Abstract: The article is devoted to consideration of the problems of the development of small and medium-sized businesses in the Republic of Mordovia, including those related to the consequences of external economic sanctions. Aspects of developing directions for improving the institutional environment as a factor in the development of small and medium-sized businesses in the region are also considered. Conclusions were obtained indicating the presence of positive prospects for the further development of the formulated directions.
Keywords: small business, medium business, institutional environment, external sanctions, investments, government support.
Результаты проведённого анализа позволили выявить проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия. К таковым можно отнести следующие:
- Ограничения, возникшие на фоне санкций. Данная проблема, вызванная на фоне напряженной геополитической обстановкой в мире, обусловлена тем, что малый и средний бизнес не только в Республике Мордовия, но и во всей Российской Федерации сталкивается с невозможностью осуществления некоторых видов деятельности. Например, данная проблема серьезно подкосила финансовое положение малых и средних предприятий, которые до наложения санкций на Российскую Федерации осуществляли экспортную деятельность в европейские страны, или тех предприятий, которые в своём производственном процессе использовали ресурсы, импортированные в страну из Европы и не имеющие аналогов в Российской Федерации. И даже несмотря на то, что наша страна, и республика в том числе, сохранила сотрудничество с рядом азиатских стран, малому и среднему бизнесу необходимо время для того, чтобы восстановиться от потерь, связанных с введением санкций.
2 Сокращение числа средних предприятий. В течение периода, охватывающего временной период с 2019 по 2022 годы, число средних предприятий, ведущих свою деятельность на территории Республики Мордовия сократилось на 2 единицы. И это вовсе не значит, что численность средних предприятий в течение исследуемого периода оставалось на стабильном уровне, поскольку ещё в 2021 году их число равнялось 81 единице. Сокращение численности средних предприятий противоречит целям государственной поддержки малого и среднего бизнеса, а также серьезно сказывается на общем экономическом развитии региона.
- Нехватка квалифицированных специалистов в сфере малого предпринимательства. В процессе анализа современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Моравия мы выяснили, что численность населения, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, обратно пропорциональна численности самих малых предприятий. Из всего этого следует, что количество рабочих мест, созданных малым бизнесом сокращается. И вызвано это тем, что в пределах региона малые предприятия не имеют возможности заполнить штат своих сотрудников квалифицированными специалистами, в связи с чем их ориентир смещается с повышения количества сотрудников на повышение их качества.
Для обеспечения потенциала роста малого и среднего предпринимательства государство должно обеспечить на той или иной территории достаточно благоприятную институционную среду.
Одной из первоочередных функций институциональной среды как экономической категории является то, что она используется для создания благоприятных условий для развития бизнеса. Таким образом, для того, чтобы малый и средний бизнес в Республике Мордовия имел все необходимые условия для стабильного развития, необходимо создавать целую систему государственных институтов и совершенствовать ее в целях обеспечения благоприятного предпринимательского климата, опираясь на актуальные проблемы развития бизнеса [2].
В рамках вопроса об улучшении институциональной среды региона в качестве решения проблем малого и среднего предпринимательства нам разработан ряд практических рекомендаций, включающий в себя:
- разработку программы мониторинга качества предпринимательского климата в регионе;
- модернизация Регионального фонда инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия;
- разработка новой меры государственной поддержки, связанной с поиском каналов сбыта региональной продукции в зарубежных странах.
Программа мониторинга качества предпринимательского климата позволит Министерству экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия контролировать степень удовлетворенности субъектов малого и среднего бизнеса предпринимательским климатом в регионе, получать от них обратную связь, выявлять их потребности и совершенствовать меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Данная программа включает в себя несколько последовательных этапов:
- разработка анкеты, содержащей в себе вводную часть с прямым обращением к хозяйствующему субъекту и основную часть с перечнем тщательного проработанных вопросов открытого и закрытого типа;
- рассылка разработанных анкет субъектам малого и среднего бизнеса;
- сбор результатов анкетирования и обработка полученных данных;
- анализ результатов анкетирования;
- разработка рекомендаций на основе результатов анализа.
Для того, чтобы оптимизировать обработку данных из заполненных анкет, сами анкеты должны иметь цифровую форму и аккумулироваться в специализированных облачных сервисах, способных предоставлять
статистику полученных ответов на каждый вопрос из общего перечня. Вкачестве примеров подобных сервисов можно привести Yandex Forms и Google Forms.
Кроме того, оптимизация обработки данных анкетирования позволит сокращать время между моментом сбора заполненных анкет и моментом начала анализа результатов анкетирования. Такие условия позволят Министерству экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия в более оперативном порядке проводить мониторинг качества предпринимательского климата [1]. В целях проведения более рационального мониторинга качества предпринимательского климата анкетирования анкетирование субъектов малого и среднего предпринимательства должно проходить один раз в полгода. Визуально алгоритм процесса мониторинга качества предпринимательского климата представлен на рисунке 1.
Рисунок 1- Алгоритм процесса мониторинга качества предпринимательского климата
В регионе на данный момент осуществляет свою деятельность закрытый паевой фонд смешанных инвестиций «Региональный фонд инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия», учреждённый управляющей компанией «ПРОФИНВЕСТ». Целью его деятельности является получение прибыли на объединённые в фонд активы и распределение по истечению определённого срока полученной прибыли между инвесторами пропорционально количеству паев [4].
