Индекс УДК 33
Дата публикации: 16.02.2017

Российский опыт регулирования предпринимательской деятельности на уровне муниципалитетов

Russian experience in business regulation at the municipal level

Зудина Елена Владимировна, Кайль Яков Яковлевич

1.кандидат педагогических наук, кафедра управления персоналом и экономики в сфере образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет
2.доктор экономических наук, кафедра управления персоналом и экономики в сфере образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет


Zudina Elena Vladimirovna, Kayl Yakov Yakovlevich

1.candidate of education sciences, department of human resources management and economics in the field of education Volgograd State Pedagogical University
2. doctor economic sciences, department of human resources management and economics in the field of education Volgograd State Pedagogical University

Аннотация: Актуальность и цели. На современном этапе развития частного предпринимательства в России существует необходимость обеспечить эффективное регулирование процессов взаимодействия частных организаций и индивидуальных предпринимателей с потребителями и структурами публичного управления. Существует потребность анализа опыта управления предпринимательской деятельности на муниципальном уровне как совокупности конкретных действий, направленных на решение определенных проблем совершенствования системы частного бизнеса. Указанные действия реализуются путем исполнения местными органами самоуправления муниципальных правовых актов по вопросам регулирования малого и среднего бизнеса.
Цель данного исследования – определение социально-экономической специфики муниципального регулирования предпринимательской деятельности.
Задачами статьи выступают установление конкретных форм регулирования частного предпринимательства в муниципалитетах Волгоградской области и выявление перспектив дальнейшего развития муниципального регулирования деятельности субъектов малого бизнеса.
Материалы и методы. В работе использованы метода рассмотрения муниципальных правовых актов, которые касаются отдельных вопросов регулирования процессов развития малого предпринимательства.
Результаты. Установлены специальные направления муниципального регулирования частного предпринимательства на территории Волгоградской области, а также представлены перспективные направления дальнейшего регулирования процессов развития частного предпринимательства с учетом социально-экономических особенностей отдельных муниципальных образований.
Выводы. Накопленный опыт муниципального регулирования функционирования частного предпринимательства проявляется в системе действующих нормативно-правовых актов, принятых органами местной администрации. Отдельные направления развития частного предпринимательства в муниципалитетах связаны с обеспечением различных видов поддержки субъектов малого бизнеса со стороны местной администрации, что обеспечивается на основе обеспечения муниципально-частного сотрудничества.


Abstract: Subject. At the present stage of development of private enterprise in Russia there is a need to ensure effective management of the processes of interaction of private organizations and individual entrepreneurs with consumers and public administration structures. There is a need for analysis of business management experience at the municipal level as a set of concrete actions aimed at solving specific problems of improving the system of private business. These actions are implemented by execution of local self-government of municipal legal acts on the regulation of small and medium-sized businesses.
Objectives. The purpose of this study - the definition of socio-economic specifics of the municipal regulation of business. The objectives of the article are the establishment of specific forms of regulation of private enterprise in the municipalities of Volgograd region and identify prospects for further development of the municipal regulation of activity of subjects of small business.
Methods. We used the method of review of municipal regulations, which relate to certain issues of regulation of processes of small business.
Results. Installed special directions of the municipal regulation of private enterprise in the territory of the Volgograd region, as well as provides promising areas for further regulation of private business development processes, taking into account the socio-economic characteristics of the individual municipalities. The experience of the municipal regulation of the functioning of the private enterprise system, manifested in the existing legal acts adopted by the local administration. Separate directions of development of private enterprise in the municipalities related to the provision of various types of support for small businesses from the local administration, which is provided through the provision of municipal-private cooperation.
Ключевые слова: муниципальное управление, муниципальный район, предпринимательская деятельность, поддержка, регулирование.

Keywords: municipal administration, municipal district, entrepreneurship, support for regulation.


Введение.

