Индекс УДК 339.1
Дата публикации: 29.01.2019

Факторы эффективности коммерческой деятельности интернет-компаний

Factors of efficiency of commercial activities of Internet companies

Кузин Иван Васильевич,
Научный руководитель: Волошин Андрей Владимирович
1. студент-бакалавр,
ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»,
2. кандидат экономических наук, доцент кафедры торгового дела и маркетинга, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

Kuzin Ivan Vasilevich,
Scientific adviser: Voloshin A.V.
1. The student-bachelor,
Siberian Federal University
2. candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of Trade and Marketing,
Siberian Federal University
Аннотация: В данной статье автор в полной мере раскрывает сущность коммерческой деятельности интернет-компаний и проводит обзор факторов эффективности, опираясь на современную рыночную теорию. Обобщение различных позиций позволяет сделать авторскую классификацию факторов эффективности коммерческой деятельности интернет-компаний.

Abstract: In this article, the author fully reveals the essence of the commercial activities of Internet companies and conducts a review of efficiency factors based on modern market theory. The generalization of various positions makes it possible to classify the factors of the efficiency of commercial activities of Internet companies.
Ключевые слова: коммерческая деятельность, интернет-коммерция, эффективность коммерческой деятельности, эффективность предприятия, рынок, предпринимательство, бизнес, интернет-торговля.

Keywords: commercial activity, online commerce, business efficiency, enterprise efficiency, market, entrepreneurship, business, online commerce.


Эффективность коммерческой деятельности представляет собой совокупность всех направлений этой самой деятельности по отношению к полученному результату, выраженному как в социальном, так и в экономическом аспектах. Так, если производимый той или иной организацией (предприятием) товар или услуга имеют положительный, социально одобряемый вес на рынке, то спрос со стороны потребителя не падает (как минимум), при этом организация (предприятие) извлекает из реализации товара или услуги экономическую прибыль, что в свою очередь означает, что такая коммерческая деятельность будет эффективной.

В условиях современной рыночной экономики многим компаниям становится все сложнее «пробиваться» на рынок, ещё сложнее – удерживать свои коммерческие позиции, что обуславливается целым рядом экономических практик. Так, сегодня постоянно наращивается уровень конкурентоспособности, происходят динамичные изменения потребительских настроений, удорожание ресурсов и т.п. В связи с этим современные экономические реалии толкают многих предпринимателей на поиски новых форматов торговли и ведения коммерческой деятельности.

Одним из таких сравнительно «молодых» форматов коммерческой деятельности выступает коммерческая деятельность в сети Интернет.

Тенденция к увеличению применения информационных технологий, желание онлайн-ритейлеров сделать бизнес глобальным, но более дешевым, необходимость покупателей в экономии средств и времени – всё это постепенно привело к развитию электронной коммерческой деятельности и появлению целых интернет-компаний. Например, в странах Европейского Союза электронная торговля сегодня стала неотъемлемой частью функционирования предприятий [5]. Так, примерно каждая шестая европейская компания из тех, в которых работает более десяти человек, в прошлом году продавала свои товары и услуги онлайн. Почти все они (97 %) занимаются онлайн-продажами внутри своей страны, 44% — торгуют с клиентами из различных стран Европейского Союза и 28% — со странами, не входящими в ЕС [8]. Этому, в частности, способствовали такие факторы, как: постоянное увеличение интернет-пользователей; низкие входные барьеры, не требующие больших начальных вложений; выход онлайн-ритейлеров на региональные рынки; возрастающий спрос со стороны покупателей вследствие более низкой цены товаров и услуг; переход от оффлайн к онлайн-магазинам благодаря оптимизации затрат на рекламу, когда сайт параллельно осуществляет и продажи, и выступает как PR-средство.

В настоящее время интернет уже существенно влияет на эффективность коммерческой деятельности и можно уверенно утверждать, что по мере дальнейшего проникновения сети Интернет в деятельность все новых и новых компаний диапазон коммерческих отношений через интернет существенно расширяется, и электронная коммерция становится частью повседневной жизни [10]. Так, сегодня любой желающий может приобрести или получить   немыслимое количество товаров или услуг, не вставая с дивана или с экрана смартфона. Достаточно иметь под рукой «выход в сеть» и потребности покупателя будут удовлетворены – на этой цели и фокусируются интернет-компании. Находясь в виртуальном пространстве, они стремятся предвосхищать спрос, знать и понимать настроения потребителей, наглядно предлагать широкий ассортимент товаров или услуг, быть «на одной волне» с потребителем, подхватывая все модные тренды. Умение работать с подобными инструментами обеспечивает большую долю надёжности и возможности роста для компаний, использующих интернет-технологии в своей коммерческой деятельности. Например, современный интернет-сайт, на котором: представлена информация о деятельности компании (в том числе её история, возможности, контакты и др.), имеется удобный каталог товаров или услуг с возможностью их фильтрации по различным критериям, зависящим от специфики продукта, есть отзывы клиенты, присутствует возможность оперативной обратной связи, консультаций и др. – несомненно будет привлекать потенциального потребителя, который с большой долей вероятности выберет именно такую компанию, чем сам пойдёт в магазин, особенно если такой возможности у него не имеется.

