Индекс УДК 33
Дата публикации: 04.05.2019

Практика реализации внутренней социально-экономической политики страны: критическая оценка

Practice of implementation of the domestic socio-economic policy of the country: a critical assessment

Бикеева М.В.
к.э.н., доцент кафедры статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск
Bikeeva M.V.
Ph. D. in Economics, assistant professor of the Chair of Statistics, Econometrics and Information Technologies in Management, National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk
Аннотация: Статья содержит критический взгляд автора на способность правительства эффективно решать весь спектр социально-экономических проблем российского общества самостоятельно. По итогам общероссийского социологического опроса выявлен перечень ключевых задач, требующих своего решения в ближайшей перспективе. Среди них рост благосостояния населения, а также доступность и качество услуг в области здравоохранения, образования, решения жилищной проблемы и много другое. Бесспорным являются попытки правительства в реализации указанных задач. Все они входят в число целевых установок национальных проектов и важнейших стратегических документов. Тем не менее, указанные документы во многом носят декларативный характер, не предусматривая конкретных механизмов улучшения социального положения населения. Приходится констатировать, что далеко не все «майские указы» президента 2012 г., охватывающие различные сферы социально-экономического развития страны, в итоге были достигнуты. О неэффективности выполнения правительством своих обязанностей по обеспечению национальных интересов свидетельствуют и статистические показатели динамики уровня жизни и, в частности, состояние проблемы социального неравенства.
В этой связи проблематика отношений власти, бизнеса и общества в современных условиях требует переосмысления и формирования эффективного и многоуровневого (в том числе регионального) механизма их взаимодействия.


Abstract: The article contains the author's critical view on the ability of the government to effectively solve the whole range of socio-economic problems of Russian society independently. The results of the all-Russian sociological survey revealed a list of key tasks that need to be addressed in the near future. Among them, the growth of the welfare of the population, as well as the availability and quality of services in the field of health, education, housing and much more. Undeniable is the attempt of the government in the implementation of these tasks. All of them are among the targets of national projects and the most important strategic documents. Nevertheless, these documents are largely declarative in nature, without providing specific mechanisms for improving the social situation of the population. It is necessary to note that not all «may decrees» of the President of 2012 as a result were reached. Statistical indicators the state of social inequality demonstrate the ineffectiveness of the government in fulfilling its obligations to ensure national interests. In this regard, the problem of relations between government, business and society in modern conditions requires rethinking and the formation of an effective and multi-level (including regional) mechanism of their interaction.
Ключевые слова: результаты реализации национальных проектов, «майские указы» президента, дифференциация доходов населения, стратегическое партнёрство власти и бизнеса.

Keywords: the results of the implementation of national projects, «may decrees» of the President, income differentiation, strategic partnership between government and business.


*Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Мордовия в рамках научного проекта № 18-410-130005 «Механизм взаимодействия власти и бизнеса в процессе регионального развития».

Рассматривая Россию в качестве социального государства, следует обращать внимание на отношение правительства к социально уязвимым категориям населения и эффективному решению наиболее острых социально-экономических проблем общества. По данным Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН (ФНИСЦ РАН) в перечень наиболее востребованных для российского общества задач отнесены следующие (Рис. 1) [5, с. 19].

Повышение уровня и качества жизни населения является стержнем внутренней социально-экономической политики страны и задает контуры многих стратегических решений. Одним из выражений социальной деятельности российского правительства стала реализация национальных проектов в таких областях как здравоохранение, образование, жилище. Кроме того, вышеперечисленный спектр задач включен в число ключевых целевых установок стратегических документов: концепций демографической политики и долгосрочного социально-экономического развития РФ, стратегии национальной безопасности РФ, Указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и др. [1].

Рисунок 1. Топ-10 самых важных задач, поставленных в ежегодном Послании президента Федеральному Собранию РФ, по мнению россиян (%, данные ФНИСЦ РАН)

Однако итоги реализации ряда национальных проектов нельзя назвать успешными [3]. Значительные расхождения достигнутых показателей и запланированных, коррупционные скандалы по нецелевому использованию федеральных средств, многочисленные нарушения системы закупок медицинского оборудования, а также распределения жилья военнослужащим и много едругое ставят под сомнение эффективную их реализацию.

Приходится также констатировать, что далеко не все «майские указы» президента 2012 г., охватывающие различные сферы социально- экономического развития страны, в итоге были достигнуты (табл. 1) [4, с.20].

