Abstract: This article is devoted to the definition of the development of a dynamically developing system of hotel business – hostel. The author briefly analyzes the state of the hostel market in Novosibirsk. The characteristics of the stages of the business life cycle are given.
Keywords: hostel, hotel business, Novosibirsk, tourism, business.
В современной России гостиничный бизнес развивается достаточно активно, в особенности индустрия хостелов. Хостел — система размещения, предоставляющая своим постояльцам на короткий или длительный срок жильё, являющееся, как правило, спальное место без дополнительных удобств в комнате.
Хостел, будучи временным жилищем, удовлетворяет фундаментальные потребности человека: физиологические (в хостеле созданы условия для комфортного сна, питания, гигиены, естественной нужды), потребность человека в защите и безопасности.
Как и любой бизнес, хостел имеет этап роста, этап переходного периода, этап зрелости и этап упадка. Автором подробно рассмотрен каждый из этапов.
На этапе быстрого роста проводится достаточно агрессивная рекламная и ценовая политика на оказываемые хостелом услуги, т.е. необходимо привлечь внимание к хостелу и поддерживать цены на достаточно доступном для целевой аудитории уровне. Неправильная ценовая политика на данном этапе может обернуться негативными последствиями для бизнеса, потому что новому, еще не зарекомендовавшему себя хостелу будет сложно соперничать с конкурентами, оказывающими аналогичные услуги за более низкую стоимость.
На этапе переходного периода возможен постепенный рост прибыли. Хостел зарабатывает репутацию на популярных сервисах бронирования: получает отзывы и оценки клиентов, которые повлияют на поток клиентов в будущем. Владельцу бизнеса необходимо осуществлять беспрерывный контроль над качеством предоставляемых услуг, работой сотрудников. Для принятия управленческих решений владельцу также необходимо анализировать ситуацию на рынке и, исходя из проведенного анализа, можно задуматься о пересмотре ценовой политики и расширении спектра оказываемых услуг.
На этапе зрелости происходит активная модернизация представляемых хостелом услуг, расширение их ассортимента, улучшение оборудования, ремонт. Целесообразен более серьезный подход к созданию фирменного стиля.
Завершающим этапом является период упадка, когда хостел поддерживает процесс получения прибыли за счет предоставляемых услуг.
По данным одних из крупнейших зарубежных систем интернет-бронирования отелей Booking.com и TripAdvisor в Новосибирске числится около 33 хостелов [3].
Для дальнейшего роста рынка хостелов имеются следующие предпосылки.
Рисунок 1. Число иностранных туристов г. Новосибирска 2015-2018. [2,4]
По статистическим данным, представленным на рисунке 1, за период с 2015 на 2016 год количество иностранных туристов увеличилось с 23 495 человек до 43 075 человек, а в 2017 до 50 787 человек. На данный момент, по итогам 2018 года, Новосибирск посетило 75 300 человек. Из полученных данных можно сделать вывод, что поток иностранных туристов растёт в среднем на 49,9% в год, что в свою очередь является положительным знаком для развития сферы гостиничного бизнеса.
Для расчёта средней стоимости проживания для одного взрослого за 1 ночь мною были взяты 10 наиболее популярных хостелов.
Таблица 1
Стоимость проживания за 1 ночь.
№ | Наименование хостела | Цена, руб. |
1 | Хостел Big Ben | 298 |
2 | Хостел Дом | 999 |
3 | Хостел Общежитие гостиничного типа Академия | 600 |
4 | Хостел Рус-Новосибирск | 407 |
5 | Хостел А 54 | 348 |
6 | Хостел Старый Центр | 484 |
7 | FunKey Хостел | 558 |
7 | Хостел On-Day | 580 |
9 | Хостел Парк | 435 |
10 | City Hostel | 484 |
Анализируя цены, представленные в таблице 1, можно сделать вывод, что средняя цена за проживание в хостеле составляет порядка 500 рублей за 1 день, что существенно дешевле, чем в отелях и апартаментах. Рынок хостелов в Новосибирске находится на подъеме. Учитывая тот факт, что ночь в хостеле в Новосибирске стоит дешевле по сравнению с отелем, пользоваться спросом они определенно будут.
Хостелы в своей деятельности должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных документов федеральных органов исполнительной власти и требованиям национального стандарта РФ “Общие требования к хостелам”.
Хостел, как и любой другой бизнес, может столкнуться с некоторыми рисками. Владелец должен заранее продумать как минимизировать эти риски:
- Риски, связанные с пожаром, затоплением, поломками оборудования минимизируются с помощью ежегодного страхования оборудования;
- Риски, связанные с воровством со стороны персонала минимизируются видеонаблюдением, учетом количества и состояния оборудования и расходных материалов;
- Риски, связанные с воровством со стороны постояльцев минимизируются видеонаблюдением и проверкой номера при выселении (обязанности администратора);
- Риски, связанные с недобросовестным исполнением должностных обязанностей сотрудников помогут снизить система мотивации и штрафных санкции;
- Риски, связанные с сезонностью поможет минимизировать система скидок в периоды «не сезона»;
- Риски, связанные с судебными разбирательствами помогут снизить продуманные правила проживания в хостеле, подписи сотрудников и постояльцев за то, что они были ознакомлены с техникой безопасности.
Таким образом, хостелы имеют большие перспективы для развития и укрепления на рынке. Анализируя выше сказанное, можно сделать вывод, что качество предоставляемых хостелами услуг и демократичные цены, позволяют говорить о том, что рынок перспективен и требует более внимательного отношения и поддержки со стороны государства.
Библиографический список
1. Баринов В.А. Бизнес-планирование // М.: ФОРУМ, 2009. 3-е изд. С. 256.2. Министерство экономического развития Новосибирской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://econom.nso.ru/sites/econom.nso.ru/wodby_files/files/news/2018/04/7_molchanova.pdf .
3. Система онлайн-бронирования отелей Booking. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.booking.com (дата обращения: 02.02.2019).
4. Система онлайн-бронирования отелей Ostrovok. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ostrovok.ru (дата обращения: 02.02.2019)
5. Сайт путешествий TripAdvisor. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tripadvisor.ru (дата обращения: 02.02.2019)
6. Информационное агентство FlashSiberia. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://flashsiberia.com/news/chislo-inostrannyh-turistov-v-novosibirskuyu-oblast-v-2018-godu-vyros-v-poltora-raza