Однако на практике не все так гладко. Интернет – тот же рынок, и в недрах мировой паутины также существует и конкурентоспособность, и проблемы продвижения, и настроения потребителей. Однако для того, чтобы торговля в сети Интернет была эффективной, компаниям при организации и ведении своей коммерческой деятельности необходимо учитывать определённые факторы, обладающие уникальной для сети Интернет спецификой.

Компании, торгующие в сети Интернет, делятся на две категории: ритейлеры, которые представлены только в онлайн торговле, и розничные компании, открывающие виртуальные магазины. И те, и другие должны учитывать всё разнообразие факторов эффективности коммерческой деятельности для повышения рентабельности продаж.

Анализируя различные подходы к эффективности коммерческой деятельности в сети Интернет, приходится прийти к выводу о том, что в отечественной научной литературе отсутствует чёткая классификация факторов эффективности коммерческой деятельности интернет-компаний, в то время как большинство современных компаний имеет своё представительство в мировой паутине и, если не за счёт наличия собственного сайта, то, по крайней мере, посредством присутствия в популярных социальных сетях (ВКонтакте, YouTube, Facebook, Instagram и др.).

К основным факторам, влияющим на эффективность коммерческой деятельности интернет-кампаний, стоит отнести рекламную деятельность в сети Интернет, содержание и развитие сайта, в том числе средствами SEO, наличие у компании банковских технологий, технического оснащения информационной безопасности и др. [5]

Отечественные ученые предлагают всю совокупность факторов, оказывающих воздействие на коммерческую деятельность интернет-компаний, разделить на две группы [3]:

  • факторы прямого воздействия, оказывающие непосредственное воздействие на функционирование коммерческой деятельности интернет-компании;
  • общие факторы опосредованного воздействия.

Также факторы эффективности коммерческой деятельности интернет-компаний можно рассматривать с точки зрения привлекательности Интернет-рынка и готовности самих компаний к интеграции своей деятельности в его пространство [7]. В данном случае факторами привлекательности Интернет-рынка для компаний могут выступать такие факторы, как темпы роста Интернет-рынка, аудитория конечных пользователей (количество, реальность, специфика), емкость Интернет-рынка, барьеры входы на Интернет-рынок, качество телекоммуникаций, степень распространения кредитных банковских карт, уровень конкуренции на Интернет-рынке.

В качестве готовности компании к интеграции можно назвать следующие факторы эффективности коммерческой деятельности: характеристика продуктового ассортимента, сила торговой марки (бренда), наличие широкой клиентской сети, системы распределения и доставки товара (услуги), относительная доля традиционного (оффлайн) рынка, наличие персонала, способного работать в сети Интернет.

В целом, основываясь на теоретических положениях о коммерческой деятельности, анализе предпринимательских практик и личном опыте, предложим авторскую классификацию факторов эффективности коммерческой деятельности интернет-компаний, разделив их на онлайн- и оффлайн-факторы (см. табл. №1). Данная классификация не претендует на существование в последней инстанции, однако может дать почву для некоторых размышлений.

Таблица 1

Факторы эффективности коммерческой деятельности интернет-компаний (составлено автором).

ОНЛАЙН-факторыОФФЛАЙН-факторы
—                   Качество и охват аудитории в сети Интернет;

—                   общая стоимость Интернет-маркетинга;

—                   информативность;

—                   поведение конкурентов в сети Интернет;

—                   разнообразие воздействия на потребителя в социальных сетях и на официальном сайте;

—                   мобильность рекламной кампании;

—                   удобство пользования Интернет-ресурсами компании (юзабилити);

—                   дизайн;

—                   наличие дополнительных опций (обратная связь, консультирование, скидки, акции, подарки и др.);

—                   наличие/отсутствие мобильного интернета;

—                   Информационная безопасность и др.