Таблица 1

Сведения о выполнении показателей «майских указов»  Президента Российской Федерации

Указ Президента

от 7 мая 2012 г.

Поручение ПрезидентаФакт*Отклоне-ние
№ 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»«Повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й – в 2015 году и до 20-й – в 2018 году»35 место**

(2018 г.)

— 15 ед.
«Увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 г.»22,1%

(2017 г.)***

— 3,5%
«Создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году»15983,279 тыс. ед.

(2016 г.)

-9,02 млн.
№ 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»«Увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 – 1,5 раза»105,5%

(2016 г.)****

-44,5%
№ 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»«Снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 192,8 случая на 100 тыс. населения»196,9 на 100 тыс. населения (2017 г.)-4,1 на 100 тыс. населения
«Снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10,6 случая на 100 тыс. населения»10,6 на 100 тыс. населения (2017 г.)+0,4 на 100 тыс. населения
№ 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»«Увеличение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77 процента внутреннего валового продукта»1,10 %

(2016 г.)

-0,67%
№ 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»«До 2020 года – предоставление доступного и комфортного жилья 60 процентам российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия»4,8%

(2017 г.)

-55,2%
№ 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»«Обеспечить увеличение к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации до 74 лет»72,7 года

(2017 г.)

-1,3 года
* Данные Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: www.gks.ru

**Рейтинг стран по простоте ведение бизнеса 2018 г. Всемирного банка. Режим доступа:  http://novorusmir.ru/archives/31784

***В 2011 г. значение показателя составляло 19,7%, к 2018 г. – запланировано 25,6%.

****В 2012 г. значение показателя составляло 108,4%.

О неэффективности выполнения правительством своих обязанностей по обеспечению национальных интересов свидетельствуют и статистические показатели динамики уровня жизни и, в частности, состояние проблемы социального неравенства. Значительная дифференциация доходов, приводящая к концентрации богатства и нищеты, становится типичной чертой российского общества (табл. 2) [6]. Согласно представленным показателям для Российской Федерации характерно избыточное неравенство (коэффициент Джини более 40 % и превышает пороговое значение).

Таблица 2

Динамика неравномерности распределения доходов населения Российской Федерации

Показатель2011201220132014201520162017
Коэффициент Джини0,4170,4200,4190,4160,4130,4120,410
Коэффициент фондов, в разах16,216,416,316,015,715,515,3
Децильный коэффициент, в разах7,37,47,47,37,17,17,0

Таким образом, правительство оказалось неспособным самостоятельно эффективно разрешать весь спектр социальных проблем современного общества. Данное обстоятельство обусловливает необходимость обращения к другим силам и институтам общества [2]. В качестве одного из влиятельных институтов современного общества рассматривается бизнес. Это объясняется тем, что бизнес имеет непосредственное отношение, во-первых, к благосостоянию населения, к удовлетворению многообразия его материальных, социальных и интеллектуальных потребностей, во-вторых, к сокращению неравенства и искоренению безработицы, в-третьих, как источник социальной ответственности способствует повышению уровня и качества жизни населения и формированию зоны социального благополучия.

Проблематика отношений власти, бизнеса и общества в современных условиях требует переосмысления и формирования эффективного и многоуровневого (в том числе регионального) механизма их взаимодействия, что будет раскрыто в последующих работах автора в рамках настоящего гранта.

Библиографический список

1. Послание Президента Федеральному Собранию 01.03.2018 // Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957
2. Валитов Ш.М. Взаимодействие власти и бизнеса: сущность, новые формы и тенденции, социальная ответственность / Ш.М. Валитов, В.А. Мальгин: Федеральное агентство по образованию, Казанский гос. финансово-экон. ин-т. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. – 207 с.
3. Ильин В.А., Морев М.В. Оценка населением региона эффективности государственного управления в 2000–2018 гг. // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 1. С. 9-38.
4. Ильин В.А., Морев М.В. «Российская Федерация – социальное государство»? Оценка 25-летних итогов реализации статьи 7 Конституции РФ // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 6. С. 9-25.
5. Ильин В.А., Морев М.В. Тревожное будущее 2024 года // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 3. С. 9-24.
6. Статистический бюллетень «Социально - экономические индикаторы бедности в 2013 – 2017 годах» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_110/Main.htm