Индекс УДК 33
Дата публикации: 31.01.2024

Роль Международных стандартов финансовой отчетности в реализации концепции устойчивого развития

The role of International Financial Reporting Standards in the implementation of the concept of sustainable development

Окликова Анна Игоревна



Магистрант Дипломатической Академии МИД России
г. Москва

Oklikova Anna Igorevna

Master student of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia
Moscow
Аннотация: Орган, призванный способствовать развитию социально ответственного инвестирования, Совет по международным стандартам устойчивого развития (ISSB), в июне 2023 года опубликовал свои первые два стандарта, IFRS S1 и IFRS S2, что стало важным шагом на пути к интеграции устойчивого развития в корпоративную отчетность и функционирование глобальных рынков капитала.
Эти стандарты, разработанные с учетом потребностей инвесторов, направлены на предоставление значимой информации, касающейся устойчивости и подверженности компаний возможностям и рискам, связанным с изменением климата. Стандарты МСФО S1 и S2, которые вступят в силу для отчетных периодов с 1 января 2024 года, призваны обеспечить создание глобальной нормативной базы для подачи информации об устойчивом развитии и изменениях климата. Они были разработаны таким образом, чтобы публиковаться вместе с финансовой информацией в том же отчете.
Данная статья выполнена в рамках написания Магистерской Диссертации.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Харакоз Ю.К., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.


Abstract: In June 2023, the International Sustainability Standards Board (ISSB), the body designed to promote socially responsible investing, published its first two standards, IFRS S1 and IFRS S2, which was an important step towards integrating sustainable development into corporate reporting and the functioning of global capital markets.
These standards, developed complying with the needs of investors, aim to provide meaningful information regarding the sustainability and exposure of companies to the opportunities and risks associated with climate change. IFRS S1 and S2 standards, which entered into force for accounting periods from January 1, 2024, are designed to ensure the creation of a global regulatory framework for reporting on sustainable development and climate change. They were designed to be published together with the financial information in the same report.
This article was completed as a part of writing a Master's Thesis.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor, Y. К. Kharakoz, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Ключевые слова: Совет по международным стандартам устойчивого развития (ISSB), стандарты в области устойчивого развития, МСФО S1, МСФО S2, ESG, нефинансовая отчетность, устойчивое развитие.

Keywords: International Sustainability Standards Board (ISSB), Sustainability Standards; IFRS S1, IFRS S2, ESG; non-financial reporting; sustainable development.


Введение

Международные стандарты финансового учета или международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) представляют собой перечень норм, нацеленных на построение гармонизированной модели бухгалтерского учета для развития международной торговли, разработанный некоммерческой общественной организацией — Советом по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО). [9, с. 45] Кроме того, МСФО поддерживаются Фондом МСФО, и используются в более чем 140 странах и юрисдикциях.

Что касается нового органа под эгидой Фонда МСФО, Международный совет по стандартам в области устойчивого развития (ISSB) был сформирован на полях Конференции ООН по изменению климата, проводившейся в Глазго в конце 2021 года (COP-26), в ответ на многочисленные запросы от лица различных международных организаций и объединений, таких как G20, Совет по финансовой стабильности и IOSCO (Международная организации комиссий по ценным бумагам).

Первым председателем ISSB был выбран бывший генеральный директор и председатель совета директоров компании – гиганта продовольственной индустрии Danone Эммануэль Фабер. ISSB является унифицирующим органом, в полномочия которого входит составление, совершенствование и продвижение стандартов финансовой отчетности в части, затрагивающей концепцию устойчивого развития, для обеспечения потребностей участников рынка в раскрытии компаниями нефинансовой и финансовой информации, связанной с глобальными климатическими и экологическими проблемами [2, c.35]. Цель состоит в том, чтобы гарантировать сопоставимость информации, сообщаемой компаниями на глобальном уровне, в отношении рисков и возможностей, связанных с проблемами устойчивого развития.

Между тем, согласно заявлениям членов нового подведомственного МСФО органа, среди задач которого выделяется развитие социально ответственного инвестирования, ISSB стремится к углублению взаимодействия и к координированию принимаемых мер с другими стандартизирующими органами, такими как Фонд стоимостной отчетности (VRF, появившийся в 2021 году в результате слияния Совета по стандартам отчётности в области устойчивого развития (SASB), базирующегося в Сан-Франциско, и Международного совета по интегрированной отчётности (IIRC), штаб-квартира которого располагается в Лондоне) или как Совет по стандартам раскрытия информации о климате (CDSB), созданный в рамках проекта по раскрытию информации об оценке объемов углеродного следа и действующий на протяжении 16 лет.

