Индекс УДК 33
Дата публикации: 31.01.2024

Анализ реализации государственной программы «цифровая экономика Российской Федерации» в Калужской области

Analysis of the implementation of the state program “digital economy of the Russian Federation” in the Kaluga region

Родионова Диана Владимировна, Емельянова Евгения Валерьевна

1. студент кафедры государственного и муниципального управления, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации» Калужский филиал РАНХиГС, Россия, Калуга
2. к.э.н., доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации» Калужский филиал РАНХиГС, Россия, Калуга

Rodionova Diana Vladimirovna, Emelyanova Evgenia Valerievna

1. student of the Department of State and Municipal Administration, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation" Kaluga branch of RANEPA, Russia, Kaluga
2. Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Department of State and Municipal Administration, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation" Kaluga branch of RANEPA, Russia, Kaluga
Аннотация: В научной статье представлены результаты исследования эффективности реализации государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в Калужской области с учетом современных вызовов и возможностей. Рассмотрена характеристика развития цифровой экономики в регионах РФ. Определены направления использования программно-целевого подхода в управлении деятельности органов власти Калужской области при реализации государственной программы «Цифровая экономика РФ». Проанализированы проблемы и недостатки использования программно-целевого подхода в достижении целей государственной программы «Цифровая экономика РФ» в Калужской области. Разработаны рекомендации и мероприятия по совершенствованию государственной программы «Цифровая экономика РФ» при стимулировании развития цифровой экономики в Калужской области и других регионах Российской Федерации.

Abstract: The scientific article presents the results of a study of the effectiveness of the implementation of the state program “Digital Economy of the Russian Federation” in the Kaluga region, taking into account modern challenges and opportunities. The characteristics of the development of the digital economy in the regions of the Russian Federation are considered. The directions for using the program-targeted approach in managing the activities of the authorities of the Kaluga region in the implementation of the state program “Digital Economy of the Russian Federation” have been determined. The problems and disadvantages of using a program-targeted approach in achieving the goals of the state program “Digital Economy of the Russian Federation” in the Kaluga region are analyzed. Recommendations and measures have been developed to improve the state program “Digital Economy of the Russian Federation” while stimulating the development of the digital economy in the Kaluga region and other regions of the Russian Federation.
Ключевые слова: цифровая экономика; программно-целевое управление; государственная программа; Калужская область; программа «Цифровая экономика РФ»; государственное управление; инновационное развитие.

Keywords: digital economy; program-target management; Government program; Kaluga region; program “Digital Economy of the Russian Federation”; public administration; innovative development.


Введение

Актуальность научного исследования на рассматриваемую нами тематику обусловлена тем, что современные экономические субъекты переживают этап цифровой трансформации. Появление новых технологий, увеличение роли стратегии инновационного развития, а также реализация концепции «умного управления» способствуют увеличению внимания органов государственной власти к вопросам, напрямую связанных с стимулирование развития цифровой модели национальной экономической системы.

По этой причине, целью научной работы выступает проведение анализа эффективности реализации государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в Калужской области с учетом современных вызовов и возможностей.

Для этого необходимо решение таких задач:

  • рассмотреть характеристику развития цифровой экономики в регионах РФ;
  • определить направления использования программно-целевого подхода в управлении деятельности органов власти Калужской области при реализации государственной программы «Цифровая экономика РФ»;
  • проанализировать проблемы и недостатки использования программно-целевого подхода в достижении целей государственной программы «Цифровая экономика РФ» в Калужской области;
  • разработать рекомендации и мероприятия по совершенствованию государственной программы «Цифровая экономика РФ» при стимулировании развития цифровой экономики в Калужской области и других регионах Российской Федерации.

Объектом научного исследования является государственная программа «Цифровая экономика РФ».

Предметом научного исследования выступает реализация государственной программы «Цифровая экономика РФ» в Калужской области.

Характеристика развития цифровой экономики в регионах Российской Федерации

Понятие «цифровизация» можно рассматривать с двух позиций: в узком и широком смысле:[1]

  • в узком смысле цифровизация предполагает преобразование информации и информационных ресурсов в цифровую форму, чтобы сделать комфортнее их использование и управление;
  • в широком смысле цифровизация предполагает преобразование мирового общества, экономической системы и технологий, обеспечивая интенсивный экономический рост и улучшение качества жизни.

