Индекс УДК 33
Дата публикации: 01.02.2023

Направления развития консалтинговых услуг в сфере малого и среднего предпринимательства

Directions for the development of consulting services in the field of small and medium-sized businesses

Харакоз Ю. К.
кандидат экономических наук, доцент
Доцент кафедры мировой экономики
Дипломатическая Академия МИД России
Kharakoz J.K.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Associate Professor of the World Economy Department
Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry
Аннотация: Компании, оказывающие консультационные услуги по различным направлениям деятельности предприятия, являются эффективным управленческим инструментом, который направлен на решения бизнес-задач, обеспечивая хозяйствующему субъекту формирование результативной стратегии ведения финансово-хозяйственной деятельности.
Консалтинговые услуги объединяют широкий спектр деятельности, направленной на формирование усовершенствованных форм ведения бизнес-процессов. Консалтинговые услуги предоставляют консультационную поддержку менеджерам компании в области анализа деятельности, решения практических задач сферы управления, а также повышения эффективности работы организации с использованием современных возможностей. Большое количество коммерческих предприятий и общественных организаций по всему миру пользуются услугами консультантов по менеджменту, отдельно или в сочетании с обучением, управлением проектами, консультациями в области информационных технологий, финансовыми консультациями, юридическими консультациями, аудитом, инженерными консультациями и другими консалтинговыми услугами.


Abstract: Companies that provide consulting services in various areas of an enterprise's activities are an effective management tool that is aimed at solving business problems, providing an economic entity with the formation of an effective strategy for conducting financial and economic activities.
Consulting services combine a wide range of activities aimed at creating improved forms of business processes. Consulting services provide consulting support to company managers in the field of activity analysis, solving practical problems in the field of management, as well as improving the efficiency of the organization using modern capabilities. A large number of businesses and public organizations around the world use the services of management consultants, alone or in combination with training, project management, information technology consulting, financial consulting, legal consulting, auditing, engineering consulting and other consulting services.
Ключевые слова: консалтинг, консалтинговые услуги, малое и среднее предпринимательство, финансово-хозяйственная деятельность, цифровизация, цифровые технологии.

Keywords: consulting, consulting services, small and medium-sized businesses, financial and economic activities, digitalization, digital technologies.


Введение

Сфера консалтинговых услуг активно развивается в мировом сообществе по разным направлениям финансово-хозяйственной деятельности бизнес-единиц. Хозяйствующие субъекты начинают осознавать, какую ценность могут принести им профессиональные консультанты, многие изменения такие как пандемия коронавируса COVID-19, внедрение в практическую деятельность дистанционной работы, цифровизация экономики определяют будущее отрасли и направления развития в консалтинге.  США на данный момент является странной с самым развитом рынком консалтинговых услуг.

Методологическая основа исследования

Использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы системного анализа и исследования операций, метод сравнений и аналогий, а также методы формально-логические, перехода от общего к частному.

Развитие консалтинговых услуг в мировом сообществе

В Великобритании индустрия консалтинга начала быстро развиваться в 1950-х годах, чему способствовало появление американских консалтинговых фирм, волна новых технологий и методов управления, а также растущий спрос со стороны клиентов на высокоспециализированные решения в области экспертных знаний [1, с.40]. Современная консалтинговая отрасль Великобритании оценивается примерно в 12,5 миллиарда фунтов стерлингов и вносит значительный вклад в экономику Великобритании. Отрасль охватывает широкий спектр компаний, специализирующихся по разным направлениям, а некоторые компании являются частью крупных корпораций, которые также занимаются разработкой ИТ-систем, аутсорсингом и другими видами консалтинговой деятельности.

Организационной особенностью консалтингового рынка в Великобритании является функционирование организации, которая сформирована в виде координатора деятельности консалтинговых компаний — Ассоциация консультантов по вопросам управления (MCA) [3, с.71]. Ассоциация является представительным органом консалтингового сектора Великобритании и уже более 60 лет формирует и поддерживает распространение стандартов качества, осуществляет контроль за соблюдением норм профессиональной и деловой этики, а также проводит обучение, аттестацию и повышение квалификации консультантов. Данная некоммерческая организация представляет интересы консалтинговых компаний и при необходимости взаимодействует с органами государственной власти [6].