Регулирование деятельности субъектов частного предпринимательства происходит на основе муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. В частности, указанными правовыми актами утверждаются программы развития субъектов малого и среднего бизнеса на местном уровне. Тем самым определяется мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, осуществляемых в отдельных муниципалитетах с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местной администрации. В связи с этим актуальность данного исследования состоит в установлении специфики управленческого воздействия на процессы развития малого и среднего бизнеса для развития муниципальной экономики и удовлетворения экономических потребностей местного населения. Возникает вопрос о том, какие именно предпринимаются действия со стороны органов местной администрации для повышения эффективности функционирования частных организаций и индивидуальных предпринимателей. Также следует установить способы укрепления муниципально-частного сотрудничества по вопросам деятельности субъектов частного предпринимательства.

Муниципальное регулирование малого и среднего бизнеса осуществляется в форме оказания поддержки по ряду направлений:

Развитие системы финансовой поддержки в виде предоставления субсидий на компенсацию части суммы процентов по кредитам, на поддержку инновационной деятельности, а также на компенсацию части затрат на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров.

Имущественная поддержка реализуется на основе информации реестра неиспользуемых муниципальных объектов недвижимого имущества, незавершенных строительством, в отношении которых может быть принято решение о завершении строительства с привлечением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Развитие инфраструктуры поддержки с формированием специальных консультационных центров по различным вопросам применения норм права о частном предпринимательстве. С этим связано проведение семинаров, «круглых столов», конференций по актуальным вопросам ведения бизнеса; организация работы по формированию базы данных о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства; повышение имиджа субъектов частного бизнеса.[16, с. 59]

Объекты и методы исследования.

Объектом данного исследования является функционирования органов администрации муниципальных образований по вопросам повышения уровня экономической эффективности структур малого и среднего бизнеса в современных условиях муниципальной экономики. Названное функционирование рассматривается на примере муниципальных районов Волгоградской области, на территории которых реализуются отдельные мероприятия по устранению недостатков взаимодействия местной администрации с предпринимательским сообществом.

Методами исследования являются анализ и обобщение норм права, посвященным реализации специальных действий местных органов исполнительной власти в отношении малого и среднего предпринимательства.

Экспериментальная часть.

Рассмотрение процесса регулирования предпринимательской деятельности в муниципалитетах позволяет выделить несколько специальных функций местной администрации:

  1. Участие в формировании оптимальных социально-экономических условий для привлечения инвестиций для развития муниципальной экономики и частного бизнеса.
  2. Создание места обращений со стороны местных жителей для частных предпринимателей со всеми возникающими вопросами.
  3. Консультирование и проведение специального обучения представителей субъектов малого предпринимательства по вопросам расширения экономической деятельности с проведением специальных тематических семинаров.[11, с. 221]
  4. Создание кадастра помещений для промысловой деятельности и кадастра свободных земельных участков.
  5. Оказание информационной поддержки при обращении в официальные учреждения для получения разрешений (лицензии, концессии, разрешение на строительство).
  6. Участие в создании групп, состоящих из представителей малого и среднего бизнеса и органов местной администрации с цель обеспечения обмена опытом экономической деятельности и согласования предпринимаемых действий.[10, с. 172]

Достаточно эффективными формами поддержки малого бизнеса, необходимые для применения в условиях развития муниципального образования, являются следующие:

  1. Создание различных ассоциаций малого и среднего бизнеса.
  2. Деятельность бизнес – инкубаторов и технопарков.
  3. Франчайзинг.
  4. Функционирование маркетинговых информационных центров.