В дальнейшем цифровизация экономики, скорее всего, будут сопровождаться следующими тенденциями, как:

  • увеличение инвестиционного потока финансового капитала в инновационно-ориентированные отрасли и объекты производства;
  • комплексная цифровая трансформация во всех смежных и сопутствующих сферах жизнедеятельности человека;
  • активное увеличение применения роботов и интеллектуальных систем при совершенствовании автоматизации объектов производства;
  • увеличение доли и роли инновационно-ориентированных отраслей в структуре мирового ВВП;
  • трансформация рынка труда, где будут появляться новые специальности и профессии с применением высокоинтеллектуальных технологий и инноваций;
  • увеличение финансовых расходов организаций и личных расходов населения на информационные продукты, технологии и инновации.

В 2020-х гг. развитие региональной экономики субъектов России направлено на стимулирование укрепления устойчивости и конкурентоспособности инновационной системы. Эта задача совпадает со стратегией формирования технологического суверенитета российского государства, актуальность чего сформировалась под давлением международных санкций.

Инновационной развитие цифровой экономики России можно проанализировать по данным ключевых показателей рис. 1.

Рисунок 1 – Динамика затрат субъектов на инновационную деятельность в России, в трлн руб.[2]

В итоге, в 2021 г. объем внутренних затрат организаций увеличился до рекордных 2,947 трлн руб., а затраты домашних хозяйств – до 1,901 трлн руб. Что касается структуры отраслей национальной экономики России, то наиболее инновационно-ориентированными является сектор информационно-коммуникационных технологий, где удельный вес затрат на инновации составляет 29,4 %. На втором месте идет финансовая отрасль с удельным весом затрат 12,9 %. На третьем – отрасль информационных технологий с 12,7 % удельным весом затрат на инновации. Также инновационно-ориентированными отраслями являются обрабатывающая промышленность (8,7 %), оптовая и розничная торговля (9,2 %) и профессиональная, научная и техническая деятельность (10,3 %).

Динамика увеличения затрат организаций на инновационную деятельность и домашних хозяйств на пользование инновационными продуктами отражает рост популярности цифровой экономики, что является результатом достижения следующих целей инновационной политики:

  • увеличение вклада инновационной деятельности в формирование валового внутреннего продукта и обеспечения национальной безопасности;
  • создание оптимальных условий экономических, нормативно-правовых и организационных аспектов для обеспечения стабильной деятельности инновационно-ориентированных организаций;
  • стимулирование реализации концепции цифровой трансформации в системе государственного и муниципального управления, в деятельности субъектов предпринимательства и управлении общественными вопросами жизнедеятельности людей;
  • обеспечение конкурентоспособности субъектов инновационно-ориентированного производства на международных рынках.

Также в условиях цифровой в России формируется развитие сектора Интернет-торговли, подтверждение чему данные рис. 2.

Рисунок 2 – Динамика объема рынка Интернет-торговли в России, в трлн руб.[3]

Важнейшим инструмент цифровой трансформации управленческих процессов современных предприятий являются сквозные технологии. «Сквозные» цифровые технологии относятся к радикальным инновациям, что обусловливает целесообразность исследования механизмов их управления.

С учетом вышеперечисленных тенденций цифровой трансформации общества и экономики, Правительством РФ сформирована государственная программа «Цифровой экономики», общая структура бюджетирования проектов которой изображена на рис. 3.

Рисунок 3 – Структура бюджетного финансирования проектов программы «Цифровая экономика».[4]

По нашему мнению, при помощи реализации данной государственной программы возможно стимулирование социального и экономического развития государства. Цифровизация становится необходимым элементом совершенствования системы государственного и муниципального управления. Для экономических субъектов цифровизация – механизм формирования новых конкурентных преимуществ.

