Индекс УДК 338.242.4.
Дата публикации: 02.09.2020

Внешнее референтное ценообразование на лекарственные средства в странах ЕАЭС

External reference pricing for medicines in the EAEU countries

Гимранова Галия Ильясовна
Букатов Ерик Берикович

1. к.э.н., профессор, Карагандинский Экономический Университет Казпотребсоюза, г.Караганда
2. Докторант, Карагандинский Экономический Университет Казпотребсоюза, г.Караганда

Gimranova Galiya Ilyasovna
Bukatov Yerik Berikovich

1. Candidate of Economic Sciences, Professor, Karaganda economic university of Kazpotrebsoyuz, Karaganda
2. Doctoral candidate, Karaganda economic university of Kazpotrebsoyuz, Karaganda
Аннотация: Цель исследования, показать особенности систем внешнего референтного ценообразования на лекарственные средства в странах ЕАЭС. При проведении исследования были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. Странам ЕАЭС для эффективного функционирования системы внешнего референтного ценообразования, необходимо совместно регулировать цены на лекарственные средства, обмениваться информацией и проводить совместные закупки лекарственных средств. Можно сделать вывод, что метод внешнего референтного ценообразования играет важную роль в фармацевтической системе стран ЕАЭС.

Abstract: The purpose of the study is to show the features of external reference pricing systems for medicines in the EAEU countries. The study used theoretical and empirical research methods. In order for the EAEU countries to effectively operate the external reference pricing system, it is necessary to jointly regulate prices for medicines, exchange information and conduct joint purchases of medicines. It can be concluded that the method of external reference pricing plays an important role in the pharmaceutical system of the EAEU countries.
Ключевые слова: ЕАЭС, лекарственные средства, ценообразование, государственное регулирование, интеграция.

Keywords: EAEU, medicines, pricing, government regulation, integration.


Перед национальными системами здравоохранения стран Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) стоят серьезные задачи, которые необходимо решать, используя современные подходы в государственном управлении. Ежегодный рост цен на лекарственные средства, низкая по сравнению с развитыми странами продолжительность жизни и высокая смертность от управляемых причин, хроническое недофинансирование систем здравоохранения, организационные проблемы — вот только несколько из множества вызовов, стоящих перед национальными системами здравоохранения стран ЕАЭС. Стабильное ценообразование на лекарственные средства является первостепенной задачей для государств ЕАЭС, выполнение данной задачи возможно с помощью различных инструментов, в том числе и с помощью метода «внешнего референтного ценообразования» (далее ВРЦ). ВРЦ является достаточно новым инструментом по сдерживанию цен на лекарственные средства в странах ЕАЭС. Первой страной в ЕАЭС внедрившей у себя данный метод ценообразования в 2010 году была Российская Федерация. В 2015 году Республика Казахстан начала использовать метод ВРЦ, в 2019 году Республика Беларусь и в 2020 году Кыргызская Республика также внедрили данный метод. В странах ЕАЭС метод ВРЦ не используется в Республике Армения. Начиная с 80-х годов ХХ века референтное ценообразование получило широкое распространение в мире, что в свою очередь позволило накопить обширные данные о государственных системах здравоохранения применяющих данный метод ценообразования [1].

Внешнее референтное ценообразование (англ. External Reference Pricing) – один из методов регулирования цен на фармацевтические препараты и определения размера возмещения, когда цены на лекарственные средства в одной или нескольких странах учитывается в национальных ценах [2].

Преимущества метода ВРЦ:

  1. Метод прост в использовании, имеет свойства быстрой адаптации и гибкие конструктивные особенности, которые можно использовать для руководства и достижения целей фармацевтической политики. Регулирующие органы, самостоятельно могут выбрать какие страны должны входить в референтную корзину, могут выбрать принцип расчета референтной цены и периодичность пересмотра цен. Другие методы ценообразования лекарственных средств по сравнению с ВРЦ, сложны, имеют меньшую номинальную стоимость и могут быть объектами для манипуляций [3].
  2. ВРЦ способствует оптимизации цен и сдерживанию затрат в краткосрочном периоде, сдерживание затрат в долгосрочном периоде зависит от того, как система ВРЦ спроектирована и реализована [4]. В 2007 году Турция, применяя ВРЦ, значительно сократила цены на лекарства, что привело к экономии бюджета в размере 1 миллиарда долларов США [5].
  3. Регулирующие органы могут использовать различные даты истечения срока патентной собственности на лекарственные средства. Например, если в какой-либо референтной стране истек срок действия патента на лекарственное средство, то возникает возможность использовать цены «дженериков» для снижения «внутренних» цен [6].
  4. Использование ВРЦ создает видимость прозрачности системы, что дает в свою очередь уверенность обществу в том, что цены не выше, чем в других странах. Общество крайне болезненно относится к высоким ценам на лекарства и поэтому данная тема является популярной среди СМИ и политиков. Так во время выборов президента США в 2016 году, тема цен на лекарства и возможного использование ВРЦ была одной из самых обсуждаемых среди кандидатов [7].
  5. Скидки фармацевтических компаний, на лекарственные средства предоставляемые странам с высоким ВВП могут положительно и отрицательно сказываться на ценах в странах использующих ВРЦ. Например, скидка в размере 20% на лекарственный препарат, предоставляемый Франции, позволит снизить среднюю цену лекарства на 47% по странам Европейского Союза. Стоит отметить, что снижение произойдет, если страны будут использовать чистые или дисконтированные цены вместо прейскурантных цен [8].

