Индекс УДК 33
Дата публикации: 25.05.2018

Особенности получения мер государственной поддержки субъекта малого предпринимательства

Features of obtaining measures of state support of a small business entity

Никулина Валерия Вячеславовна
Научный руководитель: Выжитович Александр Михайлович
1. студент, курс 4, НГУЭУ (Новосибирский государственный университет экономики и управления)
2. кандидат экономических наук, доцент кафедры Инноваций и предпринимательства, Новосибирский государственный университет экономики и управления (НГУЭУ)

Nikulina Valeriya Vyacheslavovna
Scientific adviser: Vuzhitovich Alexandr Mihailovich
1. student, course 4, NSUEU (Novosibirsk State University of Economics and Management)
2. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Innovation and Entrepreneurship, Novosibirsk State University of Economics and Management (NSUEM)
Аннотация: В статье даётся характеристика государственных программ поддержки субъектов малого предпринимательства и условий их получения с помощью разработки инвестиционного проекта. Приводится описание законодательной стороны вопроса, практических рекомендаций.

Abstract: The article deals with state programs for supporting small business entities and the conditions for obtaining them through the development of an investment project. The description of the legislative side of the issue, practical recommendations.
Ключевые слова: малое предпринимательство, субъект малого предпринимательства, государственная поддержка, инвестиционный проект.

Keywords: small business, small business entity, government support, investment project.


Малое предпринимательство является важнейшей и неотъемлемой частью рыночной инфраструктуры, способствующей повышению экономического и социального уровня развития страны. Во всех странах с развитой рыночной экономикой, в том числе и в Российской Федерации, государство осуществляет ряд мер по поддержке малого предпринимательства, однако, несмотря на постоянное усовершенствование системы государственной поддержки для субъектов малого предпринимательства, в нашей стране эти меры всё еще не получили широкого распространения. Одной из причин современной проблемы недостаточной эффективности данного направления является неосведомленность многих предпринимателей о порядке и условиях оказания государственной помощи и их низкая финансовая грамотность, чем обусловлена актуальность данной темы.

Прежде всего, определимся с основными понятиями. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) — деятельность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, осуществляемая в целях развития МСП в соответствии с государственными программами (подпрограммами) РФ, субъектов РФ и муниципальными программами (подпрограммами), а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию МСП» и его дочерних обществ [3, ст. 3].

К субъектам МСП относятся хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год составляет до ста человек для малых (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек) и от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий [3, ст. 4].

Поддержка СМП проводится в целях формирования конкурентной среды в экономике РФ, обеспечения занятости населения, увеличение доли производимых товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта и уплаченных налогов в бюджет [2]. Однако не все предприятия могут воспользоваться поддержкой со стороны государства. Поддержка не может оказываться в отношении СМП:

1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;

3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

4) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации [3].

Поддержка субъектов малого предпринимательства проводится в целях формирования конкурентной среды в экономике РФ, обеспечения занятости населения, увеличение доли производимых товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта и уплаченных налогов в бюджет [3, статья 18].

Государственная поддержка малым предприятиям осуществляется по трем уровням: федеральный, региональный и муниципальный. Федеральные программы предоставляются предпринимателям всей страны в целях развития и софинансирования уже существующего бизнеса. Региональные программы реализуются в пределах одного региона, муниципальные — пределах одного города или района. Региональные и муниципальные программы государственной поддержки направлены на улучшение инфраструктуры отдельной местности. Еще одной отличительной чертой является размер финансовой поддержки: чем глобальнее уровень государственных программ, тем он значительнее. Рассмотрим государственную поддержку на региональном уровне на примере Новосибирской области.

Динамика развития малого предпринимательства в НСО, как и в России в целом оставляет желать лучшего. По данным Росстата количество предприятий малого бизнеса, которые уходят с рынка, значительно больше, чем созданных вновь. За 2016 год из числа зарегистрированных ИП их численность увеличилась на 4%, а количество ИП, сокративших свою деятельность — на 11%.

На данный момент НСО и Россия в целом приоритет в развитии малого  предпринимательства отдают сфере материального производства и инновационной деятельности [2], а также импортозамещению [5].

В нашем регионе предусмотрены 4 формы государственной поддержки СМП: финансовая, консультационная, имущественная и информационная [4].

