Индекс УДК 32.019
Дата публикации: 30.11.2022

Трудовая миграция и ее регулирование

Labor migration and its regulation

Прошкина И.Д.,
Хачатурова И.А.,
Саенко И.И.,


1. студентка КубГАУ им. И.Т. Трубилин
2. студентка КубГАУ им. И.Т. Трубилина,
3. доцент, кандидат экономических наук
КубГАУ им. И.Т. Трубилин

Proshkina I.D.,
Khachaturova I.A. ,
Saenko I.I.,
1. student of KubGAU im. I.T. Trubilin
2. student of KubGAU im. I.T. Trubilin,
3. Associate Professor, Candidate of Economic Sciences
KubGAU im. I.T. Trubilin
Аннотация: В данной научной статье исследованы особенности механизма трудовой миграции и ее регулирования. Изучены трактовки трудовой миграции в условиях нормативной базы ООН. Рассмотрены виды трудовой миграции, дана их краткая характеристика. Представлена политика Российской Федерации относительно трудовой миграции, Представлены данные о стоимости трудового патента для иностранного работника в 2022 году. В результате, сделан вывод, что в настоящее время трудовая миграция является достаточно сложной категорий, которая оказывает как положительно, так и отрицательное влияние на экономические процессы, социально-культурную сферу общества и т.д. Регулирование трудовой миграции осуществляется как международным правом, так и законодательством отдельного государства.

Abstract: This scientific article discusses the features of the mechanism of labor migration and its regulation. The interpretations of labor migration in the context of the UN regulatory framework are considered. The types of labor migration are considered, their brief characteristics are given. The policy of the Russian Federation regarding labor migration is presented, data on the cost of a labor patent for a foreign employee in 2022 are presented. As a result, it is concluded that at present labor migration is a rather complex category, which has both a positive and negative impact on economic processes, the socio-cultural sphere of society, etc. Regulation of labor migration is carried out both by international law and by the legislation of an individual State.
Ключевые слова: миграция, трудовые ресурсы, Российская Федерация, ООН, законодательство, трудовой патент, регулирование

Keywords: migration, labor resources, Russian Federation, UN, legislation, labor patent, regulation


На сегодняшний день трудовая миграция представляет собой неотъемлемый элемент международных отношений. Отток трудоспособного населения из одного региона или страны становиться преимуществом для субъектов, принимающих новую рабочую силу. Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения.

Согласно содержанию нормативно-правовой базы Организации Объединенных Наций миграция представляет собой любое перемещение людей за пределы национальных границ с изменением места проживания сроком более 12 месяцев [3].

Также нормативная база ООН выделяет несколько видов трудовой миграции:

̶  Безвозвратная миграция. Суть данного вида миграции заключается в последующем получении вида на постоянное место жительства.

̶ Сезонная миграция. Суть данного вида миграции заключается в сезонном устройстве на работу, а именно сроком менее 12 месяцев.

̶  Временная миграция. В данном случае преследуется цель по устройству на неопределенную работу на несколько лет.

̶   Маятниковая миграция. Суть данного вида миграции заключается в том, что люди пересекают границу более одного раза в неделю, чтобы осуществлять  трудовую деятельность в соседнем государстве [2].

Последствия трудовой миграции наиболее остро отражаются на национальном рынке. На качественный состав рабочей силы особое влияние оказывает внешняя трудовая миграция. Эмиграция значительно снижает уровень безработицы на местных рынках труда, но этот процесс также сопровождается потерей высококвалифицированных кадров.

На сегодняшний день, среди иностранных граждан, привлекаемых российскими работодателями, значительную долю составляют низкоквалифицированные работники, востребованность которых определяется зачастую как меньшими по сравнению с использованием труда граждан Российской Федерации издержками, так и недостаточно высоким в некоторых отраслях экономики уровнем технологического развития и организации труда, сокращением рабочих мест, требующих средней и высокой квалификации труда [4].

