Abstract: The article forms a statistical profile of the Kyrgyz Republic as of 2023 and assesses the state of economic security on the basis of macroeconomic indicators. The article analyzes the risk zones for macroeconomic indicators on the basis of the indicative method.
Keywords: economic security of the country, macroeconomic indicators, risk zones for economic security indicators, indicative method.
Экономическая безопасность страны, ее оценка и мониторинг становится весьма важным аспектом в условиях глобальной экономической нестабильности, возникновения различных внутренних и внешних экономических шоков, которые влияют на устойчивость национальной экономики. Поэтому приобретает свою актуальность исследование и оценка экономической безопасности Кыргызской Республики на основе макроэкономических индикаторов одномоментно и точечно в виде формирования годового статистического профиля.
Стоит отметить, что вопросы оценки экономической безопасности страны рассматривается в работах таких отечественных авторов как: Чолбаева С. Д., Морозова О.В., Амангелдиева Б.К.[13], Джусуева А. Э. [2, с. 99-105], Сулайманова, К. К. [11, с. 343-350].
В рамках исследовательской статьи нами будут точечно проанализированы десять отобранных макроэкономических индикаторов оценивающих экономическую безопасность Кыргызской Республики за 2023 год, и мы предполагаем, что большая часть из них будет в пределах пороговых значений. Также при наличии выявленных отклонений мы предполагаем, что эти значения будут находится в умеренной зоне риска, что может служить основанием для признания удовлетворительного состояния экономической безопасности страны.
В ходе исследования предполагается использование таких методов оценки экономической безопасности как: пороговый [4, с. 56-66; 3, с. 11] и индикативный подход [5, c. 44-51]. В основу составления перечня индикаторов и уточнения их пороговых значений легли такие источники как: ЕЭК (Показатели, определяющие устойчивость экономического развития) [6], Стратегия управления государственным долгом Кыргызской Республики на 2022-2024 годы [10], Мониторинги угроз экономической безопасности Кыргызской Республики Ш.М. Мусакожоева [7, c. 11-26], а также разработки автора в рамках диссертационного исследования [3].
На первом этапе исследования сформирован перечень индикаторов оценивающих экономическую безопасность Кыргызской Республики, уточнены пороговые значения индикаторов и собрана необходимая статистическая информация из официальных источников, результаты занесем в таблицу 1.
Таблица 1
Статистический профиль Кыргызской Республики: макроэкономические индикаторы экономической безопасности за 2023 г., % [1], [8], [3], [6]
Индикатор | Пороговое значение | Фактическое значение |
Темп роста ВВП | min 103 | 109,0 |
Индекс потребительских цен | max 105 | 110,8 |
Безработица | max 10 | 4,1 |
Экспорт товаров и услуг | min 20 | 39,5 |
Импорт товаров и услуг | max 50 | 103,5 |
Доходы к ВВП | min 20 | 30,2 |
Налоговое бремя | max 30 | 22,6 |
Государственный внешний долг к ВВП | max 70 | 45,5 |
Внутренний долг к ВВП | max 30 | 11,2 |
Уровень бедности | max 30 | 29,8 |
Из таблицы мы видим, что два индикатора из десяти превышают свои пороговые значения: индекс потребительских цен и импорт товаров и услуг, что подтверждает гипотезу о том, что большая часть (80%) значений индикаторов находятся в пределах пороговых значений.
Далее комплексно рассмотрим состояние экономической безопасности Кыргызской Республики и оценим на сколько серьезным было отклонение индикаторов от пороговых значений, воспользуемся индексным методов и рассчитаем зоны риска для каждого индикатора, результаты оценки представим на рисунке 1.
Рисунок 1 — Результаты оценки макроэкономических индикаторов Кыргызской Республики индексным методом
Отметим, что интерпретация результатов оценки задана следующими интервалами [9, c. 44];
- Зона катастрофического риска менее 25%;
- Зона критического риска на интервале [26; 50) %;
- Зона значительного риска на интервале [50; 75) %;
- Зона умеренного риска на интервале [75; 100] %;
- Зона стабильности более > 100%.
