Индекс УДК 33
Дата публикации: 28.07.2022

Антикоррупционные механизмы в муниципальном управлении

Anti-corruption mechanisms in municipal governance

Львова М.И.,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры государственного и муниципального управления,
Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия

Lvova M.I,
Candidate of Economic Sciences,
Associate Professor, Department of State and Municipal Management,
Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia
Аннотация: В статье раскрываются понятие цифровизации, ее основные задачи для государственного устройства. Коррупция в органах муниципальной и государственной власти представлена в качестве одной из основных проблем нашего государства, пути решения которой видятся именно в процессе цифровой трансформации государственного управления. Раскрыты возможности влияния процесса цифровизации на коррупцию и на антикоррупционную деятельность в муниципальном управлении.

Abstract: The article reveals the concept of digitalization, its main tasks for the state structure. Corruption in municipal and state authorities is presented as one of the main problems of our state, the solutions to which are seen precisely in the process of digital transformation of public administration. The possibilities of the influence of the digitalization process on corruption and on anti-corruption activities in municipal government.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, государственное и муниципальное управление, коррупция, антикоррупционные механизмы.

Keywords: digitalization, digital transformation, state and municipal administration, corruption, anti-corruption mechanisms.


Государственная политика современной России последних лет нацелена на внедрение информационных технологий во все сферы жизни общества. Президент России В.В. Путин на одном из совещаний заявил, что цифровизация – основная задача экономического развития страны на ближайшие несколько лет.

Цифровизация России – это эпоха больших объемов данных, новейших информационных технологий, которые делают возможным повышение производительности той или иной организации [2, с.109].

На сегодняшний день законодательно не приводит четкого определения данного термина, что в значительной мере влияет на разрозненность его дефиниций в научных кругах.

Согласно формулировке доктора экономических наук, профессора Плотникова В.А., цифровизация представляет собой процесс использования цифровых технологий в работе с большими объемами данных, внедряемый во всевозможные сферы жизни [4].

Главными задачами, которые призван решить процесс цифровизации, определены следующие:

  1. обеспечение комфортной жизни для населения страны;
  2. повышение качества услуг, предоставляемых гражданам;
  3. сокращение сроков предоставления услуг;
  4. образование новых современных профессий и, как следствие, увеличение рабочих мест;

5.обеспечение национальной безопасности страны.

Цифровая трансформация муниципального управления делает его более понятным для общества. Обеспечивает информационный суверенитет. Позволяет выявить коррупционные цепочки и упорядочить антикоррупционные механизмы.

Именно коррупция в муниципальных органах в значительной мере подрывает авторитет власти, способствует зарождению недоверия со стороны граждан.

Коррупция в современных реалиях является обстоятельством, пагубно влияющим на национальную безопасность России в целом. Угроза в первую очередь состоит в том, что коррумпированность муниципальных служащих разрушает конституционный фундамент страны.

Происходит это вследствие того, что чиновники, вовлеченные в коррупционные механизмы, нацелены на извлечение личных выгод, получение материальных ценностей из своей профессиональной деятельности, в то время как их силы должны быть направлены на организацию эффективного развития государства.

Новейшие технологии информационного прогресса позволяют сделать деятельность органов муниципального управления более прозрачной для граждан, иными словами реализуют принцип публичности и открытости муниципальной власти, отраженный в Федеральном законе от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [1] и других.

Большинство стран – мировых лидеров, внедряющих информационные технологии в управление страной, отмечают положительные изменения, произошедшие в сфере противодействия коррупции.

Организация электронных форм предоставления муниципальных услуг позволяют исключить дальнейшее развитие бытовой коррупции.

Особое значение цифровизация приобретает в борьбе с коррупционной составляющей в социальной сфере муниципального управления, так как именно данное направление повсеместно оказывает обширный спектр государственных услуг, в том числе через реализацию межведомственного взаимодействия, большому количеству граждан. Цифровые технологии позволяют автоматизировать процесс предоставления услуг, исключив взаимодействие служащих с гражданами.

Для правоохранительных органов цифровизация открывает новые способы и методы сбора доказательств коррупционных преступлений.

До настоящего времени сохраняются проблемы коррупции в сфере здравоохранения даже в условиях цифровизации: до настоящего времени в ведомстве не реализован принцип публичности, о котором говорилось выше. Современная медицина хоть и внедряет информационные технологии в свою деятельность, изменения все еще минимальны: по-прежнему сохраняются очереди в поликлиниках, имеются трудности при электронных записях к врачам и т.п.

Одной из основных проблем использования цифровизации как инструмента антикоррупционных механизмов, можно определить следующее.

Должностные лица, имеющие доступ к уникальной информации и большим объемам данных, подвергаются риску быть вовлеченными в коррупционную составляющую и, соответственно, требуют особого контроля со стороны правоохранителей и государства [3, с.165].

Основываясь на вышеизложенное, можно сделать вывод, что цифровизация муниципального управления – это в первую очередь организация качественной системы управления. Однако в вопросах противодействия коррупции цифровые технологии могут показывать высокие результаты только в тех случаях, когда используются в комплексе. Соответственно, не целесообразно полагаться в борьбе с коррупцией исключительно на цифровые технологии.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 9.02.2009 г. № 8-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. г. – №7. – ст. 776.
2. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 8. – С. 107–113.
3. Овчинников А.И. Противодействие коррупции в условиях цифровизации:
4. возможности, перспективы, риски. // Журнал российского права. –2019. – № 11. – С. 158-170.
5. Плотников В. А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике / В. А. Плотников [Электронный ресурс]: научная электронная библиотека «Киберленинка». — СПб, 2018. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-proizvodstva-teoreticheskaya-suschnost-i-perspektivy-razvitiya-v-rossiyskoy-ekonomike (дата обращения: 25.09.2021).
6. Кондратенко И.С., Кондратенко О.А. Проблемы терминологического подхода к понятию инноваций. В сборнике: Приоритетные направления инновационной деятельности в промышленности. сборник научных статей по итогам девятой международной научной конференции. Казань, 2020. С. 100-101.
7. Сагинтаева С.С., Жанбаев Р.А., Абильдина А.Ш., Елеманова А.А., Жанбаева Л.А., Темирбаева Г.Р., Назаров А.Д., Покусов В.В. Технология форсайт и цифровизация в интеграции образования, науки и производства // Алматы, 2020.
8. Сулимин В.В. Сущность понятия "цифровая экономика". В сборнике: Мир в эпоху глобализации экономики и правовой сферы: роль биотехнологий и цифровых технологий. Сборник научных статей по итогам VIII международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 132-133.
9. Уманская, В. П. Государственное управление и государственная служба в современной России: монография / В. П. Уманская, Ю. В. Малеванова. – Москва: Норма, 2020. – 176 с.
10. Шведов В.В. Цифровые технологии в деятельности органов местного самоуправления. В сборнике: Урал - драйвер неоиндустриального и инновационного развития России. Материалы II Уральского экономического форума. В 2-х томах. Отв. за выпускк Я.П. Силин, Е.Б. Дворядкина. Екатеринбург, 2020. С. 113-117.