Abstract: This scientific article discusses the features of the mechanism of labor migration and its regulation. The interpretations of labor migration in the context of the UN regulatory framework are considered. The types of labor migration are considered, their brief characteristics are given. The policy of the Russian Federation regarding labor migration is presented, data on the cost of a labor patent for a foreign employee in 2022 are presented. As a result, it is concluded that at present labor migration is a rather complex category, which has both a positive and negative impact on economic processes, the socio-cultural sphere of society, etc. Regulation of labor migration is carried out both by international law and by the legislation of an individual State.
Keywords: migration, labor resources, Russian Federation, UN, legislation, labor patent, regulation
На сегодняшний день трудовая миграция представляет собой неотъемлемый элемент международных отношений. Отток трудоспособного населения из одного региона или страны становиться преимуществом для субъектов, принимающих новую рабочую силу. Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения.
Согласно содержанию нормативно-правовой базы Организации Объединенных Наций миграция представляет собой любое перемещение людей за пределы национальных границ с изменением места проживания сроком более 12 месяцев [3].
Также нормативная база ООН выделяет несколько видов трудовой миграции:
̶ Безвозвратная миграция. Суть данного вида миграции заключается в последующем получении вида на постоянное место жительства.
̶ Сезонная миграция. Суть данного вида миграции заключается в сезонном устройстве на работу, а именно сроком менее 12 месяцев.
̶ Временная миграция. В данном случае преследуется цель по устройству на неопределенную работу на несколько лет.
̶ Маятниковая миграция. Суть данного вида миграции заключается в том, что люди пересекают границу более одного раза в неделю, чтобы осуществлять трудовую деятельность в соседнем государстве [2].
Последствия трудовой миграции наиболее остро отражаются на национальном рынке. На качественный состав рабочей силы особое влияние оказывает внешняя трудовая миграция. Эмиграция значительно снижает уровень безработицы на местных рынках труда, но этот процесс также сопровождается потерей высококвалифицированных кадров.
На сегодняшний день, среди иностранных граждан, привлекаемых российскими работодателями, значительную долю составляют низкоквалифицированные работники, востребованность которых определяется зачастую как меньшими по сравнению с использованием труда граждан Российской Федерации издержками, так и недостаточно высоким в некоторых отраслях экономики уровнем технологического развития и организации труда, сокращением рабочих мест, требующих средней и высокой квалификации труда [4].
Таблица 1
Сведения о миграционной ситуации в Российской Федерации
Наименование | 2021 года | 2020 года | |
1 | 2 | 3 | |
Оформлено паспортов гражданина Российской Федерации, всего | 11 305 322 | 9 558 604 | |
в том числе | внутренних | 7 412 736 | 6 860 230 |
заграничных | 3 892 586 | 2 698 374 | |
Число лиц, в отношении которых принято решение о приобретении гражданства Российской Федерации | 735 385 | 656 347 | |
Поставлено на учет участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей | 78 466 | 61 952 | |
Оформлено приглашений иностранным гражданам и лицам без гражданства | 263 368 | 138 279 | |
Оформлено виз иностранным гражданам и лицам без гражданства | 216 442 | 224 666 | |
Оформлено разрешений на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства (первично) | 153 989 | 120 653 | |
Оформлено видов на жительство иностранным гражданам и лицам без гражданства (первично) | 252 512 | 220 013 | |
Количество фактов постановки на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства | 13 392 897 | 9 802 448 | |
Оформлено разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, всего | 93 031 | 62 686 | |
в том числе | высококвалифицированным специалистам | 46 691 | 20 528 |
квалифицированным специалистам | 6 830 | 7 609 | |
Количество действительных разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства на конец отчетного периода | 82 530 | 72 697 | |
Оформлено патентов иностранным гражданам и лицам без гражданства | 2 221 826 | 1 132 593 | |
Количество действительных патентов на конец отчетного периода | 1 912 171 | 1 136 676 | |
Всего поступило уведомлений о заключении трудовых договоров с иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими трудовую деятельность | 1 673 342 | 1 330 650 | |
в том числе | на основании разрешения на работу | 67 515 | 42 346 |
без разрешения на работу | 705 447 | 558 294 | |
на основании патента | 900 380 | 730 010 | |
Направлено представлений о неразрешении иностранным гражданам и лицам без гражданства въезда в Российскую Федерацию | 176 333 | 189 448 |
В целом направленные в Российскую Федерацию миграционные потоки подвержены действию факторов, которые определяют основной вектор внутренней миграции. Центрами миграционной привлекательности для иностранных граждан становятся в первую очередь крупные экономически развитые города европейской части России, а также приграничные территории Сибири и Дальнего Востока [5].
