Индекс УДК 33
Дата публикации: 27.06.2022

Использование программных продуктов «1С» при организации учебного процесса на специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

The use of 1C software products in the organization of the educational process in the specialty "Accounting, analysis and audit"

Морозкина Светлана Сергеевна
Брык Виктория Юрьевна

1. к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета
Кубанский государственный аграрный университет,
Краснодар, Россия
2. студентка учетно-финансового факультета,
Кубанский государственный аграрный университет,
Краснодар, Россия

Morozkina Svetlana Sergeevna
Bryk Victoria Yurievna

1. Candidate of Economics, Associate Professor of Accounting Department Kuban State Agrarian University,
Krasnodar, Russia
2. student of Accounting and Finance Faculty,
Kuban State Agrarian University,
Krasnodar, Russia
Аннотация: В статье рассмотрены особенности применения программных продуктов «1С» при организации учебного процесса на специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» в высшем учебном заведении. Особое значение уделено процессу изучения дисциплины «1С: Бухгалтерия». Представлена тема с учетом основных видов и особенностей проведения занятий. Выделены главные направления подготовки учащихся в области использования данной программы.

Abstract: The article discusses the features of the application of 1C software products in the organization of the educational process in the specialty "Accounting, analysis and audit" in higher education. Special attention is paid to the process of studying the discipline "1C: Accounting". The topic is presented taking into account the main types and features of classes. The main directions of training students in the use of this program are highlighted.
Ключевые слова: учебный процесс, профессия бухгалтер, «1С: Бухгалтерия», программный продукт, «1С: Предприятие», специалист.

Keywords: educational process, accountant profession, "1C: Accounting", software product, "1C: Enterprise", specialist


Не так давно современное общество вступило в эпоху информатизации. В связи с этим, наблюдаются колоссальные изменения во всех сферах жизни человечества. В том числе, это затронуло и учебно-образовательный процесс. Этот момент также отмечает и Д.Д. Синельникова, которая говорит следующее: «образовательное пространство меняется в связи с новым этапом информатизации, учебные заведения широко используют современные информационно-коммуникационные технологии и информацию, предоставляемую через Интернет» [4, с. 415].

Так как, практически все организации перешли на автоматизированный учет, придя на работу, выпускники учебных заведений уже должны в полной мере применять полученные знания на практике, а не овладевать ими во время своей трудовой деятельности.

Также руководствуясь профессиональным стандартом бухгалтера № 309 утвержденный приказом Минтруда РФ от 21.02.2019 № 103н. видно, что специалист, претендующий на должность в области бухгалтерского учета, должен уметь: «пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой» [6]. В связи с этим, студенты уже во время своего обучения должны уметь получать, обрабатывать и рационально использовать информацию с помощью компьютерной техники.

При анализе существующих систем по поиску работы (hh.ru, rabota.ru, superjob.ru, worki.ru и другие), было выяснено, что одним из основных критериев, по которому работодатель ищет себе специалиста в бухгалтерском учете – знание автоматизированной системы. Из-за ускорения процесса цифровизации образования, в том числе в связи с пандемией, появились много новых способов организации процессов повышения квалификации сотрудников и обучения студентов: общедоступным становится дистанционное обучение. Подобный способ выгоднее и позволяет совмещать трудовую деятельность с обучением. Есть интернет-ресурсы, на которых можно найти необходимые курсы, тренинги. К примеру, одна из популярных образовательных платформ дистанционного обучения является Skillbox.

Перед преподавателями учебных заведений возникает вопрос о том, как в условиях глобальной информатизации не потерять качество образования и в тоже время, заинтересовать обучающихся в постоянном совершенствовании своих знаний. Так как, основными формами по обучению студентов является – чтение лекций, проведение семинарных и практических занятий. В современных же условиях, чтобы студент по окончанию учебного заведения был успешным и востребованным он должен осваивать – специализированные компьютерные программы, их освоение дает возможность заниматься студентам как в аудитории, так и вести самостоятельную работу под руководством преподавателя в удаленном формате. Ориентация идет на практическую подготовку специалистов. Лабораторно-практические занятия ведутся на базе лицензионных программ «1С: Предприятие, версия 8, редакция 3,0», системы «Гарант», «КонсультантПлюс» и др. [1].

Применение специализированных компьютерных программ студентами на практике приведет к следующему (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Положительные стороны применения специализированных компьютерных программ студентами на практике

Обучающиеся и выпускники смогут быть более конкурентоспособными на рынке труда, так как, у них появится более практический опыт в освоении своей профессии.

В современном образовательном процессе достаточно актуально – применение облачных технологий, которые представляют из себя следующее – хранение данных посредством удаленного доступа. Облачные сервисы 1С достаточно прочно вошли в современную жизнь человека, тем самым постепенно становясь не только частью бизнеса, но, а также учебных процессов.

IT рынок предлагает для формирования профессиональной компетентности:

— «1С: Предприятие»;

— «Парус»;

— Инфо-Предприятие;

— СБИС Бухгалтерия и учет;

— Моё дело;

— и другие программные продукты.