Направления использования программно-целевого подхода в управлении деятельности органов власти Калужской области при реализации государственной программы «Цифровая экономика РФ»

Перспективы реализации государственной программы «Цифровая экономика РФ» в Калужской области зависят от эффективности использования такого управленческого метода в деятельности органов власти, как программно-целевое управление. Практическая важность развития данной модели системы управления инновационным развитием в регионах России обусловлена тем, что сейчас наблюдается проблема по обеспечению реализации государственной программы «Цифровая экономика РФ».

На законодательном уровне в 2018 г. принят указ Президента РФ, которым определено, что для обеспечения реализации целей развития России на период до 2024 г., к инструментам будет относится разработка различных национальных программ и проектов. Это является ключевым подтверждением практической значимости использования программно-целевого управления в современной практике государственного управления цифровой экономикой.[5]

Под понятием «программно-целевое управление» подразумевается систематическое воздействие на объект управления (отрасль, сферу и т. д.), где используется разработка и реализация комплексных проектов, цели которых направлены лишь на развитие самого объекта управления. Такой подход обеспечивает более высокий уровень внимания к решению вопросов, связанных с развитием определенной сферы государственного сектора России.

Актуализация программно-целевого управления на практике увеличилось еще и благодаря тому, что в современном государстве есть ряд проблем и вызовов, требующих масштабного вовлечения ресурсов и бюджетных средств. Чтобы данный процесс систематизировать и соединить в единое управление, применяется именно программ-целевой метод.

Анализ практической эффективности и целесообразности программно-целевых методов в государственной программе «Цифровая экономика РФ» в Калужской области можно рассматривать с позиции следующих аспектов, как:[6]

  1. Векторы стратегического социально-экономического и устойчивого развития региона.
  2. Инструменты политики государственного управления развития региона.
  3. Механизмы реализации стратегии и программы по модернизации региональной инновационной системы, трансформации и перехода ее к новому этапу развития, связанного с активным применением новейших практик и технологий.

Эффективность программно-целевых методов в деятельности органов власти Калужской области при реализации государственной программы «Цифровая экономика» зависит от различных факторов, к которым стоит относить:[7]

  • наличие в регионе необходимых инструментов поддержки развития объектов инфраструктуры национальной инновационной системы;
  • предоставление информационной помощи субъектам и институтам управления;
  • стабильная бюджетная система и достаточность средств в региональном бюджета;
  • состав финансирования программы развития цифровой экономики по источникам поступления средств;
  • социальная и экономическая эффективность деятельности органов регионального управления.

В рамках организации системы программно-целевых методов в деятельности органов власти при реализации государственной программы «Цифровая экономика» в Калужской области важным условием эффективного управления выступает применение трехуровневой организационной структуры, которая включает в себя, как институты, создаваемые в процессе реализации целей, так и вспомогательные субъекты.[8]

Применение программно-целевых методов в деятельности органов власти при реализации государственной программы «Цифровая экономика» в Калужской области обладает следующими явными преимуществами, среди которых:[9]

  1. Обеспечивается высокая эффективность применения метода бюджетирования в решении проблем, связанных с недостатком бюджетных средств для финансирования всех проектных задач и целей развития цифровой экономики. Данный подход в управлении позволяет четко прослеживать все этапы и выделяемый для них бюджет, что не приведет к такой проблеме, как банальное отсутствие финансовых ресурсов на завершающей стадии отчетного периода.
  2. Целевые показатели и установки в программно-целевом подходе к управлению цифровой экономики учитывают важность долгосрочных перспектив и ожиданий. Не ставятся задачи, которые обеспечивают лишь краткосрочный успех, но не гарантирующих того, что в долгосрочной перспективе такая положительная динамика не смениться на отрицательную.
  3. Бюджетное финансирование программ в развитии сферы цифровой экономики происходит через подход распределения бюджетных средств по проектам и стратегическим целям, тогда как традиционный метод управления финансами характеризуется финансированием по видам затрат органов государственной власти.