Страны ЕАЭС по-разному используют политику ВРЦ, это связано с тем, что члены интеграционного союза различаются количеством населения, уровнем дохода, размерами фармацевтического рынка, эффективностью государственного аппарата и т.д. Так страны ЕАЭС в своих референтных корзинах используют разное количество стран. Республика Казахстан в своей корзине использует 16 референтных стран и «страну производитель» лекарственного средства. Республика Беларусь в свою корзину включила 13 стран и «страну производитель» лекарственного средства. Республика Кыргызстан ссылается на 11 референтных стран, а также на альтернативные страны (другие страны, где зарегистрировано лекарственное средство). Российская Федерация в своей референтной корзине также использует 11 стран и «страну производитель» лекарственного средства [8]. В таблице №1 представлены государства входящие в референтные корзины стран ЕАЭС на 2020 год. Как говорилось ранее, в Республике Армения метод ВРЦ не применяется.

Таблица 1

Референтные корзины стран ЕАЭС

Республика КазахстанРеспублика БеларусьКыргызская РеспубликаРоссийская Федерация
1ВенгрияВенгрияВенгрияВенгрия
2ЧехияЧехияГрузияЧехия
3РумынияРумынияХорватияРумыния
4ПольшаПольшаБеларусьПольша
5ЛатвияЛатвияЛатвияГреция
6ЛитваЛитваУкраинаСловакия
7ЭстонияЭстонияКазахстанБельгия
8БолгарияБолгарияМолдоваНидерланды
9РоссияРоссияРоссияФранция
10ТурцияКыргызстанАрменияТурция
11СловакияАрменияТаджикистанИспания
12СловенияКазахстанАльтернативные страны, где зарегистрировано лекарственное средствоСтрана

производитель

13ГрецияМолдова
14АзербайджанСтрана производитель
15Беларусь
16Хорватия
17Страна производитель

Так согласно данным таблицы №1, Белоруссия и Кыргызстан при выборе референтных стран используют три общепринятых критерия. Первый критерий: страны, с которыми существуют «тесные экономические взаимоотношения», у Белоруссии это Россия, Казахстан, Кыргызстан, Армения и Молдова, у Кыргызстана это Грузия, Беларусь, Латвия, Украина, Казахстан, Молдова, Россия, Армения и Таджикистан. Вместе с этим критерием, Белоруссия также использует критерий «географическая близость к референтной стране», используя соседние региональные страны Венгрию, Чехию, Румынию, Польшу, Латвию, Литву, Эстонию и Болгарию. Кыргызстан дополнительно использует критерий «страны маяки», используя в качестве маяков Венгрию и Хорватию. Какой принцип выбора критериев был при составлении российской референтной корзины, определить не удалось. Так, Россия в свою референтную корзину не включила страны из ЕАЭС.  В российской референтной корзине только у Турции, Румынии и Польши совпадает с Россией критерий «схожий уровень экономического развития». Венгрия, Чехия, Греция, Словакия, Бельгия, Нидерланды, Испания и Франция по данному критерию имеют более высокие показатели [8]. Казахстан при формировании референтной корзины не включил в нее две страны из ЕАЭС, Армению и Кыргызстан. Если рассматривать референтную корзину Казахстана, то Азербайджан включен по причине «географической близости к референтной стране», Россия и Беларусь являются партнерами по ЕАЭС и имеют «тесные экономические взаимоотношения», Болгария, Турция, Румыния, Польша и Хорватия имеют критерий «схожий уровень экономического развития». А вот Венгрия, Чехия, Латвия, Литва, Эстония, Словакия, Словения и Греция по уровню номинального ВВП на душу населения рассчитанным международным валютным фондом в 2019 году значительно превышают показатели Казахстана.