В связи с этим специальными органами муниципальной администрации разрабатываются и осуществляются различные формы оказания поддержки и помощи по различным аспектам частного предпринимательства.[13, с. 43]

Информационное обеспечение управления малым бизнесом связано с реализацией следующих условий:

  1. Учет вновь создаваемых, реорганизуемых, действующих и ликвидируемых субъектов малого предпринимательства, что, в частности, может происходить путем ведения специального реестра.
  2. Проведение маркетинговых исследований для оценки и прогноза развития малого и среднего бизнеса с принятием адекватных мер в соответствии с изменениями в муниципальной экономической системе.
  3. Рассмотрение и учет мнения представителей предпринимательской общественности при принятии управленческих решений, затрагивающих интересы малого бизнеса. Это может быть реализовано с помощью института советников глав администрации по вопросам предпринимательства или функционирования совещательных органов при органах местного самоуправления.
  4. Информирование местного предпринимательского сообщества о специфики программ муниципального развития структур частного бизнеса. Представители малого бизнеса могут включаться в состав различных рабочих групп, которые разрабатывают и реализуют указанные программы. Могут привлекаться независимые эксперты для информирования членов данных групп по специальным вопросам экономики и особенностям действующего законодательства о малом и среднем предпринимательстве.[14, с. 197]

Реализуется оказание финансовой помощи субъектам малого предпринимательства, реализующие инновации по вопросам оказания качественных экономических услуг местному населению. Это происходит по следующим направлениям:

  1. Обеспечение поддержки при использовании механизма лизинга и аренды оборудования.
  2. Привлечение внебюджетных источников финансирования проектов малого предпринимательства путем предоставления гарантий кредитно-финансовым организациям и инвесторам или создания венчурного паевого инвестиционного фонда. Вложение инвестиционных ресурсов с помощью оказания содействия в подготовке и осуществлении эмиссии акций.
  3. Расширение возможностей для получения муниципальных заказов на производство отдельных видов товаров, работ и услуг.
  4. Предоставление льгот организациям взаимного кредитования и страхования субъектов малого предпринимательства.[15, с. 18]

Деятельность органов местного самоуправления по развитию инфраструктуры для малого бизнеса выражается в следующих функциях:

  1. Создание электронных ресурсов для обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к актуальной информации по вопросам предпринимательства.
  2. Поддержание коммуникаций между региональными структурами поддержки и регулирования с представителями малого и среднего бизнеса.
  3. Создание условий для оказания услуг централизованного бухгалтерского учета и аудита на льготных условиях.[12, с. 599]
  4. Подготовка, издание и распространение учебно–методических пособий по вопросам предпринимательства, и особенно посвященным аспектам регистрации, лицензирования, сертификации и оформления результатов имущественных правоотношений.
  5. Развитие деятельности муниципальных образовательных учреждений для специального обучения и переподготовки профессиональных кадров.

 

Результаты.

Полученные результаты рассмотрения муниципальных правовых актов по отдельным направления регулирования деятельности субъектов малого и среднего бизнеса можно представить в виде таблицы. В этой таблице указаны названные функции по отдельным муниципальным районам Волгоградской области.

 

Таблица 1

Функции органов администраций муниципальных районов Волгоградской области в рамках регулирования предпринимательской деятельности

 

Название муниципального районаФункции органов местной администрации
Быковский районКоординационный Совет Быковского муниципального района по развитию малого и среднего предпринимательства выполняет следующие полномочия:

1)      Разработка рекомендаций по взаимодействию органов местного самоуправления, государственной власти и предпринимательских структур для решения первоочередных социально-значимых задач развития района.

2)      Определение направлений совершенствования нормативной базы предпринимательства, налоговой и имущественной политики в сфере малого и среднего предпринимательства.

3)      Организация разработки и реализации мероприятий муниципальных программ по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса.

4)      Исследование и обобщение проблем предпринимательства, защита законных прав и интересов предпринимателей.

5)      Рассмотрение и одобрение проекта перечня приоритетных рынков для содействия развитию конкуренции. Утверждение проекта плана мероприятий («дорожная карта») данной конкуренции.

6)      Анализ и утверждение результатов мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг.

