Индекс УДК 334.72:330.3
Дата публикации: 31.08.2022

Функционирование малого и среднего бизнеса в новых реалиях: тенденции развития и пути преодоления последствий пандемии COVID-19

Functioning of small and medium-sized businesses in new realities: development trends and ways to overcome the consequences of the COVID-19 pandemic

Попов Юрий Александрович
старший преподаватель кафедры экономической теории,
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный
университет промышленных технологий и дизайна»

Popov Yuri Alexandrovich
senior lecturer of the Department of Economic Theory,
Saint Petersburg State University
of Industrial Technologies and Design
Аннотация: В данной научной работе раскрываются особенности экономического кризиса, связанного с пандемией Covid-19 и его влияние на малый и средний бизнес. Приводятся данные исследований об основных проблемах подобных предприятий. Анализируются меры поддержки со стороны государства и их значение в деятельности компаний. Подробно рассматриваются основные тенденции и кейсы, реализуемые организациями малого и среднего бизнеса. Сделаны выводы об их дальнейших перспективах развития.

Abstract: This scientific paper reveals the features of the economic crisis associated with the Covid-19 pandemic and its impact on small and medium-sized businesses. Research data on the main problems of such enterprises are presented. The measures of support from the state and their importance in the activities of companies are analyzed. The main trends and cases implemented by small and medium-sized businesses are considered in detail. Conclusions are drawn about their further development prospects.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, пандемия, Covid-19, спрос, ресурсы, затраты, ограничения.

Keywords: small and medium-sized businesses, pandemic, Covid-19, demand, resources, costs, restrictions.


В современном мире, отличающемся высоким уровнем глобализации и интеграции, последствия пандемии COVID-19 стали очевидны с момента ее появления и стремительного увеличения числа заболевших. Большинство компаний стали испытывать такую проблему, как сокращение персонала на фоне экономического кризиса. Правительства по всему миру приняли строгие меры по снижению уровня инфицирования. Эти меры включали в себя карантин, закрытие магазинов и предприятий и др., что оказало заметное влияние на уровень экономической активности во многих сферах.

Специалисты отмечают особенности данного кризиса:

–     серьезность экономического шока находилась в зависимости от продолжительности ограничений;

–     секторальное воздействие: некоторые отрасли получили не такой сильный ущерб от карантинных мер. Например, ритейлеры увеличили свой оборот на 53%, а на первом месте оказалась логистика;

–     долгосрочные структурные эффекты во всех секторах: кризис стал отправной точкой, после которого изменения претерпели способы производства и приобретения товаров [7].

Особенно сильно последствия пандемии отразились на работе малого и среднего бизнеса, что обуславливает актуальность рассматриваемой тематики. В результате введенных ограничений малые предприятия во всем мире приостановили или вовсе прекратили свою деятельность, некоторые потеряли свой ежедневный доход, а некоторые оказались на грани банкротства. По данным Международной организации труда, количество предприятий, оказавшихся на грани банкротства, превысило 436 миллионов, а в их числе подавляющее большинство составляют представители малого бизнеса [2].

Важно понимать, что в большей мере на экономику повлияла даже не сама пандемия, а принятые меры по борьбе с ней. Это отметили 56% опрошенных среди предпринимателей малого и среднего бизнеса. Из-за последствий введенного режима самоизоляции многие компании вынуждены были увольнять сотрудников. В определенный период треть трудоспособного населения была отправлена в неоплачиваемый отпуск [4].

Как показал ряд исследований, основными проблемами малого и среднего бизнеса в период введенных ограничений стали:

—      значительное падение спроса;

—      невозможность ведения бизнеса из-за введённых ограничений;

—      дополнительные издержки, связанные с ростом курса валюты;

—      необходимость выплаты обязательств по зарплате и аренде [5].

Исходя из этого, весной 2020 в обращении Президента РФ В.В. Путина были обещаны налоговые и кредитные каникулы для малого и среднего бизнеса, который в первую очередь пострадали из-за пандемии COVID-19. Определенны 22 отрасли, которые в первую очередь получат помощь от государства. В списке ожидаемо оказались предприятия сферы туризма – от агентств до гостиниц, авиаперевозчики и аэропорты, автоперевозчики, а также сферы культуры, развлечений и спорта и др. [1]

Правительство приняло ряд мер, среди которых можно отметить льготные кредиты на зарплату сотрудникам, временная отсрочка по налогам и рассрочка налоговых платежей, временная отмена арендной платы за муниципальную собственность, снижение страховых взносов с 30 до 15 % в ФСС [1].