В 2022 году на законодательном уровне были установлены следующие размеры стоимости трудового патента в РФ для иностранных работников.
Стоимость этого документа, дающего легальное право на работу, складывается из нескольких показателей, меняется каждый год в зависит от региона.
Таблица 2
Стоимость трудового патента для иностранного работника, 2022 год
Субъект РФ | Региональный коэффициент на 2022 год | Стоимость патента (руб.) |
Владимирская область | 2,176 | 5170 |
г. Москва | 2,483 | 5900 |
Московская область | 2,483 | 5900 |
Калининградская область | 2,2 | 5227 |
Санкт-Петербург | 1,767 | 4200 |
Ленинградская область | 1,767 | 4200 |
Республика Татарстан | 2 | 4752 |
Нижегородская область | 2,3 | 5465 |
Самарская область | 1,86 | 4419 |
Свердловская область | 2,335 | 5550 |
Тюменская область | 2,636 | 6263 |
Ямало-Ненецкий АО | 4,181 | 9934 |
Красноярский край | 2,147 | 5102 |
Кемеровская область | 2,045 | 4859 |
Новосибирская область | 2,009 | 4775 |
Напомним, что стоимость патента рассчитывается по формуле:
Базовая величина х Коэффициент дефлятор х Региональный коэффициент
Базовая величина закреплена в Налоговом кодексе РФ, она не меняется и составляет 1,2 тыс. руб. А вот коэффициенты изменяются ежегодно [1].
Коэффициент дефлятор на 2022 г. установлен Приказом Министерства экономического развития РФ на уровне 1,98, увеличившись по сравнению с 2021 годом (1,864).
Региональный коэффициент устанавливают субъекты Российской Федерации – год от года он может понижаться, повышаться или оставаться на прежнем уровне. Таким образом региональные власти могут регулировать свой местный рынок труда.
В большинстве субъектов России региональный коэффициент возрос, в том числе и в наиболее привлекательных для трудовых мигрантов субъектах – в Москве и Московской области.
Еще один важный параметр в области миграционного законодательства, который ежегодно пересматривается – это допустимая доля иностранных работников в разных отраслях экономики. Эти нормы определяются специальным Постановлением Правительства РФ с целью защищать интересы российских граждан в сфере права на труд.
Законы для мигрантов в 2022 году сохраняют нулевую квоту и, следовательно, запрет на наем иностранцев для трех видов деятельности:
̶ розничная торговля в нестационарных торговых объектах и на рынках;
̶ розничная торговля вне магазинов, палаток, рынков;
̶ розничная торговля лекарствами в аптеках.
Таким образом, трудовая миграция является достаточно сложной категорий, которая оказывает как положительно, так и отрицательное влияние на экономические процессы, социально-культурную сферу общества и т.д.
В результате, мы приходим к выводу, что регулирование трудовой миграции осуществляется как международным правом, так и законодательством отдельного государства.
Библиографический список
1. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru2. Пастухова, К. А. Трудовая миграция в Российской Федерации / К. А. Пастухова // Научные известия. – 2022. – № 26. – С. 212-214.
3. Попова, Е. И. Трудовая миграция как ресурс экономического развития / Е. И. Попова, Д. Д. Дедюхин, А. Э. Каткова // Вектор экономики. – 2022. – № 1(67).
4. Дьяков С. А., Саенко, И. И., Управоения качеством: теоретические и методические основы / Дьяков С. А., И. И. Саенко // Учебное пособие / Краснодар – 2018. – С. 183.
5. Хохлова, М. Г. Трудовая миграция в СНГ и российский рынок труда / М. Г. Хохлова // Россия и новые государства Евразии. – 2021. – № 4(53). – С. 221-227.