Проблемы и недостатки использования программно-целевого подхода в достижении целей государственной программы «Цифровая экономика РФ» в Калужской области

Однако современный этап применения программно-целевых методов в деятельности органов власти при реализации государственной программы «Цифровая экономика» в Калужской области сталкивается с определенными проблемами и рисками. Из-за этого возникают барьеры и угрозы развития региональной инновационной системы, повышения ее конкурентоспособности и качества инновационных разработок местных организаций. К данным рискам стоит отнести следующее:

  • имеются значительные финансовые ограничения, поскольку финансирование государственной программы состоит не только из средств регионального бюджета, а и из межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
  • программно-целевой подход в управлении сферой цифровой экономики в Калужской области остается непопулярным методом, поскольку региональные чиновники считают, что традиционные подходы, остаются актуальными и эффективными из-за своей стабильности в результатах и показателях;
  • нет качественной методики оценки эффективности реализации проектов в сфере цифровой экономики региона, которые позволили бы проводить сравнительный анализ получаемых результатов диагностики с другими субъектами России;
  • сохраняющаяся проблема качества управленческих кадров в системе государственного управления, из-за чего ответственные специалисты, не имеют необходимых навыков и знаний, которые позволили бы решать эффективным способом поставленные задачи в процессе реализации государственной программы;
  • низкий уровень информированности населения Калужской области о целях и задачах национальной программы в сфере цифровой экономики, из-за чего отсутствует общественный диалог и обратная связь для обеспечения корректировки стратегии и плана действий.

Также достижению устойчивого развития цифровой экономики в Калужской области препятствуют различные проблемы, которые формируют барьеры для инновационно-ориентированной деятельности организаций, разработки инноваций научно-исследовательскими и конструкторскими центрами, а также увеличения потребления населением инновационных продуктов. К ним относятся:[10][11][12][13]

  1. Увеличение расходов организаций на НИОКР не совпадают с реальным внедрением полученных результатов и инноваций в процессы совершенствования бизнес-процессов, производства и существующих продуктов.
  2. Отсутствие принятия государством решения по обеспечению развития новых альтернативных отраслей мировой экономики на территории России, поскольку большая часть государственных финансов и бюджетных средств выделяется инновационно-ориентированным отраслям из сектора добывающей и обрабатывающей промышленности.
  3. Низкий уровень развитости венчурного рынка и низкая инвестиционная активность частных инвесторов, выступающих главными субъектами финансирования инновационной деятельности и стартап-проектов на мировом рынке, что обусловлено недостаточной проработанностью всех вопросов нормативно-правового поля регулирования экономических отношений в венчурных финансах.
  4. Отсутствие эффективной институциональной инфраструктуры инноваций, которая должна была бы обеспечить превращение новых технологий в реальные производственные процессы и продукты.
  5. Ошибочное решение при формировании основного направления инновационной деятельности на готовые проекты, а не на сами инновации и поддержку их формирования.
  6. Наличие феномена «сопротивления инновациям», как среди управленческих кадров, не желающих проводить цифровую трансформацию системы менеджмента на предприятиях, так и среди рабочего персонала, опасающегося, что внедрение инноваций лишит их места работы.

Рекомендации по совершенствованию государственной программы «Цифровая экономика РФ» при стимулировании развития цифровой экономики в Калужской области и других регионах Российской Федерации

В рамках обеспечения повышения эффективности программно-целевых методов в деятельности органов власти при реализации государственной программы «Цифровая экономика РФ» и при стимулировании развития цифровой экономики в Калужской области необходимо применение следующих мероприятий по совершенствованию законодательного обеспечения данного вектора государственного управления и политики, которые позволят сформировать устойчивые основы для перспективы улучшения результатов инновационного развития региона:

  1. Разработка комплексной системы по оценке социальной и экономической эффективности реализации государственной программы «Цифровая экономика РФ» при стимулировании развития цифровой экономики в Калужской области, которая позволит проводить идентичное сравнение результатов по другим проектам в регионах России.
  2. Формирование единого портала коммуникаций и координаций органов власти, бизнеса, общественных организаций и граждан при управлении государственной программы «Цифровая экономика РФ», чтобы обеспечить бесперебойный коммуникационный процесс в рамках достижения целевых результатов.
  3. Увеличить практическую роль и место экспертных агентств, аналитических организаций и специалистов в области сферы инноваций и цифровизации, что позволит увеличить качество стратегического планирования этапов инновационного развития региональной экономической системы Калужской области.
  4. Обеспечить решение проблемы инвестиционного климата Калужской области, благодаря чему повысится привлекательность национальной программы. Это позволит перевести большую часть проектных задач на рынок регионально-частного партнерства, привлекая частные инвестиции партнеров.

