Abstract: . Some problems of functioning of retail chain stores of the Republic of Crimea in the conditions of transformation of economic communications are considered. The main programs of the state support directed to optimization of system of supply of the enterprises of the peninsula with material resources are investigated. The role of the created logistic territorial distribution centers in optimization of a tovaroobespecheniye of the Republic of Crimea and decrease in cargo tension of transport infrastructure in the region is noted. The directions of improvement of the organization of a tovarosnabzheniye of retail chain stores including business planning of purchasing activity are offered; adjustment of the contractual relations with regional producers; reduction of a zvennost and drawing up schedules of delivery; increase in skill level and overall performance of personnel
Keywords: purchasing activity, retail chain stores, merchandising, logistic
Основой получения прибыли торговым предприятием является четко налаженная работа по закупке товаров, которая подразумевает организацию хозяйственных связей с поставщиками и производителями товаров, с целью формирования торгового ассортимента. Товароснабжение предполагает создание технологической цепи, способной обеспечить своевременное и бесперебойное доведение необходимого количества товаров от производства до потребителей. Как известно, рациональность организации названного процесса характеризуется планомерностью, ритмичностью, оперативностью и технологичностью.
Предприятия торговли Республики Крым в новых экономических условиях столкнулись с проблемами товарообеспечения, вызванными разрывом хозяйственных связей с украинскими предприятиями-производителями и поставщиками, а также санкционными ограничениями, введенными со стороны ряда европейских стран. Названные изменения потребовали переориентации системы закупок на новые источники поступления товаров.
На формирование новых хозяйственных связей существенное влияние оказывает отсутствие наземной (автомобильной и железнодорожной) транспортной инфраструктуры, соединяющей Крым с другими российскими регионами. Следует также учитывать, что перебои в поступлении товаров, связанные с особенностями работы паромной переправы, усугубляются отсутствием в регионе логистических центров, деятельность которых позволила бы рационализировать систему закупок. [1]
Согласно статистике, более половины торговли в Крыму сегодня осуществляется на рынках и в небольших торговых предприятиях. Немногочисленные сетевые магазины на полуострове в основном сосредоточены в Симферополе, Севастополе и Ялте. За последние два года крымский рынок покинули ряд украинских и европейских торговых сетей, согласившихся с условиями введенных санкций, такие как «еBay», «Аmazon», «Виза» и др. Однако не все украинские торговые сети приняли такое решение. Например, ООО «Бизнес-Юг» в настоящее время осуществляет руководство продолжающей работу на полуострове сетью магазинов «Фуршет», объединяющей 14 супермаркетов. [2]
По информации, размещенной на сайте Министерства промышленной политики Республики Крым, среди крупных торговых сетей, осуществляющих деятельность на полуострове, наиболее многочисленной является заменившая торговую сеть «АТБ» торговая сеть ООО «ПУД», объединяющая 50 предприятий. Среди супермаркетов, осуществляющих продажу универсального ассортимента продовольственных товаров, а также предметов домашнего обихода выделяется торговая сеть «Ассорти — Крым», включающая 10 предприятий. Названная торговая сеть частично заменила торговую сеть «Сильпо», в которой осталось 6 предприятий, переименованных в ООО «Крымторг — С». [2]
По данным специалистов, помимо продуктовых сетей на крымском рынке сегодня работает 46 федеральных брендов, которым принадлежат 117 магазинов. В основном это спортивные сети, гипермаркеты бытовой техники и электроники, парфюмерии и косметики, одежды. [3]
После ввода в эксплуатацию моста через Керченский пролив, количество федеральных торговых сетей, представленных в Крыму, должно заметно вырасти. Так к 2018 году на территорию республики планируют войти торговые сети «Рив Гош», «220 Вольт», «Магнит» и другие, названия которых пока не разглашается в целях предотвращения ужесточения санкций.
Учитывая существующие проблемы в отношении организации системы товароснабжения и, как следствие, низкой эффективности закупочной деятельности многие торговые предприятия, в том числе достаточно известные в мировой практике торговые сети, прибегают к ряду перспективных механизмов, используя проверенные подходы к рационализации системы товароснабжения. К примеру, такие известные мировые торговые сети, как «Ашан» и «OGGI» успешно функционируют на крымском рынке, не взирая на существующие санкции и другие экономические ограничения, благодаря четко налаженной системе закупочной деятельности а торговая сеть «MetroCash&Carry» осуществляет свою деятельность в регионе через торговое подразделение — ООО «Ритейл проперти 6».