Региональная финансовая поддержка по НСО осуществляется в соответствии с государственной программой «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Новосибирской области» по следующим направлениям:

  • Гранты начинающим бизнес предоставляются субъектам малого предпринимательства, вновь зарегистрированным и (или) осуществляющим свою деятельность менее одного года с момента государственной регистрации, и действующим на территории Новосибирской области (за исключением г. Новосибирска).
  • Субсидирование части затрат на приобретение оборудования в целях создания, развития и (или) модернизации производства товаров предоставляются на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства, зарегистрированным и действующим на территории НСО (за исключением субъектов малого предпринимательства, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и (или) реализацию (за исключением общераспространенных) полезных ископаемых) [4].
  • Субсидирование части затрат по договорам лизинга предоставляется субъекты малого предпринимательства, зарегистрированным и действующим на территории Новосибирской области, заключившим договор с предметами лизинга, указанными на сайте http://msp.nso.ru/ в разделе «Формы поддержки — Региональная финансовая поддержка — Субсидирование части затрат по договорам лизинга».
  • Субсидирование затрат предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере бытового обслуживания.

Важным элементом в процессе принятия решения о выделении мер государственной поддержки является составление инвестиционного проекта, показывающего выгодность использования бюджетных средств как для бизнеса так и для бюджета. В большей степени на его основе выносится решение о целесообразности инвестирования.

Также при подаче заявки не стоит забывать, что все денежные средства, выделенные в рамках государственной программы поддержки, являются целевыми, и по этой причине вы будете обязаны предоставить отчёт об их использовании. В случае несоответствия расходования с обозначенными целями, денежные средства будут подлежать обязательному возврату.

Оказание имущественной поддержки осуществляется в виде передачи во владение или пользование имущества, находящегося в государственной собственности НСО, на возмездной или безвозмездной основе или на льготных условиях СМП, занимающимся социально значимыми видами деятельности [3, с. 18]. Программы финансовой и имущественной государственной поддержки СМП предоставляются на конкурсной основе.

На территории Новосибирской области действуют информационно-консультационных пункты поддержки субъектов малого предпринимательства в муниципальных районах и городских округах. Данные пункты оказывают бесплатные консультации по вопросам организации и ведения бизнеса, налоговому и бухгалтерскому учету, оформлению документов на получение государственной поддержки, а также учебно-методическую поддержку в виде проведения тренингов, семинаров, мастер-классов, вебинаров для предпринимателей, разработки методических и справочных материалов.

Информационная поддержка предоставляется в открытом доступе на сайте http://msp.nso.ru/ в разделе «Информационная поддержка» в виде ссылок на официальные сайты государственных и муниципальных органов власти, общественных объединений предпринимателей, инфраструктуры поддержки предпринимательства и других информационных источников [4].

С перечнем документов, необходимых для участия в конкурсном отборе, информационно-консультационных пунктов и государственного имущества можно также ознакомиться на сайте http://msp.nso.ru/ в разделе «Формы поддержки».

При подаче заявки предпринимателю стоит внимательно изучить условия программы, в соответствии с которой он нацелен на получение поддержки от государства. Если речь идет о грантах начинающим субъектам малого предпринимательства, то срок деятельности предприятия не должен составлять более одного года с момента государственной регистрации, а также обязательным условием является наличие у предпринимателя собственных средств, т.к. государство не может полностью компенсировать все затраты.

Государственная поддержка оказывается на безвозмездной основе и предоставляет возможность каждому предпринимателю ей воспользоваться при соблюдении определенных условий. Хотя в нашей стране данное направление государственного регулирования нельзя назвать достаточно эффективным, большим плюсом является его наличие и функционирование.

Библиографический список

1. Валинурова Л.С. Инвестирование: учеб. для вузов / Л. С. Валинурова, О. Б. Казакова.
2. Прокопенко В.С., Панявина М.Л. Роль малого бизнеса в инновационном развитии региона.
3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
4. Малое и среднее предпринимательство Новосибирской области//URL: http://msp.nso.ru/
5. Ершов П.А., Выжитович А.М. Оценка потенциала и перспектив реализации региональной политики импортозамещения на примере Новосибирской области//Мир экономики и управления. - 2016. - №3. - С.113-124.