В настоящее время завершился процесс интеграции CDSB в Фонд МСФО, и его включение в структуру ISSB. Таким образом, выпускаемые ISSB стандарты должны быть разработаны с учетом рекомендаций Целевой группы по раскрытию финансовой информации, связанной с климатом (Международная группа экспертов по финансовой отчетности, TCFD, созданная в 2015 году на COP-21 с целью разработки необязательных (добровольных) рекомендаций, определяющих условия предоставления финансовой отчетности о климатических рисках, которым подвергаются компании.

 

Методологическая основа исследования

Методология данного исследования основывается на таких общенаучных методах, как анализ и синтез, индукция и систематизация для оценки деятельности ISSB; используется метод компаративного анализа для определения противоречий между новыми стандартами в области устойчивого развития и существующей российской практикой предоставления нефинансовой отчетности; применяются формально-логический, сравнительно-правовой и историко-правовой методы исследования, посредством которых были изучены официальные документы, затрагивающие исследуемую тему. Сочетание вышеуказанных научных методов позволяет обеспечить обоснованность и необходимую степень универсальности результатов исследования.

Процесс разработки и особенность новых стандартов финансовой отчетности в области устойчивого развития

 Новые стандарты являются частью Международных стандартов финансовой отчетности, но, чтобы отличать их от традиционных стандартов бухгалтерского учета, они обозначаются аббревиатурой МСФО-S («S» означает «устойчивое развитие» или sustainability на английском языке).

При разработке этих стандартов ISSB выступил против принципа «двойной существенности», принятого Европейским Союзом в рамках CSRD [11, c.10]. Этот принцип направлен на интеграцию во внебюджетную отчетность компаний как влияния вопросов устойчивого развития на компанию, так и влияния компании на окружающую среду и общество. Таким образом, CSRD стремится к тому, чтобы «существенность» – то есть учет информации, которая может повлиять на финансовые показатели компании – выходила за рамки непосредственной экономической сферы деятельности компании, а также учитывала ее собственное внешнее воздействие на ее экосистему и вопросы устойчивого развития. [10, с.37] Такой подход к CSRD подвергается критике со стороны Э. Фабера. Исходя из позиции ISSB, финансовая информация, связанная с устойчивым развитием, является существенной, если можно обоснованно ожидать, что пропуск, искажение или сокрытие данной информации повлияют на решения, которые основные пользователи финансовой отчетности принимают на основе этой отчетности [11, c.7].

Президент ISSB также заявил, что нужно добиться того, чтобы новые базовые стандарты были приняты в том виде, в каком они существуют. По мнению Э. Фабера, это будет нелегко, но это цена, которую нужно заплатить, чтобы найти общий язык, так как чем лучше информированы финансовые акторы, тем лучше будут их экономические решения. Публикация первых стандартов МСФО S1 и S2 — это только отправная точка, поскольку в настоящее время проводятся консультации по будущим приоритетам этого органа, которые выходят за рамки климата [5].

Требования МСФО S1

Стандарт МСФО S1 определяет, как организации должны готовить нефинансовую отчетность, связанную с деятельностью компании в области вопросов устойчивого развития, и отражать ее в финансовой, устанавливая базовые принципы составления и представления такой информации. Таким образом, у инвесторов будет возможность более обоснованно и разумно принимать решения о распределении ресурсов организации или инвестировании в нее. [15, с.7]

Стандарт МСФО S1 требует раскрытия следующих аспектов:

1) Потенциальные вызовы и перспективы в экологическом аспекте концепции устойчивого развития, которые могут оказать существенное влияние на финансовые показатели компании, ее конкурентоспособность в привлечении инвестиций или капитализацию компании через различные периоды времени;

2) Принципы организации менеджмента, методы контроля и отслеживания потенциальных вызовов и перспектив, связанных с последствиями деятельности компании для экологии;

3) Оценка результативности действующих в компании процедур для анализа возможных вызовов и потенциала организации, а также мер наблюдения за изменением показателей в перспективе с учетом соблюдения обязательных нормативных/правовых требований и принятия новых мер, находящихся в стадии разработки [4, c. 1027].

Требования МСФО S2

МСФО S2 распространяется на любые потенциальные негативные последствия деятельности компании в области климатических изменений, и включает физический вклад компании в этот процесс, а также риски и перспективы плана климатического перехода компании [5].

