Abstract: The article deals with the history of the concept of reengineering, considered types of reengineering of business process reengineering and the example
Keywords: business process, change, quality, reengineering.
В современных условиях российские компании ищут способы оптимизировать свою деятельность, в том числе за счет использования инструментов управления, к которым относится реинжиниринг. Реинжиниринг как понятие был введен в 1990-м году М. Хаммером и Д. Чампи, определившими реинжиниринг как фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания клиентов и оперативность [1, с.332].
С 1990-х годов реинжиниринг стал применяться практически во всех отраслях и сферах деятельности предприятий. В современном менеджменте выделяют следующие виды реинжиниринга:
- обратный реинжиниринг: проводится комплексный анализ предприятия, целью которого является подготовка начальных данных для создания новой стратегии;
- прямой реинжиниринг: осуществляется проектирование новой конкурентной стратегии на основе инновационных процессов;
- реинжиниринг процессов;
- реинжиниринг деятельности.
Общее определение термина реинжиниринг может звучать следующим образом: радикальное преобразование структуры управления предприятием и самого предприятия, необходимость которого вызвана изменениями, связанными с развитием общества – переходом общества к новым, не достижимым до сих пор показателям производительности труда, к новой 70 формационной структуре. Другими словами, это слом старого, и воссоздание абсолютно новой организации из старых кирпичей.
Как любой инструмент управления, реинжиниринг обладает как очевидными достоинствами, так и определенными недостатками, накладывающими ограничения на его использование. [3, с.45].
Более чем 50 % компаний проводивших реинжиниринг терпели неудачу из-за того, что не придерживались правилам его проведения. Но при успешной реализации данного метода компания сэкономит большие ресурсы как временные, так и материальные. Наиболее известные примеры успешного использования реинжиниринга для совершенствования деятельности компаний связаны с такими известными предприятиями как Ford, Kodak, IBM. [1, с.332].
Руководители российских предприятий также обращаются к использованию реинжиниринга.
Рассмотрим пример реинжиниринга бизнес-процесса.
Описание – бизнес процесса.
Бизнес — процесс «назначение заявок на кредит » осуществляется в банке через ведущих специалистов. Клиенты оставляют заявки в интернете на кредиты, вклады и дебетовые, кредитные карты. Эти заявки в режиме онлайн поступают менеджерам на обработку, часть заявок, которые не были обработаны менеджерами в режиме онлайн ,поступают в специальный реестр. В дальнейшем эти заявки через ведущих специалистов назначаются отдельно на простых менеджеров, которые в свою очередь через функцию «ручной обзвон» обрабатывают эти заявки.
В этом процессе взаимодействуют ведущие менеджеры и обычные менеджеры. Назначаются заявки через роль « ДДП Старший менеджер» в программе SAP CRM. Обучены этому функционалу только ведущие менеджеры банка и допуск к работе в из этой роли в программе имеют тоже только они. В связи с таким процессом обработка заявок занимает много времени и носит значительные затраты, так как изначально менеджеры обращаются к ведущим с просьбой назначить на них заявки, ведущие в свою очередь оставляют другие свои дела, обновляют свою программу, заходят через другую роль в программу, ищут заявки, проверяют ее статус, назначают и проверяют результат. Процесс затягивается, часть своего функционала ведущие менеджеры не выполняют, обычные менеджеры теряют много времени на ожидание. Это все влияет на их производительность и на работу банка в целом.
Карта процесса выглядит следующим образом:
Рисунок 1. Карта процесса до реинжиниринга.
Далее рассмотрим текущие параметры эффективности процесса.
Таблица 1
Текущие параметры эффективности процесса до реинжиниринга:
Операции | Участники | Время (мин.) | Стоимость (руб.) | Качество | Фокальная точка | |
Исполнитель | Ответственный | |||||
1.Уведомление менеджерами ведущих менеджеров о потребности в заявках | Менеджер | Вед.менеджер | 2 | 40 | Вед. менеджер уведомлен | Вед. менеджер уведомлен |
2 Обновление программы ведущими менеджерами | Ведущий менеджер | Менеджер | 10 | 200 | Программа обновлена | Нажата кнопка «обновить» |
3.Вход в программу SAP SRM через роль «ДДП Старший менеджер» | Вед.менеджер | Менеджер | 5 | 100 | SAP SRM через роль «ДДП Старший менеджер» открыта | Выбрана нужная роль в программе |
4.Поиск заявок по дате и по статусу «новая» | Вед.менеджер | Менеджер | 10 | 200 | Заявки найдены | Параметры все указаны по поиску |
5. Поиск ФИО нужного менеджера в базе | Вед.менеджер | Менеджер | 3 | 60 | Требуемый менеджер найден | ФИО менеджера указаны в поле «поиск» |
6. Назначение заявки на нужного менеджера через функцию «назначить» | Вед.менеджер | Менеджер | 2 | 30 | Заявка на нужного менеджера назначена | Нажата кнопка «назначить» |
7.Уведомление менеджера о готовности принятия заявки | Вед.менеджер | Менеджер | 1 | 20 | Менеджер уведомлен | Менеджер уведомлен |
8. Заявка на нужного менеджера назначена | Вед.менеджер | Менеджер | 1 | 20 | Заявка в работе | Заявка в работе |
Расчет затрат:
— стоимость 1-го чел./часа (менеджер) = 180 руб., стоимость одной минуты= 3 руб.
— стоимость 1-го чел./часа (вед. менеджер) = 240 руб., стоимость одной минуты= 4
руб.
