Индекс УДК 338
Дата публикации: 01.06.2024

Алгоритм управления продуктовым портфелем

Product portfolio management algorithm

Багин Андрей Владиславович
Матвеева Алла Ивановна
1. Магистрант ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», г. Екатеринбург
2. д.ф.н., профессор ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», г. Екатеринбург

Bagin Andrey Vladislavovich
Matveeva Alla Ivanovna,
1. Graduate student of the Ural State University of Economics, Yekaterinburg
2. Ph.D., Professor, Ural State University of Economics, Yekaterinburg
Аннотация: В статье рассмотрены актуальные вопросы управления продуктовым портфелем компании в условиях конкурентного рынка. Дана характеристика стратегии управления продуктовым портфелем в двух областях: разработка нового продукта (NPD) и существующие продукты по мере прохождения ими жизненного цикла продукта.

Abstract: The article discusses current issues of managing the company's product portfolio in a competitive market. The product portfolio management strategy is characterized in two areas: new product development (NPD) and existing products as they go through the product lifecycle
Ключевые слова: продукт, управление портфелем, стратегия, жизенный цикл, оптимизация.

Keywords: product, portfolio management, strategy, lifecycle, optimization.


Управление продуктовым портфелем (PPM) используется для создания более подробного и конкретного плана для ассортимента продукции в целом. Управление этими продуктами позволяет расставлять приоритеты для потенциальных клиентов на рынке, планировать спрос и разумно распределять ресурсы. Управление продуктовым портфелем — это организация всех продуктов, предлагаемых компанией, и анализ их успеха.

            В то время как некоторые компании могут предпочесть сосредоточить свое внимание на каждом продукте и на том, какое место он занимает на рынке, компания, использующая управление продуктовым портфелем, может захотеть найти рыночные возможности для всего своего портфеля. Анализируя и оценивая все аспекты продуктового портфеля, компании могут гарантировать, что необходимые бюджеты инвестируются с учетом успеха продукта.

            Стратегия управления продуктовым портфелем работает в двух областях: разработка нового продукта (NPD) и существующие продукты по мере прохождения ими жизненного цикла продукта. Эти элементы составляют продуктовой портфель, и управление ими на этом пути может создать основу для плавного процесса разработки.

            Продуктовой портфель — это набор всех продуктов и услуг, которые предоставляет компания. Сюда входят продукты, которые продаются в настоящее время, продукты, находящиеся в ротации, или продукты, которые будут запущены в продажу. Эта коллекция продуктов может помочь компании определить потенциал роста, новые возможности, инвестиционные возможности и оценить риски.

            Бесценная информация, полученная в результате управления портфелем, позволяет компании взглянуть на структуру своего бизнеса с всесторонней финансовой точки зрения, определить, какие части продуктового портфеля являются наиболее выгодными или наименее ценными, и соответствующим образом скорректировать предложения. Затем компании могут создавать дорожные карты продуктового портфеля, чтобы гарантировать оптимизацию каждого этапа процесса разработки продукта.

            Дорожная карта продуктового портфеля — это комплексный маршрут, которому продукт следует на протяжении всего своего жизненного цикла и разработки. Несколько продуктов могут соответствовать одной и той же дорожной карте по мере прохождения процесса разработки от идеи до производства и завершения.            С помощью управления жизненным циклом продукта создается дорожная карта для установления реалистичных ожиданий относительно сроков производства продукта. Эта временная шкала важна при управлении продуктовым портфелем, поскольку помогает визуализировать, как каждый продукт вписывается в общие стратегии и цели компании.

            Управление продуктовым портфелем предлагает различные преимущества для оптимизации продуктового предложения компании и увеличения возможностей роста рынка. Эти преимущества укрепляют общую стратегию бизнес-структуры за счет создания надежного набора продуктов в портфеле и эффективного управления ими.

            Оптимизация инвестиций. Управление вашим продуктовым портфелем поможет вам определить возможности для роста и денежные потребности, которые, возможно, никогда не были обнаружены иным способом. Бюджеты компаний хрупки и требуют обширных показателей и исследований для успешного распределения и увеличения потенциальной отдачи от инвестиций.Когда продукты проанализированы и организованы в эффективные продуктовые портфели, деньги могут быть распределены справедливо, и каждая инвестиция будет использована для важных целей.

            Практика показывает, что общие затраты снижаются в среднем на 10%, когда компания использует решения для повышения эффективности портфеля. Сокращается время вывода продукции на рынок. Благодаря лучшему пониманию тенденций рынка и того, насколько ваши продуктовые линейки соответствуют текущим потребностям рынка, эффективное попадание товаров в руки покупателей становится более достижимым. Управление продуктовым портфелем оптимизирует весь процесс разработки продукта и помогает быстрее выводить продукты на рынок.