В соответствии с МСФО S2 необходимо предоставление следующих данных:

  • Любые потенциальные вызовы и перспективы в вопросах, связанных с изменением климата, способные оказать существенное влияние на финансовые показатели компании, ее инвестиционную привлекательность или капитализацию компании на различных временных отрезках;
  • Принципы организации менеджмента, методы контроля и отслеживания потенциальных вызовов и перспектив, связанных с климатическими изменениями;
  • Функционирующие меры выявления, оценки и мониторинга возникновения негативных и позитивных последствий деятельности компании в вопросах противодействия изменению климата и такие меры, находящиеся в процессе разработки, а также оценка их эффективности [3, c. 85].

Перспективы применения новых международных стандартов в области устойчивого развития в Российской Федерации

Опубликование новых стандартов МСФО S1 и S2 не осталось без внимания российских регулирующих органов, так, в конце 2023 года Центральный банк Российской Федерации выпустил рекомендации по отражению в отчетности организации вызовов, связанных с климатическими изменениями, в которых среди прочих указал на применение подходов, которые используются в стандартах МСФО S1 и МСФО S2 [6]. Кроме того, Минэкономразвития также выпустило рекомендации по раскрытию информации об устойчивом развитии, в соответствии с которыми необходимо предоставлять в отчётности данные о степени подверженности компании рискам, связанным с изменением климата, и об объеме эмитируемых организацией парниковых газов в атмосферу, что отражает заинтересованность органов государственной власти в отражении российскими компаниями информации в области устойчивого развития [7].

Необходимо отметить, что несмотря на вступление МСФО S1 и МСФО S2 в силу для отчетного периода, начинающегося с 1 января 2024 года, они, как и другие международные стандарты финансовой отчетности, носят рекомендательный характер [14, с. 1279]. Для первого года применения предусмотрен переходный период, в течение которого должна быть предоставлена информация, требуемая в соответствии с МСФО S2 с некоторыми послаблениями, касающимися области охвата 3. Кроме того, допускается предоставление вышеуказанной информации вместе с промежуточной отчетностью, однако в случае необязательности составления промежуточной отчетности требуется раскрыть такую информацию не позднее чем через 9 месяцев с начала года.

Согласно анализу отчетности 60 крупнейших российских компаний на соответствие стандартам МСФО S2, проведенному Группой компаний Б1, средний показатель согласованности предоставленной нефинансовой отчетности российской компании с МСФО S2 составил 44% [16]. Однако необходимо учитывать, что данный показатель в значительной степени зависит от самой компании и от отрасли, в которой она задействована.

В таблице 1 представлены вышеуказанные показатели российских компаний в зависимости от отрасли и аспекта предоставляемой информации.

Таблица 1

 Уровень раскрытия нефинансовой информации в области устойчивого развития российскими компаниями в соответствии с требованиями МСФО S2, в процентах

НаправлениеАспектыМеталлургияНефтегазГорнодобычаХимия и нефтехимия, производствоЭнергетикаРетейлФинансовый секторСтроительствоТранспортТелекомВся выборка
УправлениеОтветственность8067685357503627302850
Роль руководства8760686057404227153251
СтратегияРиски и возможности, связанные с климатом9360686060303533352451
Влияние на бизнес-модель, результаты и стратегию6753446037202733252440
Устойчивость к изменению климата936056673735222715843
Управление рискамиВыявление и оценка рисков8773685347403327151647
Выявление и оценка возможностей676048372735202015834
Интеграция в систему управления рисками6773606040502927102445
Показатели и целиВыбросы парниковых газов7367526743703533505654
Подверженность рискам и система вознаграждения6757404730352013252036
Климатические цели53536033332024020832
Общая оценка по отрасли7662575442392924232344

Источник: Группа компаний Б1. URL: https://b1.ru/analytics/b1-overview-of-russian-companies-ifrs-s2-climate-related-reporting/

 

Заключение

Таким образом, ISSB стремится разработать глобальные стандарты раскрытия информации об устойчивом развитии, основанные на МСФО, но с упором на стандарты и критерии ESG.

Опубликованные 26 июня 2023 года ISSB стандарты в основном ориентируются на данные, связанные с изменением климата. В МСФО S1 изложены общие принципы нового типа отчетности, а в МСФО S2 представлена конкретная информация, связанная с причинением вреда окружающей среде.

