследователи, О.В. Памбухчиянц, С.А. Каплина, Ф.Г. Понкратов, Т.К. Серегина, К. Я. Ветцель., Р.И. Бунеева, Л.И. Демченко, Ю.С. Лекарева [19, 14, 20, 9, 7, 13], рассматривают в качестве главной цели коммерческой деятельности удовлетворение спроса и получение прибыли. В то же время, они не демонстрируют единства в отношении оценки влияния эффективности коммерческой деятельности субъектов предпринимательства на экономику конкретных рынков, регионов и др. Например, Л.В. Осипова и И.М. Синяева рассматривают коммерческую деятельность как функцию предпринимательства [18].
О.В. Памбухчиянц, в своих работах [19], определяет коммерческую деятельность, как некоторую совокупность торгово-организационных операций, которые выполняются последовательно друг за другом. В то же время, ряд авторов определяют сущность коммерческой деятельности с правовой точки зрения. В частности, С.А. Каплина [14] рассматривает её как деятельность физических и юридических лиц по осуществлению процесса купли продажи, в результате которого происходит удовлетворение спроса и получение прибыли. В юриспруденции понятие коммерческая деятельность находит еще одну трактовку, которая используется Л.А. Баргиным: «коммерция – набор действий и условий, обеспечивающих наиболее выгодные условия для каждого из партнеров, ориентированных в первую очередь на интересы и запросы потребителей» [5, 14, 19].
Основой коммерческой деятельности является процесс купли-продажи. К такому заключению пришли практически все теоретики и практики в области экономики. Исходя из этого заключения А.У. Альбеков трактует понятие коммерческой деятельности как комплекс операций, направленный на обеспечение процесса купли-продажи товаров в сфере товарного обращения [2].
Р.И. Бунеева и К.Я. Ветцель [7, 9] соглашаясь с точкой зрения А.У. Альбекова [2], рассматривают процесс купли-продажи как основу коммерческой деятельности. При этом, К.Я. Ветцель, трактует её сущность, как обширную сферу оперативно-организационной деятельности организации, с характерными для нее закономерностями функционирования.
Демченко Л.И. и Лекарева Ю.С. [13] при определении сущности коммерческой деятельности реализуют системный подход, рассматривая её как сложную оперативно-организационную систему. Главной целью этой системы является обеспечение процессов купли-продажи для полного удовлетворения спроса потребителей, а также получения прибыли, что достигается, в том числе, посредствам учета текущих и прогнозируемых рыночных тенденций. Также особенностью коммерческой деятельности является возможность взаимовыгодного сотрудничества среди участников торгового оборота.
Однозначное определение сущности коммерческой деятельности, на сегодняшний день, невозможно в силу продолжающийся дискуссии о соотношении понятий «предпринимательская» и «коммерческая» деятельность. Указанная неопределенность проявляется в работах Ф.Г. Понкратова и Т.К. Серегиной, которые рассматривают предпринимательскую деятельность более широкое понятие. Авторы [20] отмечают, что коммерческая работа это часть предпринимательской деятельности и отличается от неё только тем, что она не охватывает сам процесс производства товара. О.В. Воронкова [11] так же рассматривает коммерческая деятельность как часть исключительно процесса обращения, с ее точки зрения она представляет собой товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торгового предприятия с ориентацией на потребности рыночного спроса. Н.В. Молоткова, Г.А. Соседов, Г. Г. Левкин отождествляют понятия коммерческой деятельности и предпринимательства, определяя её сущность как упорядоченную хозяйственную деятельность, направленную на получение прибыли. [20, 11, 17, 16]. Однако Ю.В. Вылгина и М.В. Василенко в корне не согласны с предыдущим утверждением. По их мнению, коммерческая деятельность охватывает производство товаров, это обусловлено ее комплексным характером. Также авторы утверждают, что коммерция является основой торговли, однако не стоит относить к торговле любую коммерческую деятельность [12, 8].
Виноградова С.Н. [10], в содержание коммерческой деятельности вкладывает не только комплекс торгово-организационных операций, но и процесс управления товарными потоками с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей покупателей. Эффективная коммерческая деятельность невозможна без учета рыночного спроса, она предполагает процесс товарного обмена, в результате которого происходит передача права собственности на товар и удовлетворение потребностей потребителей В.А. Абчук, Е.А. Балицкий [1,4].
И. Ю. Коротких в своих трудах отмечает, что коммерческая деятельность – понятие более широкое, чем торговля, аргументируя это совершенствованием процессов и операций, непосредственно связанных с реализацией товаров. Однако В.И. Бросалин и Н.Н. Крылова не разделяют данного мнения противопоставляя ему этимологию слова «коммерция». В своих работах они акцентируют внимание на том, что слово «коммерция» происходит от латинского «kommercium», что в переводе означает «торговля» [6,15]. В работе Э.В. Самигуллина [21] под коммерческой деятельностью подразумевается вся торговая деятельность в целом. Он отмечает, что коммерческая деятельность «сопровождает» товар на протяжении всего жизненного цикла, начиная от оптовой закупки, заканчивая реализацией.
Таким образом, можно сделать вывод, что коммерческая деятельность – это определенная совокупность торгово-организационных операций, в результате которых реализуется процесс купли-продажи, удовлетворяются потребности рынка. Данная совокупность операций сопровождается условием взаимной выгоды для всех участников сделки, а также учитывает текущую рыночную конъюнктуру.
