Abstract: The scale of development of international tourism verifies its global character. The change of the world tourist map happens due to growth of quantity of the countries that have integrated in the world economic and humanitarian space. The state and the dynamics of development of the international tourism market are reviewed in the article, the main participants of the international tourism market are identified.
Keywords: international tourism market, tourist arrivals, recipient country, donor country, exports of services, imports of services.
Наиболее динамично развивающейся составляющей международного рынка услуг является туристический рынок, о чем свидетельствует рост удельного веса туризма в мировом экспорте-импорте услуг, увеличение поступлений от международного туризма, рост его доли в формировании ВВП стран, увеличение численности занятых в этой сфере. Все эти факторы обусловливают необходимость исследования тенденций и закономерностей развития международного туристического рынка, идентификации его ключевых участников, анализа смены позиций основных экспортеров и импортеров данного вида услуг.
Общим вопросам развития международного туристического обмена посвящены труды отечественных и зарубежных экономистов, в частности Артемовой Е.И. [1], Илясовой Ю.В. [2], Кестера Дж. [6], Лепендиной Е.С. [3], Побирченко В.В., Шутаевой Е.А. [4], Шичковой Е.В. [5] и др. Вместе с тем, постоянные изменения в динамике и географической структуре международной торговли туристическими услугами в условиях региональной трансформации обуславливают актуальность темы исследования.
Цель статьи – исследование современного состояния развития международного туристического рынка и идентификация основных участников международного туристического рынка в разрезе изменения их позиций.
В ходе исследования были использованы методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, статистические и графоаналитические методы для определения современных тенденций развития международной торговли туристическими услугами и ее структуры.
Анализ статистических данных свидетельствует о стабильном росте количества путешествующих. Согласно данным Всемирной туристкой организации (ЮНВТО), за период 2011-2015 гг. число международных прибытий выросло на 19 % до 1186 млн. (рис. 1).
Поступления от международного туризма выросли с 1042 млрд. долл. США в 2011 г. до 1260 млрд. долл. США в 2015 г. [7; 10]. Шестой год подряд сохраняется положительная динамика в развитии данного сегмента мирового рынка после глобального экономического кризиса в 2009 г.
Рисунок 1 – Число международных прибытий туристов, 2011-2015 гг., млн. [7-10]
На развитие потоков туризма в 2015 г. повлияли три ключевых фактора: сильные колебания обменного курса, снижение цен на нефть и другие товары, обострение проблемы обеспечения общественной безопасности на фоне совершения терактов в городах — крупных туристических центрах.
За пятилетний период произошел рост стоимостных показателей экспорта и импорта туристических услуг на 14,5 % и 27,2 % соответственно (рис. 2).
Рисунок 2 – Объемы мирового экспорта и импорта туристических услуг в 2011-2015 гг., млрд. долл. США [11]
Динамика мирового экспорта-импорта туристических услуг в 2015 г. по сравнению с 2014 г. связана не столько со снижением спроса на международный туризм, сколько с колебаниями курсов валют.
Несмотря на снижающиеся темпы развития внешней торговли туристическими услугами, развитые страны остаются лидерами на мировом рынке. По данным ЮНКТАД, по состоянию на 2015 г. они обеспечивали 53 % мирового экспорта (рис. 3).
Рисунок 3 – Структура мирового экспорта туристических услуг по группам стран в 2011-2015 гг., %
Источник: рассчитано автором на основании [11]
Развивающиеся страны быстрыми темпами наращивали объемы экспорта туристических услуг, что позволило им приблизиться к позициям развитых стран со значением 45 % мирового рынка. Страны с переходной экономикой, обеспечивающиеся 2 % мирового экспорта, не оказывают существенного влияния на развитие туристического сегмента мирового хозяйства.
