Abstract: The article describes the measures to protect the domestic market in the Eurasian Economic Union. Statistical data on the introduced protection measures, which are presented in the form of anti-dumping duties, have been studied. It has been established that anti-dumping measures are most often introduced against manufacturers from China and Ukraine, and the goods of the metallurgical industry prevail in the commodity structure of the measures introduced. Based on the analysis of the practice of introducing anti-dumping duties on goods of the metallurgical industry, the features of the introduction and application of an anti-dumping measure to protect the domestic market of the Eurasian Economic Union are established.
Keywords: domestic market protection measures, protection measures, anti-dumping measure, anti-dumping duty, metallurgical industry, Eurasian Economic Commission, Eurasian Economic Union.
Вступление
В целях противодействия недобросовестной конкуренции со стороны компаний экспортирующего государства в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС) применяются меры защиты внутреннего рынка. Данные меры представлены в виде антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин. Актуальность темы определена тем, что в настоящее время не в полной мере раскрыт потенциал применения мер защиты внутреннего рынка для защиты металлургической отрасли.
Результаты исследования
Назначение мер защиты внутреннего рынка – защита экономических интересов производителей товаров в ЕАЭС. В частности, меры защиты внутреннего рынка направлена на защиту отраслей экономики государств-членов ЕАЭС от серьезного или материального ущерба, который наносит или может нанести импорт отдельных товаров. Данные меры применяются для защиты производителей аналогичных товаров или непосредственно конкурирующих товаров [1].
Меры защиты внутреннего рынка в ЕАЭС – это средство оказания воздействия на импорт товаров на территорию ЕАЭС, основной функцией которого является защитная функция. Данные меры вводятся в случаях, когда импорт товаров сопровождается негативным воздействием на отдельные отрасли экономики государств-членов ЕАЭС. В ЕАЭС применяются такие защитные меры, как специальная защитная мера, антидемпинговая мера, компенсационная мера. Специальная защитная мера направлена против увеличения импорта, которое может нанести существенный вред экономике отраслей. Антидемпинговая мера направлена против импорта, в котором применяются демпинговые цены, что может нанести материальный вред отраслям экономики. Компенсационная мера направлена против импорта, который осуществляется с помощью специфических субсидий, что также наносит материальный вред отраслям экономики [2].
Механизм регулирования применения мер защиты внутреннего рынка в ЕАЭС формируется на основе положений Договора о ЕАЭС, Протокола, отдельных решений Коллегии ЕЭК, ТК ЕАЭС. Механизм применения мер защиты внутреннего рынка включает в себя следующие этапы: инициирование проведения расследования, проведение расследование, в рамках которого уже могут быть введены предварительные меры защиты, непосредственно введение мер защиты, при необходимости может быть проведено повторное расследование, и отмена мер защиты. Подобный механизм направлен на обоснованное введение мер защиты и точное определение подлежащих к применению ставок особых пошлин [3].
На официальном сайте ЕЭК статистика по применению мер защиты внутреннего рынка ведется с 2007 г. За период с 2007 г. по настоящее время ЕЭК было проведено 75 расследований, по результатам которых введено 25 мер защиты внутреннего рынка. Рассмотрим основные тенденции применения введенных пошлин.
Начнем с общей статистики введения мер защиты. Статистика по данному аспекту приведена в табл. 1.
Таблица 1
Статистика введенных ЕЭК мер защиты, шт. [4]
Вид меры защиты | Общее количество, шт. |
Специальная защитная мера | 0 |
Антидемпинговая мера | 25 |
Компенсационная мера | 0 |
Всего | 25 |
Всего было введено 25 мер, все меры являются антидемпинговыми. Далее рассмотрены данные по структуре антидемпинговых в зависимости от страны-экспортера. Данные приведены в табл. 2.
Таблица 2
Статистика антидемпинговых мер, введенных ЕЭК по странам, шт. [4]
Страна-экспортер | Общее количество мер, введенных в отношении страны, шт. | Доля мер в отношении страны экспортера в общем количестве расследований, % |
Китай | 17 | 68 |
Украина | 4 | 16 |
Малайзия | 1 | 4 |
Индия | 1 | 4 |
ЕС | 1 | 4 |
Азербайджан | 1 | 4 |
Грузия | 1 | 4 |
Узбекистан | 1 | 4 |
Всего меры были проведены в отношении 8 стран. Некоторые меры проводились в отношении экспортеров из нескольких стран. Чаще всего Департаментом защиты внутреннего рынка ЕЭК вводились меры в отношении экспортеров из таких стран, как Китай и Украина. На долю Китая приходится 68% от общего числа мер, которые были введены ЕЭК. На долю Украины приходится 16% от числа мер ЕЭК. Следовательно, импорт из данных стран может оказывать наиболее негативное воздействие на состояние отдельных отраслей экономики государств-членов ЕАЭС, потому что на долю данных двух стран приходится 84% от числа всех введенных мер защиты.