В нынешних экономических условиях, когда возникает большое количество товаров субститутов, успешное существование на рынке гарантируется не малым торговым предприятиям, а крупным сетям, которые ставят перед собой задачу совершенствования процесса купли-продажи посредствам внедрения инновационных технологий.
Библиографический список
1. Абчук, В.А. Коммерция: учебник [Текст] / В.А. Абчук. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2011. – 475 с.2. Альбеков, А.У. Экономика коммерческого предприятия: учеб пособие для вузов [Текст] / А.У. Альбеков, С. А. Согомонян. - Ростов на Дону: Фенкс, 2014. - 447 с.
3. Богданова, Ю. Н. Организация коммерческой деятельности предприятия : учебное пособие [Текст] /Ю.Н. Богданова. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – 138 с.
4. Балацкий, Е.В. Элементы экономики государственного сектора. Учебник [Текст] / Е.В. Балацкий. — М.: инфра-м, 2009. — 427 с.
5. Брагин, Л.А. Торговое дело: экономика и организация. разное. Учебник [Текст] / Л.А. Брагин, Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с.
6. Бросалин, В.И. Коммерческая деятельность: учеб. пособие [Текст] / В.И. Бросалин, Н.Н. Крылова. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – 92 с.
7. Бунеева, Р.И. Коммерческая деятельность: организация и управления: учебник [Текст]/ Р.И. Бунева .- Ростов на Дону: Феникс, 2012. – 350с.
8. Василенко, М.В. Коммерческая деятельность: учебное пособие [Текст] / М.В. Василенко. – Екатеринбург: ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет − УПИ», 2008. – 57 с.
9. Ветцель, К. Я. Коммерческая деятельность: учебное пособие [Текст] / К. Я. Ветцель. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т: ИПК СФУ, 2009. –180 с.
10. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебное пособие [Текст] / С.Н. Виноградова. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 180 с.
11. Воронкова, О.В. Коммерческая деятельность : учебное пособие [Текст] / О.В. Воронкова.– Тамбов : Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. – 80 с.
12. Вылгина, Ю.В. Коммерческая деятельность: учебное пособие [Текст] / Ю.В. Вылгина. – Иваново: ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина», 2013. – 98 с.
13. Демченко, Л.И., Коммерческая деятельность на потребительском рынке: учебник [Текст] / Л.И. Демченко, Ю.С. Лекарева. – Оренбург: Изд-во «Агентство Пресса», 2010. – 96 с.
14. Каплина, С.А. Организация коммерческой деятельности: учебное пособие [Текст] / С.А. Каплина - Ростов на Дону Феникс, 2008. – 415с.
15. Коротких, И. Ю. Основы коммерческой деятельности: учеб. пособие [Текст] /Ю.И. Коротких. — М.: Издательский центр «Академия», 2013 — 208 с.
16. Левкин, Г. Г. Основы коммерции: конспект лекций [Текст] / Г.Г. Левкин. – Москва: Директ-Медиа, 2016. – 109 с.
17. Молоткова, Н.В. Основы коммерческой деятельности: учеб. пособие [Текст] / Н.В. Молоткова, Г.А. Соседов. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. –152 с.
18. Осипова, Л.В., Основы коммерческой деятельности. практикум [Текст] / Л.В. Осипова, И.М. Синяева. – М.: Юнити, 2014. – 364 с.
19. Памбухчиянц, О.В.. Организация и технология коммерческой деятельности: учебник [Текст] / О. В. Памбухчиянц.— М., 2013. — 640 с.
20. Панкратов, Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: учебное пособие [Текст] / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. – М.: Информационно-вычислительный центр «Маркетинг», 1998. – 328 с.
21. Самигуллин, Э.В. Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия: учебное пособие / Э.В. Самигулин. – Бишкек, 2010 – 176 с.
22. Терещенко, Н.Н. Механизм управления эффективностью деятельности предприятий торгового бизнеса: монография [Текст] / Н.Н. Терещенко Ю.Ю. Суслова, Е.В. Титова, Т.А. Клименкова. – Красноярск: ООО "ИПЦ"КаСС", 2005. – 440с.
23. Суслова, Ю.Ю. Качество жизни населения, как комплексный показатель оценки рыночной инфраструктуры города [Текст] / Ю.Ю. Суслова // Проблемы современной экономики. – 2008. – № 4 (28). – С. 415-419.
24. Белоногова, Е.В. Методические подходы к оценке эффективности систем материального стимулирования труда работников торговых организаций [Текст] / Е.В. Белоногова, Ю.Ю. Суслова, А.В. Волошин // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 8-1. – С. 96-101.
25. Волошин, А.В. Экономический механизм как инструмент повышения эффективности деятельности предприятий: сб. науч. трудов [Текст] / А.В. Волошин // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2016. – С. 173-177.
26. Волошин, А.В. Конкурентоспособность региона как предмет исследования экономической науки [Текст] / А.В. Волошин, Ю.Л. Александров, С.Н. Шестов, Е.В. Белоногова // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 10-1. – С. 113-118.
27. Волошин, А.В. Формирование механизма повышения конкурентоспособности организаций высшего образования на рынке образовательных услуг: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 [Текст] / А.В. Волошин [Место защиты: Сибирский федеральный университет]. – Красноярск, 2017. – 307с.