Индекс УДК 316.46
Дата публикации: 26.02.2025

Факторы эффективного лидерства в организации

Factors of effective leadership in an organization

Титкова Мария Викторовна


Старший преподаватель кафедры социальной работы и права
Санкт-Петербургский государственный университет
промышленных технологий и дизайна,
Санкт-Петербург

Titkova Maria Viktorovna

Senior Lecturer of the Department of social work and law
Saint Petersburg University of industrial technology and design,
Saint Petersburg
Аннотация: В статье человеческие ресурсы рассматриваются как главная движущая сила компании, от которой напрямую зависит ее конкурентоспособность и эффективность. Подчеркивается, что в современных социально-экономических реалиях изменяются требования к специалистам. Способность к лидерству рассматривается как одна из важных компетенций в условиях новой социально-экономической действительности. Раскрываются роль лидерства в организации и ключевые факторы эффективного лидерства.

Abstract: In the article, human resources are considered as the main driving force of a company, on which its competitiveness and efficiency directly depend. It is emphasized that in modern socio-economic realities, the requirements for specialists are changing. The ability to lead is considered as one of the important competencies in the context of the new socio-economic reality. The role of leadership in an organization and the key factors of effective leadership are revealed.
Ключевые слова: человеческие ресурсы, управление, компетенции, лидерство, качества, навыки, эффективность.

Keywords: human resources, management, competencies, leadership, qualities, skills, efficiency.



В условиях инновационной экономики основополагающим источником конкурентоспособности и эффективности трудовой деятельности являются человеческие ресурсы. Как отмечают некоторые исследователи «…введение категории «человеческие ресурсы» в научный оборот свидетельствует о том, что профессиональные знания, опыт, творческие навыки и предпринимательские способности работников действительно обеспечивают экономическую эффективность и конкретные преимущества организации в рыночной среде» [1, с. 108].

Сегодня внедрение цифровых технологий обусловливает значительные изменения потребностей в персонале и требований к специалистам: снижение спроса на профессии; сокращение жизненного цикла профессий; возникновение новых ролей и профессий; повышение требований к гибкости и адаптивности персонала повышение требований к «soft skills»; рост спроса на специалистов, обладающих «цифровой ловкостью» [2].

Подобные тенденции свидетельствуют об изменении требований к современным специалистам, о пересмотре ключевых компетенций, которыми индивиду необходимо обладать в целях достижения личностного и профессионального успеха в условиях цифровизации экономики. Исследователи отмечают, что в области экономики и управления человеческими ресурсами все более характерной проблемой становится недостаток инновационно-компетентных работников [3, с. 1075]. При этом именно человеческие ресурсы определяют конкурентоспособность конкретной организации и являются основополагающим фактором ее развития и эффективности. Человеческий капитал обеспечивает широкие возможности для решения таких экономических задач организации, как повышение производительности и темпов роста, внедрение инноваций и т.д. Использование лидерства как технологии управления позволяет организациям повышать свою результативность и наращивать прибыль, оказывая влияние на организационные ценности и культуру, на производительность сотрудников, на их удовлетворённость работой, на снижение текучести кадров.

В своевременных социально-экономических реалиях конкурентоспособность на личностном уровне предполагает сформированность целого комплекса компетенций, особое место среди которых занимает способность к лидерству. В новых реалиях роль лидерства в современных организациях существенно меняется. Перед современными лидерами сейчас стоит сложная задача – вести свои организации через сложный и постоянно меняющийся глобальный экономический ландшафт [4]. Грамотное компетентное лидерство в организации становится успешным инструментом обеспечения гибкой адаптации и реализации активного подхода к управлению изменениями, что способно обеспечить долгосрочный организационный рост и успешное развитие компании.

Анализ научной литературы показал, что лидерство определяется как умение человека влиять, мотивировать, вдохновлять и направлять людей для достижения целей организации [5]. Лидерство – «процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества» [6, с. 107]. Таким образом, лидерство следует понимать как искусство влияния на людей, которое позволяет обеспечить добровольное движение всех членов команды к достижению групповых целей.

Лидерство в организации предполагает наличие у лидера совокупности определенных личностных качеств и управленческих компетенций, оказывающих влияние на успех организации через сегменты взаимоотношений между уровнями управления, принятие бизнес-решений, коммуникацию, понимание целей и видение будущего организации [7, с. 2385].