Далее перейдем к товарной структуре проводимых ЕЭК расследований. Сначала рассмотрим структуру проводимых расследований согласно Разделам ТН ВЭД ЕАЭС. Данные приведены в табл. 3.
Таблица 3
Статистика введения антидемпинговых мер ЕЭК по разделам ТН ВЭД ЕАЭС, шт. [4]
Товарная группа ТН ВЭД ЕАЭС | Общее количество мер, шт. |
Раздел VI ТН ВЭД ЕАЭС | 2 |
Раздел VII ТН ВЭД ЕАЭС | 2 |
Раздел XIII ТН ВЭД ЕАЭС | 1 |
Раздел XV ТН ВЭД ЕАЭС | 15 |
Раздел XVI ТН ВЭД ЕАЭС | 6 |
Раздел XVII ТН ВЭД ЕАЭС | 1 |
Большая часть расследований проводилась в отношении товаров Раздела XV ТН ВЭД ЕАЭС «Недрагоценные металлы и изделия из них» – 15 мер, что составляет 56% от общего количества мер, введенных ЕЭК. На втором месте по количеству расследований находятся товары Раздела XV ТН ВЭД ЕАЭС «Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности» – 6 мер, что составляет 22% от общего количества расследований, проведенных ЕЭК. Оставшаяся треть расследований проводилась в отношении товаров других товарных разделов ТН ВЭД ЕАЭС. Среди них можно выделить товары раздела VII ТН ВЭД ЕАЭС «Пластмассы и изделия из них; каучук, резина и изделия из них» и товары раздела VII ТН ВЭД ЕАЭС «Средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование» – по 6 расследований на каждый товарный раздел. В отношении других товаров меры вводились реже.
Данные о структуре вводимых мер ЕЭК в разрезе товарных разделов ТН ВЭД ЕАЭС приведены в виде секторной круговой диаграммы на рис. 1.
Рисунок 1. Структура вводимых ЕЭК мер защиты по товарным разделам ТН ВЭД ЕАЭС, % [4]
Изучив практику введения мер защиты, может быть сделан вывод, что среди отраслей экономики государств-членов ЕАЭС в наибольшей защите нуждалась отрасль металлургии. В отношении данной отрасли наиболее часто вводятся меры защиты внутреннего рынка ЕАЭС.
Теперь рассмотрим данные о введенных мерах в разрезе отдельных групп ТН ВЭД ЕАЭС. Данные о товарных группах ТН ВЭД ЕАЭС, в отношении которых вводились меры, представлены в табл. 4.
Таблица 4
Статистика введения мер защиты по товарным группам ТН ВЭД ЕАЭС [4]
Ранг | Товарная группа ТН ВЭД ЕАЭС | Общее количество мер, шт. | Доля, % |
1 | Группа 73 ТН ВЭД ЕАЭС | 7 | 26,9 |
2 | Группа 72 ТН ВЭД ЕАЭС | 5 | 19,2 |
3 | Группа 84 ТН ВЭД ЕАЭС | 4 | 15,4 |
4-5 | Группа 85 ТН ВЭД ЕАЭС | 2 | 7,7 |
5-5 | Группа 76 ТН ВЭД ЕАЭС | 2 | 7,7 |
6-11 | Группа 29 ТН ВЭД ЕАЭС | 1 | 3,8 |
6-11 | Группа 38 ТН ВЭД ЕАЭС | 1 | 3,8 |
6-11 | Группа 39 ТН ВЭД ЕАЭС | 1 | 3,8 |
6-11 | Группа 40 ТН ВЭД ЕАЭС | 1 | 3,8 |
6-11 | Группа 82 ТН ВЭД ЕАЭС | 1 | 3,8 |
6-11 | Группа 87 ТН ВЭД ЕАЭС | 1 | 3,8 |
Итого | 25 | 100 |
Наибольшее число мер ЕЭК было проведено в отношении товаров 73 группы ТН ВЭД ЕАЭС («Изделия из черных металлов»). В отношении товаров данной товарной группы было введено 26,9% от общего количества введенных мер защиты ЕЭК. Далее по количеству введенных мер идут товары товарной группы 72 ТН ВЭД ЕАЭС («Черные металлы») – на них пришлось 5 мер, что составляет 19,2% от их общего количества. На третьем месте по количеству введенных мер находятся товарной группы 84 ТН ВЭД ЕАЭС («Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части») – 4 меры (13,3%).
