Индекс УДК 338.1
Дата публикации: 28.04.2022

Возможности и направления развития глобальной электронной коммерции в условиях цифровизации

Opportunities and directions for the development of global e-commerce in the context of digitalization

Климова Е.З.
к.э.н., доцент кафедры экономики предприятий и организаций
Института экономики и предпринимательства,
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского,
Нижний Новгород

Klimova E.Z.
сandidate of sciences (economy), associate professor of the department of economics of enterprises and organizations of the Institute of economics and entrepreneurship, UNN
Nizhny Novgorod
Аннотация: Современная экономика претерпевает глубокие цифровые изменения и вместе с этим меняются бизнес-модели работающих на рынке организаций, они модернизируют свою деятельность и осуществляют продажу и покупку товаров и услуг с использованием интернет-платформы. В статье проанализирована сущность и преимущества глобальной электронной коммерции, представлены прогнозы ее развития до 2024 года.

Abstract: The modern economy is undergoing profound digital changes and at the same time the business models of organizations operating in the market are changing, they are modernizing their activities and selling and buying goods and services using an Internet platform. The article analyzes the essence and advantages of global e-commerce, presents forecasts of its development until 2024.
Ключевые слова: цифровизация, электронная коммерция, торговля, преимущества.

Keywords: digitalization, e-commerce, trade, advantages.


Глобальная электронная коммерция — это продажа продуктов или услуг через геополитические границы из страны происхождения компании, обычно определяемой как место ее основания или регистрации. Продукты или услуги продаются на неродных рынках через онлайн-продажи и маркетинг.

Современный рынок электронной коммерции – это уже не просто продажа товаров через интернет-магазин, это соперничество специалистов удивить информационное общество, которое насытилось традиционными способами продвижения брендов. Росту электронной коммерции способствует увеличение пользователей интернета и количества мобильных устройств. В России рынок мобильных покупок только начинает развиваться, для нашей страны характерен низкий уровень развития работы с клиентами. По данным Яндекса, из 15 тысяч интернет-магазинов только около 2 тысяч работают эффективно [1].

Активная конкуренция в сфере электронной коммерции поддерживается традиционными оптовыми продавцами, мировыми лидерами розничной торговли, а также отдельными группами товаров, которые традиционно не продавались он-лайн, но с учетом пандемии увеличили затраты на привлечение клиентов и тоже вынуждены были перейти в электронную сферу.

С учетом пандемии многие розничные компании перешли на онлайн формат работы и электронная коммерция достигла рекордного уровня 16,4% от общего размера розничных продаж. Развитию электронной торговли также способствовали покупатели поколения Z и миллениалы, которые также стали размещать заказы через интернет. Почти 150 миллионов человек сделали покупки онлайн впервые за время пандемии, и число покупателей электронной коммерции будет только расти.

Преимущества международной электронной коммерции заключаются в следующем:

  1. Простота осуществления коммерческой деятельности. Электронная коммерция позволяет осуществлять коммерческую деятельность без физического присутствия. Это развитие делает транзакции более удобными и менее обременительными. В последнее время люди часто предпочитают делать покупки в Интернете, а не на физическом рынке, потому что это удобно.
  2. Преодоление барьеров расстояния и месторасположения. Услуги по развитию электронной коммерции создают платформу, которая предоставляет бизнесу неограниченное количество клиентов. В отличие от физического рынка, который ограничен местоположением, электронная коммерция преодолевает все барьеры расстояния и местоположения, может помочь вывести бизнес на глобальный уровень.
  3. Широкие возможности цифрового маркетинга. Развитие электронной коммерции поможет в эффективном использовании цифрового маркетинга в продвижении бизнеса.
  4. Снижение операционных затрат. Затраты на обеспечение жизнеспособных услуг по развитию электронной коммерции намного меньше, чем затраты, связанные с управлением физическим рынком. Большинство видов деятельности электронной коммерции автоматизированы, поэтому это снижает как текущие расходы, так и операционный риск бизнеса [4].