Указанные выводы, полученные на основании анализа статистических данных ЮНКТАД, коррелируют с рейтингом стран мира по показателям международных прибытий и поступлений от международного туризма. Так, основными центрами по приему туристов являются такие развитые страны, как Франция, США, Испания, Италия, Германия и Великобритания (табл. 1). Среди развивающихся стран высокие позиции в рейтинге занимают Китай (в 2015 г. четвертая позиция с долей в мировом экспорте 56,9 %) и Турция (6 позиция, 39,5 %).
Таблица 1
Страны-лидеры по числу международных туристических прибытий в 2011-2015 гг., млн. [7-10]
Ранг | Страна | Год | ||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||
1 | Франция | 81,6 | 83,0 | 83,6 | 83,7 | 84,5 |
2 | США | 62,7 | 66,7 | 70,0 | 75,0 | 77,5 |
3 | Испания | 56,2 | 57,5 | 60,7 | 64,9 | 68,2 |
4 | Китай | 57,6 | 57,7 | 55,7 | 55,6 | 56,9 |
5 | Италия | 46,1 | 46,4 | 47,7 | 48,6 | 50,7 |
6 | Турция | 34,7 | 35,7 | 37,8 | 39,8 | 39,5 |
7 | Германия | 28,4 | 30,4 | 31,5 | 33,0 | 35,0 |
8 | Великобритания | 29,3 | 29,3 | 31,1 | 32,6 | 34,4 |
9 | Мексика* | — | — | 24,2 | 29,3 | 32,1 |
10 | Российская Федерация | 22,7 | 25,7 | 28,4 | 29,8 | 31,3 |
*Примечание: в 2011-2012 гг. Мексика не входила в десятку лидеров по приему туристов.
Россия – единственный представитель в рейтинге ЮНВТО из стран с переходной экономикой, обеспечивающий 31,3 % мирового экспорта туристических услуг. Однако с 2015 г. страна опустилась на одну строчку, уступив место Мексике (32,1 %), которая вошла в число лидеров в 2013 г.
Лидерами по показателю поступлений от международного туризма являются те же страны, что и по числу прибытий туристов. По итогам 2015 г. в их число вошли США (получено 204,5 млрд. долл. США), Китай (114,1 млрд. долл. США), Испания (56,5 млрд. долл. США) и Франция (45,9 млрд. долл. США) и др. (табл. 2).
Неизменным лидером на протяжении исследуемого периода остаются США. Благодаря высоким темпам развития, Китай поднялся с четвертой на вторую позицию в мировом рейтинге. Аналогично Таиланд не только в 2012 г. вошел в десятку передовых стран по сумме поступлений от международного туризма, но и к 2015 г. занял пятое место в мире.
Таблица 2
Страны-лидеры по сумме поступлений от международного туризма в 2011-2015 гг., млрд. долл. США [7-10]
Ранг | Страна | Год | ||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||
1 | США | 115,6 | 126,2 | 172,9 | 191,3 | 204,5 |
2 | Китай | 48,5 | 50,0 | 51,7 | 105,4 | 114,1 |
3 | Испания | 59,9 | 56,3 | 62,6 | 65,1 | 56,5 |
4 | Франция | 54,5 | 53,6 | 56,7 | 58,1 | 45,9 |
5 | Великобритания | 35,1 | 36,2 | 41,0 | 46,5 | 45,5 |
6 | Таиланд* | — | 33,8 | 41,8 | 38,4 | 44,6 |
7 | Италия | 43,0 | 41,2 | 43,9 | 45,5 | 39,4 |
8 | Германия | 38,9 | 38,1 | 41,3 | 43,3 | 36,9 |
9 | Гонконг (Китай) | 27,7 | 33,1 | 38,9 | 38,4 | 36,2 |
10 | Макао (Китай) | 38,5 | 43,7 | 51,8 | 42,6 | 31,3 |
*Примечание: в 2011 г. Таиланд не входил в десятку лидеров.