Результаты развития цифровой экономики в Калужской области

Согласно данным от Российского союза промышленников и предпринимателей, Калужская область – один из наиболее ориентированных регионов в развитии цифровой экономики. Так, более 65% населения пользуются государственными услугами в цифровой форме на портале Госуслуг. А более 36% валового регионального продукта формируется за счет производства высокотехнологической и наукоемкой продукции предприятий Калужской области. Среди регионов России – это лучший результат.[14]

Также Правительство Калужской области проводит активную работу в организации межрегиональных связей, направленных на коллективную работу над достижением целей национальной программы «Цифровая экономика». Помимо сотрудничества с другими регионами, как Курская область, Саратовская область и Белградская область, органы государственной власти проводят активную работу с компаниями сектора информационно-коммуникационных технологий АО «Новые коммуникационные технологии» и ООО «РЕД СОФТ». Продукция данных организаций предоставляет технологии и оборудование, при помощи которых создаются программные обеспечения для работы органов государственной власти Калужской области, что актуально в рамках импортозамещения.[15]

Важнейшим направлением результатов реализации государственной программы «Цифровая экономика РФ» в Калужской области является совершенствование системы государственного управления. На графике рис. 4 изображены текущие результаты по достижению целей региона.

Рисунок 4 – Результаты цифровизации системы государственного управления в Калужской области.[16]

Таким образом, текущие результаты уже достигли целевых показателей по цифровизации системы государственного управления в Калужской области. Также рассмотрим фактические показатели в рамках реализации подпрограммы «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Калужской области» (см. рис. 5).

Рисунок 5 – Результаты развития информационного общества и формирования электронного правительства в Калужской области.

Таким образом, результаты по каждому показателю демонстрируют достижение на промежуточном этапе целей развития информационного общества и формирования электронного правительства в Калужской области.

Заключение

Таким образом, важно отметить высокую практическую значимость и роль инструментов программно-целевого управления при решении задач развития цифровой экономики в Калужской области. Данный подход управления совместим с целевыми указаниями Правительства РФ, где отмечает важность такой стратегии в обеспечении эффективной модернизации национальной системы регионов России. Поэтому можно ожидать в следующие периоды выделение дополнительных бюджетных средств и финансов для финансового стимулирования реализации проектов, создающих условия для развития сферы цифровой экономики в России.

[1] Иванова С.П., Мясоедов А.И. Изменения в цифровой экономике и ее влияние на общество // Экономика. Социология. Право. 2023. № 1 (29). С. 14-23.

[2] Цифровая экономика: 2023: краткий статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. НИУ ВШЭ, 2023.

[3] Матузенко Е.В., Глазунова О.А., Изварин А.А. Тенденции, проблемы и перспективы развития электронной коммерции в сфере Интернет-торговли // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2021. № 1 (86). С. 197-206.

[4] Национальный проект «Цифровая экономика». URL: http://static.government.ru/media/files/3b1AsVA1v3VziZip5VzAY8RTcLEbdCct.pdf (дата обращения: 27.11.2023).

[5] О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ: в ред. от 18 июля 2019 г. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

[6] Авраамов Г.К. Программно-целевой метод в современном стратегическом государственном управлении // Самоуправление. 2021. № 3 (125). С. 137-139.

[7] Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588: в ред. от 6 февраля 2020 г. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

[8] Жданова Н.В. Программно-целевой метод в современном государственном управлении // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России. 2020. С. 119-124.

[9] Миронов В.А. Использование программно-целевого метода в государственном управлении // Синергия Наук. 2021. № 62. С. 304-312.

[10] Гусарова М.С. Проблемы инновационного развития России: анализ факторов и институциональные решения // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11. № 4. С. 1383-1402.

[11] Силакова Л.В., Григорьев Е.А. Анализ инновационного развития России: состояние, проблемы, перспективы // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2021. № 2. С. 86-96.

