Abstract: The position of Russian experts in the field of Russian-Chinese relations is presented in detail in the article. The foreign economic interests of Russia in cooperation with China were identified in the work. Special attention was paid to the areas of foreign economic cooperation, as well as the difficulties and problems arising in the process of such cooperation.
Keywords: foreign economic cooperation between Russia and China, areas of cooperation, foreign economic interests of Russia.
Внешнеэкономическое сотрудничество Российской Федерации и Китайской Народной Республики является актуальной темой для исследования в связи с тем, что Китайская Народная Республика в последние годы занимает лидирующую позицию в списке экономических стран-партнеров Российской Федерации.
Во внешнеэкономической стратегии Российской Федерации до 2020 года[1], разработанной Министерством экономического развития РФ, закреплены приоритетные направления сотрудничества России с Китаем (рисунок 1):
Рисунок 1. Приоритетные направления сотрудничества России с Китаем источник: составлено автором на основе данных «Внешнеэкономической стратегии Российской Федерации до 2020 года»
Российские ученые, профессора из института Дальнего Востока РАН, историки-востоковеды и другие исследователи по разному характеризуют сценарии дальнейшего развития взаимоотношений России и Китая. На наш взгляд, внешнеэкономические интересы России в двустороннем сотрудничестве с Китаем можно разделить на пять основных направлений (рисунок 2).
Рисунок 2. Внешнеэкономические интересы России с Китаем
Источник: составлено автором
Каждое из направлений сотрудничества в определенной степени связано друг с другом. Пожалуй, ни у кого не вызовет сомнения тот факт, что, например, китайская инициатива «Один пояс, один путь»[2] свидетельствует о новой региональной политике КНР, затрагивающий не только двусторонние отношения со странами, лежащими на пути маршрута, но и взаимодействие в рамках Шанхайской организации сотрудничества, сопряжение «Одного пояса, одного пути» и Евразийского экономического союза, в которых Россия является одним из ключевых участников. Также не вызывает сомнения взаимосвязь развития транспортного сотрудничества на качество приграничного и регионального сотрудничества, которое в свою очередь имеет прямое отношение к объемам двусторонней торговли и т.д. Другими словами, внешнеэкономические интересы России подразумевают собой комплексный и всеобъемлющий подход к сотрудничеству с Китаем.
На наш взгляд, двусторонняя торговля России и Китая должна быть сосредоточена в первую очередь на региональном и приграничном сотрудничестве Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая. По традиции, Россия остается поставщиком энергоресурсов и продукции сельского хозяйства в Китай, а Китай в свою очередь поставляет уже готовые изделия, в том числе высокотехнологичные товары. Следует отметить, что в настоящее время наблюдается значительный рост объемов трансграничной электронной торговли. В России отсутствуют какие-либо законодательные акты, регулирующие эту сферу деятельности. Наблюдается постепенное снижение беспошлинного порога на ввоз товаров, перемещаемых в рамках электронной торговли, однако необходимо уделить этому вопросу большее внимание. На наш взгляд, целесообразно было бы создать российские торговые интернет-площадки и них осуществлять продажу российских товаров с высокой добавленной стоимостью, которые были бы произведены на территории России. Данным вопросам российско-китайской торговли были посвящены труды российских ученых.
Обобщим основные направления внешнеэкономических интересов России в сотрудничестве с Китаем по мнению российских ученых (таблица 1).