Изменение позиций стран в данном рейтинге ЮНВТО отображает не только реальное положение дел в развитии туристического сектора, но в значительной степени колебания курсов валют.
В развитых и развивающихся странах высокий уровень развития характерен как для внутреннего, так и международного туризма. Развитию международного туризма в развивающихся странах способствовало создание благоприятного торгового режима, институциональной среды, укрепление потенциалы потенциально перспективных секторов, совершенствование системы образования. В странах с переходной экономикой преобладает международный туризм, при этом наблюдается возобновление рынка внутреннего туризма.
В среднесрочной перспективе, по оценкам ученых [3; 6], доминирование развитых стран сохранится. Расширение участия в международной торговле туристическими услугами развивающихся стран сдерживается ограниченными финансовыми, кадровыми, институциональными ресурсов, а также введением другими странами торговых ограничений для защиты своих рынков и интересов. В долгосрочной перспективе развивающиеся страны имеют реальную возможность повысить конкурентоспособность и расширить свою долю на мировом рынке.
На основании статистических данных ЮНВТО и ЮНКТАД можем сделать выводы, что по таким показателям, как доля в структуре мирового туристического рынка, интенсивность туристических потоков и уровень доходов выделяют группу стран, которые традиционно являются монополистами мирового туристического рынка. К их числу относятся США, Китай, Франция, Испания, Италия, Германия. Основными факторами, которые обусловливают лидирующее положение данной группы стран, являются мощная туристическая инфраструктура, высокий уровень сервиса для туристов и высокая маркетинговая активность в сфере продвижения своего туристического продукта на мировой рынок.
Масштабы развития международного туризма свидетельствуют о его глобальном характере. Исследование динамики туристических потоков также позволяет выделить группу наиболее динамических туристических центров, которые на данный момент не относятся к странам-лидерам мирового туристического рынка, однако демонстрируют высокие темпы прироста туристических потоков и доходов от туризма. К ним можно отнести Мексику, Таиланд, административные единицы Китая – Гонконг и Макао и др. Высокий потенциал для развития международного туризма обусловлен наличием у данной группы стран отличительных конкурентных преимуществ: уникальные туристические ресурсы, высокая ценовая конкурентоспособность и относительно высокий уровень сервиса для туристов.
Библиографический список
Артемова Е.И., Цаценко Н.А. Международный опыт управления в сфере продвижения и развития туризма // Научный журнал КубГАУ. – 2013. – № 92 (08). – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-opyt-upravleniya-v-sfere-prodvizheniya-i-razvitiya-turizma.2. Илясова Ю.В., Орехова Т.А., Тополь Б.Я. Тенденции развития международного рынка туристических услуг // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – № 3. – С. 79-83.
3. Лепендина Е.С. Современные тенденции формирования и регулирования глобального рынка услуг: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.14 / Е.С. Лепендина. – М., 2011. – 24 с.
4. Побирченко В.В., Шутаева Е.А. Тенденции развития международного туризма // Инновационная наука. – 2016. – № 10-1. – С. 101-103.
5. Шичкова Е.В. Продвижение территорий и международный туризм: проектно-ориентированный подход: учебно-метод. пособие. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2015. – 230 с.
6. Kester J. Tourism Trends and Marketing Strategies Programme // 2010 International Tourism Results and Prospects for 2011: UNWTO News Conference HQ. – Madrid, Spain. – 2011. – 16 р.
7. UNWTO Tourism Highlights, 2013 edition / The World Tourism Organization. – 2013. – 15 p.
8. UNWTO Tourism Highlights, 2014 edition / The World Tourism Organization. – 2014. – 15 p.
9. UNWTO Tourism Highlights, 2015 edition / The World Tourism Organization. – 2015. – 15 p.
10. UNWTO Tourism Highlights, 2016 edition / The World Tourism Organization. – 2016. – 15 p.
11. http://unctadstat.unctad.org. – Statistics of the UNCTAD.