Необходимо отметить, что на мировом уровне действует Международная организация труда, которая занимается вопросами управления, развития сферы консалтинговых услуг, а также осуществляет программы по содействию занятости с начала 1950-х годов. Управленческий консалтинг и продвижение эффективных методов введения бизнеса были определены в качестве мощных инструментов деятельности Международной организации труда [5]. В рамках проектов технического сотрудничества организация оказала помощь многим государствам-членам в создании местных консультационных служб для различных секторов экономики и в подготовке консультантов по вопросам управления. В настоящее время некоммерческая организация, осуществляя множество различных программ, является важным пользователем и разработчиком стандартов консультационных услуг. Например, во время пандемии Международная организация труда разработала и выпустила руководство для работодателей и список рекомендаций для сотрудников, которые регламентируют правила работы в период дистанционного режима.

Эпоха цифровых технологий произвела революцию на арене консалтинга и способствовала повышению ценности консалтинговых услуг для коммерческих организаций, а также для учреждений государственного сектора. Один из основных видов консалтинга, управленческий консалтинг — это процесс, в ходе которого консультант изучает и анализирует внешнюю и внутреннюю структуру сферы функционировании компании, находит возможности и разрабатывает стратегии для дальнейшего развития и эффективной работы компании, а также выявляет проблемы в организационной структуре.

С другой стороны, консалтинг предоставляет исключительные карьерные возможности и для самих консультантов, которые работают в этой области: это преимущество взаимодействия с руководителями, сотрудничество с талантливыми людьми и получения бесценного опыта в области управления бизнесом. Помимо профессиональных качеств, консультанты должны иметь возможность развивать и поддерживать необходимые дружеские отношения со своими клиентами и проявлять профессионализм на всех этапах совместных действий, что позволит им качественнее выполнять свою работу.  Консультант должен обладать хорошими навыками межличностного общения, быть в курсе процессов принятия решений в организации и потребностей клиентов.  Конечная цель консультанта состоит не в том, чтобы повысить ценность предприятия за счет улучшения навыков сотрудников, а в том, чтобы повысить ценность самих сотрудников, за счет повышения их вовлеченности в работу предприятия.

Зародившись в США более ста лет назад, консалтинг сформировался в отельную отрасль экономики и занял определенную позицию в теории и практики ведения бизнеса. В России консалтинговые услуги стремительно развиваются в сфере крупного бизнеса, а также в области малого и среднего предпринимательства.

Консалтинговые услуги в малом и среднем бизнесе в России

Несмотря на многочисленные попытки государства увеличить долю малого и среднего бизнеса, значительная ежегодная финансовая поддержка не оправдала ожидания, и работа в данной области продолжается.

Российские законодательные органы в программах поддержки малого и среднего предпринимательства упростили процедуру открытия бизнеса, повысили надежность и скорость одобрения кредитов, сократили расходы на регистрацию юридического лица, а также значительно упростили процедуру налогообложения и защиту миноритарных инвесторов [7].

 Российское агентство по поддержки малого и среднего предпринимательства принимает меры, направленные на стимулирование внешнеэкономических стратегий компаний данного сегмента, формируя российские и международные партнерства, организуя вебинары и международные и региональные конференции по вопросам конкурентоспособности и интернационализации малого и среднего бизнеса, развития инфраструктуры, оптимизации мер и внедрения в практическую деятельность инструментов государственной поддержки. Агентство малого и среднего бизнеса в России является сертифицированной организацией, которая получила сертификат ISO 9001, наличие которого подтверждает качество работы компании, ориентированной на интересы заинтересованных пользователей [11].

Концепция менеджмента качества является прогрессивным современным инструментом формирования взаимоотношений между производственным звеном и конечным потребителем, поставщиками продукции (работ, услуг) и контрагентами, которые благодаря стандартизированной процедуре работы на рынке осуществляют деятельность без ущерба для взаимных интересов. Кроме того, сертификация ISO направлена на повышение качественных характеристик конечной продукции за счет эффективной организации производства и увеличения рабочих мест, что повышает конкурентоспособность экономического потенциала страны.

Таким образом, можно отметить, что в России малому и среднему бизнесу уделяется особое внимание, но остаются определенные трудности, и предпринимательство данной сферы деятельности сталкивается с вопросами в области финансового и управленческого функционала [9].

Необходимо обратить внимание на недостаточный профессионализм сотрудников малого и среднего бизнеса, особенно это касается целевой профессиональной подготовки менеджеров и самих предпринимателей.  Также недостаточно развиты консалтинговые услуги на уровне малого и среднего бизнеса. Особую роль в данном вопросе играет и менталитет предпринимателей, которые обычно не осуществляют делегирование своих полномочий, и не обращаются за профессиональной помощью извне, так как считают, что только они понимают, как работает их бизнес, и только они способны решать вопросы наилучшим способом. По мнению многих консультантов, именно процесс централизованного управления организацией является самой большой ошибкой предпринимателей, которая препятствует расширению компании.

