Индекс УДК 330.341.4
Дата публикации: 15.08.2016

Реструктуризация бизнеса: стейкхолдеровский подход

Business restructuring: stakeholderst approach

Бикеева Марина Викторовна
Национальный исследовательский Мордовский государственный
университет им. Н.П. Огарёва, г. Саранск
Bikeeva Marina Victorovna
National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk
Аннотация: Целью исследования является разработка подхода реструктуризации бизнеса в контексте теории заинтересованных групп. Системный подход лежит в основе взаимодействия бизнеса с заинтересованными группами. Результатом реструктуризационных преобразований является долгосрочное развитие предприятия на основе взаимовыгодных отношений с заинтересованными группами в рамках продолжительного партнерства.

Abstract: The aim of the study is to develop an approach to business restructuring in the context of the theory of interest groups. A systematic approach is the basis of interaction of business with stakeholders. The result of the restructuring transformations is a long-term development of the enterprise on the basis of mutually beneficial relations with stakeholders in the framework of a long-term partnership.
Ключевые слова: реструктуризация бизнеса, заинтересованные группы, стейкхолдероский подход

Keywords: business restructuring, interest groups, stakeholderst approach


В условиях трансформации и переосмысления сути корпоративных отношений необходима новая теоретическая модель бизнеса, ориентированная на широкий круг заинтересованных групп. Такая модель основывается на возросшей роли взаимодействия всех заинтересованных групп, вовлеченных как в активные, так и пассивные формы участия в операциях бизнеса с целью извлечения выгод от связей с ним [5]. Становится очевидным, что в подобных условиях бизнесу для сохранения конкурентоспособности необходимо корректировать свою деятельность с учетом постоянно изменяющихся требований внешней и внутренней среды. Своевременное осуществление корректирующих действий проходит с помощью комплекса рабочих инструментов, среди которых ведущая роль отведена реструктуризации.

Различные концептуальные подходы реструктуризации бизнеса представлены в трудах таких зарубежных ученых, как Ж.-Л. Арегль, С. Дежу, П. Друкер, Ф. Котлер, Д. Кэмпебел, Ж.-Ж. Ламбен, Ж. Морэн, Д. Ф. Мур, К. Прахалад, Б. Ричардсон, Г. Хамел, М. Хаммер, Ф. Хьюз, Д.О. Шонесси, Дж. Чампи и др. Отечественный опыт реструктуризации бизнеса также отражен в обширном спектре работ российских экономистов, что свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблематики.

Ретроспективный анализ работ, посвященных процессу реструктуризации, показал, что для периода 2000 – 2001 гг. характерны исследования, в которых рассматриваются вопросы теоретического и практического характера проведения реструктуризации бизнеса, её методологические основы (Д.В. Соколова, М.Б. Соколовской, А.К. Тутунджян). Позднее появляются более обобщенные подходы к пониманию сущности процесса реструктуризации как совокупности мероприятий по комплексному приведению условий функционирования предприятия в соответствие с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией его развития (И.И. Мазур, В.Д. Шапиро) [8, с. 20]. Ценность данного подхода состоит в увязывании таких базовых элементов, как «оптимизация системы функционирования предприятия», «требования внешнего окружения», «стратегия развития», «повышение эффективности и конкурентоспособности». По мнению автора именно этот подход дает системное и комплексное представление и наиболее полно раскрывает сущность реструктуризации.

Не стоит игнорировать и ряд других, достаточно интересных определений, отражающих сущность реструктуризации бизнеса сквозь призму сохранения или увеличения прибыли (Л.П. Белых) [3, с.6]; восстановления конкурентоспособности бизнеса и увеличения его стоимости (Т.А. Зуб, Е.М. Панина) [1, с. 157]; радикальный способ структурных преобразований организации (В.Я. Захаров) [6, с. 151]; изменение структуры капитала и деловых операций компаний (Дж. М. Вахович) и др.

Для настоящего времени также характерны попытки обобщения и анализа опыта реструктуризации на разных уровнях ее проведения – от отдельных функций до хозяйственной системы в целом [2; 10; 12]. Однако исследование показало отсутствие единого подхода к определению реструктуризации бизнеса [4]. При этом необходимость в её проведении возникает, как правило, в трех ситуациях:

— как выход из кризисного положения предприятия;

— как реакция на неблагоприятные прогнозы деятельности предприятия и негативные изменения, связанные с падением его конкурентоспособности (оперативная реструктуризация);

— как возможность создания уникальных конкурентных преимуществ для благополучных и быстро растущих предприятий (стратегическая реструктуризация).

С позиции А.А. Томпсона и А.Дж. Стрикленда реструктуризация проводится при наступлении следующих ситуаций:

— затяжного кризиса в ключевых подразделениях компании;

— смены главы корпорации и в соответствии с этим изменения её стратегии;

— появления инновационных технологий или видов продукции, требующих кардинального пересмотра бизнес-портфеля компании для закрепления ее на перспективных рынках;

— появления возможности у компании крупного и ценного приобретения, финансирование которого требует продажи активов или нескольких подразделений;

— потери привлекательности ключевой отрасли компании, что требует коренного пересмотра всего портфеля [11, с. 314].