Рассмотрим применение мер защиты в отношении товаров 73 группы ТН ВЭД ЕАЭС. Характеристика вводимых мер защиты представлена в табл. 5.
Таблица 5
Антидемпинговые меры, введенные в отношении товаров 73 группы ТН ВЭД ЕАЭС [4]
№ | Товары | Товарные позиции ТН ВЭД ЕАЭС | Период действия | Страна-экспортер | ||
1 | Некоторые виды стальных труб | 7304, 7305, 7306 | 01.10.2011-20.12.2026 | Украина | ||
2 | Холоднодеформированные бесшовные трубы из нержавеющей стали | 7304 | 15.05.2013-10.12.2023 | Китай, Малайзия | ||
3 | Нефтегазопромысловые трубы | 7304 | 23.09.2015-26.04.2026 | Китай | ||
4 | Нержавеющие трубы | 7304 | 26.02.2016-06.09.2026 | Украина | ||
5 | Горячедеформированные бесшовные трубы из коррозионностойкой стали | 7304 | 01.02.2020-31.01.2025 | Китай | ||
Введение обозначенных в табл. 5 антидемпинговых мер привело к тому, что были введены антидемпинговые пошлины. Их характеристика дана в табл. 6.
Таблица 6
Антидемпинговые пошлины, установленные в отношении товаров 73 группы ТН ВЭД ЕАЭС [4]
№ | Товары | Товарные позиции ТН ВЭД ЕАЭС | Антидемпинговая пошлина, % от таможенной стоимости | Особенности |
1 | Некоторые виды стальных труб | 7304, 7305, 7306 | 19,4 или 37,8 | Назначение пошлины в зависимости от производителя |
2 | Холоднодеформированные бесшовные трубы из нержавеющей стали | 7304 | 19,15 | Любые производители |
3 | Нефтегазопромысловые трубы | 7304 | От 12,23 до 31 | Назначение пошлины в зависимости от производителя |
4 | Нержавеющие трубы | 7304 | 15,5 (ранее 4,32 или 18,96 в зависимости от производителя) | Любые производители |
5 | Горячедеформированные бесшовные трубы из коррозионностойкой стали | 7304 | 15,5 | Любые производители |
6 | Сварные трубы из коррозионностойкой стали | 7306 | 14,62 / 17,28 / 17,28 | Назначение пошлины в зависимости от производителя |
7 | Листовые рессоры | 7320 | 14,1 | Любые производители |
Все рассмотренные в табл. 6 антидемпинговые пошлины в ЕАЭС действуют в настоящее время, по некоторым из них неоднократно продлевался период их действия. Большинство из данных антидемпинговых мер было установлено в отношении любых производителей, однако некоторые из мер были установлены лишь в отношении конкретного перечня производителей.
Заключение
Анализ применения мер защиты внутреннего рынка в ЕАЭС позволил установить, что за период с 2007 г. по настоящее время на базе ЕЭК было инициировано проведение 75 расследований, из которых по итогам 25 были назначены меры защиты, все в виде антидемпинговых пошлин. Большая часть мер вводилась в отношении предприятий-экспортеров Китая и Украины. В товарной структуре преобладают меры, посвященные товарам металлургической отрасли, прежде всего, товарам товарных групп 72 и 73 ТН ВЭД ЕАЭС. Сравнение практики введения антидемпинговых мер в отношении товаров товарной группы 73 ТН ВЭД ЕАЭС показало, что наибольший эффект от введения мер в аспекте влияния на стоимость импорта наблюдается в отношении товаров, поступающих в Россию из Китая. Делая общий вывод, отмечаем, что в основном в ЕАЭС из мер защиты внутреннего рынка применяются только антидемпинговые пошлины, практика применения иных видов особых пошлин – компенсационной и специальной защитной – отсутствует. В сфере введения антидемпинговых пошлин преобладает их установление в отношении товаров металлургической отрасли, которые ввозятся производителями из Китая.
Библиографический список
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2023) // Справочно-правовая система «Консультант». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855.2. Агапова А.В., Хакимова А.Р. Анализ практики применения антидемпинговых пошлин в ЕАЭС // Экономика. Право. Инновации. 2019. № 3. С. 4-10.
3. Мокров Г.Г. Практика применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин в Евразийском экономическом союзе // Диалог: политика, право, экономика. 2018. № 3 (10). С. 39-50.
4. Меры // ЕЭК. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/podm/investigations/Measures.aspx.