Индекс УДК 330.342.24: 338.242
Дата публикации: 31.05.2024

Источники финансирования национальной инновационной системы Франции

Sources of financing for the French national innovation system

Костюкович Алексей Дмитриевич
Магистрант Дипломатической Академии МИД России
г. Москва
Kostukovich Alexey Dmitrievich

Master's student of Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry
Moscow
Аннотация: В статье рассматривается основные механизмы и источники финансирования национальной инновационной системы Франции. Страна является одной из основных инновационных экономик не только в пределах ЕС, но и во всем мире, и при этом обладает достаточно разнообразным и стабильно функционирующим механизмом предоставления ресурсов в целях проведения научных исследований и разработки новых технологических решений, направленных на создание принципиально новых инновационных продуктов или услуг. В перечень главных источников финансирования инноваций во Франции можно включить как традиционные государственное финансирование и затраты на НИОКР внутри компаний, так и такие методы, как государственно-частное партнерство и венчурное инвестирование. Каждый из данных источников хоть и обладает своими недостатками, но их совместное использование формирует достаточно сильную и устойчивую систему развития НИС Франции.
Данная статья выполнена в рамках написания магистерской диссертации.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б., кафедра "Мировая экономика", Дипломатическая академия МИД России.


Abstract: The article examines the main mechanisms and sources of financing of the French national innovation system. The country is one of the main innovative economies not only within the EU, but also around the world, and at the same time has a fairly diverse and stable mechanism for providing resources for research and development of new technological solutions aimed at creating fundamentally new innovative products or services. The list of the main sources of innovation financing in France can include both traditional public financing and R&D costs within companies, as well as methods such as public-private partnerships and venture capital investments. Although each of these sources has its drawbacks, their joint use forms a sufficiently strong and stable system for the development of the French NIS.
Ключевые слова: инновации, технологии, НИОКР, высокотехнологичный экспорт, конкурентоспособность.

Keywords: innovations, technologies, R&D, high-tech exports, competitiveness.


Введение

На сегодняшний день французская инновационная система является одной из самых передовых систем производства новых технологических продуктов и решений. Согласно рейтингу Всемирной организации интеллектуальной собственности, страна занимает 11 место в списке наиболее инновационных экономик в мире. В качестве сильных сторон Франции ВОИС указывают значительное финансирование НИОКР корпоративными структурами, высокие позиции французских университетов, большой охват использования информационно-коммуникационных технологий, большой объем рынка, значительный уровень корпоративного обучения сотрудников, рост количества объектов интеллектуального права.

Рисунок 1. Позиции рейтингования Франции в Global Innovation Index 2023

Источник: составлено автором по материалам Global Innovation Index 2023.

 

Методологическая основа исследования. В данной работе были использованы такие общенаучные методы исследования, как анализ научных публикаций, метод сравнений и аналогий, графический анализ, обобщение и переход от общего к частному.

 

Основная часть исследования

Основные отрасли специализации французской экономики в высокотехнологичном секторе включают аэрокосмическую отрасль, фармацевтику, медицинский сектор и сферу информационно-коммуникационных технологий. Тем не менее, любая инновационная система требует значительного расходования ресурсов государства, и финансирование инновационных проектов важно далеко не в последнюю очередь. Франция является одним из лидеров ЕС по показателю расходов, направленных в сферу НИОКР, уступая лишь Германии (таблица 1).

Таблица 1

Расходы стран Европейского Союза на НИОКР, млрд. евро.

Страна/Год2013201420152016201720182019202020212022
Германия79,7384,2588,7892,1799,55104,67110,03106,58113,18121,16
Франция47,3647,9248,9649,6550,5151,9153,4352,7255,5057,41
Италия20,9821,7822,1623,1723,7925,2326,2625,0325,9925,92
Нидерланды14,2414,6014,8115,2416,0816,5517,7618,4919,7522,01
Испания13,0112,8213,1713,2614,0614,9515,5715,7717,2519,32
Швеция14,4113,6114,6615,1416,1415,6316,1516,7718,4019,15