Стратегия реструктуризации, по их мнению, используется диверсифицированными компаниями и предполагает кардинальное изменение портфеля корпорации за счет исключения одних и приобретения других подразделений.

Однако, по мнению автора, реструктуризацию не следует рассматривать как способ вывода предприятия из кризисного и предкризисного состояния, поскольку это объективно необходимый процесс периодических качественных преобразований в подобных условиях. В исследовании сделан акцент на реструктуризации благополучного бизнеса с позиции его трансформации в социально-экономический институт с учетом спектра предъявляемых социальных требований [7]. При этом реструктуризация представляет собой бесконечный процесс, который необходимо проводить, не отставая от изменений внешней среды. Конкретное же содержание процесса реструктуризации определяется в зависимости от того, какая форма реструктуризации реализуется, т.е. проводится оперативная реструктуризация, направленная на решение наиболее острых экономических и финансовых проблем в краткосрочном периоде, или же осуществляется более сложная стратегическая реструктуризация.

Таким образом, характерной чертой всех представленных научных подходов является акцент на технократические и экономические позиции и полное отсутствие подходов, основанных на взаимоотношениях бизнеса с заинтересованными группами, а также игнорирование социальных и этических сторон функционирования бизнеса. По мнению многих отечественных экономистов, реструктуризация – это, во-первых, объективное экономическое явление, характеризующее изменения во взаимодействии составляющих экономической структуры бизнеса, характеризующее жизнеспособность и динамичность его развития и направленное на повышение экономической эффективности и достижение более высокого уровня конкурентоспособности. Во-вторых, в условиях быстрой смены инновационных технологий, крупных экономических и политических изменений возникает разрыв между требованиями рынка и медленно изменяющейся стратегией предприятия, приводящий к его несостоятельности и банкротству. Реструктуризация в данном случае выступает в качестве своевременной реакции предприятия на изменение требований внешней среды. В-третьих, реструктуризация в целом – позитивный процесс, характеризующий способность предприятия и институтов экономической системы к обновлению и переходу на новые этапы развития.

Однако подобные подходы, на наш взгляд, являются недостаточными для всего спектра современных требований, предъявляемых внешней и внутренней средой к бизнесу. С позиции автора необходимость в реструктуризации возникает не только у предприятий, находящихся в неблагополучном состоянии. Важность реструктуризации для успешных компаний обосновывается необходимостью постоянно следовать рыночным изменениям и приводить систему управления и функционирования предприятия в соответствие с изменившимися условиями. А современное время как раз диктует необходимость переоценки и адаптации всех элементов управления бизнесом на гармонизацию интересов заинтересованных групп [9, с.98]. Реструктуризация в авторской интерпретации представляет собой комплексный характер преобразований для достижения долгосрочного развития предприятия, затрагивающих формирование взаимовыгодных отношений с заинтересованными группами в рамках продолжительного партнерства. В этом контексте реструктуризация является моментом устойчивого развития бизнеса вне зависимости от его масштабности и отраслевой принадлежности. Постоянное же отслеживание рыночных изменений и соответствие им является особенностью маркетингового подхода. Именно наличие маркетинговой основы в процессе реструктуризации бизнеса может эффективно обеспечить достижение ключевой цели – сбалансированность, гармонизацию интересов бизнеса, потребителей и общества в целом, партнерство всех участников рыночной деятельности.

Библиографический список

1. Антикризисное управление организацией: Учебное пособие / А.Т. Зуб, Е.М. Панина. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. – 256 с.
2. Балашов А.П. Теоретические основы реструктуризации организации: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016. – 254 с.
3. Белых Л.П. Реструктуризация предприятий: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Л.П. Белых. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 511 с.
4. Бикеева М.В. Систематизация научных взглядов на реструктуризацию предприятия. Проблемы современной экономики, 20111. №2. С. 139-142
5. Бикеева М.В. Типология заинтересованных групп бизнеса Системное управление. 2016. №1(30). С.6
6. Захаров В.Я. Антикризисное управление. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (060000) / В.Я. Захаров, А.О. Блинов, Д.В. Хавин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 287 с.
7. Иванова И.А., Бикеева М.В. Оценка эффективности реструктуризации бизнеса и его социальной ответственности: современный методологический подход. Менеджмент в России и за рубежом. 2015. №1. С.89-96
8. Мазур И.И. Реструктуризация предприятий и компаний / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др. Справочное пособие / Под ред. И.И. Мазура. – М.: Высшая школа, 2000. – 587 с.
9. Современная модель эффективного бизнеса: монография / М.В. Бикеева, Н.Ю. Жукова, О.С. Жуковец и др. / Под общ. Ред. С.С. Чернова. – Книга 9. – Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2010. – 199 с.
10. Стратегическое взаимодействие рыночных субъектов в маркетинговых системах: Монография / В.Н. Наумов, В.Г. Шубаева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 270 с.
11. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. / А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. Пер. с англ. Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 576 с.
12. Управление изменениями: Учебник / О.В. Кожевина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 304 с.