Индекс УДК 33
Дата публикации: 28.04.2023

Национальная стратегия устойчивого развития Франции и проблемы её реализации

National sustainable development strategy of France and implementation issues

Зангиева А. А.
Студентка
Дипломатической Академии МИД России, г.Москва

Zangieva А.А.
Student,
Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry, Moscow
Аннотация: Статья посвящена подходу Франции к реализации устойчивого развития, а также проблемам, связанным с этой реализацией. Располагаясь на 7 месте в мировом рейтинге по Целям устойчивого развития, Франция ввела в пользование национальную стратегию, в которой отражены основные стремления страны. Однако, необходимо отметить существенные проблемы, связанные с реализацией УР и ЦУР Францией, выделение данных проблем является результатом исследования.
Данная статья выполнена в рамках работы проблемной группы "Исследования в области промышленного развития" под руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б. и к.э.н., доцента Харакоз Ю.К на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.


Abstract: The article is devoted to the French approach to the implementation of sustainable development, as well as the problems associated with this implementation. Being on the 7th place in the world ranking on the Sustainable Development Goals, France put into use the national strategy, which reflects the main aspirations of the country. However, it is necessary to note the significant problems associated with the implementation of SD and SDGs by France, the highlighting of these problems is the result of the study.
This article is carried out within the framework of the problem group sessions "Research in the field of industrial development" under the scientific supervision of Ph.D., Associate Professor A.B. Sekacheva and Ph.D., Associate Professor Y. К. Kharakoz. The problem group works on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" in Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor A.B. Sekacheva, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Ключевые слова: Франция, цели устойчивого развития, национальная стратегия.

Keywords: France, Sustainable Development Goals, National Strategy.



Введение

Франция является одним из европейских пионеров устойчивого развития. Опыт страны в реализации устойчивого развития может стать полезным для других стран, если провести анализ проблем, с которыми столкнулась страна.

Начиная с саммита в Рио-де-Жанейро в 1992 году и заканчивая саммитом Рио+20 в 2012 году, международное сообщество осознало необходимость устойчивого развития и неотложность решения основных экологических проблем 21 века. В этом контексте рычагами на пути к устойчивому развитию являются средства, применяемые для инициирования нового образа жизни, более бережно относящегося к экосистемам, природным ресурсам и гражданам, с тем же или более высоким качеством жизни. После саммита в Рио-де-Жанейро были начаты многочисленные действия, которые позволили осуществить первые изменения на многостороннем, европейском, национальном и местном уровнях.

Франция, как и многие страны мира, встала на путь к устойчивому будущему. В 2015 году французское правительство объявило о национальной стратегии устойчивого развития, целью которой является построение новой модели общества, более осознанной и сочетающей в себе экономический, экологический и социальный прогресс, на основе существующих мер, которые должны быть усовершенствованы, и возможностей, которые должны быть предоставлены каждому.

Методологическая основа исследования

При подготовке данного исследования использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы системного анализа и исследования операций, метод сравнений и аналогий.

Основная часть

В рамках процесса привлечения заинтересованных сторон, начавшегося после принятия Национальной Стратегии Устойчивого Развития на 2010-2013 годы, которую она сменяет, Национальная стратегия экологического перехода к устойчивому развитию (SNTEDD) на 2015-2020 годы, принятая Советом министров 4 февраля 2015 года установила новый курс Франции в области устойчивого развития, внедряя долгосрочное видение для решения взаимозависимых проблем экологического перехода и их экономических и социальных последствий.

SNTEDD призвана способствовать формированию общей культуры и, следовательно, изменениям в поведении, которые необходимы для осуществления экологического перехода к устойчивому развитию. В основе Стратегии лежит три основных направления, каждое из которых, в свою очередь, содержит три аспекта:

  1. Определение концепции на 2020 год:
    • Развитие устойчивых и жизнеспособных территорий;
    • Внедрение экологически чистой и низкоуглеродной экономики;
    • Предотвращение и сокращение экологического, социального и территориального неравенства.
  2. Трансформация экономической и социальной модели для обеспечения «зеленого» роста:
    • Изобретение новых экономических и финансовых моделей;
    • Поддержка экологического преобразования экономической деятельности;
    • Ориентация на развитие знаний, исследований и инноваций в целях достижения экологического перехода.
  3. Содействие всеобщему пониманию необходимости экологического перехода:
    • Образование, обучение и повышение осведомленности в отношении экологического перехода и устойчивого развития;
    • Мобилизация участников на всех уровнях;
    • Продвижение устойчивого развития на европейском и международном уровнях.

Также, в сентябре 2015 года Франция стала одним из первых участников принятой ООН Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, в которой сформулированы 17 Целей устойчивого развития (ЦУР). Повестка направлена на борьбу с бедностью и неравенством, сохранение планеты, содействие устойчивому росту и полной занятости, а также на действия в интересах благополучия, здорового питания, качественного образования и мира.  Этот универсальный подход основывается на восьми Целях развития тысячелетия, которые были сформулированы в 2000 году.