Источник: составлено автором по данным Eurostat

НИС Франции располагает несколькими источниками финансирования своей деятельности. Расходы бизнеса на проведение НИОКР составили примерно 55% от всего объема финансирования в 2021 году, при этом стоит отметить небольшое количество компаний, занятых в НИОКР, относительно других стран ЕС, что говорит о концентрации инновационной деятельности преимущественно в крупных компаниях, имеющих достаточное количество ресурсов на проведение научных разработок. Доля государства в финансировании НИОКР в 2021 году составила 32%, при этом наблюдается тренд на сокращение относительных показателей участия государства в НИОКР при росте абсолютных показателей, что говорит о все большей вовлеченности частного сектора в сферу научных разработок. Тем не менее, в ноябре 2020 года в связи с недофинансированием отрасли НИОКР был принят Закон о многолетнем программировании в области научных исследований на период с 2021 по 2030 год, в соответствии с которым расходы в государственном секторе на 400 миллионов в 2021 году, 800 миллионов евро в 2022 году и 1,2 миллиарда евро в 2023, в связи с чем при появлении более детальной статистики можно ожидать небольшое увеличение показателей государственного финансирования.

Центральное место в финансировании инновационной деятельности занимают государственные специализированные органы. На данный момент в стране существует три уровня государственного финансирования инноваций: общегосударственный, региональный и европейский.

На общегосударственном уровне обязанности по финансированию и контролю за финансированием инноваций возложено на государственные агентства. Основные среди них – Национальное исследовательское агентство Франции (ANR), Французский национальный центр научных исследований (CNRS) и Агентство развития Франции (AFD).

Главную роль играет Национальное исследовательское агентство Франции – по программе отбора проектов (AAPG) с 2014 года через него было перераспределено более 5 миллиардов евро, при этом с 2014 года объем ежегодно перераспределяемых средств вырос практически в 2 раза – с 336 миллионов евро до 758 миллионов евро, при этом самый значительный скачок произошел в 2020 году совместно с принятием Закона о многолетнем программировании в области научных исследований.

Агентство располагает несколькими инструментами финансирования научных проектов:

  • JCJC – инструмент финансирования проектов молодых ученых;
  • PRC – совместные исследовательские проекты в государственном секторе;
  • PRCE – совместные исследовательские проекты государственного сектора и частных компаний (аналог ГЧП);
  • PRME — исследовательские проекты с участием одной команды;
  • PRCI – международные совместные исследовательские проекты;

Инструменты финансирования используются в зависимости от категории проектов, подаваемых в рамках ежегодной конкурсной программы AAPG, которые присваиваются каждому проекту. По данным агентства, распределение в зависимости от используемого инструмента финансирования выглядит следующим образом (рисунок 2):

Рисунок 2. Распределение средств по инструментам финансирования ANR.

Источник: составлено автором по данным ANR.

Основными финансируемыми отраслями являются традиционные отрасли специализации французской экономики на мировой арене, где страна обладает значительными конкурентными преимуществами: биотехнологии, медицина, фармацевтика, здравоохранение и другие (рисунок 3).

Рисунок 3. Основные области финансирования научных проектов ANR.

Источник: составлено автором по данным ANR.

Необходимо также отметить, что государственная поддержка инноваций во Франции не ограничивается исключительно программами финансирования. [30, с.323] Инновационным компаниям и коллективам также предлагаются различные налоговые стимулы и льготы. Инновационные компании располагают 4 инструментами непрямой налоговой поддержки: налоговый кредит, налоговые льготы, ускоренная амортизация основных средств при проведении НИОКР.

Согласно данным ОЭСР, объем налоговой поддержки французских компаний, осуществляющих НИОКР, эквивалентен 0,3% ВВП, что выше аналогичного показателя в абсолютном большинстве других развитых стран (рисунок 4):

Рисунок 4. Рейтинг налогового стимулирования инновационных компаний ОЭСР.

Источник: составлено автором по данным ОЭСР.

 

Другим эффективным источником финансирования инновационных проектов можно назвать механизм государственно-частного партнерства. Согласно данным, финансовый объем сделок с использованием ГЧП во Франции превысил 4 миллиарда евро в 2022 году, что в несколько раз выше остальных членов ЕС, при этом суммарное количество проектов также превышает аналогичные показатели других европейских экономик.

В качестве еще одного значимого источника финансирования необходимо выделить венчурное инвестирование. [31, с.608] По данным ОЭСР за 2022 год Франция являлась одним из лидеров венчурного инвестирования среди развитых стран. Суммарный объем венчурного инвестирования в стране составил 3,8 миллиардов долларов США, что превышает аналогичные показатели во всех европейских странах и во многих развитых странах за пределами ЕС.