Таблица 1

Сведения о миграционной ситуации в Российской Федерации

 Наименование2021 года2020 года
123
Оформлено паспортов гражданина Российской Федерации, всего11 305 3229 558 604
в том числевнутренних7 412 7366 860 230
заграничных3 892 5862 698 374
Число лиц, в отношении которых принято решение о приобретении гражданства Российской Федерации735 385656 347
Поставлено на учет участников Государственной программы
по оказанию содействия добровольному переселению
в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих
за рубежом, и членов их семей
78 46661 952
Оформлено приглашений иностранным гражданам и лицам без гражданства263 368138 279
Оформлено виз иностранным гражданам и лицам без гражданства216 442224 666
Оформлено разрешений на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства (первично)153 989120 653
Оформлено видов на жительство иностранным гражданам и лицам без гражданства (первично)252 512220 013
Количество фактов постановки на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства13 392 8979 802 448
Оформлено разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, всего93 03162 686
в том числевысококвалифицированным специалистам46 69120 528
квалифицированным специалистам6 8307 609
Количество действительных разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства на конец отчетного периода82 53072 697
Оформлено патентов иностранным гражданам и лицам без гражданства2 221 8261 132 593
Количество действительных патентов на конец отчетного периода1 912 1711 136 676
Всего поступило уведомлений о заключении трудовых договоров с иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими трудовую деятельность1 673 3421 330 650
в том числена основании разрешения на работу67 51542 346
без разрешения на работу705 447558 294
на основании патента900 380730 010
Направлено представлений о неразрешении иностранным гражданам и лицам без гражданства въезда в Российскую Федерацию176 333189 448

В целом направленные в Российскую Федерацию миграционные потоки подвержены действию факторов, которые определяют основной вектор внутренней миграции. Центрами миграционной привлекательности для иностранных граждан становятся в первую очередь крупные экономически развитые города европейской части России, а также приграничные территории Сибири и Дальнего Востока [5].

В 2022 году на законодательном уровне были установлены следующие размеры стоимости трудового патента в РФ для иностранных работников.

Стоимость этого документа, дающего легальное право на работу, складывается из нескольких показателей, меняется каждый год в зависит от региона.

Таблица 2

Стоимость трудового патента для иностранного работника, 2022 год

Субъект РФРегиональный коэффициент на 2022 годСтоимость патента (руб.)
Владимирская область2,1765170
г. Москва2,4835900
Московская область2,4835900
Калининградская область2,25227
Санкт-Петербург1,7674200
Ленинградская область1,7674200
Республика Татарстан24752
Нижегородская область2,35465
Самарская область1,864419
Свердловская область2,3355550
Тюменская область2,6366263
Ямало-Ненецкий АО4,1819934
Красноярский край2,1475102
Кемеровская область2,0454859
Новосибирская область2,0094775

Напомним, что стоимость патента рассчитывается по формуле:

Базовая величина х Коэффициент дефлятор х Региональный коэффициент

Базовая величина закреплена в Налоговом кодексе РФ, она не меняется и составляет 1,2 тыс. руб. А вот коэффициенты изменяются ежегодно [1].

Коэффициент дефлятор на 2022 г. установлен Приказом Министерства экономического развития РФ на уровне 1,98, увеличившись по сравнению с 2021 годом (1,864).

Региональный коэффициент устанавливают субъекты Российской Федерации – год от года он может понижаться, повышаться или оставаться на прежнем уровне. Таким образом региональные власти могут регулировать свой местный рынок труда.

В большинстве субъектов России региональный коэффициент возрос, в том числе и в наиболее привлекательных для трудовых мигрантов субъектах – в Москве и Московской области.

Еще один важный параметр в области миграционного законодательства, который ежегодно пересматривается – это допустимая доля иностранных работников в разных отраслях экономики. Эти нормы определяются специальным Постановлением Правительства РФ с целью защищать интересы российских граждан в сфере права на труд.

Законы для мигрантов в 2022 году сохраняют нулевую квоту и, следовательно, запрет на наем иностранцев для трех видов деятельности:

̶  розничная торговля в нестационарных торговых объектах и на рынках;

̶  розничная торговля вне магазинов, палаток, рынков;

̶  розничная торговля лекарствами в аптеках.

Таким образом, трудовая миграция является достаточно сложной категорий, которая оказывает как положительно, так и отрицательное влияние на экономические процессы, социально-культурную сферу общества и т.д.

В результате, мы приходим к выводу, что регулирование трудовой миграции осуществляется как международным правом, так и законодательством отдельного государства.

Библиографический список

1. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru
2. Пастухова, К. А. Трудовая миграция в Российской Федерации / К. А. Пастухова // Научные известия. – 2022. – № 26. – С. 212-214.
3. Попова, Е. И. Трудовая миграция как ресурс экономического развития / Е. И. Попова, Д. Д. Дедюхин, А. Э. Каткова // Вектор экономики. – 2022. – № 1(67).
4. Дьяков С. А., Саенко, И. И., Управоения качеством: теоретические и методические основы / Дьяков С. А., И. И. Саенко // Учебное пособие / Краснодар – 2018. – С. 183.
5. Хохлова, М. Г. Трудовая миграция в СНГ и российский рынок труда / М. Г. Хохлова // Россия и новые государства Евразии. – 2021. – № 4(53). – С. 221-227.