Одними из важнейших качеств лидера, востребованных в условиях современной действительности, становятся социальный и эмоциональный интеллект, когнитивная гибкость, готовность к самоуправляемому обучению и непрерывной самообразовательной деятельности. Именно эти качества являются необходимым условием для эффективной реализации каждым человеком индивидуального жизненного и профессионального проекта в контексте новой научно-технологической реальности. Также ключевыми составляющими эффективного лидерства в новых реалиях являются способность лидера выступать в качестве проводника в условиях неопределенности; его умение принимать своевременные оптимальные решения в неоднозначных и сложных ситуациях; способность идти на риск.

К определяющим чертам лидерства относится способность принимать решения и нести за них ответственность; забота не только о личных интересах, но и ориентация на интересы и потребности социальной группы; умение управлять и руководить на принципах авторитета, доверия и взаимоуважения; умение распознавать ошибки и работать над их исправлением, оптимизировать процессы в целях достижения успеха команды и организации. Важными лидерскими качествами, влияющими на карьерный успех индивида и обеспечивающими ему конкурентоспособность, являются активно-деятельностное начало, инициативность, настойчивость и способность к риску. Для лидера характерно проявление осознанной активности, которая направлена на преобразование его самого и тех процессов окружающей действительности, в которых он задействован.

Для лидера ХХI века значимым фактором эффективности становится и развитость социальных навыков (навыки эффективного общения, успех в межличностных отношениях, понимание и удовлетворение потребностей последователей), а также способность вести за собой в глобальном контексте [8].

Итак, глобальные мировые изменения экономической системы и общества, динамичное внедрение новых технологий в производство товаров и услуг и ускоренная цифровизация экономики требуют от современных организаций высокой гибкости и адаптивности. В целях достижения устойчивого успеха в новых условиях организациям необходимо выстраивать и поддерживать эффективную конкурентную стратегию развития, развивать внутриорганизационную культуру сотрудничества, инвестировать в свои человеческие ресурсы и внедрять в управленческую практику такую эффективную технологию как лидерство.

Лидерство как технология личностного воздействия лидера на последователей, позволяющая добиваться поставленных целей на принципах добровольности, заинтересованности и без принуждения, способна повысить эффективность деятельности организации в постоянно изменяющемся мире. Лидерство может обеспечить гибкое руководство организацией на разных уровнях ее жизни и развивать адаптивность как способность организации к своевременному приспособлению и перестройке в условиях нестабильности окружающей среды.

Библиографический список

1. Одегов, Ю.Г. Чем управление человеческими ресурсами принципиально отличается от управления персоналом? Вестник Омского университета. – Серия «Экономика». – 2018. – № 1 (61). – с. 106-114.
2. Базовые компетенции цифровой экономики / Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации 2024» // Режим доступа: https://digital.ac.gov.ru/poleznaya-informaciya/4166/.
3. Яковлева, Е.А. Управление интеллектуальными ресурсами работников в условиях инновационного развития цифровой экономики // Креативная экономика. – 2018. – Том 12. – № 8. – С. 1073-1088.
4. Roll M. Leadership In The 21st Century. – Режим доступа: https://martinroll.com/resources/articles/leadership/leadership-in-the-21st-century/ (дата обращения: 15.02.2025).
5. Ahluwalia, L. Empowerment leadership and performance: Antecedents // TECHNOBIZ: International Journal of Business. – 2020. – № 3(2). – Pp. 35-39.
6. Муротмусаев К.Б., Тангрикулова Р. Социально-психологические особенности лидерства в управлении // Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS). – 2022. – Special Issue 2. – С. 107-113.
7. Bojkovska K., Dojchinovski T., Jankulovski N., Mihajlovski G., Bojkovski S., Joshevska E. Managerial challenges and leadership in function of development of modern agribusiness companies // Proceedings of the VIII International Agricultural Symposium „AGROSYM 2017“. Pp. 2384-2389.
8. Yalçınyigit S., Aktas H. A Research on the Relationship of Social Intelligence and Cultural Intelligence with Leadership Styles // Istanbul Business Research. – 2022. – pp. 1-26.