Значительная часть венчурных инвестиций распределяется в пользу ИКТ – сектора (до 40%), сектора здравоохранения (до 20%), энергетики (10-15%) (рисунок 5):

Рисунок 5. Распределение венчурных инвестиций по категориям;

Источник: https://files.pitchbook.com/website/files/pdf/Q4_2023_France_Market_Snapshot.pdf

В настоящий момент страна сталкивается с рядом проблем венчурного финансирования. Количество венчурных фондов с 2013 года уменьшилось практически в 3 раза – с 36 в 2013 году до 13 в 2023, при этом практически в 2 раза упал объем собираемых ими средств – с 3,6 миллиардов евро до 1,8 миллиардов евро за аналогичный период. Данные изменения могут быть связаны с развитием факторов нестабильности как в мировой экономике, так и в национальной экономике Франции с учетом высокой доли риска самого венчурного инвестирования.

Заключение

Таким образом, можно сделать несколько выводов о НИС Франции и источниках ее финансирования. Инновационная система страны располагает достаточно надежными источниками поддержания ее деятельности и дальнейшего развития. В настоящий момент перед французским правительством стоит задача отойти от традиционной схемы государственного патернализма в сфере инноваций и новых технологий наряду с увеличением доли частных инвестиций в НИОКР. Государственное финансирование остается важным, порой ключевым источником ресурсов для деятельности инновационных компаний и НИИ, однако в стране достаточно сильна традиция как частного финансирования, так и хорошо развиты различные нетрадиционные инструменты, такие как государственно-частное партнерство и венчурное инвестирование инновационных проектов.