            Реагировать на изменения рынка. Более глубокое понимание ваших производственных процессов позволяет вам быстро определить, как изменения на рынке могут повлиять на ваш текущий продуктовый портфель. Это понимание позволит выявить, какие внешние факторы повлияют на ваш продукт и компанию в целом, и эффективное реагирование на них будет более мгновенным.

            Создание конкурентных рычагов воздействия. После сокращения времени вывода продукции на рынок и легкого реагирования на изменения открывается больше возможностей для использования рыночного спроса и предложения. Способность распознавать текущую роль вашего продукта на рынке и то, в чем ваш продукт может иметь преимущество перед другими конкурентами в будущем, бесценна.

            Улучшение сотрудничества. Сотрудничество в продуктовых командах процветает в среде, где приоритет отдается подготовке и коммуникации. Когда вы постоянно управляете и организуете различные бизнес-процессы и передаете эту информацию всему персоналу компании, возникает меньше вопросов и ошибок, которые обычно возникают из-за недопонимания.

            Повышение производительности продукта. Чем лучше организация внутри компании, тем лучше видны возможности роста и потенциальные решения существующих проблем. Успешный план управления продуктовым портфелем предоставит вам ключи к повышению производительности и действенности.

            Как управлять своим продуктовым портфелем. Управление вашим продуктовым портфелем начинается с проведения инвентаризации различных аспектов вашей компании, которые влияют на каждый этап процесса разработки продукта в буквальном и переносном смысле.

            Необходимо выполнить следующие действия, чтобы оптимизировать способ координации управления продуктовым портфелем:

  1. Провести анализ продукта. Анализ продуктового портфеля включает изучение каждого аспекта продукта и его характеристик в рамках портфеля.Он начинается с проведения анализа характеристик продукта и определения сильных и слабых сторон каждого продукта в портфеле.Это включает в себя определение места каждого продукта в его жизненном цикле, от внедрения до зрелости или списания.
  2. Проанализировать жизненный цикл вашего продукта. После того, как определены все свои значимые продукты и их текущее положение в жизненном цикле, необходимо проанализировать сам жизненный цикл продукта.Определить, какие этапы жизненного цикла могут быть слабыми сторонами и как долго ваш продукт живет в жизненном цикле. Необходимо ответить на следующие вопросы: Обнаруживаете ли вы, что ваш продукт застревает на этапе внедрения и редко пользуется спросом? Кажется ли вам, что ваш продукт развивается и приходит в упадок быстрее, чем другие? Делайте выводы на основе этой информации и убедитесь, что у вас остались продукты, которые потенциально могут стать дойными коровами для вашего бизнеса.
  3. Собрать свой продуктовой портфель. После проведения всестороннего анализа продукта и анализа вашего жизненного цикла можно составить свой продуктовый портфель.Создание вашего портфеля может потребовать принятия непростых решений относительно роли продукта в структуре вашего бизнеса.Прежде чем дорабатывать портфель, необходимо убедиться, что были исключены все позиции, которые больше не приносят успеха и не вносят вклада в общую прибыльность компании.
  4. Распределение ресурсов. Распределение необходимых ресурсов для производства продукта наносит ущерб и может сыграть огромную роль в том, потерпит ли продукт неудачу или добьется успеха. 20% идеи о новых продуктах терпят неудачу, потому что компании неэффективно распределяют ресурсы для их создания. Точное знание того, что входит в ваш продуктовой портфель, значительно облегчает понимание того, что необходимо для внедрения этих продуктов в производство.Эффективно распределяя ресурсы, компания может рассчитывать тратить меньше денег на избыточные материалы, улучшить управление временем за счет четких ожиданий, разработать эффективные стратегииуправления запасами  и повысить внутреннюю прозрачность, поскольку определена коммуникация в отношении ресурсов.
  5. Организовать дорожную карту продуктового портфеля. Создание дорожной карты продукта важно при попытке управлять продуктовым портфелем по времени.Дорожная карта также служит обзором для внутренних лиц, принимающих решения, и внешних инвесторов, которым необходимо представление о сроках выпуска продукта и его разработке.Дорожная карта покажет ключевые продуктовые инициативы на каждом этапе производства и то, как эти инициативы и бизнес-цели будут достигнуты. Чтобы создать дорожную карту, необходимо расположить все продукты в порядке приоритета с указанием важнейших бизнес-целей, которые необходимо выполнить для каждого. Указать, сколько этапов задействовано в процессе разработки, что необходимо сделать и когда.
  6. Оптимизация разработки продукта. После выполнения всех предыдущих шагов у компании появляются все необходимые знания для принятия важных решений по разработке продукта.Необходимо удалить продукты, препятствующие успеху компании, убедиться, что бюджеты используются эффективно, проанализировать и собрать свой конечный продуктовый портфель, распределить необходимые ресурсы и создайть свою уникальную продуктовую дорожную карту.