Однако, отсрочки и рассрочки не отменяют того, что предприятия всё равно должны были заплатить за долги. При этом, учитывая, что бизнес по просьбе государства должен был проявить социально-ориентированную позицию и сохранить всем сотрудникам заработную плату, большое число предпринимателей столкнулось с проблемой поиска денег на обозначенные цели. Не говоря уже о том, что сохранились определенные текущие затраты.

Спустя два года, принимая во внимание внешнеполитический кризис, произошедший весной 2022 года, становится понятно, что организации не только вышли из сложного положения, но и оказались перед необходимостью преодоления новых проблем, в частности, с логистикой, поставками, проведением платежей и иными составляющими своего функционирования.

Исходя из описанной выше сложившейся ситуации на фоне пандемии COVID-19, сопутствующих ограничений и санкционного давления, предприятия малого и среднего бизнеса оказались перед необходимостью поиска путей решения проблем. Необходимо отметить, что при этом фирмы данного типа имеют определенное преимущество, т.к. способны более гибко подходить к изменению применяемых стратегий. Рассмотрим основные тенденции подробнее.

  1. Наблюдение и реагирование на изменения спроса среди потребителей. Хотя кризис в той или иной степени затронул все секторы экономики, на микроуровне спрос возрос во многих конкретных областях. К ним относятся электронная коммерция B2C, услуги удаленной связи, социальные медиа, средства гигиены, медицинское страхование и другие группы продуктов первой необходимости.

Так, например, маркетплейсы Ozon и Wildberries столкнулись с резким ростом онлайн-заказов и приняли меры для расширения своих возможностей: увеличили штат сотрудников, создав более 100 000 новых рабочих мест, а также доработали цепочки поставок, чтобы увеличить объемы заказов.

  1. Повышение внимания онлайн-продажам и продвижению в социальных сетях. COVID-19 стал призывом к действию для предприятий, которые отставали от тенденций цифровизации. Пандемия дала понять, что бизнесу остро необходим онлайн-формат. Если раньше основная доля продаж приходилась на физические торговые точки, то в условиях самоизоляции малый и средний бизнес был вынужден перейти в онлайн, чтобы вести трафик через сайты, CRM, социальные сети и т.д. [8].

Для того чтобы обеспечить досуг людей в домашних условиях многие организации из сферы развлечений перешли на создание онлайн-контента: театры, музеи, бары и даже зоопарки придумывали инновационные способы доведения производимого продукта до потребителей. Одним из примеров может служить GeekBrains – платформа онлайн-курсов открыла 40 бесплатных базовых курсов во время пандемии COVID-19, чтобы заинтересовать потребителей.

Коснулась данная ситуация и других сфер. Например, клиники эстетической медицины запустили онлайн-проекты по омолаживанию в домашних условиях, закрывая сразу две потребности: привлечение новых клиентов после снятия ограничительных мер и монетизация на онлайн-платформах.

  1. Сокращение всевозможных затрат. Универсального руководства для такого подхода не существует, поскольку затраты, которые можно сократить и при этом не оказывать негативного влияния на бизнес, сильно зависят от его типа и размера, а также от отрасли, в которой этот бизнес ведет деятельность [6]. Но, вместе с тем, стоит учитывать тот факт, что, например, при сокращении сотрудников, бюджета на рекламу и т.д. потенциально снижается трафик потребителей.
  2. Перераспределение существующих ресурсов. В данном случае существует несколько интересных примеров. Например, предприятия сферы общественного питания, были вынуждены работать только в режиме доставки. В этой связи, менеджеры и официанты были переведены на позиции доставки, что позволило кафе, ресторанам сохранить часть своего дохода, в то же время позволяя сотрудникам продолжать работать во время кризиса и получать заработную плату.

В крупных городах сервисы такси также пытались компенсировать огромное падение спроса на поездки, давая возможность таксистам подрабатывать курьерами.