Для того чтобы достичь Целей устойчивого развития и одновременно решить национальные задачи, Франция решила разработать Дорожную карту. Цель Дорожной карты — определить приоритетные вопросы и траекторию реализации устойчивого развития во Франции, одновременно мобилизуя конкретные рычаги действий и вовлекая все французские заинтересованные стороны.

В подготовке Дорожной карты участвовало все французское общество во всем его многообразии. Работа была начата 26 апреля 2018 года под эгидой руководящего комитета высокого уровня — органа управления подготовкой Дорожной карты. Эта разработка была поддержана работой 26 рабочих групп с участием многих заинтересованных сторон. Дорожная карта Франции была принята 20 сентября 2019 года.

Подготовка данной Дорожной карты координировалась Делегацией по устойчивому развитию.

Дорожная карта предназначена для всеобщего распространения и освоения, поэтому она составлена в кратком, обобщенном формате. Она состоит из трех частей:

  • Нацеленность на реализацию Повестки дня на период до 2030 года; основные направления и видение, разделяемые участниками;
  • Рекомендации и обязательства заинтересованных сторон по 6 вопросам:
    1. Действия в интересах справедливого перехода путем борьбы со всеми формами дискриминации и неравенства и гарантирование одинаковых прав, возможностей и свобод для всех;
    2. Преобразование моделей общества через углеродную «трезвость» и экономию природных ресурсов, чтобы действовать в интересах климата, планеты и ее биоразнообразия;
    3. Образование и профессиональная подготовка на протяжении всей жизни, позволяющие изменить поведение и образ жизни, адаптированные к миру, который предстоит построить, и вызовам устойчивого развития;
    4. Осуществление деятельности в интересах здоровья и благополучия всех людей, в частности, посредством здорового и рационального питания и сельского хозяйства;
    5. Обеспечение эффективности участия граждан в достижении ЦУР и конкретизации преобразования деятельности путем более активного осуществления проектов и территориальных инноваций;
    6. Работа на европейском и международном уровнях для содействия устойчивому преобразованию обществ, миру и солидарности.
  • Обновленные способы действий для ускорения трансформации к более устойчивому обществу.

В соответствии со своими международными обязательствами и мобилизацией усилий в пользу устойчивого развития, Франция желает быть образцом для подражания и безотлагательно взяла на себя обязательства по реализации Целей Устойчивого Развития на национальном уровне. Однако существует множество проблем, с которыми страна сталкивается на данном этапе развития.

Согласно Отчету об устойчивом развитии, Франция занимает седьмое место среди 163 стран по УР. Тем не менее, полностью достигнута всего одна цель – ЦУР 1 – Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах; ЦУР 12 и ЦУР 13 – Ответственное потребление и производство и Борьба с изменением климата – практически не достижимы. Показатели остальных Целей постепенно улучшаются, но реализация вторых все также затруднена.

Основной проблемой для реализации 12 ЦУР как во всем мире, так и во Франции является неспособность предприятий и людей в частности взять ответственность за свои действия. Около трети всего производимого продовольствия выбрасывается впустую, домохозяйства потребляют 29% глобальной энергии, способствуя 21% выбросов CO2, мировые запасы чистой воды, такие как реки и озера, загрязняются гораздо быстрее, чем природа может их переработать и очистить. Во Франции, согласно отчету, растет количество выбросов азота и электронных и пластиковых отходов.

Сложность достижения цели 13 обуславливается глобальными климатическими вызовами – выбросы газов увеличились с доиндустриальной эпохи, в основном благодаря росту экономики и населения, и сейчас они выше, чем когда-либо; глобальное потепление идет угрожающими темпами, нанося ущерб способности людей выращивать продовольствие; усиливаются штормы, наводнения, ураганы и засухи, океаны теплеют, льды тают, а моря поднимаются. Во Франции уровень выбросов CO2 очень высок – 4.2 tCO2/чел., а ценообразование на углерод находится на достаточно низком уровне.

Ухудшение показателей остальных Целей устойчивого развития также можно проследить в отчете:

  • Цель 2 — Ликвидация голода – Трофический уровень во Франции составляет 2.5, когда 3 – это самый высокий возможный уровень, а 2 – самый низкий. Также наблюдает рост распространенности ожирения – 21.6% взрослого населения;
  • Цель 3 – Хорошее здоровье и благополучие – разрыв в показателях средней продолжительности жизни по регионам составляет 8.7 лет;
  • Цель 4 – Качественное образование – индикатор различий в успеваемости по естественным наукам, объясняемых социально-экономическим статусом, составил 20.1%;
  • Цель 5 – Гендерное равенство – гендерный разрыв в заработной плате составляет 11.8% от медианной заработной платы мужчин;
  • Цель 6 – Чистая вода и санитария – процент населения, пользующегося безопасными санитарными услугами, снизился и составляет 78.6%;
  • Цель 8 – Достойная работа и экономический рост – процент молодежи, не имеющей работы, образования или профессиональной подготовки составляет 15% от населения в возрасте от 15 до 29 лет;
  • Цель 11 – Устойчивые города и населенные пункты – уровень удовлетворенности общественным транспортом снизился, что объясняется его отсутствием или сложной доступностью в бедных районах Франции;
  • Цель 14 – Сохранение морских экосистем – индекс здоровья океана: Показатель «Чистые воды» (худший 0-100 лучший) составляет 49,1;
  • Цель 15 – Сохранение экосистем суши – индекс выживания видов в Красной книге ухудшился, и индекс угроз наземному и пресноводному биоразнообразию является высоким;
  • Цель 16 – Мир, правосудие и эффективные институты – показатель экспорта основных видов обычного оружия является очень высоким.