Таблица 2

Особенности системы ВРЦ в странах ЕАЭС

СтраныСфера действияУровень регулирования ценРасчет справочных цен в референтных странахПериод пересмотра цен
1Республика КазахстанВсе виды лекарствЦены производителя (Франко завод)Средняя цена.2 раза в год
2Республика Беларусь37 международных непатентованных наименований лекарственных средств для лечения онкологических и сердечно-сосудистых заболеванийЦены производителя (Франко завод)Среднее арифметическое значение минимальных отпускных цен или средневзвешенная цена за прошлый календарный годПилотный проект до конца 2020 года
3Кыргызская РеспубликаЛекарства, включенные в справочник лекарственных средств, возмещаемых по Дополнительной программе ОМС и Программе государственных гарантий по обеспечению граждан медико-санитарной помощьюЦены производителя (Франко завод)Средняя цена.1 раза в 3 месяца
4Российская ФедерацияПеречень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП)Цены производителя (Франко завод)Минимальная отпускная цена1 раза в год

В таблице №2 показаны различные особенности внешнего референтного ценообразования в странах ЕАЭС. Так Казахстан использует ВРЦ для всех видов лекарств, Россия, Кыргызстан и Белоруссия используют ВРЦ для возмещаемых лекарственных средств. В Белоруссии это возмещаемые лекарства для лечения онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, в Кыргызстане лекарства возмещаемые в рамках государственных программ, в России возмещаемые лекарственные средства из перечня ЖНВЛП. Все страны ЕАЭС в своих корзинах используют цены производителей (Франко-завод). В странах ЕАЭС по-разному рассчитывают справочную цену на лекарственные средства. Самым популярным методом расчета цен оказался метод средней цены из референтной корзины стран, данный метод используют Казахстан и Кыргызстан. В России используют минимальную отпускную цену производителя на лекарственный препарат в референтной стране. В Белоруссии применяют сразу два метода: среднее арифметическое значение минимальных отпускных цен и средневзвешенная цена за прошлый календарный год, в результате сравнения двух цен выбирается минимальная цена. Периоды пересмотра цен на лекарственные средства также разнятся в странах ЕАЭС. Чаще всего пересматриваю цены на лекарственные средства в Кыргызстане, один раз в три месяца. В Казахстане пересматривают референтные цены два раза в год, в России один раз в год. В Белоруссии ВРЦ является пилотным проектом, который будет реализовываться до конца 2020 года.

В основном в развитых странах, ВРЦ используют как один из методов сдерживания роста цен и определения реимбурсации (возмещения) на лекарственные средства. Странам ЕАЭС стоит обратить внимание на опыт данных стран при проведении политики возмещения на лекарственные средства. Например, Республика Казахстан только с 2020 года установила правила осуществления реимбурсации на лекарственные средства и медицинские изделия. Также не стоит использовать ВРЦ как единственный метод определения цены на лекарственные средства. Так Euripid Collaboration (Европейская база данных цен на лекарства) в 2018 году рекомендовала странам использовать ВРЦ в сочетании с другими инструментами ценообразования [10]. У каждой страны ЕАЭС существует свой подход при реализации ВРЦ, что затрудняет изучение и понимание его влияния на ключевые политические цели. Поэтому возникает необходимость координации действий между странами ЕАЭС. Объединение стран в различные региональные союзы для ведения переговоров о ценообразовании на лекарственные средства, совместных закупках и обмена информацией становится новым трендом в современном мире. В последние годы в Европе были созданы такие союзы стран как:

1) Валлетская декларация — (Кипр, Греция, Ирландия, Италия, Мальта, Румыния, Испания, Словения, Португалия и Хорватия);

2) Инициатива Бенилюкса (Beneluxa) — (Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Австрия, Ирландия);

3) Инициатива возглавляемая Польшей — (Польша, Венгрия, Словакия, Хорватия, Литва, Словения и Чехия) [11].

Исследования, проводимые в других странах, показывают, что объединенные закупки позволяют экономить около 10% расходов на фармацевтическую продукцию [12]. Опыт работы с «Оборотным фондом» и централизованными механизмами закупок, используемыми в Бразилии, Аргентине, Уругвае и в Чили, показал, что, консолидируя требования к продукту и увеличивая объемы закупок, покупатели могут извлечь выгоду от эффекта масштаба, приводящий к снижению цен и повышению эффективности закупок [13]. Расширенное использование объединенных закупок действительно может способствовать повышению эффективности и снижению колебаний цен на лекарства. В июне 2019 года «Mercosur» — торговый блок, состоящий из Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая — объявил о соглашении, о совместных переговорах по ценам на некоторые дорогостоящие лекарства. Странам ЕАЭС для эффективного функционирования системы ВРЦ, также необходимо совместно регулировать цены на лекарственные средства, обмениваться информацией и проводить совместные закупки лекарственных средств.