Интересным кейсом из мировой практики является пример китайской косметической компании Lin Qingxuan, которая использовала более творческий подход: она поменяла род деятельности более чем 100 консультантов в физических точках, переориентировав их на инфлюенс-блогинг. Они использовали цифровые инструменты, такие как WeChat, чтобы привлечь клиентов виртуально и стимулировать онлайн-продажи, ведь во время пандемии количество вовлечения пользователей в социальные сети очень сильно возросло. В результате продажи достигли 200% роста по сравнению с предыдущим годом в некоторых областях [3].

В ситуации падения спроса некоторым предприятиям пришлось менять сферу своей деятельности, ассортимент и масштаб бизнеса. Так, компании, работающие с тканями, решили воспользоваться ситуацией, переориентировав производство на пошив защитных масок.

  1. Изменение маркетинговых и бизнес-стратегий. Отмена оффлайн-рекламных мероприятий и реинвестирование ресурсов в цифровой маркетинг стало очевидным решением, особенно учитывая всплеск использования социальных сетей, где показатели вовлеченности потребителей во время пандемии в среднем увеличились на 150%. Многие потоковые сервисы, такие как Movix и КиноПоиск, а также электронные и аудиокниги Alpina book или MyBook решили предложить месяц бесплатного доступа ко всему своему контенту новым пользователям, чтобы увеличить клиентскую базу. Данный подход положительно сказался на компаниях и помог не только привлечь новых потребителей, но и удержать внимание аудитории, при этом увеличив ее лояльность к выпускаемому продукту.

Некоторые компании в сфере здоровья и спорта также применили данный подход с целью развития лояльности своих пользователей. Например, Balance разработала приложение для медитации по подписке, подарило каждому новому пользователю полный год бесплатного доступа ко всему своему контенту, чтобы помочь людям справиться со стрессом и тревогой [4].

Таким образом становится возможно сделать вывод, что пандемия COVID-19, связанные с ней ограничения, а также события весны 2022 года и последовавшие за ними санкционные ограничения, принесли ряд серьезных проблем и поставили под угрозу существования большое число компаний. Особенно сильно данная ситуация затронула предприятия малого и среднего бизнеса. Организации оказались перед необходимостью поиска выхода из сложившейся ситуации, применяя различные стратегии. В данных условиях стало понятно, что пережить кризис и его последствия смогут только те компании, которые адаптируются под новые реалии и сделают все возможное для того, чтобы в краткосрочной и среднесрочной перспективе стать стабильнее, устойчивее и более конкурентоспособными.

Библиографический список

1. Глоба, А. П., Соколов А. П. Малое и среднее предпринимательство в период пандемии в России: государственная поддержка и оценка влияния на экономику // Индустриальная экономика. - 2020. - №3. – С. 39-44.
2. Никонов, И. А. Влияние пандемии коронавируса на малый и средний бизнес / И. А. Никонов, С. М. Корунов. // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы VI Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 27-28 апреля 2020 г.). - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2020. - Т. 1. - С. 204-208.
3. Adian Ikmal, Doumbia Djeneba, Gregory Neil, Ragoussis Alexandros, Reddy Aarti, Timmis Jonathan David. Small and Medium Enterprises in the Pandemic: Impact, Responses and the Role of Development Finance. 2020. [Electronic resource]. URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/34552 (date of access: 01.08.2022).
4. Шаронина, Л. В. Анализ состояния малого бизнеса в России в условиях пандемии COVID-19 // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2021. - № 1 (128). - С. 27.
5. Как коронавирус убивает малый бизнес в России: статья. – 2021. – URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/395715-nam-ostalos-neskolko-nedel-kak-koronavirus-ubivaet-malyy-biznes-v-rossii (дата обращения 02.08.2022).
6. Соловьева, В. Г. Влияние ограничительных мер в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на малый бизнес // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 9-2.
7. Исследование влияния пандемии COVID-19 на российский бизнес // РБК. Исследование рынков, 2020. – 49 c.
8. Как восстановить малый бизнес после COVID-19: шесть способов: статья. – 2021. – URL: https://rb.ru/young/vosstanovit-malyj-biznes/ (дата обращения 01.08.2022).