Сам фонд посредством своей деятельности предоставляет потенциальным инвесторам возможность приобретения пая, минимальная стоимость которого составляет 100 тыс. р. Однако, его стоимость может отличаться от минимальной в зависимости от доходности паев по прошествии отчетного периода. Так, например, стоимость одного пая инвестиционного фонда 31 мая 2023 года составила 101,65 тыс. р., что на 1,65 тыс. р. больше его минимальной стоимости. Затем инвестиционный фонд посредством продажи паев формирует определённый капитал, который распределяется между наиболее доходными субъектами малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия посредством инвестирования. По истечению срока инвестирования инвестиционный фонд получает ранее вложенные средства в большем объёме и распределяет полученную прибыль между держателями паёв, взимая с общей суммы дохода 2,5 % на вознаграждение управляющей компании, вознаграждение депозитарию и прочие расходы. Визуально процесс инвестиционной деятельности Регионального фонда инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 — Процесс инвестиционной деятельности Регионального фонда инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства РМ [4]
Паи, продаваемые Региональным фондом инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия, имеют свойства изменять свою стоимость, в связи с чем, на официальном сайте фонда публикуется динамика стоимости пая в периоде от 1 месяца до 5 лет. Динамика стоимости пая Регионального фонда инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика стоимости пая Регионального фонда инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия [3]
Показатель | В отчетную дату | Через 1 месяц | Через 3 месяца | Через 6 месяцев | Через 1 год | Через 3 года | Через 5 лет |
Темп прироста, % | — | 0,11 | 0,28 | -1,82 | -4.85 | — 16,90 | — 15,57 |
Стоимость пая, р. | 101 655 | 101 767 | 101 940 | 98 805 | 96 725 | 84 475 | 85 827 |
Таким образом, чем дольше пай задействован в процессе инвестирования средств в субъекты малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия, тем меньше становится его стоимость и доходность, соответственно. По этой причине наиболее оптимальным вариантом является покупка максимального количества паев сроком инвестирования на 3 месяца. Именно при таких условиях с учётом доходности инвестиций инвестор, он же держатель паев, получит максимальный доход от участия в формировании капитала Регионального фонда инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия.
На базе Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия уже действует интерактивная инвестиционная карта республики, содержащая в себе информацию обо всех объектах, нуждающихся в финансировании, в том числе и о предприятиях. Разработанный инвестиционный калькулятор можно было бы интегрировать в данную интерактивную инвестиционную карту с целью достижения большей эффективности финансовых вложений [57].
Дополнительная мера государственной поддержки малого и среднего бизнеса связана с поиском каналов сбыта продукции республиканских производителей в зарубежные страны. Необходимость разработки данной меры поддержки обусловлена тем, определенное число субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия, осуществляющих экспортную деятельность, на фоне санкционных ограничений по отношению к Российской Федерации столкнулись с невозможностью поставлять произведённую продукцию в страны восточной Европы, среди которых числятся Польша, Чехия, Финляндия и страны Прибалтийского региона.
Несмотря на эти условия, существует ряд дружественных стран Российской Федерации, в числе которых преобладают государства Азиатского региона. Для того, чтобы предприятия продолжали свою экспортную деятельность, посредством которой они вносят существенный вклад в развитие национальной экономики, Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия в рамках разработанной меры поддержки малого и среднего бизнеса могло бы делегировать обязанности по поиску каналов сбыта продукции, произведённой на территории республики, региональному центру «Мой бизнес».
Процесс оказания данной меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса должен состоять из трёх последовательных этапов, состоящих из ряда операций по информированию субъектов малого и среднего предпринимательства и поиску каналов сбыта в азиатских странах. Данный процесс состоит из следующих этапов: консультирование, поиск, информирование (рисунок 3).
Рисунок 3 — Алгоритм применения новой меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса
Именно такой алгоритм действий, осуществляемых в рамках оказания новой меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса, позволит республиканским производителям не прекращать поставки продукции в зарубежные страны. Данная практическая рекомендация позволит субъектам малого и среднего бизнеса обойти санкционные ограничения и сохранить объёмы своего производства.
Таким образом, разработанные практические рекомендации, направленные на улучшение институциональной среды в регионе, позволят Министерству экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия совершенствовать предпринимательский климат региона на основе предпочтений республиканских субъектов малого и среднего бизнеса, что в долгосрочной перспективе позволит нарастить количество малых и средних предприятий. А это, в свою очередь, решает проблему сокращения численности субъектов малого предпринимательства в регионе, поскольку совершенствование предпринимательского климата на основе мнения предпринимателей позволит создавать благоприятные условия для их дальнейшего развития.
Библиографический список
1 Беляев Н.В. К вопросу об инфраструктуре поддержки развития малого и среднего бизнеса в Республике Мордовия / Н.В. Беляев, С. В. Кунев // Проблемы развития предприятий: теория и практика: сборник статей IX Международной научно-практической конференции / Министерство науки и высшего образования РФ, Пензенский государственный университет; под ред. Будиной В.И. – Пенза: Пензен. гос. аграр. ун-т, 2022. – С. 29-32. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_48465740_91711861.pdf2 Беляев Н.В. Организационно-правовые основы регулирования и поддержки предпринимательства в Республике Мордовия / Н.В. Беляев, С. В. Кунев // Проблемы развития предприятий: теория и практика: сборник статей IX Международной научно-практической конференции / Министерство науки и высшего образования РФ, Пензенский государственный университет; под ред. Будиной В.И. – Пенза: Пензен. гос. аграр. ун-т, 2022. – С. 33-35. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_48465741_17231423.pdf
3 Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия // MINECO.E-MORDOVIA.RU : Официальный сайт. 2023. URL: http://mineco.e-mordovia.ru/.
4 Региональный фонд инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия. – Режим доступа: https://investfunds.ru/