Благодаря предоставленным данным, возможно сделать вывод о общей положительной тенденции в большинстве показателей, несмотря на приведенные негативные векторы в приведенных индексах.

Настоящее положение дел в мире очень сильно затрудняет переход к устойчивому развитию. В докладе ДЭСВ ООН «ЦУР 2022» подчеркивается, что доминирующие глобальные кризисы, такие как пандемия COVID-19, климатическая чрезвычайная ситуация и различные конфликты, еще больше «обострили продовольственный, энергетический, гуманитарный кризисы и кризис беженцев», обращая вспять глобальные достижения предыдущих лет в области «искоренения бедности и голода, улучшения здравоохранения и образования, предоставления основных услуг», а также препятствуя реализации Повестки 2030. Эти «каскадные и взаимосвязанные» кризисы демонстрируют сложность и взаимозависимость проблем устойчивого развития.

Мир страдает от воздействия беспрецедентных чрезвычайных ситуаций, вызванных климатическим кризисом, загрязнением окружающей среды, опустыниванием и потерей биоразнообразия, пандемией COVID-19, новыми и продолжающимися конфликтами, а также неуправляемым развитием новых технологий. Эти и другие проблемы в совокупности приводят к замедлению прогресса в достижении ЦУР, в результате чего многие задачи кажутся недостижимыми.

Пандемия COVID-19 показала недостаточную устойчивость общества к неожиданным кризисам. Среди важнейших факторов долгосрочного воздействия пандемии являются: плохой доступ к рынкам капитала для стран с низким и средним уровнем дохода; ослабление многосторонней системы; потеря прогресса в достижении Целей устойчивого развития ООН.

Специальная военная операция в Украине обострила, в частности, кризисы, связанные с «продовольствием», «энергией» и «беженцами» (ЦУР1, ЦУР2, ЦУР7, ЦУР16), тем самым оказывая давление на глобальные продовольственные системы и увеличивая число людей, страдающих от голода и отсутствия продовольственной безопасности.

Хотя экономическая активность в ЕС и Франции восстановилась после сбоев, вызванных пандемией COVID-19, конфликт в Украине и связанные с ним последствия окажут негативное влияние на восстановление. Более того, сохраняющиеся узкие места в логистике и снабжении, включая нехватку сырья, оказывают негативное влияние на производство, равно как и повышенные цены на энергоносители. Инфляционное давление, которое было сильнее, чем в течение многих лет, начало снижать покупательную способность домохозяйств.

Часто упускаемый из виду аспект влияния кризисов на ЦУР — это снижение гибкости реализации на местном уровне и уменьшение вовлеченности других участников в процессы реализации. В основном признается, что достижение ЦУР зависит от того, насколько быстро будут приняты меры на местном уровне.

Хотя ответственность за ЦУР остается за центральными правительствами, их масштабируемость на местном уровне и участие других заинтересованных сторон играют решающую роль в их успехе. Например, пандемия COVID-19 создала трудности с привлечением заинтересованных сторон на больших общественных собраниях и слушаниях.

Доступность и точность данных также пострадали во время пандемии, что, соответственно, затруднило процесс мониторинга и отчетности по ЦУР. Многие статистические данные являются либо устаревшими, либо вообще отсутствуют, что также можно заметить в Отчете по устойчивому развитию Франции. Точный процесс мониторинга повышает подотчетность, обеспечивая основу для разработки политики на основе фактических данных и направляя политические меры на наиболее важные направления.

Заключение

Подводя итоги, важнейшими проблемами для реализации Повестки 2030 для Франции и для всего мира являются отсутствие нормативно-правовых актов для обеспечения действий населения для перехода к устойчивому развитию; ограниченные финансовые ресурсы; недостаточная осведомленность общественности; ограниченный доступ к технологиям и высокий уровень неравенства населения

Библиографический список

1. Официальный сайт правительства Франции. – Режим доступа: https://www.ecologie.gouv.fr/ (дата обращения: 13.04.2023)
2. Официальный сайт Франции, посвященный Повестке 2030. – Режим доступа: https://www.agenda-2030.fr/ (дата обращения: 13.04.2023)
3. Отчет об устойчивом развитии Франции. – Режим доступа: https://dashboards.sdgindex.org/static/profiles/pdfs/SDR-2022-france.pdf (дата обращения: 14.04.2023)
4. Официальный сайт Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН. – Режим доступа: https://www.un.org/en/desa (дата обращения: 14.04.2023)