            После того, как все это выполнено, у компании вас остается всесторонняя стратегия управления продуктовым портфелем, которая отвечает всем потребностям компании в продуктах.

            Различают понятия менеджер продуктового портфеля и менеджер по продукту. Менеджеры продуктового портфеля должны хорошо разбираться в расстановке приоритетов необходимых продуктов и внесении изменений в режиме реального времени по просьбе менеджера по продукту.

            Менеджер по продукту, иногда называемый владельцем продукта, в первую очередь отвечает за конкретный продукт в портфеле, за то, как выглядит дорожная карта продукта и как реализуется бизнес-стратегия продукта. Ожидается, что менеджер по продукту будет экспертом во всем, что связано с их продуктом. Менеджер по продукту будет иметь более подробную информацию о продукте, такую как конкретные сроки, целевая аудитория, заинтересованные стороны и то, что делает этот продукт дойной коровой. Например, менеджер по продукту может использовать программное обеспечение для планирования спроса , чтобы спрогнозировать потребительский спрос и соответствующим образом организовать разработку своего конкретного продукта.

            Управление продуктовым портфелем и продакт-менеджмент работают рука об руку, гарантируя эффективное поступление продукта на рынок и успех в конце жизненного цикла. Однако у менеджера по продуктовому портфелю и продакт-менеджера несколько разные цели в отношении их ролей в производственном процессе. Ответственность менеджера по продуктовому портфелю лежит на продуктовом портфеле компании и на том, как предложения вписываются в текущий рынок. Их основными целями являются обеспечение эффективной расстановки приоритетов по продуктам, принятие решений о сокращении ассортимента и проведение стратегического планирования портфеля по мере его прохождения через жизненный цикл.

            Программное обеспечение для управления продуктами. Хотя управление продуктом и управление продуктовым портфелем различаются, они оба необходимы для обеспечения успеха продукта и идеальных показателей на рынке. Программное обеспечение для управления продуктами позволяет компаниям обеспечивать прозрачность и открытую коммуникацию в процессе разработки продукта.

            Программное обеспечение включает в себя создание временных рамок, оптимизацию системы, пространства для совместной работы и многие другие продуктовые инновации, необходимые для эффективного производства от идеи до завершения.      Программное обеспечение для управления продуктом также предлагает инструменты для управления продуктовым портфелем, разработки дорожной карты, распределения ресурсов и гибких рабочих процессов. Чтобы быть включенным в эту категорию, программный продукт должен быть способен:

  • Предлагать инструменты для создания и разработки продукта
  • Предоставить возможности дорожной карты для отслеживания прогресса в разработке продукта
  • Распределять ресурсы для продвижения проекта компании
  • Повысьте производительность с помощью гибких стратегий
  • Повысьте организованность и расстановку приоритетов за счет отложенных продуктовых идей

Библиографический список

1. Импортозамещение на рынке автокомпонентов//[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://производительность.рф/presscenter/news/importozameshenie-na-rynke-avtokomponentov/
2. Искусство управления продуктовым портфелем: стратегии и лучшие практики//[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://hightech.plus/2023/05/17/iskusstvo-upravleniya-produktovim-portfelem-strategii-i-luchshie-praktiki
3. Как эффективно управлять продуктовым портфелем// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.skolkovo.ru/expert-opinions/kak-effektivno-upravlyat-produktovym-portfelem/
4. Путь повышения эффективности деятельности предприятия автомобильного рынка//[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://moluch.ru/archive/157/44382/
5. 11 оптимальных маркетинговых стратегий для автомобильной компании//[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.poptin.com/blog/ru/marketing-strategies-for-automotive-company/
6. Рекомендации по оптимизации ассортиментного портфеля//[Электронный ресурс].Режим доступа: https://fabula-branding.ru/services/rekomendatsii_po_optimizatsii_assortimentnogo_portfelya/
7. Стратегия управления портфелем продуктов//[Электронный ресурс]. Режим доступа:https://strategy.ru/services/strategiya-upravleniya-portfelem-produktov
8. Управление продуктовым портфелем на предприятии//[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dzen.ru/a/YxaMs7zLVm6JC0ku