Помимо программы 1С работодатели также нацелены на знания следующих программных продуктов:

— знание офисных программ;

— банк-клиент;

— и другие.

Аналитика вакансий по специальности бухгалтерский учет показала, что такая программа как 1С: Бухгалтерия, пользуется наибольшей популярностью нежели, чем остальные, в связи с этим, именно ее чаще всего преподают в учебных заведениях.

Программа «1С: Бухгалтерия» очень удобна для решения сквозных задач по учебной дисциплине студентов, так как, освобождает их от многочисленных арифметических расчетов, тем самым позволяя экономить время и больше внимания уделять решению профессиональных задач. После решения сквозной задачи студенты, опираясь на знания, полученные по дисциплинам, получают индивидуальные задания и с помощью программы 1С еще раз, но только самостоятельно выполняют ее [2].

«1С» облако – это та же самая программа «1С» со всеми параметрами и возможностям, но только которую арендуют у компании-провайдера за постоянную ежемесячную плату. Разница же заключается в том, что при данном виде сервиса вся информация хранится не на жестком диске ПК, а на защищенном удаленном сервере.

Современная облачная система «1С» позволяет организациям и учебным заведениям экономить время как на покупке, активации, установке продукта, так и на регулярном обновление программного обеспечения. Все обязанности по администрированию и обновлению приложений и резервному копированию данных переходят непосредственно к специалисту ИТ-технологий, тем самым освобождая от данных обязанностей пользователей ПК [7]. Существует как плюсы, так и минусы  облачной технологии.

К плюсам можно отнести :

1)Информация доступна с любого устройства, – компьютер, планшет, смартфон. Пользователь не прикреплен к определенному рабочему месту;

2)Снижение расходов – дорогое оборудование больше не нужно ни покупать, ни обслуживать;

3)Безопасность данных;

4)Возможность аварийного восстановления;

5)Степень контроля;

К минусам технологии относят:

1)Паузы в работе;

2)Для работы с «облаком» требуется постоянное подключение к интернету;

3)Для работы с «облаком» требуется постоянное подключение к интернету.

Студенты в процессе своей учебной деятельности более детально и глубоко могут изучить программный продукт, который позволяет им приобрести практические навыки.

Помимо всего ранее рассмотренного, также можно внедрить для пользователя возможность частичного программирования элементов базы 1С. Это достаточно актуально, так как, в ходе в своей деятельности, работники субъектов хозяйствования часто сталкиваются с ситуациями, в которых требуется внести изменения, которые можно осуществить только через администрирование, что зачастую выполняет IT-специалист. В связи с этим, возможно внедрить в программу «1С: Бухгалтерия» частичное программирование программы, что позволит пользователю самостоятельно добавлять, убирать или редактировать базу, не прибегая к IT-специалисту.

Таким образом, мы видим, что кроме программы «1С: Бухгалтерия», студентам при трудоустройстве следует узнать ряд других программ, но 1С является основополагающей, которая помогает студентам практиковать свои знания и дает практический опыт, нужный в будущем начинающему специалисту.

Библиографический список

1. Аладкина, Ю. Е. Использование программных продуктов в преподавании специальных экономических дисциплин / Ю. Е. Аладкина // Учетно-аналитические инструменты развития инновационной экономики: российский и европейский опыт: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции, Княгинино, 23–24 ноября 2017 года. – Княгинино: Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, 2018. – С. 149-153. – EDN VMDZIG.
2. Солодкий, Д. Т. Сервис «1С: предприятие 8 через интернет для учебных заведений» как средство формирования академических и профессиональных компетенций выпускаемых специалистов в области бухгалтерского учета / Д. Т. Солодкий // Тенденции экономического развития в XXI веке: Материалы III Международной научной конференции, Минск, 01 марта 2021 года / Редколлегия: А.А. Королёва (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Белорусский государственный университет, 2021. – С. 1005-1007. – EDN CGDJAG.
3. Пьянкова Л.М. Использование компьютерных технологий в изучении дисциплины "Бухгалтерский учет"
4. Синельникова Д. Д. Использование интернет-ресурсов педагогами в образовательном пространстве // Молодой ученый. - 2018. - №25. - С. 313-315.
5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 080109 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" // Министерство образования и науки РФ, 2020.
6. Профессиональный стандарт «Бухгалтер». Утвержден приказом Минтруда от 21.02. 2019 № 103н [Электронный ресурс].
7. Морозкина, С. С. Облачные технологии. Бухгалтерия в облаке / С. С. Морозкина, А. А. Кулак, А. А. Овсиенко // Продовольственная безопасность: проблемы и пути решения: Сборник статей по материалам XVI Международной научно-практической конференции, Краснодар, 03–05 июня 2021 года. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, 2021. – С. 324-332. – EDN DRFTSW.
8. Перспективы и проблемы использования информационных технологий в автоматизации бухгалтерского учета. Морозкина С.С., Филатова О.А., Набок Д.И., Огаркова А.А. Вестник Академии знаний. 2021. № 3 (44). С. 168-173.