На данный момент стандарты МСФО S1 и МСФО S2 не являются обязательными для применения. Однако, регуляторы и различные международные организации живо обсуждают методы их внедрения.

Например, эти стандарты отмечены как принятые во внимание в ходе подготовки рекомендаций ЦБ РФ и Минэкономразвития касательно предоставления отчетности о влиянии на окружающую среду.

При этом, собранные в ходе исследования данные показывают, что текущий уровень раскрытия информации о рисках и возможностях, связанных с изменением климата, разнится среди крупнейших российских компаний и отраслей. Соответствие требованиям нового стандарта МСФО S2 составляет от 0 до 93%, а в различных секторах этот показатель варьируется от 23% до 76 %.

Тем не менее, вышеуказанные результаты, хоть и не доказывают готовность к переходу российских компаний на новые стандарты МСФО в сфере устойчивого развития, но показывают активность внедрения таких стандартов в российский бизнес.

Библиографический список

1. Chabot, M., Bertrand, J., Courquin, V. (2024). Climate Interconnectedness and Financial Stability // Finance. - 2024. - № 45. - p. 145-195.
2. Chantiri-Chaudemanche R., Michaïlesco C. Normaliser le reporting de la durabilité en Europe : rendre compte ou « agir à distance »? // L'état du management. - 2023. - № 3. - p. 33-42.
3. Kampanje B. Assessing the readiness of the Malawian public companies in the adoption of the IFRS S1 and IFRS S2 - Sustainability Disclosure Standards // INTL sustainability journal. - 2023. - № 1. - p. 81-101.
4. Silvia Avi M. The Relationship Between Financial Reporting and Sustainability Report. // Journal of Economics, Finance and Management Studies. - 2022. - № 5. - p.1008-1031.
5. Poulin C. L’ISSB lance ses normes inaugurales de divulgation durable [Ressource électronique]// Les affaires. 2023. URL: https://www.lesaffaires.com/dossier/immobilier-commercial-strategies-d-adaptation/lissb-lance-ses-normes-inaugurales-de-divulgation-durable/641951 (Date de référence: 05.01.2024).
6. Информационное письмо Банка России "О рекомендациях по учету климатических рисков для финансовых организаций" от 04.12.2023 № ИН-018-35/60 [Электронный ресурс] // Консультант. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_463746/ (дата обращения: 29.12.23).
7. Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке отчетности об устойчивом развитии" от 01.11.2023 № 764 [Электронный ресурс] // Консультант. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_461485/ (дата обращения: 26.12.23).
8. Большаков В.В. Тенденции развития подходов к отражению влияния климатических рисков в корпоративной отчетности организаций // Хроноэкономика. - 2022. - № 2(36). - С.16-23.
9. Дмитриева И.М., Машинистова Г.Е., Харакоз Ю.К. Процесс бюджетирования в условиях перехода отчетности на МСФО // Аудитор. - 2018. - № 6. - С. 42-50.
10. Дмитриева И.М., Машинистова Г.Е., Харакоз Ю.К. Процесс совершенствования МСФО и российская учетная практика// Аудитор. - 2019. - № 3. - С. 35-39.
11. Ефимова О.В. ESG-аналитика в системе принятия инвестиционных решений: в поисках существенной информации // Вестник Воронежского государственного университета. - 2023. - № 2. - С. 3-17.
12. Задедюрина Е.К. К вопросу о роли и развитии нефинансовой отчетности организаций //Прикладные экономические исследования. - 2023. - № 2(36). - С. 51-56.
13. Нестерова А.А. Интеграция целей устойчивого развития в финансовую отчетность согласно проекту МСФО (IFRS) S1 «Раскрытие информации, относящейся к общему устойчивому развитию» // Управленческий учет. - 2023. - № 4. - С. 237-243.
14. Харакоз Ю.К. Конвергенция российских и международных стандартов финансовой отчетности в кредитных организациях //
Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 1 (138). - С. 1278-1282.
15. Харакоз Ю.К. Развитие и внедрение международных стандартов финансовой отчетности в банковском секторе экономики // Экономические исследования и разработки. - 2022. - №5. - С. 6-12.
16. Оценка соответствия отчетности российских компаний требованиям МСФО S2 [Электронный ресурс] // Сайт Группы компаний Б1. URL: https://b1.ru/analytics/b1-overview-of-russian-companies-ifrs-s2-climate-related-reporting/ (дата обращения: 06.01.24).