Индекс УДК 331.102.142
Дата публикации: 12.04.2017

Применение реинжиниринга бизнес-процессов

Application of business process reengineering

Геворгян З.В.
магистрант Уральского государственного экономического университета
Gevorgyan Z.V.
Graduate of the Ural State University of Economics
Аннотация: В статье рассмотрена история формирования понятия реинжиниринга, рассмотрены виды реинжиниринга бизнес-процесса и приведен пример проведения реинжиниринга.

Abstract: The article deals with the history of the concept of reengineering, considered types of reengineering of business process reengineering and the example
Ключевые слова: бизнес-процесс, изменение, качество, реинжиниринг.

Keywords: business process, change, quality, reengineering.


В современных условиях российские компании ищут способы оптимизировать свою деятельность, в том числе за счет использования инструментов управления, к которым относится реинжиниринг. Реинжиниринг как понятие был введен в 1990-м году М. Хаммером и Д. Чампи, определившими реинжиниринг как фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания клиентов и оперативность [1, с.332].

С 1990-х годов реинжиниринг стал применяться практически во всех отраслях и сферах деятельности предприятий. В современном менеджменте выделяют следующие виды реинжиниринга:

  1. обратный реинжиниринг: проводится комплексный анализ предприятия, целью которого является подготовка начальных данных для создания новой стратегии;
  2. прямой реинжиниринг: осуществляется проектирование новой конкурентной стратегии на основе инновационных процессов;
  3. реинжиниринг процессов;
  4. реинжиниринг деятельности.

Общее определение термина реинжиниринг может звучать следующим образом: радикальное преобразование структуры управления предприятием и самого предприятия, необходимость которого вызвана изменениями, связанными с развитием общества – переходом общества к новым, не достижимым до сих пор показателям производительности труда, к новой 70 формационной структуре. Другими словами, это слом старого, и воссоздание абсолютно новой организации из старых кирпичей.

Как любой инструмент управления, реинжиниринг обладает как очевидными достоинствами, так и определенными недостатками, накладывающими ограничения на его использование. [3, с.45].

Более чем 50 % компаний проводивших реинжиниринг терпели неудачу из-за того, что не придерживались правилам его проведения. Но при успешной реализации данного метода компания сэкономит большие ресурсы как временные, так и материальные. Наиболее известные примеры успешного использования реинжиниринга для совершенствования деятельности компаний связаны с такими известными предприятиями как Ford, Kodak, IBM. [1, с.332].

Руководители российских предприятий также обращаются к использованию реинжиниринга.

Рассмотрим пример реинжиниринга бизнес-процесса.

Описание – бизнес процесса.

Бизнес — процесс «назначение заявок на кредит » осуществляется в банке через ведущих специалистов. Клиенты оставляют заявки в интернете на кредиты, вклады и дебетовые, кредитные карты. Эти заявки в режиме онлайн поступают менеджерам на обработку, часть заявок, которые не были обработаны менеджерами в режиме онлайн ,поступают в специальный реестр. В дальнейшем эти заявки через ведущих специалистов назначаются отдельно на простых менеджеров, которые в свою очередь через функцию «ручной обзвон» обрабатывают эти заявки.

В этом процессе взаимодействуют ведущие менеджеры и обычные менеджеры. Назначаются заявки через роль « ДДП Старший менеджер» в программе SAP CRM. Обучены этому функционалу только ведущие менеджеры банка и допуск к работе в из этой роли в программе имеют тоже только они. В связи с таким процессом обработка заявок занимает много времени и носит значительные затраты, так как изначально менеджеры обращаются к ведущим с просьбой назначить на них заявки, ведущие в свою очередь оставляют другие свои дела, обновляют свою программу, заходят через другую роль в программу, ищут заявки, проверяют ее статус, назначают и проверяют результат. Процесс затягивается, часть своего функционала ведущие менеджеры не выполняют, обычные менеджеры теряют много времени на ожидание. Это все влияет на их производительность и на работу банка в целом.

Карта процесса выглядит следующим образом:

Рисунок 1. Карта процесса до реинжиниринга.
Далее рассмотрим текущие параметры эффективности процесса.

Таблица 1

Текущие параметры эффективности процесса до реинжиниринга:

ОперацииУчастникиВремя (мин.)Стоимость (руб.)КачествоФокальная точка
ИсполнительОтветственный
1.Уведомление менеджерами ведущих менеджеров о потребности в заявкахМенеджерВед.менеджер240Вед. менеджер уведомленВед. менеджер уведомлен
2 Обновление программы ведущими менеджерамиВедущий менеджерМенеджер10200Программа обновленаНажата кнопка «обновить»
3.Вход в программу SAP SRM через роль «ДДП Старший менеджер»Вед.менеджерМенеджер5100SAP SRM через роль «ДДП Старший менеджер» открытаВыбрана нужная роль в программе
4.Поиск заявок по дате и по статусу «новая»Вед.менеджерМенеджер10200Заявки найденыПараметры все указаны по поиску
5. Поиск ФИО нужного менеджера в базеВед.менеджерМенеджер360Требуемый менеджер найденФИО менеджера указаны в поле «поиск»
6. Назначение заявки на нужного менеджера через функцию «назначить»Вед.менеджерМенеджер230Заявка на нужного менеджера назначенаНажата кнопка «назначить»
7.Уведомление менеджера о готовности принятия заявкиВед.менеджерМенеджер120Менеджер уведомленМенеджер уведомлен
8. Заявка на нужного менеджера назначенаВед.менеджерМенеджер120Заявка в работеЗаявка в работе

Расчет затрат:

— стоимость 1-го чел./часа (менеджер) = 180 руб., стоимость одной минуты= 3 руб.