—                  Охват аудитории, количество реальных покупателей/потребителей;

—                  Количество юридических партнёров;

—                  Правовой статус (отсутствие нареканий со стороны контрольно-инспекционных органов/наличие разрешений, сертификатов, лицензий и др.);

—                  Качество и стабильность интернет-коммуникаций в регионе реализации;

—                  Поведение конкурентов оффлайн;

—                  Нормативно-правовая база государства, регулирующая сеть Интернет в регионе реализации;

—                  Наличие доступа к использованию банковских технологий в сети Интернет;

—                  Экономическая ситуация в регионе реализации.

 

Таким образом, благодаря сети Интернет компании могут через призму профессионально организованной коммерческой деятельности не только получить или укрепить известность и репутацию своего бренда, но и успешно и эффективно развивать продажи во внутренних рынках страны и выходить на международный рынок, однако для этого необходимо учитывать специфические факторы эффективности коммерческой деятельности интернет-компаний.

Библиографический список

1. Акулич М.В. Интернет-маркетинг: учебник [для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки "Экономика", "Менеджмент" и "Торговое дело" (уровень бакалавриата)] / М.В. Акулич. - М.: Дашков и К, 2016. – 347 c.
2. Алашкин П. Все о рекламе и продвижении в Интернете / П. Алашкин. - М.: Альпина Паблишер, 2016. – 220 c.
3. Архипов Е.В. Понятие предпринимательской деятельности в сети интернет / Е.В. Архипов // Вопросы российского и международного права. - 2017. - Т. 7. - № 4A. - С. 89-98.
4. Варламова Ю.А., Ларионова Н.И. Сбережения и социальный капитал домашних хозяйств: кластерный подход / Ю.А. Варламова, Н.И. Ларионова // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2013. - № 5. – С. 64-73.
5. Васильева Р.Н., Андреянов Е.С. Электронная коммерция как фактор повышения конкурентоспособности торгового предприятия / Р.Н. Васильева, Е.С. Андреянов // Ученые заметки ТОГУ. – 2013. – Т. 4. - № 4. – С. 095-098.
6. Калиногорский, Н.А. Основы практического применения интернет-технологий: учеб. пособие / Н. А. Калиногорский. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2015. - 182 c.
7. Киселева И.А., Искаджян С.О. Моделирование деятельности интернет-компании / И.А. Киселева, С.О. Искажян // ИТпортал. – 2017. - № 3 (15). – С. 1 - 21
8. Мицкевич Е.В. Состояние и развитие электронной торговли в странах европейского союза / Е.В. Мицкевич // Устойчивое развитие науки и образования. – 2018. - № 1. - С. 14-17.
9. Никонова Г.В., Куликов С.М. Оценка эффективности маркетинговых действий компании и анализ статистики интернет-рекламы в электронной коммерции / Г.В. Никонова, С.М. Куликов // Научное обозрение. Экономические науки. – 2017. - № 3. – С. 95-100.
10. Шелестова Т.А. Показатели эффективности в электронной коммерции / Т.А. Шелестова // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2015. – Т. 3. - № 8-1 (19-1). – С. 420-423.
11. Волошин, А.В. Экономический механизм как инструмент повышения эффективности деятельности предприятий: сб. науч. статей [Текст] / А.В. Волошин // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право.- Севастополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2016. - С. 173-177.
12. Волошин, А.В. Конкурентоспособность региона как предмет исследования экономической науки [Текст] / А.В. Волошин, Ю.Л. Александров, С.Н. Шестов, Е.В. Белоногова // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 10-1. - С. 113-118.
13. Волошин, А.В. Формирование механизма повышения конкурентоспособности организаций высшего образования на рынке образовательных услуг : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 [Текст] / А.В. Волошин [Место защиты: Сибирский федеральный университет]. - Красноярск, 2017. - 307 с.
14. Ченченко, Д.А. Системный подход к формированию региональной рыночной инфраструктуры [Текст] / Д.А.Ченченко, Ю.Ю. Суслова.- Российское предпринимательство. - 2012. - № 17 (115). - С. 114-119.
15. Суслова, Ю.Ю. Влияние инфраструктуры региона на качество жизни населения [Текст] / Ю.Ю. Суслова, О.Г. Алешина.- Проблемы современной экономики. - 2015. № 2 (54).- С. 225-228.
16. Суслова, Ю.Ю. Особенности и условия предпринимательской активности потребительского комплекса красноярского края [Текст] / Ю.Ю. Суслова, Л.В. Юшкова.- Микроэкономика. .- 2012..- № 6. - С. 151-154.