Библиографический список

1. Зубченко Л. А. Государственная политика стимулирования инноваций во Франции // ЭСПР. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-stimulirovaniya-innovatsiy-vo-frantsii (дата обращения: 12.01.2024);
2. Н.Ю. Лапина НОВАЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ПОЛЮСА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВО ФРАНЦИИ // Региональное развитие и вызовы глобализации. 2010. №2010. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-industrialnaya-politika-i-polyusa-konkurentosposobnosti-vo-frantsii (дата обращения: 12.01.2024);
3. Кравцов А.А. Научный комплекс и научная политика Франции в XXI В. : ключевые направления и тенденции развития // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2018. №4 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnyy-kompleks-i-nauchnaya-politika-frantsii-v-xxi-v-klyuchevye-napravleniya-i-tendentsii-razvitiya (дата обращения: 12.01.2024);
4. Цителадзе Д.Д. Развитие форм и методов взаимодействия субъектов инновационной деятельности: монография. – М.: ООО «ЭКЦ «Профессор», 2015. – 134 с. ISBN 978-5-9906074-7-7;
5. Global Innovation Index 2023. URL: https://www.wipo.int/global_innovation_index/en/2023/
6. Eurostat. URL: https://ec.europa.eu/eurostat
7. World Bank. URL: https://www.worldbank.org/en/home
8. Секачева, А. Б. Современный уровень развития инновационных технологий ЕС как фактор обеспечения экономической безопасности / А. Б. Секачева // Организационно-экономические проблемы регионального развития в современных условиях : МАТЕРИАЛЫ XV ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, Симферополе, 17 мая 2023 года. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2023. – С. 279-280.
9. Секачева, А. Б. Новые тенденции в военно-промышленной политике Евросоюза / А. Б. Секачева // Московский экономический журнал. – 2024. – Т. 9, № 2. – С. 391-416. – DOI 10.55186/2413046X_2023_9_2_88.
10. Секачева, А. Б. Внешнеэкономические связи стран Магриба с Евросоюзом в условиях роста региональной и глобальной нестабильности / А. Б. Секачева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2023. – Т. 9, № 1. – С. 101-115.
11. Секачева, А. Б. Позиция Европейского союза в мировой экономике и политике в контексте кризиса современной модели глобализации / А. Б. Секачева // Экономические исследования и разработки. – 2023. – № 11. – С. 84-93.
12. Секачева, А. Б. Динамика индекса потребительских цен в Европейском союзе в условиях нестабильности экономического развития / А. Б. Секачева // Экономические исследования и разработки. – 2023. – № 5. – С. 87-96.
13. Секачева, А. Б. Особенности организации и финансирования высокотехнологичных кластеров в сфере биотехнологий во Франции / А. Б. Секачева // Интеграционные процессы в современном геоэкономическом пространстве : МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, Симферополь, 25 ноября 2022 года. – Симферополь: ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 2022. – С. 380-383.
14. Шарупич, Е. О. «зеленая сделка» для Германии: возможности перехода и поиск компромисса / Е. О. Шарупич, А. Б. Секачева // Интеграционные процессы в современном геоэкономическом пространстве : МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, Симферополь, 25 ноября 2022 года. – Симферополь: ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 2022. – С. 472-474.
15. Секачева, А. Б. Роль и место Франции в системе политических и экономических связей Индии / А. Б. Секачева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2022. – Т. 8, № 1. – С. 127-141.
16. Секачева, А. Б. Влияние антироссийских санкций на политическую и социально-экономическую ситуацию во Франции / А. Б. Секачева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2022. – Т. 8, № 2. – С. 88-99.
17. Секачева, А. Б. Особенности взаимосвязей Франции с бывшими африканскими колониями в рамках международной организации франкоязычных стран / А. Б. Секачева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2022. – Т. 8, № 3. – С. 110-122.
18. Секачева, А. Б. Тенденции, особенности и проблемы развития атомной энергетики Франции / А. Б. Секачева // Мир новой экономики. – 2021. – Т. 15, № 3. – С. 85-96.
19. Секачева, А. Б. Особенности развития двустороннего сотрудничества СНГ и ЕС / А. Б. Секачева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2021. – Т. 7, № 1. – С. 115-121.
20. Секачева, А. Б. Современное состояние и проблемы двусторонних отношений Франции и Германии в Европейском союзе / А. Б. Секачева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2021. – Т. 7, № 3. – С. 106-118.
21. Секачева, А. Б. Торговые споры с участием Европейского союза в рамках ВТО как катализатор глобальной экономической нестабильности / А. Б. Секачева // Наука и искусство управления / Вестник Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета. – 2020. – № 3-4. – С. 114-123.
22. Секачева, А. Б. Современное состояние и перспективы развития топливно-энергетического комплекса Франции / А. Б. Секачева // Мир новой экономики. – 2020. – Т. 14, № 4. – С. 6-14.
23. Дмитриева, А. Оценка влияния государственной задолженности стран Европейского союза на развитие их экономики с использованием математического аппарата / А. Дмитриева, Ю. Калинина // Финансовая жизнь. – 2015. – № 2. – С. 6-10.
24. Дмитриева, А. Б. Венчурное инвестирование в экономике Франции в современных условиях : специальность 08.00.14 "Мировая экономика" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Дмитриева Алла Борисовна. – Москва, 2013. – 24 с.
25. Дмитриева, А. Инновационное развитие экономики и различные формы венчурного бизнеса / А. Дмитриева // Валютное регулирование. Валютный контроль. – 2014. – № 1. – С. 52-62.
26. Экономика Европейского Союза : Учебник для магистрантов / Е. Б. Стародубцева, Б. Е. Зарицкий, Л. Г. Чувахина [и др.] ; Под редакцией Б.Е. Зарицкого, Е.Б. Стародубцевой. – Москва : ООО "Издательский Дом "Вузовский учебник", Издательский Дом "Инфра-М", 2017. – 328 с. – ISBN 978-5-9558-0553-5.
27. Дмитриева, А. Б. Венчурное инвестирование в экономике Франции в современных условиях : специальность 08.00.14 "Мировая экономика" : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Дмитриева Алла Борисовна. – Москва, 2013. – 191 с.
28. Дмитриева, А. Б. Научно-исследовательская система инноваций во Франции / А. Б. Дмитриева // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). – 2012. – № 12(71). – С. 29-36.
29. Дмитриева, А. Б. Венчурные инвестиции и расчёты ожидаемой доходности на вложенный капитал / А. Б. Дмитриева // Аудитор. – 2014. – № 1(227). – С. 48-52.
30. Харакоз Ю.К. Направления трансформации современных финансовых рынков // Экономика и предпринимательство. 2023. № 1(150). С. 322-325.
31. Харакоз Ю.К. Тенденции развития финансово-технологических инноваций // Экономика и предпринимательство. 2022. № 11(148). С. 607-610.