Индекс УДК 330.1
Дата публикации: 30.11.2019

К вопросу о понятии «малый бизнес»

On the concept of «small business»

Сандбукт А.М.
Научный руководитель: Милета Валентин Иванович

1. Магистрант 2-го курса по направлению «Международный бизнес»
2. канд. экон. наук, доцент
Кубанский государственный университет (ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Sandbukt A.M.
Scientific adviser: Mileta Valentin Ivanovich

1. Undergraduate 2nd year in the direction of «International business»
2. PhD in Economics, Associate Professor
Kuban state University
Аннотация: В статье рассмотрены подходы к пониманию термина «малый бизнес». Осуществлено сравнение понятий «малый бизнес» и «предпринимательство». Сформулирован вывод о том, что сегодня под малым бизнесом следует понимать предпринимательскую деятельность, реализуемую субъектами рыночной экономики – индивидуальными предприятиями и хозяйственными обществами, отнесенными в соответствии с законодательно установленными критериями к малому предпринимательству.

Abstract: The article considers approaches to understanding the term «small business». Comparison of concepts «small business» and «entrepreneurship» is carried out. The conclusion is formulated that today under small business it is necessary to understand the business activity realized by subjects of market economy under the certain criteria established by the legislation revealing essence of this concept.
Ключевые слова: малый бизнес, экономика, государственная поддержка, предпринимательство, критерии.

Keywords: small business, economy, state support, entrepreneurship, criteria


Правительство любой страны уделяет особое внимание вопросам развития малого бизнеса, поскольку он является важнейшим пунктом дохода бюджета. Вместе с тем, несмотря на общепринятое признание огромной роли малого бизнеса в современной экономике, сегодня имеются различные подходы к толкованию самого понятия «малый бизнес». Все это находится в прямой зависимости от восприятия конкретного автора, отраслевой принадлежности и иных факторов.

Но прежде всего следует разобраться с понятием «бизнес». Так, по мнению О.В. Шеменева и Т.В. Харитонова, под бизнесом следует понимать рыночные отношения между юридическими и физическими лицами, осуществляющими экономическую деятельность, фундаментом которой являются разные формы собственности, способы получения прибыли и удовлетворения потребностей людей [6]. Данное определение, на наш взгляд, наиболее полно отражает указанное понятие. Отметим также, что сегодня общепринято выделять малый, средний и крупный бизнес [8].

Наиболее широким (из приведенных выше) терминов следует считать крупный бизнес, который обуславливает техническую и экономическую мощь конкретной страны. Данный вид бизнеса оказывает существенное воздействие на более мелких партнеров. Не исключено, однако и то, что он сам может попасть под влияние более сильных партнеров.

Более зависимым от внутренней экономики страны является средний бизнес, который осуществляет конкурентную борьбу как внутри группы, так и с крупным капиталом. Для того, чтобы защитить свои интересы среднему бизнесу необходима поддержка на внутреннем рынке со стороны государства.

К малому бизнесу следует причислить мелких собственников, которые в силу массовости в значительной мере определяют социально-экономический уровень государственного развития. Малый бизнес производит и потребляет огромное количество разнообразных товаров и услуг. Данный вид бизнеса сориентирован на местные рынки. Малый бизнес является разветвленной сетью организаций и лиц, связанных с массовым потреблением товаров и услуг. В связи с тем, что размер такого бизнеса в сравнении с другими видами является небольшим, исследуемый нами сектор отличается управленческой, производственной и технологической гибкостью. Данное преимущество позволяет быстро реагировать на различные рыночные изменения. Это позволяет рассматривать малый бизнес в качестве инновационного потенциала государственной экономики [6].

Предприятия малого бизнеса в современных условиях являются наиболее распространенной и самостоятельной формой организации экономической жизни общества. Малый бизнес имеет массу достоинств (высокая степень гибкости и другие). Не лишен данный вид бизнеса и недостатков (меньше финансовых возможностей и другие).

Возвращаясь к исследованию понятия и сущности малого бизнеса, считаем целесообразным пояснить следующие нюансы. Как зарубежная, так и отечественная литература отличается изобилием разных определений указанного понятия. В качестве синонимов (что, с нашей точки зрения, не всегда является верным), в экономической литературе иногда применяются и такие понятия, как мелкий бизнес, малое предприятие, малое предпринимательство, индивидуальный предприниматель и другие [4].

В широком смысле под малым бизнесом понимают мобильную совокупность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые не являются частью монополистических структур. В узком смысле данный термин можно определить как коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждой страны и отрасли критериям, прописанным в соответствующем законодательстве [4].

Интересным и наиболее полным, на наш взгляд, является определение исследуемого нами понятия, данное Н.А. Мамедовой и Е.А. Девяткиным, которые под малым бизнесом понимают предпринимательскую деятельность, реализуемую субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами или органами государственной власти, критериях, конституционирующих сущность данного понятия [5].

В экономическом словаре Б.А. Райзберга, под исследуемым нами термином понимается бизнес, реализуемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую активность индивидуальных предпринимателей, малых фирм и предприятий [7].

Помимо этого, имеется более широкое понятие – «предпринимательство». Отметим, что в соответствии с положениями ст. 34 Конституции РФ: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» [1]. Ниже представлены характеристики понятий «предприниматель» и «предпринимательство», а как же их функции.

Рисунок 1. Характеристики понятий «предприниматель» и «предпринимательство» (составлен авторами)

Необходимо отметить, что в законодательстве разных стран принято свыше 50 критериев отнесения предприятия к малому бизнесу. Среди наиболее часто встречающихся критерий можно отметить численность персонала, размер уставного капитала, показатели и вид экономической деятельности. В РФ такими критериями являются среднесписочная численность и величина годового дохода, полученного от предпринимательской деятельности. Законодательно отнесение субъектов предпринимательства к категории «малый бизнес» в Российской Федерации регулируется:

  1. Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (стати 3, 4), в котором определены субъекты малого предпринимательства и закреплены условия отнесения субъектов к малому и среднему предпринимательству [2];
  2. Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», которое конкретизирует указанный количественный критерий отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства [3].

Проведенное исследование позволяет заключить, что сегодня имеются различные подходы к определению понятия «малый бизнес». Было выявлено, что понятия «малый бизнес» и «малое предпринимательство» имеют сходные черты и зачастую употребляются в качестве синонимов. Обобщив приведенные мнения и подходы к понятию, можно сделать вывод, что под малым бизнесом следует понимать предпринимательскую деятельность, реализуемую субъектами рыночной экономики – индивидуальными предприятиями и хозяйственными обществами, отнесенными в соответствии с законодательно установленными критериями к малому предпринимательству.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 31. – Ст. 4006.
3. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 15. – Ст. 2097.
4. Долженков С.В. Малый бизнес: понятие, критерии, роль // Известия Регионального финансово-экономического института. – 2017. – № 3 (15). – С. 4.
5. Мамедова Н.А., Девяткин Е.А. Малый бизнес в рыночной среде. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 152 с.
6. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / под редакцией О.В. Шеменевой, Т.В. Харитоновой. М.: Дашков и К, 2014. – 294 с.
7. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 512 с.
8. Скороход Т.С., Костромицкий В.С., Чич Н.Ш. Понятие и сущность малого бизнеса // Приоритетные направления развития науки, техники и технологий. Международная научно-практическая конференция. – 2016. – С. 26-28.