Для решения указанных проблем необходимо предусмотреть адресную консалтинговую поддержку предпринимательства в следующих областях:

— финансовая;

— информационная;

— образовательная.

В области государственной поддержки компаний сформирован процесс получения в виде безвозмездной аренды муниципальной недвижимости или земельного участка для выращивания сельскохозяйственной продукции.

В сфере информационной государственной поддержки предусмотрено создание веб-сайтов с целевой информацией для субъектов малого и среднего предпринимательства. Данное направление активно развивается, что улучшает информационно-технологическую инфраструктуру государства, а также способствует достижению цифровизации экономики страны [10].

Консалтинговая помощь предпринимательству может быть предоставлена в виде профессиональных консультаций, тренингов, а образовательная поддержка — проведения курсов повышения квалификации, а также подготовки и переподготовки специалистов.

Заключение

Рынок консалтинговых услуг в России стремительно развивается и внедрение широкомасштабной консультационной помощи для малого бизнеса может быть более продуктивным инструментом, чем предоставление данным компаниям дополнительного финансирования.

Анализ зарубежного опыта показывает, что можно совмещать финансирование малого и среднего бизнеса с предоставлением услуг в области образования и консалтинга, выделяя государственное финансирование на развитие некоммерческих консалтинговых компаний в виде университетских центров предпринимательства, государственных учреждений и организаций экономического развития, бизнес-инкубаторов и центров бизнеса. В зарубежных странах такие организации приобрели особую популярность и стали катализатором роста и развития сектора МСП в этих странах. Некоммерческая консалтинговая организация в данной области должна заниматься развитием предпринимательства, предоставлять лучшие отраслевые практики посредством сотрудничества в области образования, наставничества, обучения на основе опыта и обмена инновационными идеями для предпринимателей. Такие центры поддержки предпринимательства повышают доступность консалтинговых услуг, а также поощряют работу специалистов в области консалтинга и управления бизнесом. Другой мерой господдержки является субсидирование консалтинговых услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства посредством бизнес-инкубаторов и различных предпринимательских и бизнес-центров.

Библиографический список

1. Будущее глобализации под угрозой? / И. В. Прокофьев, С. В. Каратаев, Н. В. Грибова [и др.] // Проблемы национальной стратегии. – 2018. – № 3(48). – С. 11-56.
2. Высоцкий А. А. Обязанности владельца компании /Цифровая книга/ Изд-во Высоцкий консалтинг 2021. – Режим доступа: https://visotsky.com.ru/blog/2020/11/22/book-1/ (дата обращения 11.01.2023).
3. Дмитриева, А. Б. Особенности, проблемы и перспективы интеграционных процессов в Европейском союзе на современном этапе его развития / А. Б. Дмитриева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2019. – Т. 5(71). – № 3. – С. 68-79.
4. Соснина Т.В., научный сотрудник, Институт управления образованием РАО, Москва, Роcсия/ История возникновения и развития консалтинга. – Режим доступа: .https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-konsaltinga/viewer (дата обращения 11.01.2023).
5. Ассоциация консультантов по вопросам управления. – Режим доступа: https://www.mca.org.uk/value-of-consulting/the-consulting-industry (дата обращения 11.01.2023).
6. Ассоциация консультантов по вопросам управления в Великобритании. – Режим доступа: https://www.mca.org.uk/value-of-consulting/the-consulting-industry (дата обращения 11.01.2023).
7. Данные специального доклада президенту РФ, МСП в цифрах 2021. – Режим доступа: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2021/7.pdf (дата обращения 18.01.2023).
8. Маркетинговый консалтинг компании, услуги, виды, консультации / Москва. - Режим доступа: https://posteffect.ru(дата обращения 20.01.2023).
9. Рейтингового агентства «RAEX («РАЭКС-Аналитика»). - Режим доступа: : https://raex-rr.com/pro/b2b/consulting/biggest_consulting_companies_and_groups (дата обращения 12.02.2023).
10. Сервис Сберданные. - Режим доступа: https://www.sberbank.com/ru/analytics/sberdata (дата обращения 11.01.2023).
11. Устойчивость малого и среднего бизнеса в России. – Режим доступа: https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/files/pdf/analytics/ust_bz.pdf (дата обращения 10.01.2023).