Проанализируем состояние электронной коммерции. В период пандемии продажи электронной коммерции существенно выросли по сравнению с остальной отраслью розничной торговли-36% потребителей совершают покупки онлайн еженедельно с момента вспышки COVID-19, в отличие от 28% раньше.

В 2020 году только 17,8% продаж приходилось на онлайн-покупки. Ожидается, что в 2022 году это число достигнет 21%, что на 17,9% больше доли рынка электронной коммерции за два года. Ожидается, что рост продолжится и достигнет 24,5% к 2025 году.

Китай продолжает лидировать на мировом рынке электронной коммерции, на его долю приходится 52,1% всех розничных продаж электронной коммерции по всему миру, а общий объем онлайн-продаж в 2021 году превысит отметку в 2 триллиона долларов. У него также есть самые цифровые покупатели в мире, 824,5 миллиона, что составляет 38,5% от общего числа в мире.

По прогнозам, рынок электронной коммерции в США достигнет более 875 миллиардов долларов в 2022 году, что составляет чуть более трети рынка Китая. После Китая и США третьим по величине рынком электронной коммерции является Великобритания, занимающая 4,8% доли розничных продаж электронной коммерции. За Великобританией следуют Япония (3%) и Южная Корея (2,5%) [3].

Достижения в области технологий и рост доступных рынков сделали покупку и продажу онлайн проще, чем когда-либо. Ожидается, что рынок электронной коммерции вырастет почти на 11 триллионов долларов в период с 2021 по 2025 год. По мере того, как предприятия выходили в Интернет во время пандемии COVID-19, глобальная тенденция к оцифровке развивалась с молниеносной скоростью. Даже когда регионы начинают открываться, продажи электронной коммерции все еще растут. Ожидается, что мировые продажи электронной коммерции достигнут $5 трлн в 2022году и $6 трлн к 2024 году.

Продавцы продолжают следить за потребительским спросом в Интернете, стекаясь в электронную коммерцию в рекордных количествах. Интернет-магазины появляются ежедневно, и, по оценкам, 12-24 миллиона сайтов электронной коммерции по всему миру. Это означает, что больше брендов конкурируют за клиентов. В результате цифровая реклама становится более дорогостоящей и менее прибыльной, чем когда-либо прежде [2, c. 71].

Рисунок 1. Розничные продажи электронной коммерции в мире с 2014 по 2024 год, млрд долларов США [3]

В целом, услуги по развитию электронной коммерции изучают полное развитие технологий для повышения коммерческого роста и стимулирования деловой активности. Точно так же важно помочь вашему бизнесу улучшить коммерческую аудиторию, максимизировать прибыль, улучшить услуги, управлять брендом и обеспечить бесперебойную работу [1].

Мировой рынок электронной коммерции переживает огромную диверсификацию. Тот факт, что все основные игроки электронной коммерции расширяют себя на несколько новых неиспользованных рынков. Кроме того, появилось несколько новых игроков, которые намерены еще больше усилить потребность в эффективной и действенной службе развития электронной коммерции.

Библиографический список

1. Панкова Л.Н. Электронная коммерция в глобальной экономике // Финансовые рынки и банки. 2021. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnaya-kommertsiya-v-globalnoy-ekonomike (дата обращения: 09.04.2022).
2. Фролов В.Г., Трофимов О.В., Климова Е.З. Разработка системной модели организационно-экономического механизма развития приоритетных высокотехнологичных отраслей промышленного производства в соответствии с концепцией Индустрия 4.0 // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 1. – С. 71-84.
3. Официальный сайт Shopify.com [Электронный ресурс]//Режим доступа: https://www.shopify.com/enterprise/global-ecommerce-statistics (дата обращения 14.04.2022).
4. Официальный сайт Techtricksworld.com [Электронный ресурс]//Режим доступа: https://www.techtricksworld.com/what-is-e-commerce-development/ (дата обращения 14.04.2022).
5. Trofimov O.V., Frolov V.G., Klimova E.Z., Ilyicheva N.M., Kislinskaya M.V. Assessment and analysis of innovative activities of high-tech industries in the digital economy based on the cluster approach // NEXO REVISTA CIENTIFICA. № 4. V. 34. 2021. P. 1344-1354.