Фроловский районВ рамках оказания муниципальной услуги муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории Фроловского муниципального района» включает в себя выполнение ряда административные процедуры:

1)      Прием и регистрация заявления и документов, необходимых для получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции;

2)      Осуществление согласований с уполномоченными органами, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на использование рекламной конструкции или об отказе в его выдаче;

3)      Принятие решения о выдаче (или отказе в этом) разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Жирновский районОрганы местной администрации реализуют следующие функции:

1)      Содействие государственной и муниципальной политике, направленной на развитие предпринимательства и конкуренции.

2)      Разработка предложений по совершенствованию системы государственной и муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства, включая предложения в области налогообложения, предоставления льгот, по участию субъектов малого и среднего предпринимательства и субъектов инфраструктуры малого и среднего предпринимательства в реализации государственных, региональных и муниципальных программ.

3)      Разработка рекомендаций по устранению административных ограничений при развитии малого и среднего предпринимательства.

4)      Содействие развитию малого и среднего бизнеса, его консолидации для решения актуальных социально-экономических проблем Жирновского муниципального района.

Новоаннинский районСпециально уполномоченный орган местного самоуправления Новоаннинского муниципального района на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд реализует функции контроля в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:

1)      Получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего.

2)      Составление протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, а также рассматривать дела о таких правонарушениях и принимать меры по их предотвращению.

3)      Выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

4)    Обращаться в судебные органы с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Среднеахтубинский районМероприятия по реализации долгосрочной районной целевой программы по развитию малого и среднего бизнеса:

1.      Оказание поддержки по вопросам подготовки документов на получение субсидирования части затрат, связанных с приобретением основных средств или пополнения оборотных средств.

2.      Привлечение субъектов к участию в конкурсах, выставках, ярмарках.

3.      Проведение учебно-методических занятий с руководителями и специалистами частных организаций с привлечением сотрудников учебных заведений Волгоградской области и ООО «Волгоградский центр стандартизации».

Чернышковский районСодействие развитию малого и среднего предпринимательства на территории Чернышковского муниципального района осуществляется в виде:

1)      Установления приоритетов в соответствии с государственной политикой в области развития малого и среднего предпринимательства.

2)      Анализа государственных и региональных программ развития малого и среднего бизнеса.

3)      Изучения опыта других муниципальных образований в сфере развития предпринимательства.

4)      Рассмотрения статистических и других информационно-аналитических материалов о состоянии и динамике развития частных бизнес-структур.

5)        Реализация мероприятий, предусмотренных муниципальной программой развития малого и среднего предпринимательства.

Источник: сост. авт. по: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9]

Заключение.

Анализируя содержание представленной таблицы, следует подчеркнуть то, что на современном этапе развития частного предпринимательства в муниципальных образованиях еще только формируется практический опыт регулирования малого и среднего бизнеса. Об этом свидетельствует наличие типовых нормативно-правовых актов, которые разрабатываются по примеру законодательных актов федерального и регионального уровня. Пока не учитывается местная специфика хозяйственной системы и оказания предпринимательских услуг. В тоже время надо указать на наличие достаточно широкого спектра управленческих функций органов местной администрации с целью оказания поддержки, создания оптимальных административно-экономических условий и ведения контроля в отношении эффективности деятельности структур малого и среднего бизнеса. Для повышения эффективности местного регулирования названной сферы экономики следует расширить формы предоставления муниципальных заказов частным предприятиям. Отдельные направления развития частного предпринимательства в муниципалитетах связаны с обеспечением различных видов поддержки субъектов малого бизнеса со стороны местной администрации, что обеспечивается на основе обеспечения муниципально-частного сотрудничества.