[12] Полищук Е.А., Полищук М.А. Инновационный процесс в России и некоторые проблемы его развития // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2022. Т. 32. № 4. С. 641-648.

[13] Варфоломеева В.А., Иванова Н.А., Соколова О.Л. Проблемы инновационного развития в России // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2022. № 2 (69). С. 155-161.

[14] Нацпроект «Цифровая экономика». В калужской области обсуждают перспективы цифровых преобразований в экономике. URL: https://investkaluga.com/media/news/natsproekt-tsifrovaya-ekonomika—v-kaluzhskoy-oblasti-obsuzhdayut-perspektivy-tsifrovyh-preobrazovaniy-v-ekonomike/ (дата обращения: 03.12.2023).

[15] Калужская область расширяет деловые связи для реализации мероприятий национального проекта «Цифровая экономика». URL: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2021/08/13/kaluzhskaya-oblast-rasshiryaet-delovie-svyazi-dlya-realizatsii-meropriyatii-natsionalnogo-proekta-tsifrovaya-ekonomika (дата обращения: 03.12.2023).

[16] Соцкова Е.А., Ерохина Е.В. Оценка воздействия результатов цифрового развития на социально благополучие населения Калужской области за 2021-2022 гг.: институциональный подход // Социально-гуманитарные знания. 2022. №7. С. 110-114.

Библиографический список

1. Иванова С.П., Мясоедов А.И. Изменения в цифровой экономике и ее влияние на общество // Экономика. Социология. Право. 2023. № 1 (29). С. 14-23.
2. Цифровая экономика: 2023: краткий статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. НИУ ВШЭ, 2023.
3. Матузенко Е.В., Глазунова О.А., Изварин А.А. Тенденции, проблемы и перспективы развития электронной коммерции в сфере Интернет-торговли // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2021. № 1 (86). С. 197-206.
4. Национальный проект «Цифровая экономика». URL: http://static.government.ru/media/files/3b1AsVA1v3VziZip5VzAY8RTcLEbdCct.pdf (дата обращения: 27.11.2023).
5. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ: в ред. от 18 июля 2019 г. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Авраамов Г.К. Программно-целевой метод в современном стратегическом государственном управлении // Самоуправление. 2021. № 3 (125). С. 137-139.
7. Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588: в ред. от 6 февраля 2020 г. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Жданова Н.В. Программно-целевой метод в современном государственном управлении // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России. 2020. С. 119-124.
9. Миронов В.А. Использование программно-целевого метода в государственном управлении // Синергия Наук. 2021. № 62. С. 304-312.
10. Гусарова М.С. Проблемы инновационного развития России: анализ факторов и институциональные решения // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11. № 4. С. 1383-1402.
11. Силакова Л.В., Григорьев Е.А. Анализ инновационного развития России: состояние, проблемы, перспективы // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2021. № 2. С. 86-96.
12. Полищук Е.А., Полищук М.А. Инновационный процесс в России и некоторые проблемы его развития // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2022. Т. 32. № 4. С. 641-648.
13. Варфоломеева В.А., Иванова Н.А., Соколова О.Л. Проблемы инновационного развития в России // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2022. № 2 (69). С. 155-161.
14. Нацпроект «Цифровая экономика». В калужской области обсуждают перспективы цифровых преобразований в экономике. URL: https://investkaluga.com/media/news/natsproekt-tsifrovaya-ekonomika--v-kaluzhskoy-oblasti-obsuzhdayut-perspektivy-tsifrovyh-preobrazovaniy-v-ekonomike/ (дата обращения: 03.12.2023).
15. Калужская область расширяет деловые связи для реализации мероприятий национального проекта «Цифровая экономика». URL: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2021/08/13/kaluzhskaya-oblast-rasshiryaet-delovie-svyazi-dlya-realizatsii-meropriyatii-natsionalnogo-proekta-tsifrovaya-ekonomika (дата обращения: 03.12.2023).
16. Соцкова Е.А., Ерохина Е.В. Оценка воздействия результатов цифрового развития на социально благополучие населения Калужской области за 2021-2022 гг.: институциональный подход // Социально-гуманитарные знания. 2022. №7. С. 110-114.