Индекс УДК 336.71
Дата публикации: 22.06.2017

Инновации в банковском деле

Innovations in banking

Ананикян Мария Саркисовна, Носова Татьяна Павловна
1. Студентка факультета «Финансы и кредит» Кубанского государственного аграрного университета, г. Краснодар
2. к.э.н., доцент кафедры «Денежного обращения и кредита» Кубанского государственного аграрного университета, г. Краснодар

Ananikyan Mariya Sarkisovna, Nosova Tatiana Pavlovna
1. Student of the faculty«Finance and credit»Kuban state agrarian university, Krasnodar
2. c.e.s., assistant professor of the pulpit «Monetary circulation and credit» Kuban state agrarian university,Krasnodar
Аннотация: В данной статье рассмотрено определение термина «инновации» применительно к банковской сфере, приведена классификация инноваций. Также рассмотрены современные методы организации инновационной деятельности в ПАО «Сбербанк России».

Abstract: In this article, the definition of the term "innovations" as applied to the banking sector is considered, the classification of innovations is given. Also, modern methods of organizing innovation activities in PJSC "Sberbank of Russia" are considered.
Ключевые слова: инновации в банковской сфере, типы инноваций, банковское дело, инновационная деятельность банков

Keywords: innovations in banking, types of innovation, banking, innovative activity of banks


В современный период экономической нестабильности для банковских учреждений важным является нахождение способов удержания уже имеющейся клиентуры и привлечения новой. Жесткие конкурентные условия стимулируют банки на поиск решения данной задачи. Немаловажное значение имеет процесс оптимизации внутренних процессов, которая направлена на сокращение издержек банка. Поэтому процесс внедрения банковских инноваций приобретает особое значение.

Сегодня инновации не просто одно из явлений, которые определяют экономический рост, развитие и структурные изменения.

Инновации – характерная особенность современного банковского развития. [3]

Под банковскими инновациями понимается процесс модернизации банковской деятельности, которая заключается в усовершенствовании предоставляемых продуктов, операций, услуг, бизнес-процессов или создании новых, направленных, с одной стороны, на лучшее удовлетворение имеющихся потребностей клиентов или формирование новых, с другой – на расширение спектра предоставляемых продуктов и услуг и получение дополнительной прибыли. [5]

В специальной литературе различают несколько ключевых типов банковских инноваций, которые можно назвать универсальными для большинства отраслей.

Таблица 1

Типы инноваций

Типы инновацийХарактеристика
Продуктовые инновацииЗаключается в реализации новых продуктов на уже существующих рынках
Технологические (процессные) инновацииЗаключается во внедрении новых методов производства, технологий, операций или процессов с целью сокращения издержек или уменьшения себестоимости предоставляемых банковских услуг
Рыночные инновацииЗаключается в создании принципиально новых рынков товаров и услуг
Маркетинговые инновацииЗаключается в освоении новых ресурсов, методов работы на рынке, новых форм ведения предпринимательской деятельности
Управленческие инновацииЗаключается в изменении структуры управления банковским учреждением или процессом для достижения большей эффективности предпринимательской деятельности

В современных условиях ведущие российские банки активно используют ряд современных методов, которые помогают выявить и внедрить инновационные предложения в банковский процесс. [2]

Информационное поле идей является общим для всех банковских работников местом, где регистрируются и хранятся выдвигаемые инициативы. В информационном поле идей банковские работники могут зарегистрировать собственные предложения.

Кайдзен – подход является процессом постоянного поиска и внедрения нововведений за счет использования внутренних ресурсов банковского учреждения. Осуществление кайдзен – подхода происходит посредством постоянного совершенствования технологических процессов и банковских продуктов. [1]

Краудсорсинг – модель предполагает поиск решений задач силами фрилансеров. Задачи предлагаются неограниченному множеству людей вне зависимости от их профессионализма, возраста и статуса.

Участники краудсорсинг – модели образуют определенную группу, которая путем длительных обсуждений отбирает наиболее удачные решения. Данный метод – мощнейший инструмент, которое позволяет с минимальными затратами корректировать развитие банков. Краудсорсинг – модель позволяет проводить разработку продуктов, максимально ориентированных на собственную клиентуру. [4]

Бета-сообщества – это сообщества активных пользователей (как правило, онлайн – сервисы), помогающих тестировать предварительные версии банковских продуктов, предоставляя собственные предложения о доработках в виде обратной связи разработчикам до момента официального релиза продукта.

Хакатон – мероприятие заключается в совместной работе специалистов из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры). Данные специалисты работают над созданием веб-сервисов и мобильных приложений банковских учреждений. Формат хакатон – мероприятия предусматривает участие готовых startup – проектов. Хакатон – мероприятия проводят с целью выявления и разработки новых решений, которые, возможно, будут использоваться банками на взаимовыгодных условиях с разработчиками. [1]

В 2015 году была разработана концепция организации инновационной деятельности в ПАО«Сбербанк России». В данном документе были сформулированы целиПАО «Сбербанк России» в области инновационного развития. Данные цели заключаются в обеспечении стабильного роста и устойчивого преимущества на банковском рынке за счет внедрения и активного применения передовых технологий и управленческих решений. Принципыустойчивого развития инновационной деятельности в ПАО «Сбербанк России» заключаются:

  • в использовании интеллектуального потенциала всех работников Сбербанка;
  • в реализации структурных и технологических возможностей, которые обусловлены уникальными характеристиками ПАО «Сбербанк России»;
  • в активном применении передовых мировыхразработок.

В «Стратегии развития ПАО «Сбербанк России» на период 2015–2020 гг.» акцентируется огромное внимание на внедрениибанковских инноваций:

  • одним из приоритетов развития ПАО «Сбербанк России» является совершение «технологического прорыва», предполагающеготехнологическую модернизацию и активную интеграцию всех самых современных технологий и инноваций в ПАО «Сбербанк России»;
  • были поставлены задачи сделать инновации и краудсорсинг естественной частью работы на всех уровнях управления банком и аффилированными структурами. [6]

Во всех остальных приоритетах также просматривается направленность на непрерывную модернизацию, создание новых ивыведение на новый уровень банковских стандартов.

Таким образом, на примере ПАО «Сбербанк России» можно увидеть, что всесторонняя реализация стратегии банковского учреждения на выявление и внедрение инноваций – так называемый инновационный подход – способствует улучшению позиций данного банка на рынке услуг и способствует выходу на новые рынки.

Библиографический список

1. Бушманов Н.Ф. Инновации в сфере предоставления банковских услуг: дис. … канд. экон. наук. – М., 2015.
2. Друкер П. Бизнес и инновации / пер. с англ. – М.: ИД «Вильямс», 2014. – 446 с.
3. Игнатенко Д.М. Инновации в банковской сфере. – М.: Дело и сервис, 2015. – 278 с.
4. Нестеров Л.В., Куприянова Г.Я. Банковские инновации на современном этапе // Вопросы экономики. – 2014. - № 11. – С. 102 – 103.
5. Петров Ф.Т. Современные технологии в сфере банковских услуг: дис. … канд. экон. наук. – М., 2015.
6. Стратегия развития ПАО «Сбербанк России» на период 2015–2020 // http://www.sberbank.ru/