Библиографический список

1. Постановление Администрации Быковского муниципального района Волгоградской области от 08.10.15 г. № 931 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальной программы». URL: http://bykovsky.volganet.ru/Samoupravlenie/contact_info/.
2. Постановление Администрации Быковского муниципального района Волгоградской области от 19.11.15 г. № 1080 «О внесении изменений в постановление администрации Быковского муниципального района «О координационном Совете Быковского муниципального района по развитию малого и среднего предпринимательства» от 07декабря 2012 г. № 1730 (с учетом доп. от 04 апреля 2013 г. № 470, от 24 июля 2013 г. № 945, 30 января 2015 г. № 84)». URL: http://bykovsky.volganet.ru/Samoupravlenie/contact_info/.
3. Постановление Администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области от 18.11.15 г. N 565 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на право заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве и о порядке заключения соглашения о муниципально–частном партнерстве». URL: http://frolovsky.volganet.ru/.
4. Постановление Администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области от 27.04.16 г. № 267 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги в сфере строительства и архитектуры». URL: http://frolovsky.volganet.ru/.
5. Постановление Администрации Фроловского муниципального района Волгоградской области от 31.08.16 г. № 488 Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории Фроловского муниципального района Волгоградской области». URL: http://frolovsky.volganet.ru/.
6. Постановление Администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области от 15.11.16 г. № 615 «О координационном совете по развитию малого и среднего предпринимательства, развитию конкуренции на территории Жирновского муниципального района» Волгоградской области. URL: https://admzhirn.ru/
7. Постановление Администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 28.10.16 г. № 564 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства Среднеахтубинском муниципальном районе на 2017-2019 годы». URL: http://sredneahtubinskij.volganet.ru/folder_3/folder_1/2016/564.PDF.
8. Постановление Администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области от 30.01.14 г. № 4-а «Об уполномоченном органе местного самоуправления Новоаннинского муниципального района Волгоградской области на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд». URL: http://www.newanna.ru/.
9. Постановление Администрации Чернышковского муниципального района Волгоградской области от 23.04.2014 г. № 138 «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства на территории Чернышковского муниципального района». URL: http://www.chernyshki.ru/index.php/vmunitsipalnye-pravovye-akty/125-mnpa/administrativnye-reglamenty/otdel-ekonomiki-razvitiya-predprinimatelstva-i-zashchity-prav-potrebitelej/1193-administrativnyj-reglament-ispolneniya-munitsipalnoj-funktsii-sodejstvie-razvitiyu-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-na-territorii-chernyshkovskogo-munitsipalnogo-rajona.
10. Бюджетная политика и качество жизни населения России / Под ред. д.э.н., профессора А.Н. Ващенко, д.э.н., профессора С.П. Сазонова – Волгоград: Изд-во ПринТерра-Дизайн, 2012. – 350 с.
11. Кайль Я.Я., Епинина В.С. Совершенствование системы государственного управления и его влияние на состояние социально-экономического развития субъектов рф (на примере субъектов РФ ЮФО) // Бизнес. Образование. Право. Вестник волгоградского института бизнеса, 2013, № 4 (25). - С. 216-224.
12. Кайль Я.Я., Епинина В.С., Ламзин Р.М. GR-менеджмент: реалии и перспективы развития / Фундаментальные исследования. - 2016. - № 9-3. - С. 597-600.
13. Кайль Я.Я., Ламзин Р.М. Инновационные информационные технологии государственного регулирования малого предпринимательства // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». № 4(47). Октябрь 2016. - С. 40-44.
14. Кайль Я.Я., Ламзин Р.М. Система Информационного обеспечения как фактор повышения результативности публичного управления // Материалы международной научно-технической конференции «Перспективы применения инновационных технологий в сфере архитектуры и строительства» (посвященной 50-летию Самаркандского государственного архитектурно-строительного института) КНИГА II. - 2016. - С. 196-199.
15. Ламзин Р.М., Александрова В.В. Инновационные способы повышения эффективности деятельности персонала // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции / Под общ. ред С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. – С. 16-21.
16. Состояние, проблемы, инфраструктура поддержки малого бизнеса Омска: взгляд предпринимателей : монография / Е.А. Фрезоргер, А.И. Барановский, С.А. Мамонтов, А.Г. Третьяков, Н.М. Глебова. – Омск : Изд-во АНО ВПО «Омский экономический институт», 2009. – 140 с.