— затраты на аренду, которая включает в себя все коммунальные платежи, т.е. арендная плата фиксированная, стоимость за месяц составляет 350000 руб., следовательно,
1 минута приблизительно равна 8 руб.
Стоимость по этапам:
- 2*3*4+2*8=24+16=40
- 10*3*4+10*8=120+80=200
- 5*3*4+5*8=60+40=100
- 10*3*4+10*8=120+80=200
- 3*3*4+3*8=36+24=60
- 2*3*4+2*8=24+16=30
- 1*3*4+1*8=12+8=20
- 1*3*4+1*8=12+8=20
Таким образом, процесс назначения заявок состоит из 8 этапов, суммарная стоимость всего процесса составляет 670 руб.
Мероприятия по реинжинирингу:
За основу реинжиниринга была взята технология экспертных систем, которая позволяет изменить старое правило: «Сложную работу могут выполнить только эксперты» на новое: «Функции эксперта может выполнить менеджер, снабженный экспертной системой».
Для оптимизации работы банка, предлагается реинжиниринг бизнес-процесса «назначение заявок на кредит». Для этого требуется установить на компьютер каждого менеджера программу SAP CRM, роль « ДДП Старший менеджер», и обучить каждого менеджера работе в данной программе. Теперь каждый менеджер сможет самостоятельно без помощи ведущего менеджера в любой момент зайти через данную роль в нужную программу, быстро назначить себе заявки и обрабатывать их. В это время у ведущих менеджеров будет время выполнять другую часть своего функционала, что позволит им повысить производительность и качество своей работы.
После реинжиниринга схема бизнес процесса выглядит следующим образом:
Рисунок 2. Карта процесса после реинжиниринга.
Далее рассмотрим текущие параметры эффективности процесса после реинжиниринга.
Таблица 2
Текущие параметры эффективности процесса после реинжиниринга:
Операции | Участники | Время (мин.) | Стоимость (руб.) | Качество | Фокальная точка | |
Исполнитель | Ответственный | |||||
1.Обновление программы менеджером | менеджер | Вед. менеджер | 5 | 100 | Программа обновлена | Нажата кнопка «обновить» |
2.Выбор новой роли в программе «ДДП Старший менеджер» | менеджер | Вед. менеджер | 4 | 80 | SAP SRM через роль «ДДП Старший менеджер» открыта | Выбрана нужная роль в программе |
3.Поиск заявок по дате и по статусу «новая» | менеджер | Вед. менеджер | 10 | 200 | Заявки найдены | Параметры все указаны по поиску |
4. Поиск ФИО нужного менеджера в базе | менеджер | Вед. менеджер | 3 | 60 | Требуемый менеджер найден | ФИО менеджера указаны в поле «поиск» |
5. Назначение заявки на нужного менеджера через функцию «назначить» | менеджер | Вед. менеджер | 2 | 30 | Заявка на нужного менеджера назначена | Нажата кнопка «назначить» |
6. Заявка на нужного менеджера назначена | менеджер | Вед. менеджер | 1 | 20 | Заявка в работе | Заявка в работе |
Расчет затрат:
— стоимость 1-го чел./часа (менеджер) = 180 руб., стоимость одной минуты= 3 руб.
— стоимость 1-го чел./часа (вед. менеджер) = 240 руб., стоимость одной минуты= 4 руб.
— затраты на аренду, которая включает в себя все коммунальные платежи, т.е. арендная плата фиксированная, стоимость за месяц составляет 350000 руб., следовательно, 1 минута приблизительно равна 8 руб.
Стоимость по этапам:
- 5*3*4+5*8=60+40=100
- 4*3*4+4*8=48+32=80
- 10*3*4+10*8=120+80=200
- 3*3*4+3*8=36+24=60
- 2*3*4+2*8=24+16=30
- 1*3*4+1*8=12+8=20
Таким образом, процесс назначения заявок состоит из 6 этапов, суммарная стоимость всего процесса составляет 490 руб.
После внедрения реинжиниринга цепочка процесса сократилась, стоимость бизнес процесса назначения заявок составила 490 руб. После реинжиниринга банк начнет работать эффективнее, так как сотрудники повысят свою производительность и качество работы.
Таким образом, из вышесказанного видно, что использование российскими предприятиями реинжиниринга может быть успешным. Но проводя реинжиниринг, стоит учитывать ряд факторов и не жалеть времени, средств и сил на его проведение. Данный метод должен быть обширным и изменения, которые он повлечет, нужно вводить, подготовив перед этим персонал.
Библиографический список
1. Хаммер, М., Чампи, Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Пер. с англ.; под ред. и с предисл. В.С. Катькало. – СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 2012. – 332 с.2. Андерсен, Б. Бизнес-процессы. Инструменты для совершенствования. – 5-е изд. – М.: Стандарты и качество, 2015. – ISBN: 9785949380659
3. Рудакова, О.С. Методология реинжиниринга бизнес-процессов промышленных организаций: автореф. дис. ... доктора экон. наук: 08.00.05/ Рудакова Ольга Степановна; [Место защиты: Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности]. – Москва, 2014. – 45 с.
4. Peppard, Joe, Rowland, Philip. The Essence of Business Process Re-engineering. Prentice Hall, Hemel Hempstead, England, 1995
5. Реинжиниринг – путь к переменам // www.management.com.ua
6. Рубцов, С.В. Уточнение понятия «бизнес – процесс» [Электронный ресурс]//Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. – №6. URL: http://www.cfin.ru/press/management/2001-6/03.shtml