Таблица 1
Основные направления внешнеэкономических интересов России в сотрудничестве с Китаем
№ п/п | Направление внешнеэкономических интересов России в сотрудничестве с Китаем | Автор | Сложности и проблемы |
1 | Приграничное и региональное сотрудничество | М.В. Александрова | Недостаточная подготовка российской стороны в вопросе смыслового наполнения программ сотрудничества |
2 | Двусторонняя торговля | А.В. Пиковер | Отсутствие российской программы развития электронной торговли для китайского рынка |
3 | Энергетическое сотрудничество | В.А. Матвеев | Проблема установления цен на энергоносители |
4 | Транспортное сотрудничество | А.В. Островский | Низкая пропускная способность и медленные темпы реконструкции автомобильных дорог в России |
С.Л. Сазонов | Отсутствие альтернативных маршрутов движения, состояние несформированности опорной сети федеральных дорог в Дальневосточном федеральном округе, нехватка пропускной способности в приграничных зонах | ||
Д.А. Борисов | Низкая технологическая и административная база российской транспортной инфраструктуры | ||
5 | Участие России в китайской инициативе «Один пояс, один путь» | С.Г. Лузянин | Отсутствие полного понимания характера и направленности «внутренних» механизмов» внешних вызовов и угроз в сопряжении ЕАЭС и Шелкового пути |
В.Я. Портяков | Проблема привязанности и зависимости российской инфраструктуры от Китая при существенных вложениях инвестиций в транзит грузов из Китая | ||
К.Л. Сыроежкин | Размытость программы «Один пояс, один путь», конфликт интересов российских и китайских компаний на рынке углеводородов, ценовая политика в данном сегменте экономики | ||
Д.В. Ефременко | «Размытость» китайской программы «Один пояс, один путь» | ||
О.Ю. Соколова | Страны ЕАЭС заинтересованы в реиндустриализации и создании высокотехнологичных производств, в то время как КНР – в доступе к природным ресурсам | ||
Эксперты Российского совета по международным делам | Недостаток взаимопонимания и различные ожидания у российской и китайской сторон по поводу путей и модели взаимного сотрудничества |
Источник: составлено автором
Подводя итог, следует отметить, что основные внешнеэкономические интересы России в сотрудничестве с Китаем направлены на взаимодействие в сферах двусторонней торговли, транспорта, энергетики, приграничного и регионального сотрудничества, а также участия России в глобальной китайской инициативе «Один пояс, один путь». Учитывая ежегодное увеличение объема поставляемых в Китай российских энергоресурсов, Россия заинтересована в Китае как в стабильном потребителе данной статьи российского экспорта. Сотрудничество в области транспорта необходимо для улучшения дорожной инфраструктуры Дальнего Востока России за счет привлечения китайских инвестиций, к данному направлению стоит отнести развитие как автодорожной и железнодорожной транспортной сети, так и в области реконструкции портов. В ходе изучения внешнеэкономических интересов России с Китаем мы также выяснили, что Россия заинтересована в развитии приграничного и регионального сотрудничества. Примером этому может служить региональное сотрудничество Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая, которое позитивно скажется на сотрудничестве малых и средних предприятий. Участие России в китайской инициативе «Один пояс, один путь» дает возможность запустить внутреннее производство российской продукции на экспорт по маршруту инициативы, а также задействовать существующие международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2» на полную мощность.
[1] Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/vec2020
[2] «Один пояс, один путь» — китайская инициатива, объединяющая китайские проекты «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века» и продвигающая новую модель международного сотрудничества и развития с участием Китайской Народной Республики
Библиографический список
1. Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/vec20202. Лузянин С.Г. Россия - Китай: формирование обновленного мира: монография. - М.: Издательство «Весь Мир». - 2018. - 328 с.
3. Борисов Д.А. Сопряжение ЕАЭС и ЭПШП: комплементарный потенциал, индифферентная реальность // Вестник Томского государственного университета. - 2017. - № 419. - С. 109-114.
4. Экономика КНР в свете решений XIX съезда КПК: сборник / под ред. А.В. Островского; сост. П.Б. Каменнов. - М.: ИДВ РАН, 2019. - 288 с.
5. Ефременко Д.В. Сопряжение китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» и интеграционного проекта «Евразийский экономический союз» в контексте трансформаций современного мирового порядка // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Выпуск XXIII: ежегодное издание. - М.: ИДВ РАН. - 2018.
6. Соколова О.Ю., Скворцова В.А., Антипова Ю.И. Евразийский экономический союз и Экономический пояс Шелкового пути: проблемы и перспективы сотрудничества // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2018. - № 2 (46). - С. 148.