В заключении необходимо отметить, что выдвинутая в начале исследования гипотеза частично подтвердилась: большинство сформированных индикаторов экономической безопасности Кырыгзской Республики (80%) находятся в пределах пороговых значений на исследуемом интервале. Следовательно, эти индикаторы находятся в зоне стабильности. Также отметим, что уровень бедности находится в достаточно пограничном состоянии 29,8% при пороговом значении в 30%. В зону умеренного риска попал индикатор индекса потребительских цен, сформированный в размере 110,8%. В зоне значительного риска оказался индикатор импорта товаров и услуг, который сложился в размере 103,5%, что говорит о том, что импорт в страну сравним с размером ВВП.
В целом, на наш взгляд, состояние экономической безопасности республики нельзя назвать удовлетворительным и требуется дальнейшее исследование структуры импорта товаров и услуг и выявление причин, повлекших долгосрочный рост индикатора, а также разработка мер и механизмов прямого и опосредованного воздействия.
Библиографический список
1. Бюллетень Национального Банка Кыргызской Республики [Эл. ресурс]. URL: https://www.nbkr.kg/index1.jsp?item=137&lang=RUS (дата обращение 05.08.2023).2. Джусуева, А. Э. Оценка экономической безопасности Кыргызской Республики / А. Э. Джусуева, Н. С. Баймурзаева // Известия Иссык-Кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран Центральной Азии. – 2022. – № 4(39). – С. 99-105.
3. Зорька Е.И. Механизмы повышения экономической безопасности Кыргызской Республики в условиях евразийской интеграции. Автореф. канд. дисс. Бишкек, 2019.
4. Манахова, И. В. Сравнительная характеристика способов оценки экономической безопасности России / И. В. Манахова, К. С. Хрупина // Экономическое возрождение России. – 2023. – № 1(75). – С. 56-66. – DOI 10.37930/1990-9780-2023-1-75-56-66. – EDN GQKFCS.
5. Митяков, Е. С. Оценка рисков в задачах мониторинга угроз экономической безопасности / Е. С. Митяков, С. Н. Митяков // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. – 2018. – № 1(120). – С. 44-51. – DOI 10.46960/1816-210X_2018_1_44. – EDN YTVBIO.
6. Мониторинг макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств-членов ЕАЭС [Эл. ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/b23/utoxnky3arc2q79s16hfae28k39pgjb7/Monitoring-pokazateley_-opredelyayushchikh-ustoychivost.pdf (дата обращения: 08.12.2024).
7. Мусакожоев Ш. М. Избранные труды в семи томах Т.IV. Мониторинги угроз экономической безопасности Кыргызской Республики.- Б., 2012.- 540 с.
8. Официальный сайт Национального Статистического Комитета Кыргызской Республики [Эл. ресурс]. Open Data. URL: https://www.stat.kg/ru/opendata/ (дата обращения 08.12.2024).
9. Сенчагов В.К., Митяков С.Н. Использование индексного метода для оценки уровня экономической безопасности [Эл. ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-indeksnogo-metoda-dlya-otsenki-urovnya-ekonomicheskoy-bezopasnosti (дата обращения: 08.12.2024).
10. Стратегия управления государственным долгом Кыргызской Республики на 2022-2024 годы [Эл. ресурс]. URL: https://cbd.minjust.gov.kg/159314/edition/1277828/ru (дата обращения 08.12.24)
11. Сулайманова, К. К. Проблемы и пути повышения обеспечения социально-экономической безопасности Кыргызстана / К. К. Сулайманова // Известия Иссык-Кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран Центральной Азии. – 2022. – № 3-1(38). – С. 343-350.
12. Сушкова И. А. Актуальные проблемы обеспечения финансовой безопасности России / И. А. Сушкова // Экономическая безопасность России: вызовы XXI века: сб. науч. ст. – Саратов, 2018.
13. Чолбаева С.Д., Морозова О.В., Амангелдиева Б.К. Об обеспечении экономической безопасности в Кыргызской Республике. Сибирская финансовая школа. 2022;(4):134-143. https://doi.org/10.34020/1993-4386-2022-4-134-143