Проведенные исследования, позволили сделать заключение о том, что договорные отношения названных торговых сетей с поставщиками осуществляются на основании долгосрочных хозяйственных связей, закупки производятся в больших объемах, а для размещения продукции организации используют специализированные складские помещения – накопительные склады. Значительная роль в организации процесса отводится системе информационного обеспечения. Регулярно ведутся работы по мониторингу сбыта. В таких торговых сетях четко налажена транспортная логистика, имеется свой автопарк, что значительно повышает эффективность закупочной деятельности и уровень конкурентоспособности предприятия в целом не только на региональном, но и на российском рынке.
На сайте Министерства промышленной политики Республики Крым размещены перечни предприятий, расположенных в различных регионах Российской Федерации, заинтересованных в налаживании сотрудничества с крымскими розничными и оптовыми предприятиями, осуществляющими торговлю товарами продовольственной и непродовольственной групп. В их числе производители и поставщики Москвы и Московской области; Краснодарского и Ставропольского краев; Курска; Брянской, Ростовской и Челябинской областей; республик Беларусь и Казахстан, а также Польши. [2]
С целью развития региона и поддержки малого и среднего предпринимательства Министерством экономического развития Российской Федерации, совместно с Министерством экономического развития Республики Крым, разработан ряд программ и проектов экономико-социального развития республики, направленных на адаптацию предприятий, в том числе и торговых, к нормам российского законодательства, а также на повышение эффективности осуществляемой ими деятельности. [4, 5]
Для поддержания местных производителей в рамках целевых программ Совет министров Крыма намерен организовать сотрудничество между местными производителями сельскохозяйственной продукции и торговыми сетями, что даст возможность более динамичному продвижению региональной продукции.
Следует учесть, что интеграция региона в российскую экономику предусматривает двухстороннее сотрудничество. Среди крымских производителей, имеющих возможность и готовых поставлять продукцию в торговые сети Крыма и других регионов Российской Федерации, значится 40 производителей товаров продовольственной группы и 31 — непродовольственной. [2]
Для оптимизации товарообеспечения Республики Крым и снижения грузовой напряженности транспортной инфраструктуры в регионе ведется работа по созданию логистических территориально-распределительных центров: в Керчи (два терминала) и Феодосии (в п.г.т. Приморский). Планируется создание и развитие на базе ООО «АРМА ТЕХ КРЫМ» (г. Симферополь) бизнеса, направленного на построение качественной складской и транспортной логистики, а также создание и развитие торгово-логистического центра «Депо 22» в Симферопольском районе. [6]
Помимо этого инвесторами выделяются средства на реализацию проектов по созданию логистической инфраструктуры для обеспечения продвижения на крымском рынке товаров некоторых производителей. Так ООО «Молочный юг» планирует вложить средства в обеспечение бесперебойных поставок молочной продукции, производимой компанией «Вкуснотеево», в торговые точки Республики Крым.
Таким образом, в новых экономических условиях хозяйствования развитие торговли в Республике Крым сдерживается как внешнеполитическими, так и логистическими факторами. На основании проведенных исследований, нами выделены следующие направления совершенствования организации товароснабжения:
— бизнес-планирование закупочной деятельности;
— снижение затрат на закупку товаров, в том числе и за счет налаживания договорных отношений с региональными производителями;
— рационализация товароснабжения путем сокращения звенности и составления графиков завоза;
— повышение уровня квалификации работников отдела закупок, проведение оценки эффективности выполняемых ими работ.
Библиографический список
1. Анализ экономического положения, угроз и перспектив развития Крыма после присоединения к России: Информационно-аналитический доклад. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crimeagreeneconomy.ru/images/data/gallery/1_9014_Analiz_ekonomicheskogo_polozheniya_Krima.pdf.2. Официальный сайт Министерства промышленной политики Республики Крым – [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mprom.rk.gov.ru/rus/info.php?id=604413 (дата обращения 10.01.17)
3. Запускалов, А.В. В Крым должны прийти федеральные торговые сети – [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.domofond.ru/statya/v_krym_dolzhny_priyti_federalnye_torgovye_seti/56
4. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон от 28.12.2009 года N 381-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа -http://docs.cntd.ru/document/902192509
5. Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года: Федеральная целевая программа. – [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/41d4fa3a896280aaadfa.pdf.
6. Инвестиционный портал Республики Крым – [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://invest-in-crimea.ru (дата обращения 12.01.17.)