— стоимость 1-го чел./часа (вед. менеджер) = 240 руб., стоимость одной минуты= 4

руб.

— затраты на аренду, которая включает в себя все коммунальные платежи, т.е. арендная плата фиксированная, стоимость за месяц составляет 350000 руб., следовательно,

1 минута приблизительно равна 8 руб.

Стоимость по этапам:

  • 2*3*4+2*8=24+16=40
  • 10*3*4+10*8=120+80=200
  • 5*3*4+5*8=60+40=100
  • 10*3*4+10*8=120+80=200
  • 3*3*4+3*8=36+24=60
  • 2*3*4+2*8=24+16=30
  • 1*3*4+1*8=12+8=20
  • 1*3*4+1*8=12+8=20

Таким образом, процесс назначения заявок состоит из 8 этапов, суммарная стоимость всего процесса составляет 670 руб.

Мероприятия по реинжинирингу:

За основу реинжиниринга была взята технология экспертных систем, которая позволяет изменить старое правило: «Сложную работу могут выполнить только эксперты» на новое: «Функции эксперта может выполнить менеджер, снабженный экспертной системой».

Для оптимизации работы банка, предлагается реинжиниринг бизнес-процесса «назначение заявок на кредит». Для этого требуется установить на компьютер каждого менеджера программу SAP CRM, роль « ДДП Старший менеджер», и обучить каждого менеджера работе в данной программе. Теперь каждый менеджер сможет самостоятельно без помощи ведущего менеджера в любой момент зайти через данную роль в нужную программу, быстро назначить себе заявки и обрабатывать их. В это время у ведущих менеджеров будет время выполнять другую часть своего функционала, что позволит им повысить производительность и качество своей работы.

После реинжиниринга схема бизнес процесса выглядит следующим образом:

Рисунок 2. Карта процесса после реинжиниринга.

Далее рассмотрим текущие параметры эффективности процесса после реинжиниринга.

Таблица 2

Текущие параметры эффективности процесса после реинжиниринга:

ОперацииУчастникиВремя (мин.)Стоимость (руб.)КачествоФокальная точка
ИсполнительОтветственный
1.Обновление программы менеджеромменеджерВед. менеджер5100Программа обновленаНажата кнопка «обновить»
2.Выбор новой роли в программе «ДДП Старший менеджер»менеджерВед. менеджер480SAP SRM через роль «ДДП Старший менеджер» открытаВыбрана нужная роль в программе
3.Поиск заявок по дате и по статусу «новая»менеджерВед. менеджер10200Заявки найденыПараметры все указаны по поиску
4. Поиск ФИО нужного менеджера в баземенеджерВед. менеджер360Требуемый менеджер найденФИО менеджера указаны в поле «поиск»
5. Назначение заявки на нужного менеджера через функцию «назначить»менеджерВед. менеджер230Заявка на нужного менеджера назначенаНажата кнопка «назначить»
6. Заявка на нужного менеджера назначенаменеджерВед. менеджер120Заявка в работеЗаявка в работе

Расчет затрат:

— стоимость 1-го чел./часа (менеджер) = 180 руб., стоимость одной минуты= 3 руб.

— стоимость 1-го чел./часа (вед. менеджер) = 240 руб., стоимость одной минуты= 4 руб.

— затраты на аренду, которая включает в себя все коммунальные платежи, т.е. арендная плата фиксированная, стоимость за месяц составляет 350000 руб., следовательно, 1 минута приблизительно равна 8 руб.

Стоимость по этапам:

  • 5*3*4+5*8=60+40=100
  • 4*3*4+4*8=48+32=80
  • 10*3*4+10*8=120+80=200
  • 3*3*4+3*8=36+24=60
  • 2*3*4+2*8=24+16=30
  • 1*3*4+1*8=12+8=20

Таким образом, процесс назначения заявок состоит из 6 этапов, суммарная стоимость всего процесса составляет 490 руб.

После внедрения реинжиниринга цепочка процесса сократилась, стоимость бизнес процесса назначения заявок составила 490 руб. После реинжиниринга банк начнет работать эффективнее, так как сотрудники повысят свою производительность и качество работы.

Таким образом, из вышесказанного видно, что использование российскими предприятиями реинжиниринга может быть успешным. Но проводя реинжиниринг, стоит учитывать ряд факторов и не жалеть времени, средств и сил на его проведение. Данный метод должен быть обширным и изменения, которые он повлечет, нужно вводить, подготовив перед этим персонал.

Библиографический список

1. Хаммер, М., Чампи, Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Пер. с англ.; под ред. и с предисл. В.С. Катькало. – СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 2012. – 332 с.
2. Андерсен, Б. Бизнес-процессы. Инструменты для совершенствования. – 5-е изд. – М.: Стандарты и качество, 2015. – ISBN: 9785949380659
3. Рудакова, О.С. Методология реинжиниринга бизнес-процессов промышленных организаций: автореф. дис. ... доктора экон. наук: 08.00.05/ Рудакова Ольга Степановна; [Место защиты: Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности]. – Москва, 2014. – 45 с.
4. Peppard, Joe, Rowland, Philip. The Essence of Business Process Re-engineering. Prentice Hall, Hemel Hempstead, England, 1995
5. Реинжиниринг – путь к переменам // www.management.com.ua
6. Рубцов, С.В. Уточнение понятия «бизнес – процесс» [Электронный ресурс]//Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. – №6. URL: http://www.cfin.ru/press/management/2001-6/03.shtml