Таким образом, страны ЕАЭС постепенно начиная с 2010 года, внедряли системы ВРЦ для эффективного сдерживания цен на лекарственные средства. В течение десяти лет системы ВРЦ стран ЕАЭС были неоднократно реформированы, пересматривались корзины референтных стран, методы расчета цен и т.д. За столь короткий срок странам ЕАЭС удалось добиться определенных успехов в построение систем ВРЦ, несмотря на это необходимо дальнейшее сотрудничество в рамках интеграционного объединения. Россия, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан и Армения должны совместно вести переговоры по ценам и скидкам на приоритетные лекарственные средства, делать совместные закупки лекарств, обмениваться информацией о ценах, разрабатывать совместно законодательные акты и т.д. Как показывает опыт различных интеграционных объединений, лишь объединив усилия, страны ЕАЭС смогут эффективно сдерживать цены на лекарственные средства и обеспечивать население необходимыми лекарственными препаратами.

Библиографический список

1. Bharath A, Ando G. Then and now: the evolution of international reference pricing globally [abstract PHP12]. Value Health. 2011;. doi:10.1016/j.jval.2011.08.564.
2. Folino-Gallo, P., Muscolo, L., Vogler, S., et al. PHIS Glossary: glossary for pharmaceutical policies/systems developed in the Pharmaceutical Health Information System (PHIS) Project 2011. Vienna: WHO Collaborating Centre for Pharmaceutical Pricing and Reimbursement Policies; 2011.
3. J. Espin, J. Rovira, A. Olry de Labry External reference pricing. WHO; Health Action International. http://www.haiweb.org/medicineprices/24072012/ERP final May 2011.pdf, Accessed 6th Aug 2019.
4. Co., L., Gleitzer, S., Chuyen Lee, S., Zhang, M .: Health technology assessment, international reference prices and budget control tools from a Chinese perspective: what are current events and future considerations? The value of health reg. Issues 9, 15–21 (2016). https://doi.org/10.1016/j.vhri.2015.06.06.004.
5. Tatar, M., Mollahaliloğlu,S., Şahin,B., Aydın,S., Maresso,A., Hernández-Quevedo, C.: Turkey: health system review, vol. 13. In: European Observatory on Health Systems and Policies (2011).
6. Panos Kanavos, Anna‑Maria Fontrier, Jennifer Gill, Olina Efthymiadou. Does external reference pricing deliver what it promises? Evidence on its impact at national level. The European Journal of Health Economics (2020) 21:129–151 https://doi.org/10.1007/s10198-019-01116-4 (Опубликовано по 3 октября 2019 года в Европейском журнале экономики здравоохранения, DOI: 10.1007 / s10198-019-01116-4).
7. Kanavos, P., Nicod, E., Espin, J., Van Den Aardweg, S.: Short and long-term efects of value-based pricing vs. external price referencing. Eminet, LSE (2010).
8. European Commission: Study on enhanced cross-country coordination in the area of pharmaceutical pricing. Https: //ec.europa.eu/ health/sites/health/fes/systems_performance_assessment/docs/ pharma product pricing_frep_en.pdf (2015). Accessed 8 June 2016.
9. Иванова М.С., Орлов А.С. Анализ изменений в государственном регулировании цен на российском фармацевтическом рынке. Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет. 2018. С. 141-144.
10. Habl, C; Schneider, P; Sebesta, R; Németh, G (November 2018). "Euripid Collaboration Guidance Principles for External Reference Pricing in Europe". European Journal of Public Health. 28 (suppl_4). doi:10.1093/eurpub/cky212.217.
11. Emma Eatwell, Anna Swierczyna. Emerging voluntary cooperation between European healthcare systems: Are we facing a new future? Medicine Access @ Point of Care, May 31, 2019. https://doi.org/10.1177/2399202619852317.
12. DeRoeck D, Bawazir SA, Carrasco P, Kaddar M, Brooks A, Fitzsimmons J, Andrus J. Regional group purchasing of vaccines: review of the Pan American Health Organization EPI revolving fund and the Gulf Cooperation Council group purchasing program. Int J Health Plann Manag. 2006; 21(1):23–43.
13. Kohler JC, Mitsakakis N, Saadat F, Byng D, Martinez MG. Does Pharmaceutical Pricing Transparency Matter? Examining Brazil's Public Procurement System. Glob Health. 2015;11:34-015-0118-8.